Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников с нарушением слуха.
статья на тему
Когсультация предназначена для педагогов работающих с детьми с нарушением слуха. Статья раскрывает значение художественной литературы в нравственном воспитании ребенка, а так же методы и приемы, способствующие приобщению дошкольников с нарушением слуха к художественной литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-_rol_hud._literatury_v_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov_s_nar._sluha.docx | 35.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Огирева Людмила Валентиновна
КОУ «Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №1»,
г. Нижневартовск
Роль художественной литературы в нравственном воспитании дошкольников с нарушением слуха
Формирование нравственных представлений у глухих и слабослышащих детей затруднено из-за ограниченности речевого общения, поэтому практический нравственный опыт дошкольников необходимо формировать в тесной связи с развитием их речи (Н.А. Рау, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова). Большое значение в формировании нравственных чувств и представлений имеет чтение и рассказывание произведений детской художественной литературы. Использование массовой детской литературы в процессе воспитания дошкольников с нарушением слуха ограничено из-за трудностей сюжета и словаря художественных призведений. Благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов дети с нарушением слуха могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений. На решение этой задачи направлено раннее обучение чтению и специально организованное рассказывание. Программа формирования речи дошкольников с нарушением слуха предусматривает обучение чтению с трёхлетнего возраста. Именно самостоятельное чтение, понимание контекстной речи в значительной мере призваны восполнить малышу то, что лишает его нарушение слуха.
Для дошкольника с нарушением слуха восприятие рассказа протекает с большими затруднениями. Поэтому рассказывание, особенно на раннем этапе обучения, осуществляется с максимальным привлечением разнообразных неречевых средств. Привлечение наглядных, «зримых» средств, живо и красочно изображающих знакомую детям действительность, помогают им реально представить тот или иной круг явлений, получить образцы правильного поведения и наконец, приобрести умение выражать полученный опыт в словах. Задача педагога, работающего с дошкольниками с нарушенным слухом – как можно раньше сделать их читателями. Многочисленные наблюдения специалистов коррекционной педагогики (Н.А. Рау, Б.Д. Корсунская, Н.Г. Морозова) подтверждают, что раннее приобщение глухих и слабослышащих детей к детской художественной литературе, пусть в меньшем объеме, в обедненном качестве, с использованием специальных методических средств и приемов, играет огромную роль в развитии их чувств, формировании культуры поведения, становлении их личности.
Роль чтения для детей с нарушением слуха как важнейшего средства их нравственного воспитания подчеркивала Б.Д. Корсунская. Созданные ею тексты (книги для чтения, адресованные детям с нарушением слуха, «Читаю сам», ч. 1-3) отражают различные сюжеты, связанные с деятельностью детей и взрослых и направленные на формирование понимания поведения взрослых и детей, его оценки, овладения такими понятиями, как «добрый», «заботливый», «трудолюбивый», «обманщик», «жадный».
Сформированные в связи с чтением и рассказыванием нравственные представления надо связать с событиями реальной жизни, примерами из жизни детей, иначе они могут быть формально усвоены. Предлагаемая Б.Д. Корсунской методика чтения и рассказывания предусматривает систему работы над каждым текстом. Чтению рассказа предшествует ознакомление детей с подобной жизненной ситуацией, усвоение новых слов и словосочетаний, эмоциональный рассказ педагога, сопровождаемый инсценировкой с использованием игрушек. Сюжеты рассказов взяты из жизни детей и затрагивают нравственные проблемы, понятные малышам.
По сложившейся традиции целью обучения дошкольника с нарушением слуха в первую очередь становится формирование его мышления и речи, воспитание у него бытовых навыков. Формированию простых, жизненно необходимых представлений, отражающих взаимоотношения людей, отношение к природе, животным, элементарные понятия о добре, справедливости, дружбе, развитию эмоциональной восприимчивости неслышащего ребенка уделяется недостаточно внимания. Это наносит ущерб процессу становления личности, ее нравственному воспитанию.
