Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении
методическая разработка

Девиантное поведение старших подростков является педагогической проблемой, эффективное решение которой на современном этапе позволит повысить уровень педагогической работы с будущими поколениями и, соответственно, нравственную чистоту и стабильность общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Формы, методы, средства и направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением в образовательном учреждении

Воспитание нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением требует самых осторожных и тактичных действий со стороны педагога. Именно от него зависит в большой степени нравственное здоровье воспитанника и общества в целом. В связи с этим внимание многих ученых и практиков сосредоточено на поиске и определении форм, методов, средств и направлений воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением и механизмов, лежащих в их основе.

Для начала рассмотрим формы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

Организовывая процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, педагог может использовать самые разнообразные формы работы:

  • экскурсии;
  • спектакли;
  • игры;
  • выпуск стенгазет;
  • создание проектов;
  • просветительская работа.

 Хороший педагогический эффект дает использование проблемных ситуаций, когда старшему подростку с девиантным поведением предлагается поразмышлять, найти выход из предложенной ситуации, предложить решение проблемы.

 Моделирование ситуаций - еще одна форма воспитания нравственных качеств. Старшие подростки с девиантным поведением включаются в обсуждение, делятся личным опытом, переживают, осознают ценности.

Формы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением бывают индивидуальными и групповыми. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга.

Воспитание нравственных качеств позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного старшего подростка, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец.

В определенной мере недостатки воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением преодолеваются в групповом воспитании нравственных качеств, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре.

В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение и т.д.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения.

Знания старших подростков с девиантным поведением о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний.

Приведенные классификации, разумеется, не раскрывают всего богатства воспитательного процесса. В сложном процессе воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением возможны разные формы работы. Из приведенных классификаций форм воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением наиболее универсальной нам представляется вторая.

Методы нравственного воспитания, такие как, этическая беседа, рассказ - это своеобразный инструмент в руках учителя, воспитателя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов воспитания нравственных качеств осуществляется целенаправленное воздействие на старших подростков с девиантным поведением, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.

Формы организации и методы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением изменяются от индивидуальных особенностей старших подростков с девиантным поведением. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы.

Конечная цель работы с коллективом – воспитание личности каждого старшего подростка с девиантным поведением. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива — это не самоцель, а лишь наиболее действенный путь формирования нравственной личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе воспитания нравственных качеств широко применяются такие методы как: упражнение и убеждение.

Упражнение - обеспечивает выработку и закрепление необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Убеждение - направлено на формирование этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов.

Для активизации нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. Этот метод побуждает старших подростков с девиантным поведением систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю.

Самостоятельное решение нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет устанавливать связь между поступками и нравственными качествами старших подростков с девиантным поведением, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу.

И. Г. Щукина выделяет три группы методов воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением:

- методы формирования сознания (рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, диспут, доклад, пример);

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (упражнение, поручение, воспитывающие ситуации);

- методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание).

В процессе воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением применяются и такие вспомогательные методы как поощрение и наказание. Они служат для одобрения положительного и суждения отрицательных поступков и действий. К методам воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением относится так же личный пример, который оказывает огромное влияние на сознание и поведение, на формирование морального облика.

В системе основных методов воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением используется такой метод, как положительный пример. В педагогической литературе он рассматривается как самостоятельный метод формирования нравственного сознания и поведения.

Т.И. Власова среди методов воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением называет формирование и медитационное закрепление образов, «парадоксальную» аналогию, самооценку и др.

В свою очередь С.И. Маслов предлагает методы пробуждения адекватных эмоций, акцентирования ценности, ценностных сопоставлений. Определенная последовательность этих методов образует механизм присвоения ценностей: их эмоциональное приятие, осознание и включение в систему ценностных ориентации личности.

В качестве механизмов выступают внушение, заражение, убеждение, подражание, идентификация, обособление, интериоризация, экстериоризация, механизм сдвига мотива на цель, игра и др. Их знание и учет помогают более правильно строить процесс воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением.

В основе этого воздействия может лежать механизм внушения. Внушение (или суггестия) определяется как воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, поведения старшего подростка с девиантным поведением в соответствии с этой информацией.

