«Пути формирования произношения дошкольников с нарушенным слухом».
статья

      В овладении произношением дошкольников с нарушениями слуха выделяется два пути.

     Первый путь -- информальный, который предполагает овладение произношением без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.

      Второй путь -- систематическое целенаправленное обучение произношению, основными формами которого являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки.

       В статье рассмотрены методические приёмы для осуществления последовательной коррекционной работы, позволяющие использовать отрабатываемый материал в разных видах речевой деятельности: в виде собственного говорения, на уровне слухо-зрительного и слухового восприятия, чтения и письма. Учитывая особенности дошкольного возраста, целесообразно включать речевой материал в содержание дидактических игр, в рисование, конструирование и другие виды детской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_mo.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное общеобразовательное учреждение

                                        «Адаптированная школа – интернат № 4»                                                         

Доклад по теме:

«Пути формирования произношения дошкольников с нарушенным слухом».

                 Составила: учитель – дефектолог

                                                                           дошкольной группы № 2    

 Сковородкина Светлана Алексеевна.

Великий Новгород

2019

В овладении произношением дошкольников с нарушениями слуха выделяется два пути.

     Первый путь -- информальный, который предполагает овладение произношением без специального обучения, на основе подражания речи педагога при постоянном пользовании звукоусиливающей аппаратурой в процессе слухо-зрительного восприятия речи, а также в ходе восприятия ограниченной части речевого материала только на слух.

      Основная цель первоначального этапа - формирование потребности в устном общении. Прежде всего поощряется любая попытка ребёнка выразить своё сообщение. Просьбу в устной форме, в любом доступном ему речевом оформлении.

    Задача педагога – понять высказывание малыша, правильно оформить его в соответствии с возрастом и произносительными возможностями ребёнка. Педагог даёт образец высказывания и побуждает ребёнка произнести его вместе (сопряжённо) или после взрослого (отражённо). Многократное слухо –зрительное восприятие образца слова. Короткой фразы, сопряженное и отражённое проговаривание речевого материала приводит к постепенному уточнению варианта проинесения самим ребёнком.

       В зависимости от исходного состояния слуха и индивидуальных особенностей ребенка дети могут усваивать ритмико-слоговую структуру слов, воспринимать словесное ударение, усваивать произношение ряда звуков, прежде всего гласных и некоторых согласных.

           Второй путь -- систематическое целенаправленное обучение произношению, основными формами которого являются специальные фронтальные и индивидуальные занятия, речевые зарядки. На фронтальных и индивидуальных занятиях время на работу по развитию слухового восприятия и на обучение произношению делится пополам.

      Задачей индивидуальных занятий является формирование первичных навыков звукопроизношения или их коррекция, устранение дефектов голоса, речевого дыхания, нарушений воспроизведения слова.

     На индивидуальных занятиях проводится работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения. Индивидуальные занятия обеспечивают возможности подхода к каждому ребенку группы с учетом состояния слуха, исходных речевых данных, особенностей интеллектуального и эмоционального развития. Содержание индивидуальных занятий с ребенком определяется особенностями произношения каждого ребенка и программными требованиями.

     Для осуществления последовательной коррекционной работы на индивидуальных занятиях должны применяться разнообразные методические приемы, позволяющие использовать отрабатываемый материал в разных видах речевой деятельности: в виде собственного говорения, на уровне слухо-зрительного и слухового восприятия, чтения и письма. Учитывая особенности дошкольного возраста, целесообразно включение отрабатываемого материала в содержание дидактических игр, связь его с рисованием, конструированием и другими видами детской деятельности.

      Основной задачей фронтальных занятий является закрепление произносительных навыков, сформированных на индивидуальных занятиях. Материал фронтальных занятий должен быть доступен всем детям как в отношении лексического состава, так и по возможностям его произношения.

      На фронтальных занятиях может вестись работа над такими характеристиками произношения, как темп, слитность, словесное ударение, которые поддаются коррекции на слухо-зрительной основе в процессе подражания речи педагога.

     С целью работы над темпо-ритмической стороной речи широко используется фонетическая ритмика. Для детей младшей группы особое значение в процессе фонетической ритмики имеет обучение подражанию движениям, сочетанию движений с речью, что долгое время представляет трудность для детей, учитывая уровень их моторного развития.

