ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья
Одним из ключевых условий овладения основной образовательной программой начального общего образования является орфографически правильное письмо. Поэтому стойкие нарушения письменной речи будут препятствовать полноценному обучению ребенка в школе и его развитию в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dryantseva_t._n._statya_1.docx | 191.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Одним из ключевых условий овладения основной образовательной программой начального общего образования является орфографически правильное письмо. Поэтому стойкие нарушения письменной речи будут препятствовать полноценному обучению ребенка в школе и его развитию в целом. В нашей работе мы рассмотрим методические приемы и способы преодоления дизорфографии, как одного из видов подобного нарушения.
При разработке содержания логопедической работы по преодолению дизорфографии у обучающихся начальных классов мы опирались на результаты исследования и рекомендации таких авторов, как О. И. Азова, О. В. Елецкая, Л. Н. Ефименкова, Р. И. Лалаева, И. В. Прищепова, И. Н. Садовникова, А. В. Ястребова [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7].
В качестве основных направлений работы по преодолению дизорфографии у обучающихся с речевыми нарушениями мы выделили следующие:
1) развитие гностико-практических функций: развитие произвольного внимания, речеслуховой памяти, развитие динамического праксиса;
2) развитие фонематического анализа и синтеза;
3) развитие языкового анализа и синтеза на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста;
4) коррекция нарушений грамматического строя речи
5) обогащение лексической стороны речи обучающихся.
6) развитие навыка контроля в процессе орфографической деятельности. Приведем примеры заданий по каждому из направлений. В блок развития гностико-практических функций входили следующие задания:
1. Шифровщик. Цель: развитие техники чтения и произвольного внимания.
Инструкция: «Сложите слова из букв, которые написаны одинаковым шрифтом».
2. Для развития речеслуховой памяти применялись следующие задания:
– из названных слов (аист, рысь, бабочка, медведь, дерево, еж, индюк) выпишите только те, что обозначают названия животных/ птиц и т. д.;
– упражнение «Самый внимательный». Инструкция: «Послушайте внимательно отрывок из рассказала/стихотворения, запомните все названия животных/предметов мебели и т. п.»;
– упражнение «Ассоциации». Инструкция: «Посмотрите внимательно на выписанные слова, сейчас я назову ряд слов, внимательно их прослушайте, а после подберите к каждому написанному слову ассоциацию из названных мною». Пример материала: выписанные слова: сок, машина, мяч, удочка, зима, книга, мороженое; речевой материал: апельсин, колесо, футбол, рыба, снеговик, ученик, лето.
3. Для развития динамического праксиса нами активно применялись:
– физические минутки с музыкальным сопровождением и словесной инструкцией;
– упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. Например: «Лиса и заяц». Инструкция: «Сложите пальчики левой руки так, как показано на правом рисунке. Это лиса. А пальцами правой руки изобрази рисунок, который находится справа. Это заяц. Меняйте положение пальчиков на обеих руках так, чтобы лиса и заяц не встретились».
Как правило обучающиеся, имеющие речевые нарушения с трудом овладевают фонематическим анализом и синтезом. Поскольку для успешного овладения письменной речью необходимо не только уметь выделять заданный звук из всего слова, но и совершать более сложные фонематические операции: уметь составлять звуковую схему слова и определять последовательность звуков в слове, а также находить место заданного звука по отношению к другим, на каждом нашем занятии присутствовали задания, направленные на развитие звукового анализа и синтеза. Приведем примеры.
– упражнение на определение заданного звука в слове. Инструкция: «Я буду читать слова, если вы услышите слово со звуком Ш, выпишите его в тетрадь». На более поздних этапах предлагалось выписывать слова в три столбика в зависимости от нахождения звука в слове в начале, середине или в конце;
– упражнение «Строитель». Инструкция: «Из названных звуков построй слова». Например, [т][р][у] [б] [а], [м̓][э] [т] [э] [л̓] и т. п.
– задания на фонетический разбор слова и т. д.