Правильность внушения зависит от ряда факторов. Чтобы изменить настрой, поведение старшего подростка с девиантным поведением, в высказываниях педагога должны превалировать образность, ритм, внушающая интонация, а не логика и доказательность. Образность достигается не только речевыми, но и наглядными средствами. В медицине внушение проявляется в методе лечения гипнозом. В педагогике гипноз недопустим. В этом случае действенным оказывается, например, метод демонстрации.

Как бы хороши ни были методы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, положительный результат они дают лишь при определенных условиях:

1. Любой метод должен быть гуманным, не унижающим старшего подростка с девиантным поведением, не нарушающим его прав.

2. Метод должен быть реальным, осуществимым, он требует логического завершения.

3. Для использования метода должны быть заранее подготовлены условия и средства.

4. Метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем старшим подросткам с девиантным поведением и в любой ситуации.

5. Методы воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением следует применять тактично. Старшие подростки не должны чувствовать, что их воспитывают.

6. При подборе методов следует учитывать степень сложности формируемого нравственного качества.

7. Проектируя, подбирая методы, важно предвидеть возможные результаты воздействия их на конкретного старшего подростка с девиантным поведением.

8. Применение методов воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным требует терпения и терпимости. Когда дело касается старшего подростка с девиантным поведением нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат. Следует повторять уже использованные методы и подбирать новые, с пониманием относясь к тому, что результат будет достигнут не сразу, и возможно не в той форме и не в том качестве как мы планировали.

9. Преобладающими в воспитании нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением должны быть практические методы, которые предполагают обучение старших подростков способам действия. Если только опираться на сознание, понимание значимости положительного поведения и не обучать способам такого поведения, результатов не будет.

10. Методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи.

Средством воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которым стремится человек.

Средства воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением можно объединить в несколько групп:

Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и другие средства можно объединить в первую группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением, т.к. способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Многочисленные исследования показывают, что старшие подростки с девиантным поведением живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На старшего подростка с девиантным поведением производят сильные впечатления работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно старшему подростку.

Художественные средства наиболее хороши при воспитании у старших подростков с девиантным поведением нравственных установок, нравственных качеств.

Вторым средством воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является природа. Природа дает возможность вызывать у старших подростков с девиантным поведением гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у старших подростков уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности старших подростков с девиантным поведением многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.

Третьим средством воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением является собственная деятельность старших подростков: труд, учебная деятельность, художественная деятельность, спортивная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходима, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению. Общение как средство воспитания нравственных качеств лучше всего выполняет задачи корректировке представлении о морали и воспитании чувств и отношений.

Средством воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением может быть вся та атмосфера, в которой живет старший подросток: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью. Окружающая старшего подростка с девиантным поведением обстановка является средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм воспитания нравственных качеств.

Выбор средств воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением зависит от ведущей задачи, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.

Направления воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением:

1. Воспитание толерантности.

2. Воспитание трудолюбия.

3. Воспитание ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Таким образом, нами были выделены формы (экскурсии, спектакли, игры, создание проектов, моделирование ситуаций, индивидуальные и групповые), методы (методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно – репродуктивные и проблемно – ситуативные, методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта поведения, методы поощрения и наказания), средства (художественные, природа, собственная деятельность) и направления (воспитание гражданственности, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, формирование ценностного отношения к семье, воспитание ценностного отношения к природе, воспитание ценностного отношения к прекрасному) воспитания нравственных качеств у старших подростков с девиантным поведением. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и подростков с девиантным поведением

статья рассматривает домашнее чтение на уроках английского языка как средство коррекции ценностных ориентаций детей и пдростков, склонных к девиантному поведению...

Психолого-педагогическое сопровождение подростков с девиантным поведением в образовательной среде

За последнее время в системе образования России организовалась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение ...

Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)

Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...

Особенности формирования нравственных качеств у подростков с девиантным поведением

В педагогической литературе нравственные качества определяют, как моральные нормы и принципы, которые стали внутренними мотивами поведения и влияют на жизненные выборы человека.Цепочка этих выборов и ...

Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением

Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно ...

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «МОЯ УНИКАЛЬНОСТЬ», ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ ИХ «ОБРАЗА Я»

Программа “Моя уникальность” разработана для обучающихся с девиантным поведением с учетом возрастных особенностей старших подростков и способствует позитивной социализации учащихся.  ...