Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
методическая разработка
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"для 4 класса "особый ребенок" по сказке "Очень голодная гусеница"предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов, работающих с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для обогащения и расширения у данной категории детей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno-metodicheskaya_razrabotka_shabalina_e.v._po_vneurochnoy_deyatelnosti_docx.docx | 49.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
по внеурочной деятельности «В гостях у сказки»
для 4 класса «Особый ребёнок»
по сказке: «Очень голодная гусеница»
Шабалина Е.В..,
учитель надомного обучения «Особый ребёнок» ГБОУ школы №25 Петроградского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов и педагогов-психологов, работающих с обучающимися с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Для обогащения и расширения у данной категории детей познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер.
В методической разработке раскрывается методика проведения занятия по внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для учащейся 4 класса «Особый ребёнок», находящейся на индивидуальном обучении.
Для обучающейся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в тяжелой степени, сочетающееся с психическими расстройствами. Процесс обучения затруднен в связи с речевыми нарушениями. Ученица понимает обращенную речь, эмоционально реагируют на речевую информацию, стремится к общению, пользуясь вокализацией, звукоподражаниями, картинками. Незначительно снижен объем движений крупных суставов рук. Уровень развития мелкой моторики позволяет обучающейся захватывать, удерживать и манипулировать различными предметами. Для развития эмоционально-волевой и познавательной сферы через знакомство со сказками, целесообразно показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир сказок. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Все задания способствуют развитию внимания, памяти; развитию мелкой и крупной моторики, зрительно-моторной координации.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИО УЧИТЕЛЯ | Шабалина Елена Валерьевна | ДАТА | Место для ввода даты. | |
НАПРАВЛЕНИЕ | Внеурочная деятельность «В гостях у сказки» | |||
КЛАСС | 4 "Б" | Ученица: | ||
ТЕМА | Пересказ сказки «Очень голодная гусеница» с помощью средств альтернативной коммуникации. | |||
ФОРМА ЗАНЯТИЯ | Практическое | |||
ЦЕЛЬ | Повторить сюжет сказки «Очень голодная гусеница». | |||
ЗАДАЧИ | ||||
образовательные | Учить | самостоятельно выполнять задания по сюжету сказки. | ||
---- | ||||
коррекционно-развивающие | Продолжать развивать | слуховое, зрительное внимание через прослушивание детских произведений, через сосредоточение на предъявляемых предметах и объектах. | ||
---- | ||||
воспитательные | Воспитывать интерес | к детским художественным произведениям. |
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | ||
2.2. принимает ситуацию нахождения в классе (группе) на уроке (занятии) в соответствии с правилами поведения | соблюдает тишину, не бросает предметы. | |
3.3. Выполняет инструкции педагога | 3.3.6. по словесной инструкции (взрослый дает словесные указания, напоминания и сигналы по мере необходимости) | |
4.1. Выполняет задание | 4.1.2. от начала до конца |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | ||
1. Знает элементарный сюжет сказки. Выполняет задания: - Нажимает на коммуникативную кнопку, по ходу рассказа сказки ( «яблоко», «груши», «сливы», «клубнику», «апельсины», «сладости», «лист»). - Делает выбор из 2-х предложенных графических символов. - Берет карточку и с физической подсказкой учителя крепит к фланелеграфу. 2. Удерживает активное внимание в течение занятия. | ||
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ | Сказка. | |
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ | Дидактический материал | Колокольчик, книга Э. К. «Очень голодная гусеница», гусеница, фланелеграф с днями недели; графические символы с изображениями: цыпленка, гусеницы, листа, яйца, солнца, яблока, груши, сливы, клубники, апельсина, сладостей, листа, кокона, бабочки, медведя. |
Технические средства обучения | Коммуникативные кнопки с изображениями: яблока, груши, сливы, клубники, апельсина, сладостей, листа. |
ХОД ЗАНЯТИЯ
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ | СОДЕРЖАНИЕ БЛОКА | МЕТОДЫ РАБОТЫ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Учителя | Обучающейся | |||
