ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья

Дрянцева Татьяна Николаевна

Одним из ключевых условий овладения основной образовательной программой начального общего образования является орфографически правильное письмо. Поэтому стойкие нарушения письменной речи будут препятствовать полноценному обучению ребенка в школе и его развитию в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dryantseva_t._n._statya_1.docx191.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Одним из ключевых условий овладения основной образовательной программой начального общего образования является орфографически правильное письмо. Поэтому стойкие нарушения письменной речи будут препятствовать полноценному обучению ребенка в школе и его развитию в целом. В нашей работе мы рассмотрим методические приемы и способы преодоления дизорфографии, как одного из видов подобного нарушения.

При разработке содержания логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся начальных классов мы опирались на результаты исследования и рекомендации таких авторов, как О. И. Азова, О. В. Елецкая, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].

В качестве основных направлений работы по преодолению дизорфографии у обучающихся с речевыми нарушениями мы выделили следующие:

1) развитие гностико-практических функций: развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, развитие динамического праксиса;

2) развитие фонематического анализа и синтеза;

3) развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста;

4) коррекция нарушений грамматического строя речи

5) обогащение лексической стороны речи обучающихся.

6) развитие навыка контроля в процессе орфографической деятельности. Приведем примеры заданий по каждому из направлений. В блок развития гностико-практических функций входили следующие задания:

1. Шифровщик. Цель: развитие техники чтения и произвольного внимания.

Инструкция: «Сложите слова из букв, которые написаны одинаковым шрифтом».

https://pp.userapi.com/c630229/v630229357/3306f/xh1LOCLx_BE.jpg

2. Для развития речеслуховой памяти применялись следующие задания:

– из названных слов (аист, рысь, бабочка, медведь, дерево, еж, индюк) выпишите только те, что обозначают названия животных/ птиц и т. д.;

– упражнение «Самый внимательный». Инструкция: «Послушайте внимательно отрывок из рассказала/стихотворения, запомните все названия животных/предметов мебели и т. п.»;

– упражнение «Ассоциации». Инструкция: «Посмотрите внимательно на выписанные слова, сейчас я назову ряд слов, внимательно их прослушайте, а после подберите к каждому написанному слову ассоциацию из названных мною». Пример материала: выписанные слова: сок, машина, мяч, удочка, зима, книга, мороженое; речевой материал: апельсин, колесо, футбол, рыба, снеговик, ученик, лето.

3. Для развития динамического праксиса нами активно применялись:

– физические минутки с музыкальным сопровождением и словесной инструкцией;

– упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например: «Лиса и заяц». Инструкция: «Сложите пальчики левой руки так, как показано на правом рисунке. Это лиса. А пальцами правой руки изобрази рисунок, который находится справа. Это заяц. Меняйте положение пальчиков на обеих руках так, чтобы лиса и заяц не встретились».

Как правило обучающиеся, имеющие речевые нарушения с трудом овладевают фонематическим анализом и синтезом. Поскольку для успешного овладения письменной речью необходимо не только уметь выделять заданный звук из всего слова, но и совершать более сложные фонематические операции: уметь составлять звуковую схему слова и определять последовательность звуков в слове, а также находить место заданного звука по отношению к другим, на каждом нашем занятии присутствовали задания, направленные на развитие звукового анализа и синтеза. Приведем примеры.

– упражнение на определение заданного звука в слове. Инструкция: «Я буду читать слова, если вы услышите слово со звуком Ш, выпишите его в тетрадь». На более поздних этапах предлагалось выписывать слова в три столбика в зависимости от нахождения звука в слове в начале, середине или в конце;

– упражнение «Строитель». Инструкция: «Из названных звуков построй слова». Например, [т][р][у] [б] [а], [м̓][э] [т] [э] [л̓] и т. п.

– задания на фонетический разбор слова и т. д.

Для развития языкового анализа и синтеза применялись следующие упражнения:

– упражнение «Шифратор». Инструкция: «Назовите изображенные предметы. Используя первые буквы из каждого названия, составь новое слово»;

– упражнение «Загадочное письмо». Инструкция: «Запишите названия изображенных предметов, используя только гласные/согласные буквы». Пример: кукушка – _у_у_ _а, бегемот – б_г_м_т. д.;

– упражнение «Путаница». Инструкция: «Буквы перепутали свои места. Расставьте их так, чтобы получились слова». Например, Е Г Р У Н К У – кенгуру, Ы К Б А Р – рыбак и т. д.

Для развития языкового анализа и синтеза структуры предложений применялись такие задания как:

– нарисуйте (составьте) схему предложения;

– найдите в тексте предложение, состоящее из 5 слов;

– вставьте в предложения подходящее по смыслу слова.

Для успешного овладения навыками анализа и синтеза структуры текста обучающимся были предложены следующие задания:

– определите где текст, а где набор предложений, аргументируйте свой ответ;

– восстановите пропущенные знаки препинания;

– выделите предложения из сплошного текста; расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.

Четвертый блок заданий был направлен на коррекцию нарушений грамматического строя речи. С этой целью школьникам были предложены следующие задания и упражнения:

– вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги;

– составьте предложения по заданным схемам;

– задания на словообразование различными способами: приставочным, суффиксальным, сложением двух основ;

– упражнение «Сладкоежка». Инструкция: «Посмотри, из чего приготовили варенье? Запиши ответы по образцу вишневое варенье – из вишни».

Обогащению лексической стороны речи обучающихся способствовали такие задания как:

– работа над значением пословиц и поговорок, устойчивых выражений;

– упражнение «Опиши предмет». Ведущий называл признаки загаданного предмета, остальные дети должны были догадаться, о чем идет речь.

