Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии
материал

Кононова Софья Игоревна
Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profi.logo_vebinar.pptx2.22 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спикеры : Танцюра С.Ю . кан . п ед . н аук, учитель-логопед, гл. редактор ж урнала «Логопед», автор публикаций по детям с ОВЗ Кононова С.И . у читель-логопед, нейродефектолог , автор публикаций по детям с ОВЗ Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии

Слайд 2

Ты слеп, а я глух и нем, так давай же возьмемся за руки и постараемся понять друг друга . Халиль Джебран Джебран Объединяться вместе – начало, быть вместе – прогресс, и работать вместе – успех. Генри Форд

Слайд 3

АКТУАЛЬНОСТЬ С внедрением и развитием инклюзии: проблема обучения детей с ОВЗ/инвалидностью . РАЗНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ ТРУДНОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НЕХВАТКА КАДРОВ ТРУДНОСТИ С РОДИТЕЛЯМИ

Слайд 4

Основные понятия Федеральный государственный образовательный стандарт (совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня (или профессии), специальности и направлению подготовки (ФЗ от 12.2021 № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ», статья) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья ( физическое лицо, имеющееся недостатки в физическом/ психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико – педагогической комиссией и препятствующие получению ( ФЗ от 29.12.2021 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» статья)

Слайд 5

Основные понятия Адаптированная образовательная программа образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их особенностей (психофизического развития), индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (ФЗ от 29.12.2021 № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ», статья) Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья физическое лицо, имеющееся недостатки в физическом/ психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико – педагогической комиссией и препятствующие получению ( ФЗ от 29.12.2021 № 273 ФЗ «Об образовании в РФ» статья) Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими с обучающимися, так и в отдельных классах, группах ( ФЗ от 29.12.2021 № 273 –ФЗ «Об образовании в РФ , статья 79)

Слайд 6

Основные понятия Присмотр и уход за детьми комплекс мер по организации питания и хозяйственно – бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня ( ФЗ от 29.12.2021 № 273 «Об образовании в РФ», статья) Под специальными условиями получения образования обучающихся с ОВЗ условия обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ, инвалидностью (специальные пособия, адаптированный дидактический материал, помощь ассистента и др.)

Слайд 7

Конституция Российской Федерации 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008); Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012года № 273-ФЗ/ Принят Государственной Думой 21.12.2012 г. ; Постановление Главного государственного врача Российской Федерации №26 от 10.04.2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286 – 15 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ; Закон города Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» №16 от 28.04.2010 г.; Приказ от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»; Приказ от 19 декабря 2014г. №1599 « Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» №1309 от 09.11.2015 г.; Приказ Департамента образования города Москвы «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов, осваивающих основные общеобразовательные программы на дому» № 281 от 18.04.2014 г.; Устав ОО; Локальный акт: Положение о создании специальных условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ в ОО Нормативно-правовые документы

Слайд 8

Теоретическая основа процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ/инвалидностью Принцип гуманности, медико – педагогической, социальной поддержки Основа процесса обучения и воспитания – учение Л.С. Выготского «о роли специального обучения, о компенсации нарушенных функций, о принципах развивающего обучения Сенсорное развитие (перцептивно – когнитивное развитие, специально – организованная деятельность) картинки в открытом доступе: https ://www.google.com/search

Слайд 9

Инклюзия (в переводе с анг .) – калька – включение, добавление, присоединение. Инклюзия - глубокое погружение ребенка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг (по Е.А. Екжановой). Таким образом, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции, то главный смысл процесса инклюзии – «Всем здесь рады!». Инклюзивное (включающее) образование дает возможность в полном объеме участвовать в жизни коллектива сверстников.

Слайд 10

Инклюзия - включение «особых» детей в классы общеобразовательных школ и группы детских садов для совместного обучения и воспитания детей с разными стартовыми возможностями . это закономерный процесс, который происходит в различных странах. Принцип , проявляющийся в преобразовании всех компонентов образовательных систем. Средство , обеспечивающее включение человека с ОВЗ в образовательный социум; Ведущая тенденция обновления организационных форм образования .