ОРГАНИЗАЦИОН - НЫЙ БЛОК | Позиционирование | Практические: упражнения | Проверяет позиционирование. | Выполняет просьбы учителя в рамках индивидуальных возможностей. |
Вводное слово учителя | Практические: упражнения | Проверяет эмоциональный настрой. Проводит игру: Берет за руки. -Крепко руки я держу Друга я с собой возьму Чтобы нам не потеряться Надо крепче нам держаться! Сообщает о начале занятия. | Дает руки, держит за руки учителя, не отпускает. Звонит в колокольчик. | |
МОТИВАЦИОН - НЫЙ БЛОК | Создание условий для вовлечения в учебную деятельность | Интеграция словесного и практического методов | Сообщает о предстоящей деятельности на занятии. Демонстрирует книгу «Очень голодная гусеница». - Вика, мы с тобой читали сказку «Очень голодная гусеница». - Мы смотрели спектакль. Предъявляет гусеницу из носка. - Мы мастерили гусеницу из носка. -Мы смотрели мультфильм. Демонстрирует фланелеграф с днями недели. -А сегодня мы с тобой расскажем сказку «Очень годная гусеница». | Слушает, старается смотреть на учителя. Смотрит на предъявляемую дидактическую игрушку, исследует ее тактильно в рамках индивидуальных возможностей, с необходимой поддержкой учителя. Слушает, смотрит на фланелеграф. |
ИНФОРМАЦИОН- НЫЙ БЛОК | Повторение изученного материала | Практические: упражнения с поддержкой | Демонстрирует фланелеграф с днями недели. По ходу рассказа дополняет фланелеграф сюжжетным реквизитом. - На зеленом листе в лунном свете лежало маленькое яйцо! -Утром пригрело солнышко и кто появился из яйца? - Правильно, гусеница. Очень голодная. -Чтобы такого съесть, подумала она Перемещает гусеницу на ступеньку «понедельник». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «яблоко». -В понедельник гусеница съела … Предъявляет две картинки ( «яблоко» и «слива») -Возьми яблоко! Предлагает поместить яблоко на фланелеграф, над ступенькой «понедельник». -Съела гусеница яблоко, но не наелась! Перемещает гусеницу на ступеньку «вторник». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «груша». -Во вторник она съела … Предъявляет две картинки («груша» и «слива»). -Возьми грушу! Предлагает поместить груши на фланелеграф, над ступенькой «вторник».. -Съела гусеница груши, устала. -Гусеница устала, и Вике нужно немного отдохнуть. | Выбирает графический символ с изображением гусеницы из 2-х предложенных. Нажимает на коммуникативную кнопку Берет карточку с изображением «яблоко» и крепит на фланелеграф над ступенькой «понедельник», с физической подсказкой взрослого. Нажимает на коммуникативную кнопку «груши». Берет карточки с изображением «груша» и крепит на фланелеграф над ступенькой «вторник» с физической подсказкой взрослого. |
Динамическая пауза | Практические: упражнения со значительной поддержкой. | Проводит физминутку «Гусеница». -Этот темный дом без окон -У людей зовется кокон, -Свив на ветку этот дом -Дремлет гусеница в нем. Оказывает необходимую поддержку для выполнения действий обучающейся. | Принимает помощь учителя при выполнении действий по ходу стихотворения. | |
Повторение изученного материала | Практические: упражнения с поддержкой | -Пока Вика отдыхала, гусеница проснулась очень голодной! Перемещает гусеницу на ступеньку «среда». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «слива». -В среду гусеница съела … Предъявляет две картинки («слива» и «клубника»). -Возьми сливу! Предлагает поместить сливы на фланелеграф, над ступенькой «среда». -Съела гусеница сливы и не наелась! Перемещает гусеницу на ступеньку «четверг». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «клубника». -В четверг гусеница съела … Предъявляет две картинки («клубника» и «апельсин»). -Возьми клубнику! Предлагает поместить клубнику на фланелеграф, над ступенькой «четверг». -Съела гусеница клубнику и не наелась! Перемещает гусеницу на ступеньку «пятница». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «апельсин». -В пятницу гусеница съела … Предъявляет две картинки («апельсин» и «сладости»). -Возьми апельсин! Предлагает поместить апельсины на фланелеграф, над ступенькой «пятница». -Съела гусеница апельсины и не наелась! Перемещает гусеницу на ступеньку «суббота». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «сладости». -В субботу гусеница съела … Предъявляет две картинки («сладости» и «лист»). -Возьми сладости! Предлагает поместить сладости на фланелеграф, над ступенькой «суббота». | Смотрит, слушает учителя. Нажимает на коммуникативную кнопу «сливы». Берет карточки с изображением «слива» и крепит на фланелеграф над ступенькой «среда» с физической подсказкой взрослого. Нажимает на коммуникативную кнопу «клубнику». Берет карточки с изображением «клубника» и крепит на фланелеграф над ступенькой «четверг» с физической подсказкой взрослого. Нажимает на коммуникативную кнопу «апельсины». Берет карточки с изображением «апельсин» и крепит на фланелеграф над ступенькой «пятница» с физической подсказкой взрослого. Нажимает на коммуникативную кнопу «сладости». Берет карточки с изображением «торта», «мороженного», «леденца» и крепит на фланелеграф над ступенькой «суббота» с физической подсказкой взрослого. | |