– задания, направленные на нахождение антонимов, синонимов и омонимов и т.п.

Также уделялось внимание развитию навыка контроля в процессе орфографической деятельности. Этому способствовали следующие упражнения и задания:

– «Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму, вспомните нужное правило»;

– задания на нахождение заданной орфограммы. Например, «Выпишите слова с безударной гласной в корне слова», «Найдите в тексте слова на орфограмму «Правописание парных согласных».

– домино «Спасем безударную гласную», «Зри в корень»;

– настольная игра «Падежи на виражах».

Проведенные занятия имели следующую структуру:

1. Организационный момент. Главная цель – настроить детей на предстоящую работу.

2. Основная часть занятия: устные или письменные упражнения, способствующие развитию орфографических умений и навыков обучающихся с речевыми нарушениями.

3. Итог занятия: рефлексия обучающихся, выявление приобретенных во время занятия умений, обсуждение возникших трудностей.

Приведем в качестве примера план-конспект занятия на тему: «Имя существительное».

Цель: создание условий для актуализации знаний обучающих о части речи «Имя существительное».

Задачи:

– коррекционно-образовательные: актуализация знаний обучающихся по теме «Части речи»; развитие умения выделять имена существительные среди других слов; отработка навыка образования и употребления существительных множественного числа в родительном падеже; развитие орфографической зоркости;

– коррекционно-развивающие: развитие умения употреблять в речи существительные в форме родительного падежа; коррекция нарушений грамматического строя речи путем формирования навыка словоизменения; развитие пространственных и временных представлений; развитие динамического праксиса;

– коррекционно-воспитательные: воспитание навыка самоконтроля за ходом своей деятельности; умения слушать учителя и следовать его инструкциям.

Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, мультимедийная презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие временных представлений:

Сядет тот, кто назовет какой день недели идет после среды / перед субботой / после понедельника / перед воскресеньем / после вторника / перед пятницей?

2. Основная часть:

1) задание «Отыщите все слова» Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с непрерывной цепочкой букв и слов, их задача выделить все слова, написанные на карточке.

АВОДОМРЫНОРАДЩКРЫШАДЗАЯЦАИВАМИНЫКМАКЫНХДИВ

НЗШЕЫМОРЕЗНЫЕКОТЛРВГНОМОВУКАЗЛАЫЩИТКХЫЛИСАЖ

Слова: дом, нора, крыша, заяц, ива, мак, диван, море, кот, гном, указ, щит, лиса;

2) разъяснительная беседа, выясняется какой части речи относятся все найденные слова. Дается определение имени существительного;

3) задание «Живое – неживое». Цель – дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных. Работают с мультимедийной презентацией. На слайде представлены картинки, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Детям предлагается их разделить на две колонки;

4) двигательное упражнение «Кольцо» на межполушарное взаимодействие: 1 уровень: на обеих руках поочередно перебираем пальцы рук, соединяя каждый палец с большим в прямом и обратном порядке, постепенно набирая скорость; 2 уровень – задание выполняется одновременно двумя руками, но движения происходят противоположно друг другу, т. е. на правой руке начинают от мизинца к указательному, а на левой – от указательного пальца к мизинцу. Постепенно скорость выполнения движения увеличивают;

5) игра «Опасные слова»: из первого задания детям предлагается отыскать слова, в которых можно допустить ошибки, назвать орфограмму и подобрать проверочное слово;

6) игра «Передай другому»: дети встают в круг. Учитель-логопед предлагает вспомнить им слова из первого упражнения. Первый обучающийся называет слово в единственном числе, затем хлопает правой рукой по левому плечу соседа, тот, кому хлопнули, должен повторить слово, изменить его так, чтобы оно обозначало предмет множественного числа в родительном падеже. При затруднении используется связка «Больше нет у тебя …». Задание выполняется по очереди;

7) индивидуальная письменная работа. Обучающимся раздаются карточки с предложениями, в которых пропущены имена существительные.

Маша испекла вкусный …. Петя идет в …. На улице сильный …. Малыш кушает …. У Светы красное …. … светит ярко. По дороге едет ….

3. Итог занятия: рефлексия обучающихся, выявление приобретенных во время занятия умений, обсуждение возникших трудностей.

Можно утверждать, что организованная подобным образом логопедическая работа по преодолению дизорфографии у обучающихся с речевыми нарушениями достаточно эффективна и результативна.

Список использованных источников

  1. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. – М. : Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2006. – 391 с.
  2. Елецкая, О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников / О. В. Елецкая. – М. : Инфра-М. – 2017. – 176 с.
  3. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.
  4. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 224 с.
  5. Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
  6. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие / И. Н. Садовникова. − М. : АРКТИ, 2010. − 400 с.
  7. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ятребова. – М. : Просвещение, 1984. – 270 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мозартика – инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт - технология» в работе учителя изобразительного искусства с обучающимися начальных классов.

«Мозартику» можно рассматривать, как новое психолого-педагогическое  направление, позволяющее творчески работающим педагогам и психологам применять данное направление в виде арт-терапевтической и...

"Основы коррекционно-развивающей работы по преодолению дизорфографии школьников"

Понятие о дизорфографии и условия её коррекции, список используемой литературы...

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.

Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...

ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ Дизорфографии при ТНР (5 класс, вариант 5.1)

Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 5 классов, имеющими тяжёлые нарушения речи, проявляющиеся в ошибках письменной речи (дизорфографии) и процесса чтения (дислексии), и прив...

Рабочая программа логопедической работы по коррекции речи с обучающимися младших классов с ЗПР

Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализа...

Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дизорфографии с обучающейся 6 класса с ОВЗ (ИН)

Закрепление представлений об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; умение отличать существительное среди других частей речи-вот основная цель данного занятия....