Духовно-нравственное воспитание подростков с девиантным поведением
статья
Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно стать формирование у подростков нравственного опыта, создание условий для осознания подростками необходимости переоценки своего поведения, что может помочь подросткам в этот исключительно сложный для них критический возрастной период обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duh-nr_vosp_dev._podrostk.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
подростков с девиантным поведением
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Ни для кого не секрет: в настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Сведенной до минимума оказалась воспитательная функция системы образования. Сегодня совершенно ясно, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом ныне деструктивна и разрушительна — с точки зрения развития личности, семьи и государства.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания обрела чрезвычайную значимость. Ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных. Необходимо достичь устойчивости не только социально-экономического, но и духовного развития. На это указывает и национальная доктрина образования. В этом основополагающем государственном документе, который устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития, цели и задачи, читаем: «Система образования призвана обеспечить
— историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
— воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью».
Что же такое духовность? Это устремлённость личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания; определение человеческого способа жизни, выраженное в стремлении к познанию мира и, прежде всего, самого себя.
Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов [2,65].
Согласно Толковому словарю русского языка Д. Н. Ушакова, душа определяется как «… внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства, и т. п.», а также как «… совокупность характерных свойств, черт, присущих личности, характер человека».
Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремлённый к социально – позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию. Духовный человек – это, - прежде всего, гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займёт российская культура в мировой цивилизации.
Что же такое нравственность? Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков.
Нравственное воспитание — непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.
Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение.
Ещё В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить „умению чувствовать человека“.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, 192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [9,345]. С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [23,414].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Методы нравственного воспитания
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие школьникам норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г. И. [23,78], в которой выделяют такие группы методов:
- методы формирования сознания личности;
- методы организации деятельности;
- методы формирования опыта общественного поведения;
- методы стимулирования поведения и деятельности.
В учебных пособиях прежних лет методы этой группы назывались короче и выразительнее – методами убеждения, поскольку главное их назначение – формирование устойчивых убеждений. Не знания, а убеждения стимулируют поступки, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания. Методы достигают цели, когда у подростков сформировалась готовность активно включаться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Убеждение в воспитательном процессе достигается при использовании различных приемов и методов: чтение и анализ притч, басен, назидательных рассказов; этические беседы, разъяснения, внушения, диспуты, пример.
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей и личностных качеств обучающихся.
Этическая беседа – метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, учащиеся легче постигают их сущность и значение.
Пример – воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Духовно – нравственное воспитание
Под духовно – нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно – нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявлению духовной рассудительности, послушанию, доброй воли).
В России духовно – нравственное воспитание традиционно содействовало так же духовно – нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах её проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и даёт русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объёмного восприятия мира, своего места в нём.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
Принципы духовно-нравственного воспитания
Православно – христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, кризиса внутреннего мира человека. В этой связи, методологической основой духовно – нравственного воспитания подрастающего поколения России становятся традиции православной культуры, представленные в различных аспектах:
- культурно – историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
- нравственно – этическом (в контексте нравственного православно – христианского учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми);
- этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
Духовно – нравственное воспитание опирается на следующие принципы:
- принцип доступности используемых средств, форм и методов;
- опора на общественно – значимые и культурные ценности при выстраивании воспитательной деятельности;
- принцип гуманных и толерантных отношений при построении системы взаимодействия;
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода к личности подростка;
- принцип сотрудничества.
Девиантное поведение
Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Разные научные дисциплины дают различные определения девиантному поведению:
- Социальные науки: социальные явления, которые представляют реальную угрозу физическому и социальному выживанию человека в данной социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, нарушение процесса усвоения и воспроизводства норм и ценностей, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому человек принадлежит.
- Медицинский подход: отклонение от принятых в данном обществе норм межличностных взаимодействий: действий, поступков, высказываний, совершаемых как в рамках психического здоровья, так и в разных формах нервно-психической патологии, особенно пограничного уровня.
- Психологический подход: Отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Таким образом, девиантное поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией.
Известный социолог Мертон Р.К. считает, что «если ребёнок не может удовлетворить своих потребностей ни в творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведёт его к саморазрушению, как личности».
Дезадаптация подростков, проявляющаяся в несоблюдении норм и правил поведения, чаще всего является следствием или отражением семейного воспитания. Если семья не может быть опорой в организации воспитательного процесса, упущения в этом отношении приводят к невосполнимым последствиям.