Для развития языкового анализа и синтеза применялись следующие упражнения:
– упражнение «Шифратор». Инструкция: «Назовите изображенные предметы. Используя первые буквы из каждого названия, составь новое слово»;
– упражнение «Загадочное письмо». Инструкция: «Запишите названия изображенных предметов, используя только гласные/согласные буквы». Пример: кукушка – _у_у_ _а, бегемот – б_г_м_т. д.;
– упражнение «Путаница». Инструкция: «Буквы перепутали свои места. Расставьте их так, чтобы получились слова». Например, Е Г Р У Н К У – кенгуру, Ы К Б А Р – рыбак и т. д.
Для развития языкового анализа и синтеза структуры предложений применялись такие задания как:
– нарисуйте (составьте) схему предложения;
– найдите в тексте предложение, состоящее из 5 слов;
– вставьте в предложения подходящее по смыслу слова.
Для успешного овладения навыками анализа и синтеза структуры текста обучающимся были предложены следующие задания:
– определите где текст, а где набор предложений, аргументируйте свой ответ;
– восстановите пропущенные знаки препинания;
– выделите предложения из сплошного текста; расставьте предложения так, чтобы получился связный текст.
Четвертый блок заданий был направлен на коррекцию нарушений грамматического строя речи. С этой целью школьникам были предложены следующие задания и упражнения:
– вставьте в предложения подходящие по смыслу предлоги;
– составьте предложения по заданным схемам;
– задания на словообразование различными способами: приставочным, суффиксальным, сложением двух основ;
– упражнение «Сладкоежка». Инструкция: «Посмотри, из чего приготовили варенье? Запиши ответы по образцу вишневое варенье – из вишни».
Обогащению лексической стороны речи обучающихся способствовали такие задания как:
– работа над значением пословиц и поговорок, устойчивых выражений;
– упражнение «Опиши предмет». Ведущий называл признаки загаданного предмета, остальные дети должны были догадаться, о чем идет речь.
– задания, направленные на нахождение антонимов, синонимов и омонимов и т.п.
Также уделялось внимание развитию навыка контроля в процессе орфографической деятельности. Этому способствовали следующие упражнения и задания:
– «Вставьте пропущенные буквы, назовите орфограмму, вспомните нужное правило»;
– задания на нахождение заданной орфограммы. Например, «Выпишите слова с безударной гласной в корне слова», «Найдите в тексте слова на орфограмму «Правописание парных согласных».
– домино «Спасем безударную гласную», «Зри в корень»;
– настольная игра «Падежи на виражах».
Проведенные занятия имели следующую структуру:
1. Организационный момент. Главная цель – настроить детей на предстоящую работу.
2. Основная часть занятия: устные или письменные упражнения, способствующие развитию орфографических умений и навыков обучающихся с речевыми нарушениями.
3. Итог занятия: рефлексия обучающихся, выявление приобретенных во время занятия умений, обсуждение возникших трудностей.
Приведем в качестве примера план-конспект занятия на тему: «Имя существительное».
Цель: создание условий для актуализации знаний обучающих о части речи «Имя существительное».
Задачи:
– коррекционно-образовательные: актуализация знаний обучающихся по теме «Части речи»; развитие умения выделять имена существительные среди других слов; отработка навыка образования и употребления существительных множественного числа в родительном падеже; развитие орфографической зоркости;
– коррекционно-развивающие: развитие умения употреблять в речи существительные в форме родительного падежа; коррекция нарушений грамматического строя речи путем формирования навыка словоизменения; развитие пространственных и временных представлений; развитие динамического праксиса;
– коррекционно-воспитательные: воспитание навыка самоконтроля за ходом своей деятельности; умения слушать учителя и следовать его инструкциям.
Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, мультимедийная презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие временных представлений:
– Сядет тот, кто назовет какой день недели идет после среды / перед субботой / после понедельника / перед воскресеньем / после вторника / перед пятницей?
2. Основная часть:
1) задание «Отыщите все слова» Обучающимся раздаются индивидуальные карточки с непрерывной цепочкой букв и слов, их задача выделить все слова, написанные на карточке.