      На фронтальных занятиях проводится работа по автоматизации или дифференциации имеющихся звуков, материалом для которых являются слова и фразы, подобранные с учетом их необходимости для общения.

      Одной из форм организации работы по обучению произношению являются речевые зарядки, основными задачами которых являются вызывание звуков с помощью фонетической ритмики, закрепление и автоматизация усвоенных навыков звукопроизношения на материале слогов, слов, словосочетаний, предложений; работа над ритмико-интонационной стороной речи; отработка в речи детей навыка воспроизведения слов и предложений, наиболее необходимых и часто употребляемых в речи; слов со сложной структурой, которые нуждаются в систематической отработке.

     Воспитатели, музыкальный работник, психолог должны быть информированы о состоянии произношения каждого ребенка группы, о требованиях, которые могут быть предъявлены к устной речи ребенка в быту и разных видах деятельности.

     Формирование звуков проводится два этапа работы. В первый этап входит - нерегламентированное усвоение звуков, во второй - регламентация звукового состава речи.

       Остановимся на первом этапе – первоначальном (до 4-4,5 лет). Работа проводится с помощью фонетической ритмики всех звуков, исключение составляют глухие дети, в работу у них не включаются аффрикаты [ц] и [ч]. Начинается работа с гласного звука [а], затем звуки [п], [б], [м], и только потом [у], [т], [н], [о], [л], [ф], [в], [и], [б], [э], [к], [г], [х], [с], [ш], [з], [ж], [р]. На вызывание каждого звука отводится 1-2 недели. Каждый звук автоматизируется сначала в самых простых позициях, затем в более сложных, в позициях, которые могут спровоцировать дефектное произнесение. Дети овладевают правильной артикуляцией звуков, некоторые звуки замещаются различными заменами.

     На втором этапе –основном (4,5 – 7 лет), начинается работа по уточнению звукового состава речи с использованием всех известных приемов постановки и коррекции звуков. Большая часть детей с нарушениями слуха, точно произносят только отдельные звуки, пропускают их, воспроизводят с заменами. В свою очередь замены бывают: регламентированными, допустимыми и дефектными.

      Одним из основных методов работы над произношением в этом периоде остается речевая ритмика, она способствует вызыванию звуков по подражанию, подготавливает артикуляционный аппарат к произнесению звука и облегчает этим постановку. Благодаря этому вызванный звук легко вводится в слово и фразу, даже тогда, когда педагог поставил его с помощью механических приемов.

                           Много времени отводится на работу над словом.

    В работу над словом включается: различные стороны его фонетического оформления – звуко -слоговая и ритмическая структура, орфоэпия и темп.

Используются следующие виды работ:

-воспроизведение слов по подражанию;

-чтение с разложением на части;

-чтение без разложения на части;

-называние картинок, ответы на вопросы и т. д.

    Когда ребенок не может воспроизвести слово по подражанию, тогда используется речевая ритмика. Слово делится на части, отдельным движением подчеркивается произнесение смычно-проходных и фрикативных звуков, особенно когда они находятся в конце слова или в стечении согласных.

    Каждая часть слова сопровождается движением речевой ритмики, где каждое движение плавно переходит одно в другое, и это способствует слитному произнесению слова. Сам характер движений определятся фонетическим составом слова и его ритмической структурой.

                 На занятиях работа проводится следующим образом:

-педагог произносит слово в нормальном темпе, соблюдая ударение и орфоэпические нормы, - предъявляет детям образец звучания;

-дети вместе с педагогом произносят слово слитно, но в несколько замедленном темпе, фиксируя внимание на звуках, воспроизведение которых в слове вызывает затруднения;

-дети вместе с педагогом произносят слово в темпе, близком к естественному (на этом этапе можно пробовать сократить количество движений);

-дети самостоятельно произносят слово.

     К 3-5 годам обучения дети овладевают навыками аналитического чтения, в дальнейшем это может быть использовано при работе над произношением. Детям предлагается читать слова с разложением на части и без него (Пелымская Т.В., Шматко Н.Д.).

                                           Работа над фразой.

      В содержание работы над фразой входят следующие направления: слитное произнесение коротких фраз, разделение длинных фраз на синтагмы с помощью пауз, выделения логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произнесения фразы и ее интонационного рисунка.

      Используется речевая ритмика, ребенок сопровождает свою речь дирижированием, одно движение - короткая фраза или синтагм. Отдельные слова выделяются только в том случае, когда этого требует интонация.

      При работе используются: различные стихи, которые дети разучивают к праздникам; ответы на вопросы. Работа над фразой тесно связана с формированием выразительной речи, речевой интонации.

     Все эти упражнения направлены на формирование умения произносить речевой материал слитно, с изменением темпа, силы и высоты голоса, а также отражать в устной речи свое эмоциональное состояние, отношение к объекту высказывания. Это способствует тому, чтобы самостоятельная фразовая речь детей становилась все более естественной и выразительной.

                Дидактическая игра как средство коррекционной работы с

                                   детьми с нарушениями слуха.

      В дидактической игре у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха развиваются все психические процессы, в том числе и произносительные навыки. Игра как метод развития произносительных навыков содержит в себе большие потенциальные возможности:

Вызывает интерес к занятиям.

Развивает все психические процессы.

Учит следовать правилам, развивает контроль и самоконтроль.

Закрепляет полученные знания и умения.

     Дидактическая игра - это ценное средство воспитание интеллектуальной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей непреодолимое желание всё познать. Игра может сделать любой учебный материал интересным, она стимулирует работоспособность и помогает усвоить новые знания (Новоселова С.Л., 1977).

    Сорокина А.И. выделяет следующие виды и типы дидактических игр. Виды игр: путешествия, поручения, предположения, загадки, беседы.

Типы игр:

-Обогащения активного словаря;

-Формирование грамматической структуры;

-Развитие слоговой структуры слова;

-Развитие связной речи.

     Дидактическая игра имеет определенную структуру. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

дидактическая задача;

игровая задача;

игровые действия;

правила игры;

результат (подведение итогов).

     Предъявляются следующие требования к дидактическим играм, проводимым на занятиях:

- они должны быть построены на любимых детям играх; важно наблюдать за детьми, понимать какие игры им нравятся больше или же меньше; каждая игра непременно содержит новизну; игра не урок.

   -дети должны с удовольствием познавать новое и всегда хотеть погрузиться в новую игру, а если им становится скучно - её необходимо заменить;

   -эмоциональное состояние педагога должно соответствовать, нужно не только проводить саму игру, но и играть вместе с детьми;

   -игра - хорошая диагностика и ребенок показывает себя в игре со всех своих лучших и не лучших сторон.

    -необходимо разговаривать с детьми, а не применять дисциплинарные меры к воспитанникам, нарушившим правила; важно проанализировать и разобрать, кто как играл и как можно было избежать конфликта.

     Дидактическая игра - уникальная форма воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, позволяющая заинтересовать и увлечь дошкольника; сделать его работу продуктивной не только на психологическом, но и на интеллектуальном уровне.

    В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет предыдущие. Взаимодействие педагога и ребенка происходит в игровой деятельности, что позволяет наладить с ним эмоциональный контакт, одновременно развивать произносительные навыки, положительно воздействует на психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)

Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...

Использование ИКТ в формировании произношения детей с нарушениями слуха

В статье описывется роль ИК технологий в процессе формирования произносительной стороны речи учащихся с нарушенным слухом....

Презентация на тему: Содержание обучения произношению детей с нарушениями слуха

В презентации кратко рассмотрены разделы обучения произношению детей с нарушениями слуха....

Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом

Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием.  У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной си...

Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников с нарушением слуха.

Когсультация предназначена для педагогов работающих с детьми с нарушением слуха. Статья раскрывает значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка, а так же методы и приемы, спосо...

Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...

Использование мультимедийных технологий в обучении произношению детей с нарушениями слуха.

Мультимедийное оборудование дает возможность собирать воедино огромный объем информации, выбирать интересующие в данный момент информационные блоки, позволяет сделать занятие интересным, увлекательным...