Как правило, в таких семьях формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишенная устойчивых нравственных ориентиров. Условия жизни в таких семьях превышают предел адаптационных возможностей ребёнка и вызывают хроническое психическое перенапряжение, что нередко приводит к побегам из дома, бродяжничеству, потере интереса и мотивации к обучению. Другими словами, создаёт питательную среду для прямых асоциальных влияний, к совершению подростками преступлений и правонарушений, т.к. многие семейные нарушения делают подростков более склонными к девиантному поведению.
Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и, связанные с этим, неудачи в учёбе, неумение строить взаимоотношения с социумом и, возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа подростков. Это сопровождается потерей смысла существования, проявлениям негативной девиации и преступности, как самой острой форме девиантного поведения подростков. Нарушения поведения детей и подростков и их социальная дезадаптация является актуальной проблемой, и эта актуальность имеет чётко выраженную тенденцию к росту.
Признаки девиантного поведения
- Отклоняющееся поведение личности — это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.
- Девиантное поведение и личность, его проявляющая, вызывают негативную оценку со стороны других людей (социальные санкции).
- Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.
- Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).
- Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.
- Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.
- Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.
- Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.
Классификация поведенческих девиаций
Ц. П. Короленко и Т. А. Донских (1990) предложили следующую классификацию поведенческих девиаций:
- нестандартное поведение (действия, выходящие за рамки социальных стереотипов поведения, но играющие позитивную роль в развитии общества):
- деструктивное поведение:
- внешнедеструктивное поведение (направленное на нарушение социальных норм):
- аддиктивное (использование каких-то веществ или специфической активности с целью ухода от реальности и получения желаемых эмоций),
- антисоциальное (нарушение законов и прав других людей);
- внутридеструктивное поведение (направленное на дезинтеграцию самой личности: суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутическое поведение).
В. Н. Иванов (1995) выделяет два уровня девиаций по уровню опасности для человека и общества:
- докриминогенный уровень — мелкие проступки, нарушение норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-полезной деятельности, употребление алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику, и другие формы поведения, не представляющие серьёзной общественной опасности;
- криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных уголовно-наказуемых деяниях.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем подрастающего поколения является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением.
Кроме педагогического воздействия на формирование нравственных качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, полоролевые различия детей, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, тоже накладывает отпечаток на формирование личности.
Отклонения от общепринятых социальных и морально – нравственных форм поведения ставят серьёзные задачи перед семьёй, школой и обществом в целом. Речь идёт о формировании главного стержня, определяющего последующую позицию человека в оценке себя, окружающих людей, происходящих событий, своих действий и поступков, а также активность и направленность усилий в работе над собой.
Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей вызывают у подростков сложности в развитии и становлении. Поэтому одним из главных направлений в работе педагогического коллектива должно стать формирование у подростков нравственного опыта, создание условий для осознания подростками необходимости переоценки своего поведения, что может помочь подросткам в этот исключительно сложный для них критический возрастной период обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и вернуть возможность нормальной жизнедеятельности.
Список использованной литературы
- Воронов В.В. Технология воспитания. - М., 2000.
- Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов – на – Дону, 2005.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления. - М., 1993.
- Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. - М., 2001.
- Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание в школе для детей и подростков с девиантным поведением (Из опыта работы)
Дорогие Коллеги!Хочу предложить Вашему вниманию свою работу по Духовно-нравственному воспитанию подростков с девиантным поведением.Для справки: Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от о...
Девиантное поведение подростка. Технологии работы социального педагога с подростками девиантного поведения.
Причины, которые являются источником девиантного поведения, требуют особого изучения, так как их учет будет способствовать эффективной организации социально-педагогической деятельности с такими ...
Духовно-нравственное воспитание в процессе профилактики девиантного поведения подростков с нарушением интеллекта.
Профилактика девиантного поведения подростков с нарушением интнллекта...
«Формирование опыта духовно-нравственного поведения воспитанников на примере Омского кадетского военного корпуса», научно-исследовательская работа, 11 класс
Научно-исследовательская работа представлена на региональной научно-практической конференции: "Молодежь в новом тысячелетии: проблемы и решения" ...
Человечность в поведении животных и нечеловеческое поведение людей (роль анималистического образа в художественном произведении в формировании духовно-нравственного человека)
Исследовательская работа по литературе...
Девиантное поведение - причины, формы, виды, коррекция профилактика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся...