Положение об организации работы педагога-дефектолога
учебно-методический материал
1. Общее положение
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» N 273-ФЗ 29 декабря 2012 года, на основании действующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_o_rabote_dektologa.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кольчугинская школа №1»
Симферопольского района Республики Крым
ул. Школьная, 21 , с. Кольчугино, Симферопольский район, Республика Крым, 297551,
тел. (0652) 31-51-56, e-mail kolshooll@mail.ru,
ОКПО 00796625, ОГРН 1159102010121, ИНН/КПП 9109008815/910901001
________________________________________________________________________
ПРИНЯТО Протокол заседания педагогического совета школы ___.___.________г. №____ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «Кольчугинская школа №1» ____________О.А.Лущик приказ №______ от ____.____._____г. |
Положение №_____
об организации работы педагога-дефектолога
1. Общее положение
Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» N 273-ФЗ 29 декабря 2012 года, на основании действующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897;
- Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 6 октября 2009 г. № 373;
- Приказа Минобрнауки России от 19декабря 2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательных программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067) ;
- Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» ;
- Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»;
- Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (с изменениями от 1 февраля 2005 г.).
- Цель деятельности педагога-дефектолога:
2.1 Своевременная помощь детям с ОВЗ при освоении программного минимума содержания образования в условиях образовательного учреждения;
2.2 Коррекция развития познавательной сферы обучающихся с ОВЗ в динамике образовательного процесса.
3. Задачи деятельности педагога-дефектолога:
3.1 Выявление неблагоприятных вариантов развития и квалификация трудностей, обучающихся;
3.2 Определение причин и механизмов нарушений в развитии каждого обучающегося;
3.3 Разработка программ развития в условиях взаимодействия педагогов психолого- педагогического консилиума школы;
3.4 Динамическое изучение психического и речевого развития обучающихся, контроль над
соответствием программы обучения за реальными достижениями и уровнем развития
обучающихся;
3.5 Проведение индивидуальных, групповых коррекционных занятий с детьми,
испытывающими трудности в овладении программного материала;
3.6 Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося;
- Направления деятельности педагога-дефектолога:
4.1. Диагностическое направление:
- индивидуальная диагностика детей с ОВЗ и детей с трудностями в обучении (по
запросу);
- динамическое наблюдение за развитием обучающегося;
- распределение детей на группы по ведущему дефекту;
- определение оптимальных условий индивидуального развития в процессе комплексного воздействия на обучающегося.
- .Коррекционное направление:
- системное коррекционное воздействие на учебно–познавательную деятельность обучающихся в динамике образовательного процесса;
- преодоление разрыва между обучением и развитием в процессе реализации коррекционных программ в условиях взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса;
- коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ.
4.3. Аналитическое направление:
- сравнение и обработка результатов успешности программ коррекционных занятий с учетом анализа результатов.
- Консультативно-просветительское и профилактическое направление:
- оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения, обучающихся с ОВЗ;
- разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуально типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
4.5. Организационно-методическое направление:
- участие в подготовке и проведении ППк, методических объединениях, педагогических советах, оформлении документации педагога-дефектолога.
5. Организация деятельности работы педагога-дефектолога:
5.1. Зачисление на занятия осуществляется на основе комплексной диагностики
- изучения детей в индивидуальной и групповой деятельности с 1.09 - 01.10. Итоговое диагностическое обследование проводится с 01.05. - 31.05. ежегодно. Педагог – дефектолог планирует индивидуально-коррекционные занятия, направленные на развитие отдельных психических функций (пространственный гнозис, внимание, сенсомоторное развитие, тактильно-двигательное восприятие и др.) и коррекцию выявленных нарушений у детей. Выпуск может производиться по окончанию учебного года, в случае успешной коррекции познавательных и речевых процессов, обучающихся с ОВЗ.
5.2. Основной формой дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Продолжительность индивидуальных коррекционных занятий 20-25 минут. Перерыв между индивидуальными занятиями 5-10 минут. Продолжительность групповых коррекционных занятий 35-40 минут (академический час). Перерывы между фронтальными занятиями составляют 10-15 минут.
5.3. Коррекционные занятия могут проводиться как в основное учебное время, так и во второй половине дня, в соответствии с расписанием. По договоренности с администрацией учреждения и учителями классов специалисты могут брать обучающихся на занятия с некоторых уроков (музыка, технология, изобразительное искусство и других уроков с меньшей интеллектуальной нагрузкой), исходя из особенностей развития обучающихся, которым рекомендована частая смена различных видов деятельности и переключаемости, в связи с особенностями поведенческого и эмоционального состояния, для более эффективной интеллектуальной работы в дальнейшем.
