Положение по организации работы по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса в МОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга
материал по теме
В положение включены разделы:
1. Общие положения (цели, задачи, законодательная и нормативная основа деятельности по ОТ, структура управления ОТ),
2. Обязанности и права руководителей и специалистов по соблюдению нормативных актов по охране труда,
3. Деятельность уполномоченных и комиссии по ОТ,
4. Организация аттестации рабочих мест по условиям труда,
5. Ответственность лиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
polozhenie_po_upravleniyu_ot.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ.
Постановлением профсоюзного комитета Директор МОУ СОШ №117:
Протокол № ___ от «___» ______________ _______Даниленко С.Ю.
Председатель профкома _______Егорова Т.В. приказ № 1 от 13.01.2009г.
Положение по организации работы по охране труда
и обеспечению безопасности образовательного процесса
в МОУ СОШ № 117
1. Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, с отраслевым стандартом «Управление охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса в системе Минобразования России. Основные положения. ОСТ-01-2001» для организации работ по охране труда и обеспечения безопасности образовательного процесса в образовательном учреждении (ОУ).
1.2.Управление охраной труда в ОУ заключается в реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, в подготовке, принятии и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение
безопасности, сохранение здоровья и работоспособности работников и обучающихся в процессе труда, учебно-воспитательного процесса.
1.3. Цели и задачи в области охраны труда:
- обеспечение безопасности жизнедеятельности работников школы и обучающихся, укрепление их здоровья.
- организация мероприятий по охране труда, обеспечению социальных гарантий работникам образовательного учреждения.
1.4. Функциональными объектами управления ОТ и обеспечением безопасности образовательного процесса в школе являются различные направления деятельности школы. Организационными объектами управления являются звенья организационной структуры управления ОТ, которая представлена в приложении 1 к настоящему Положению.
1.5.Управление охраной труда (ОТ) и обеспечением безопасности образовательного процесса (ОБОП) основано на выполнении следующих общих функций управления:
- прогнозирование,
- планирование;
- организация,
- координация;
- стимулирование,
- контроль,
- учет;
- анализ.
1.6: Законодательной и нормативной основой деятельности по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса является Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, постановления Правительства Российской Федерации и Минтруда России, государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормативы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН), а также нормативные акты по охране труда, приказы, распоряжения Минобразования России и настоящее Положение. Объектом управления охраной труда является деятельность всех структурных подразделений.
1.7. Деятельность руководящих работников в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными обязанностями по охране труда.
Деятельность рабочих и обучающихся регламентируется должностными обязанностями по охране труда и инструкциями по охране труда и безопасности.
Должностные обязанности руководящих работников и инструкции по ОТ для работников и обучающихся разрабатываются в соответствии с законодательными и иными нормативными актами по ОТ и отраслевого стандарта ОСТ-01-2001.
1.8. Управление охраной труда и ОБОП осуществляют:
- в целом по учреждению - руководитель,
- в подразделениях - руководители соответствующих структурных подразделений и служб.
1.9. Оперативное управление, организационно-методическую работу по управлению охраной труда, подготовку управленческих решений и контроль за их реализацией осуществляет заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе.
1.10. Руководители, должностные лица, специалисты и рабочие несут персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей, соблюдение требований правил, инструкций и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, а также данного Положения.
2. Обязанности, права и ответственность руководителей и специалистов по соблюдению законодательных и иных нормативных актов по охране труда
Педагогический совет:
- рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса,
- заслушивает руководителя о выполнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся.
Директор школы:
- организует работу по созданию и обеспечению условий проведения учебно-воспитательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;
- обеспечивает безопасную эксплуатацию инженерно-технических коммуникаций оборудования и принимает меры по приведению их в соответствие с действующими стандартами, правилами и нормами по охране труда. Своевременно организует осмотры и ремонт зданий и помещений школы,
- назначает приказом ответственных за соблюдение требований охраны труда в учебных, рабочих кабинетах, а также иных помещениях;
- утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране труда для работающих и обучающихся в ОУ;
- принимает меры но внедрению предложений членов коллектива, направленные на дальнейшее улучшение и оздоровление условий проведения образовательного процесса;
- выносит на обсуждение педагогического совета, производственного совещания или собрания трудового коллектива вопросы организации работы по охране труда и обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса;
- отчитывается на собраниях трудового коллектива о состоянии охраны труда и обеспечение безопасности учебно-воспитательного процесса, выполнении мероприятий по оздоровлению работающих, обучающихся, улучшению условий учебно-воспитательного процесса, а также о принимаемых мерах по устранению выявленных недостатков;
- организует обеспечение работников учреждения спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими типовыми нормами и инструкциями;
- осуществляет поощрение работников за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда;
- проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников и обучающихся;
- оформляет прием новых работников только при наличии положительного медицинского заключения. Контролирует своевременное проведение диспансеризации работников.