АВОДОМРЫНОРАДЩКРЫШАДЗАЯЦАИВАМИНЫКМАКЫНХДИВ
НЗШЕЫМОРЕЗНЫЕКОТЛРВГНОМОВУКАЗЛАЫЩИТКХЫЛИСАЖ
Слова: дом, нора, крыша, заяц, ива, мак, диван, море, кот, гном, указ, щит, лиса;
2) разъяснительная беседа, выясняется какой части речи относятся все найденные слова. Дается определение имени существительного;
3) задание «Живое – неживое». Цель – дифференциация одушевленных и неодушевленных имен существительных. Работают с мультимедийной презентацией. На слайде представлены картинки, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы. Детям предлагается их разделить на две колонки;
4) двигательное упражнение «Кольцо» на межполушарное взаимодействие: 1 уровень: на обеих руках поочередно перебираем пальцы рук, соединяя каждый палец с большим в прямом и обратном порядке, постепенно набирая скорость; 2 уровень – задание выполняется одновременно двумя руками, но движения происходят противоположно друг другу, т. е. на правой руке начинают от мизинца к указательному, а на левой – от указательного пальца к мизинцу. Постепенно скорость выполнения движения увеличивают;
5) игра «Опасные слова»: из первого задания детям предлагается отыскать слова, в которых можно допустить ошибки, назвать орфограмму и подобрать проверочное слово;
6) игра «Передай другому»: дети встают в круг. Учитель-логопед предлагает вспомнить им слова из первого упражнения. Первый обучающийся называет слово в единственном числе, затем хлопает правой рукой по левому плечу соседа, тот, кому хлопнули, должен повторить слово, изменить его так, чтобы оно обозначало предмет множественного числа в родительном падеже. При затруднении используется связка «Больше нет у тебя …». Задание выполняется по очереди;
7) индивидуальная письменная работа. Обучающимся раздаются карточки с предложениями, в которых пропущены имена существительные.
Маша испекла вкусный …. Петя идет в …. На улице сильный …. Малыш кушает …. У Светы красное …. … светит ярко. По дороге едет ….
3. Итог занятия: рефлексия обучающихся, выявление приобретенных во время занятия умений, обсуждение возникших трудностей.
Можно утверждать, что организованная подобным образом логопедическая работа по преодолению дизорфографии у обучающихся с речевыми нарушениями достаточно эффективна и результативна.
Список использованных источников
- Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. – М. : Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова, 2006. – 391 с.
- Елецкая, О. В. Методика коррекции дизорфографии у школьников / О. В. Елецкая. – М. : Инфра-М. – 2017. – 176 с.
- Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. – М. : Просвещение, 1991. – 224 с.
- Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб. : СОЮЗ, 2001. – 224 с.
- Прищепова, И. В. Дизорфография младших школьников: учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. – СПб. : КАРО, 2006. – 240 с.
- Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма : пособие / И. Н. Садовникова. − М. : АРКТИ, 2010. − 400 с.
- Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы / А. В. Ятребова. – М. : Просвещение, 1984. – 270 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мозартика – инновационная, игровая, здоровьесберегающая арт - технология» в работе учителя изобразительного искусства с обучающимися начальных классов.
«Мозартику» можно рассматривать, как новое психолого-педагогическое направление, позволяющее творчески работающим педагогам и психологам применять данное направление в виде арт-терапевтической и...
"Основы коррекционно-развивающей работы по преодолению дизорфографии школьников"
Понятие о дизорфографии и условия её коррекции, список используемой литературы...
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2.3.
Рабочая программа логопедической работы по преодолению системного недоразвития речи у слабослышащих обучающихся с нарушением интеллекта (умственной отсталостью) (индивидуальные занятия) составлен...
Логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у обучающихся младшего школьного возраста с детским церебральным параличом
Особенности школьников с ДЦП, организация логопедической работы с ними....
ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ Дизорфографии при ТНР (5 класс, вариант 5.1)
Программа составлена для логопедических занятий с обучающимися 5 классов, имеющими тяжёлые нарушения речи, проявляющиеся в ошибках письменной речи (дизорфографии) и процесса чтения (дислексии), и прив...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции речи с обучающимися младших классов с ЗПР
Рабочая программа учителя-логопеда является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим реализацию функций профессиональной деятельности и систему образовательной работы с детьми по реализа...
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции дизорфографии с обучающейся 6 класса с ОВЗ (ИН)
Закрепление представлений об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; умение отличать существительное среди других частей речи-вот основная цель данного занятия....