5.4. Недельная нагрузка педагога-дефектолога составляет 20 астрономических часов при пятидневной рабочей неделе, которые направлены на:
- проведение коррекционно-развивающих занятий (индивидуальных, групповых);
- изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий;
- консультативную работу с педагогами и родителями;
- участие и подготовку ППк, методических объединений, педсоветов. Время перемен входит в рабочее время учителя-дефектолога и может использоваться для проверки работ обучающихся, выполненных ими на занятии, для подготовки к следующему занятию и др.;
- консультативная работа, посещение уроков и оформление документации.
5.5. Занятия с педагогом-дефектологом проводятся по расписанию, составляемому самостоятельно специалистом с учетом учебного расписания, согласуются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются в специальном порядке директором школы.
5.6. На каждую группу обучающихся у педагога- дефектолога имеется рабочая программа на учебный год групповых и индивидуальных занятий.
5.7. Темы (содержание) групповых и индивидуальных занятий отражаются в журнале учета посещаемости занятий у педагога- дефектолога (приложение 1).
6. Руководство деятельностью педагога-дефектолога:
6.1.Общее руководство работой педагога- дефектолога и осуществляется директором
школы.
- Директор школы:
- назначает на должность педагога-дефектолога лицо, имеющее высшее специальное образование в порядке, предусмотренном законодательством РФ;
- создает условия для проведения коррекционной работы, в том числе обеспечивает дефектологический кабинет специальным оборудованием и методической литературой, диагностическим инструментарием и дидактическим материалом.
- Педагог-дефектолог
- подчиняется непосредственно директору школы;
- исполняет обязанности, установленные инструкцией.
6.4 Обязанности по контролю и руководству за организацией и проведением коррекционных занятий, ведением документации возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
7.Педагог-дефектолог имеет в наличии и ведет следующую
документацию:
7.1. Положение об организации работы педагога-дефектолога;
7.2. Должностная инструкция педагога-дефектолога;
7.3. План работы на учебный год педагога-дефектолога;
7.4. Отчет о результатах коррекционно-развивающего обучения за учебный год;
7.5. Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором;
7.6. Журнал учета работы учителя-дефектолога; журнал индивидуальных коррекционных учебных занятий (приложение 2);
7.7. Списки обучающихся, нуждающихся в занятиях с педагогом-дефектологом
(приложение 3);
7.8 Списочный состав коррекционных групп (приложение 4);
7.9 Карта динамического развития обучающегося (приложение 5);
7.10. Программы по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся с ОВЗ;
7.11. Подборку диагностического инструментария и перечень методической литературы;
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОЛЬЧУГИНСКАЯ ШКОЛА №1»
ЖУРНАЛ
Приложение 2
Журнал учета работы учителя-дефектолога;
Журнал индивидуальных коррекционных учебных занятий
Приложение 3
Список обучающихся,
нуждающихся в занятиях с педагогом-дефектологом
20__/20__ учебный год
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Класс/ группа | Выявленное нарушение |
Учитель-дефектолог____________________________________
(Ф.И.О.)
Приложение 4
Списочный состав коррекционных групп
Состав коррекционных групп | ||||
№ | 1 группа (……..) | 2 группа (……..) | 3 группа (……..) | 4 группа (……..) |
1 | ||||
2 | ||||
…. |
Учитель-дефектолог____________________________________
(Ф.И.О.)
Приложение 5
Карта динамического развития обучающегося
Параметры измерения | Социальный анамнез | Состояние здоровья | Особенности эмоционально- волевой сферы | Уровень развития познавательных процессов | Программа обучения | Уровень учебных действий | Уровень усвоения программы | Уровень развития трудовых навыков | ||||||||||||||||||||
Развитие эмоций | Развитие волевых качеств | Внимание | Память | Мышление | Речь | |||||||||||||||||||||||
Фамилия, имя обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||||
м | р | ч | м | р | ч | |||||||||||||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение по организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга
В положение включены разделы:1. Общие положения (цели, задачи, законодательная и нормативная основа деятельности по ОТ, структура управления ОТ),2. Обязанности и права руководителей и специалистов по ...
ПОЛОЖЕНИЕ об организации работы внутришкольного объединения «Школа передового педагогического опыта»
.Настоящее Положение определяет порядок выявления, изучения, обобщения, продвижения и распространения передовой и инновационной деятельности в образовательном пространстве МБОУ – СОШ №1 р.п. Сте...
Положение об организации работы по охране труда
Положение об организации работы по охране труда в общеобразовательном учреждении...
Корекционно-воспитательная работа педагога-дефектолога с аномальными детьми
Работа педагога-дефектолога. занимает исключительно важное место в лечебно - коррекционной работе по реабилитации детей с поражением нервной системы. Эта работа сочетается с другими звеньями комплексн...
Годовой план работы педагога-дефектолога
Годовой план работы педагога-дефектолога...
Перспективный план работы педагога-дефектолога
Перспективный план работы педагога-дефектолога...