- организует в установленном порядке работу комиссий по приемке ОУ к новому учебному году. Подписывает акт приемки
-обеспечивает выполнение директивных и нормативных документов по охране труда, предписаний органов управления образованием, государственного надзора и технической инспекции труда,
- немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае и случае со смертельным исходом с обучающимися непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям, пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
- обеспечивает расследование и учет в установленном Трудовым Кодексом и иными нормативными правовыми актами порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- проводит вводный инструктаж по охране труда с вновь поступающими на работу лицами (если иное не предусмотрено локальным актом);
- планирует в установленном порядке периодическое обучение работников по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности на курсах, семинарах, организуемых органами управления образованием,
- запрещает проведение учебно-воспитательного процесса при наличии опасных условий для здоровья обучающихся и работающих,
- определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, проводит оплату больничных листов нетрудоспособности и доплату лицам, работающим в неблагоприятных условиях труда,
- несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий учебно-воспитательного процесса.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
- организует работу по соблюдению в учебно-воспитательном процессе норм и правил охраны труда;
- разрешает проведение образовательного процесса с обучающимися при наличии оборудованных для этих целей учебных помещений, отвечающих правилам и нормам безопасности жизнедеятельности, принятых по акту в эксплуатацию,
- составляет списки лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам с указанием фактора, по которому установлена необходимость проведения периодического медицинского осмотра,
- организует разработку и периодический пересмотр не реже 1 раза в 5 лет инструкции по охране труда, а также разделов требований безопасности жизнедеятельности в учебном процессе при выполнении практических работ;
- контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся и его регистрацию в журнале,
- организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте (первичный и периодические) с педагогическими работниками школы, оформляет уголок безопасности жизнедеятельности для педагогов;
- проводит совместно с профкомом административно-общественный контроль безопасности использования, хранения учебных приборов и оборудования, химических реактивов, наглядных пособий, учебной мебели. Своевременно принимает меры к изъятию учебного оборудования, приборов, не предусмотренных типовыми перечнями, в том числе самодельного, установленного в мастерских, учебных и других помещениях без соответствующего акта-разрешения, приостанавливает образовательный процесс в помещениях образовательного учреждения, если там создаются опасные условия здоровью работников, обучающихся;
- выявляет обстоятельства несчастных случаев, происшедшие с работающими, обучающими;
- несет ответственность за выполнение должностной инструкции в части обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- обеспечивает выполнение педагогами, специалистами учреждения возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности,
- оказывает методическую помощь педагогам по вопросам обеспечения охраны труда, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;
- обеспечивает методическими материалами по охране труда педагогических работников школы;
- организует с участием зам.директора по АХЧ своевременное и качественное проведение паспортизации учебных кабинетов, мастерских, спортзала, а также подсобных помещений;
- контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении учебного процесса совместно с зам.директором по АХЧ.
Заместитель директора по внеклассной воспитательной работе:
- обеспечивает выполнение классными руководителями, воспитателями, возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
- участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками или учащимися;
- несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно-полезного труда обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда,
-оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям кружков, спортсекций, походов, экскурсий по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;
- контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм, требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ вне образовательного учреждения с обучающимися.
Преподаватель-организатор ОБЖ, заместитель директора по праву:
- осуществляет образовательный процесс с учетом специфики курса ОБЖ, обеспечивает соблюдение обучающимися правил безопасности при проведении образовательного процесса;
- участвует в планировании мероприятий по ОТ, жизни и здоровья обучающихся и работников школы;
- взаимодействует с заинтересованными учреждениями и организациями по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- обеспечивает хранение индивидуальных средств защиты работающих, обучающихся, совершенствование учебно-материальной базы по курсу ОБЖ;
- обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их использование;
- определяет методику, порядок обучения учащихся правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности; осуществляет проверку знаний обучающихся,
- организует с обучающимися, и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т.д.;
- проводит обучение, консультации, инструктажи работающих и обучающихся по вопросам безопасности жизнедеятельности;
- участвует в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, происшедших с работниками и обучающимися, административно-общественного контроля по вопросам охраны труда;
- несет личную ответственность за жизнь, здоровье обучающихся во время образователь-ного процесса.