Динамическая пауза | Практические: упражнения с поддержкой | - Гусеница ела сладости и Вика любит сладости! Демонстрирует пирожное «Барни». Предлагает подкрепиться пирожным «Барни». | Демонстрирует реакцию сосредоточения на предъявляемом предмете. Кушает пирожное, улыбается. | |
Повторение изученного материала | Практические: упражнения с поддержкой. | -Вика съела сладости и наелась! А гусеница съела сладости и опять не наелась! Перемещает гусеницу на ступеньку «воскресенье». Предъявляет ученице коммуникативную кнопку с карточкой «лист». -В воскресенье гусеница съела … Предъявляет две картинки («лист» и «апельсин»). -Возьми лист! Предлагает поместить лист на фланелеграф, над ступенькой «воскресенье». -Съела гусеница зеленый лист и наелась! Демонстрирует на фланелеграфе дом-кокон гусеницы! -Забралась она в свой дом и уснула! -А когда проснулась, превратилась? Предъявляет 2 графических символа («бабочка» и «медведь»). -В кого превратилась гусеница? -Конечно в бабочку. | Нажимает на коммуникативную кнопу «лист». Берет карточку с изображением «лист» и крепит на фланелеграф над ступенькой «воскресенье» с физической подсказкой взрослого. Слушает, смотрит на фланелеграф. Выбирает верную карточку из 2-х предложенных. | |
АНАЛИТИЧЕС - КИЙ БЛОК | Обобщение сведений, краткое повторение материала | Интеграция наглядного, практического и словесного методов | Проводит анализ занятия, выделяя основные моменты. | Смотрит, слушает, выполняет необходимые действия с необходимой степенью поддержки. |
ИТОГОВЫЙ БЛОК | Подведение итогов урока (занятия) | Словесные: объяснение | Подводит итоги, выделяя основные достижения обучающейся в ходе занятия. Хвалит обучающуюся. Звонит в колокольчик. | Фиксирует внимание на учителе. Демонстрирует положительную реакцию на похвалу, сопровождаемую жестом. (наблюдаются мимические изменения). |
Библиография:
- Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори: от 6 месяцев до 6 лет / В. Дмитриева. – Москва: Издательсво «Э», 2016. – 224 с.
- Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей/ Пер. с англ. Н.Л. Холмогоровой. – М.: Теревинф, 2004. – 240 с.
- Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: Руководство для педагогов и родителей / Пер. с англ. Л. А. Чистович, Е. В. Кожевниковой. – СПб.: КАРО, Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2005. – 160 с.
- Шипицына Л. М. Дети с множественными нарушениями развития: учебное пособие для педагогов психологов, дефектологов / под ред. Л. М. Шипицыной и Е. В. Михайловой.- СПб.: НОУ «Институт специальной педагогики и психологии», 2012. – 239 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"."
Конспект занятия внеурочной деятельности "Приём гостей. Презентация сказки "Теремок"", 1 год обучения....
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание) "История появления Конституции"
Методическая разработка по внеурочной деятельности (метапредметная: литература, обществознание). Разработана и проведена к 20 - летию Конституции с обучающимися 8 класса....
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по английскому языку "In Search Of Treasure"
Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4 классов. На занятии учащиеся повторят и систематизируют материал по изученным темам. Занятие построено таким образ...
Методическая разработка занятия внеурочной деятельности "Музыкальная сказка"
Музыкальная сказка "Репка"...
Внеурочная деятельность "В гостях у сказки" 2019-2020 и 2020-2021 годы
Моя рабочая программа по внеурочной деятельнсти "В гостях у сказки" для обучающихся ОВЗ (НОДА сТМНР вариант 6.4) для 2 и 3 класса....
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант 1 - 4 классы
Введение курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» на первом этапе обучения для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости обусловлено необходимостью корр...
Программа внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
Не умаляя достоинства других предметов в школе, литература – это предмет, в большей мере формирующий личность. В основе уроков литературы лежит принцип гуманизации: именно нравственный пот...