В связи с этим возникает противоречие между тем, что у детей дошкольного возраста необходимо формировать нравственные представления и тем, что эта работа ведётся не систематически, а такое эффективное средство как художественная литература используется лишь эпизодически. У детей с нарушенным слухом, которые из-за дефекта слухового анализатора, имеют специфические особенности в развитии всей психической деятельности, и малый социальный опыт, не происходит самостоятельного формирования нравственного поведения. Поэтому, работая в этом направлении, возникла необходимость в совершенствовании методов и приемов, способствующих приобщению дошкольников с нарушением слуха к художественной литературе. Мной были разработаны и включены в воспитательно – образовательный процесс специальные занятия, чтобы наиболее эффективно осуществлять процесс формирования нравственных представлений и чувств у дошкольников с нарушением слуха. Основными задачами таких занятий являются: пробуждение у детей нравственных чувств; формирование нравственных и этических представлений, норм поведения в быту; уточнение уже имеющихся представлений и закрепление соответствующего словаря; обучение детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре; развитие умения чувствовать и понимать другого; воспитание желания помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого; повышение самооценки детей, их уверенности в себе; сплочение детского коллектива.
При организации занятий необходимы следующие условия: положительный эмоциональный настрой; обязательное использование индивидуальных слуховых аппаратов; организационная и направляющая роль воспитателя; активизация всех детей группы, привлечение каждого к выполнению заданий, поручений; готовность воспитателя к проведению инсценированного рассказа; готовность детей к восприятию рассказа; наличие наглядных пособий и других средств выразительности, доступных зрительному восприятию; использование технических средств (компьютер) для оптимизации процесса формирования нравственных представлений.
Хочется отметить огромную роль инсценированного рассказа, предваряющего чтение. Непонятный при первом самостоятельном чтении рассказ после инсценирования (а не пояснительного чтения, в процессе которого инсценируются отдельные непонятные предложения) легко воспринимается детьми. Чтение рассказа после инсценирования содействует более полному пониманию смысла и закреплению словаря. После чтения содержание разбирается по вопросам, драматизируется, и дети пересказывают его дактильно-устно, устно (слабослышащие и дети с кохлеарной имплантацией). Продуманная подготовка наглядных пособий и других средств выразительности, доступных зрительному восприятию, компенсирует недоступную ребенку с нарушением слуха интонационную выразительность. Рекомендуется выделять повышением или понижением голоса опорные слова текста. Даже в том случае, если дети не воспринимают эти слова на слух, несколько изменившаяся артикуляция послужит для них смыслораз личительным признаком. Необходимо привлекать и так называемые естественные жесты. Жесты должны быть понятны детям. Сюжетный рассказ выступает в качестве основного средства в сложном процессе формирования нравственных представлений, на основе которых формируется и культура поведения ребенка. Основной словарь текста должен быть знаком детям. Педагог может проверить знание детьми необходимого минимума слов с помощью различных дидактических игр, на разных занятиях и непосредственно в общении.
Литература:
1.. Корсунская Б.Д. Читаю сам. Книга для чтения для глухих дошкольников. В 3-х кн. М., ВЛАДОС, 1980, 2000, 2011.
2. Корсунская Б.Д. Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих. - //Дефектология, 1975, №6
3. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика, ВЛАДОС, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план работы по формированию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха (4-5 год обучения)
Работа по формированию и воспитанию культуры поведения у старших дошкольников с нарушением слуха запланирована в разных видах деятельности: игры, труд, чтение, индивидуальные и групповые беседы. Так ж...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Создание условий для духовно - нравственного воспитания детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Развитие личности ребенка будет гармоничным только в том случае, е...
Особенности эмоциональной сферы у дошкольников с нарушенным слухом
Эмоциональная сфера ребенка с нарушенным слухом отличается однообразием. У детей вызывают затруднения не только дифференциация эмоциональных состояний, их уместность в той или иной конкретной си...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Педагогические условия воспитания нравственных качеств у старших дошкольников с нарушением слуха и лёгкой умственной отсталостью
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и буде...
Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольников
Дошкольное детство-это важный период духовно - нравственного воспитания детей...