Начальник ГО в школе
- планирует и организует работу по обеспечению безопасности школы в ЧС;
- разрабатывает план ГО и антитеррористической защиты школы и руководит его реализацией;
- проводит плановые мероприятия по действию работников и учащихся в ЧС;
- отвечает за наличие в школе планов эвакуации и плана действий сотрудников в ЧС.
Заместитель директора по административно-хозяйственной части:
- обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек ОУ, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт,
- обеспечивает безопасность при переноске тяжестей, погрузочно-разгрузочных работах, эксплуатации транспортных средств на территории образовательного учреждения;
- организует соблюдение требований, пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения,
- обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных, рабочих кабинетов и других помещений в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
- несет ответственность за составление паспорта санитарно-технического состояния школы;
- обеспечивает учебные, рабочие кабинеты и другие помещения оборудованием и инвентарем, отвечающим требованиям правил и норм безопасности жизнедеятельности, стандартам безопасности труда,
- организует проведение периодических (1 раз в 3 года) измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных котлов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
организует не реже 1 раза в 5 лет разработку инструкций по охране труда по видам работ для технического персонала,
- организует обучение, проводит инструктажи на рабочем месте (первичный и периодические) технического и обслуживающего персонала, оборудует уголок безопасности жизнедеятельности,
- приобретает согласно заявке спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты для работников и обучающихся; обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря.
Заведующие кабинетами, учебной мастерской, спортивным залом:
- осуществляет организацию безопасности и контроль состояния рабочих мест, учебного оборудования, и наглядных пособий;
- не допускает проведение учебных занятий в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуатацию помещениях,
- разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение руководителю учреждения,
- контролирует оснащение учебного помещения противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а каждого рабочего места - и инструкцией, наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- проводит инструктаж по охране труда обучающихся, с обязательной регистрацией в журнале;
- вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в соглашение по охране труда), а также доводит до сведения руководителей учреждения о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма работающих, обучающихся,
- подает в установленном порядке заявки на спецодежду и другие средства индивидуальной защиты дли работников, обучающихся,
- немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником, обучающимся;
- несет ответственность в соответствии с действующим законодательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работниками, обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.
Педагог, классный руководитель, воспитатель:
- обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
- оперативно извещает руководство ОУ о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи,
- вносит предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся,
- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях, правил поведения воспитательных мероприятий с обязательной регистрацией в журнале;
- организует изучение обучающимися правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и.т.д.,
- несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса;
-осуществляет контроль за соблюдением правил (инструкций) по охране труда;
- участвует в планировании мероприятий по ОТ, жизни и здоровья учащихся.
Председатель профкома:
- организует общественный контроль за состоянием безопасности жизнедеятельности, деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий труда, быта и отдыха работающих и обучающихся;
- принимает участие в разработке перспективных и текущих планов раьоты, инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности, подписывает их и способствкет претворению в жизнь;
- контролирует выполнение коллективных договоров, соглашений по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет защиту социальных прав работающих, обучающихся;
-проводит анализ травматизма и заболеваемости, участвует в разработке и реализации мероприятий по их предупреждению и снижению;
- представляет совместно с членами органов, уполномоченных обучающимися и их родителями, интересы членов профсоюза в совместной с администрацией комиссии по охране труда, включая и участие в расследовании несчастных случаев.
Работник обязан:
- соблюдать требования охраны труда, установленные законами и иными нормативными правовыми актами, а также правилами и инструкциями по охране труда,
- правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда,
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении острого профессионального заболевания (отравления).
- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обследования.
3. Деятельность уполномоченных и совместной комиссии по охране труда
3.1. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда в образовательном учреждении избираются уполномоченные лица по охране труда трудового коллектива, согласно Постановлению Минтруда России от 08.04.94 № 30
3.1.1. Уполномоченные:
- осуществляют постоянный' контроль за соблюдением работодателем законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, состоянием охраны труда, включая контроль за выполнением работниками их обязанностей в этой в сфере в структурных подразделениях учреждения, подготавливают предложения по улучшению условий и охраны труда,
- организуют свою работу во взаимодействии с руководителями структурных подразделений ОУ, профсоюзным органом, с государственными органами надзора по охране труда и инспекцией профсоюзов.
3 1.2. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их за счет организации правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда.
3.2. Для организации сотрудничества по вопросам охраны труда работодателя и работников и их представителей, а также регулирования отношений между ними и на основании постановлений Министерства труда РФ от 12.10.1994 № 64 в учреждении создается совместная комиссия по охране труда, куда на паритетной основе входят представители работодателя, профсоюзов и уполномоченные из структурных подразделений школы.
3.2.1.Комиссия:
- избирает из своего состава председателя, заместителей от каждой стороны и секретаря;
-осуществляет свою деятельность в соответствии с планом работы (заседания - не реже 1 раза в квартал);
- проводит анализ состояния условий и охраны труда в школе и подготавливает предложения (в пределах своей компетенции) по решению проблем охраны труда;
- разрабатывает (на основе предложений сторон) программы совместных действий директора школы, профсоюза и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний,
- информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средств индивидуальной зашиты.
- организует сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.
Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах без освобождения от основной работы, если иное не оговорено в коллективном договоре.
Для выполнения возложенных задач членам комиссии рекомендуется пройти обучение по вопросам охраны труда по специальной программе за счет средств фонда социального страхования.
4. Организация аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.1. Аттестация рабочих мест проводится в целях:
- планирования и проведения мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- обоснований предоставления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда,
- решения вопросов, связанных с установлением диагноза профзаболевания;
- рассмотрения вопросов о прекращении (приостановлении) эксплуатации лаборатории, учебного и производственного оборудования, изменения технологий, представляющих непосредственную угрозу для жизни и (или) здоровья работников и обучающимся;
- включения в трудовой договор (контракт) условий труда работников;
- ознакомления работающих с условиями труда на рабочих местах;
- составления статистической отчетности и применения административно -
экономических санкций к должностным лицам в связи с нарушениями законодательства об охране труда.
Для проведения работ по аттестации в организации создается комиссия (утверждаемая директором школы) из ведущих специалистов, представителей профсоюза или иных общественных организаций во главе с директором. Комиссия в работе руководствуется:
- положением о порядке проведении аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. постановлением Минтруда РФ от 14.03.97 г. № 12);
- федеральным законом от 17.12.2001г. №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
- руководством Р 2.2. 755-99 "Гигиенические критерии оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса.
5. Ответственность.
5.1. Школа в соответствии со ст. 32 Закона РФ «Об образовании» несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников.
5.2. Лица, виновные в нарушении требований охраны труда или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.3. В порядке, установленном законом, они могут быть привлечены к административной ответственности, к уголовной ответственности.
5.4. В случае осуществления школой деятельности с опасными для жизни и здоровья работников, обучающихся нарушениями требований охраны труда она может быть приостановлена по предписанию руководителя государственной инспекции труда или государственного инспектора до устранения указанных нарушений
Составлено ответственным по ОТ Малыгиной Т.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об организации работы по охране труда
Положение об организации работы по охране труда в общеобразовательном учреждении...
Инструкция. По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использыванием страховочной веревки.(высотой от пяти метров)
данная статья предназночается для пидогогов дополнительного образования трениров и инструктаров по скалалазанию...
РАЗДЕЛ 5. Организация работ по охране труда Тема 5.1. Особенности обеспечения безопасности условий труда
Содержание:¨Травматизм. Производственный травматизм¨Анализ причин травматизма¨Классификация производственных травм , несчастных случаев¨Причины НС...
Организация работы педагога-психолога со всеми субъектами образовательного процесса,направленная на формирование стрессоустойчивости у подростков
Содержание опыта работы по данной теме...
Статья "Обеспечение эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии".
Выступление об обеспечении эффективности образовательного процесса через организацию исследовательской деятельности на уроках географии было сделано на конференции в РГПУ им. А.И. Герцена в октябре 20...
«Организация и обеспечение безопасности образовательного процесса в Отделении дополнительного образования детей в образовательной организации»
Описание организации и обеспечения безопасности образовательного процесса в Отделении доплонительного образования детей в образовательной организации.СодержаниеВведение ...
Ресурсное обеспечение (технологизация) образовательного процесса посредством обновления материально-технической базы образовательной организации (кабинет профильного труда) в процессе реализации проекта «Современная школа» - доклад учителя профильного тр
Для организации качественного доступного образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в образовательной организации реализуется мероприятие федерального проекта «Современная школа»...