Слайд 11

Благодаря этому образовательное учреждение становится пространством, которое стимулирует и поддерживает не только учащихся. Такое образование базируется на следующих принципах : 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

Слайд 12

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного ребенка с ОВЗ (инвалидностью), и, следовательно обучение должно быть организованно так, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка

Слайд 13

Вопросы…. Трудности.. Решения… о рганизация инклюзивного образования во всех субъектах РФ требует привлечение в ОО большого числа специалистов (психологи, логопеды, дефектологи, тьюторы); н еравномерно распределены центры развития и коррекции; т олерантное отношение населения РФ к детям-инвалидам находится в стадии формирования; «завышенные» требования родителей (не всегда ожидания родителей соответствует реальной картинке обучения), имеющих детей с ОВЗ, к обучению и воспитанию своих детей; п рофессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», включая обобщенную трудовую функцию « Тьюторское сопровождение обучающихся» (*ссылка на документ на портале Федеральных государственных стандартов: http : fgosvo.ru / uploadfiles / profstandart /01.00)

Слайд 14

Инклюзия: Вопросы…. Трудности.. Решения… «Зачем инклюзия нужна ? » Инклюзивное образование тема новая , не может «прижиться ». Инклюзивное образование - развитие изменения общего образования, ребенок с ОВЗ оказывается в микро-сообществе непохожих на него . Инклюзивная практика – сложная и разнообразная среда. «Дети с ОВЗ – сложная категория . Они должны обучаться отдельно от нормы. Трудно обучать ребенка с ОВЗ ». « Ребенок с ОВЗ может заниматься с нормой, но ему нужна помощь тьютора ».

Слайд 15

Тьютор : Вопросы…. Трудности.. Решения… Новая практика (деятельность) Важный ресурс в условиях инклюзии Создание специальных образовательных условий Наличие специалистов сопровождения в школе, в детском саду: тьютор Трудовые действия : - выявление индивидуальных особенностей детей с ОВЗ; п едагогическая поддержка; у частие в реализации адаптивных о бразовательных программ; о рганизация участия родителей в разработке индивидуальных маршрутов

Слайд 17

Особенности детей с ОВЗ/ИНВАЛИДОВ н едоразвитие мыслительной деятельности т рудности вербализации (речевые проблемы, трудности с коммуникацией) о собенности моторной сферы состояние эмоционально – волевой сферы деструктивное поведение: стереотипность, избирательность контакта у чет особенностей

Слайд 19

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ФГОС

Слайд 20

Протокол ЦПМПК АООП (пояснительная записка, планируемые результаты, содержание образования, условия реализации ООП, варианты обучения Первичная/вводная диагностика ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА с ипр

Слайд 21

Что такое СИПР ? Прием в образовательную организацию, обеспечивающей реализацию СИПР для обучающихся осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей), рекомендаций ПМПК и заключения медико- социальной экспертизы для детей- инвалидов ( индивидуальная программа реабилитации и абилитации ребенка- инвалида) Приказ Минобразования (от 22 января 2014г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего и среднего общего образования») специальная индивидуальная программа развития (СИПР)- документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей.

Слайд 22

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Позволяет обеспечить индивидуальный подход в организации образовательной деятельности детей с ОВЗ /инвалидностью, предусматривающий создание условий социализации и адаптации к современным условиям среды жизнедеятельности (на основе анализа нормативно – правовой базы)

Слайд 23

Структура СИПР Общие сведения о ребенке Характеристика, включающую оценку развития на данный момент Индивидуальный учебный план Содержания образования в условиях организации Условия реализации (перечень специалистов, сотрудничество с семьей)

Слайд 24

* Карта обучающегося с ОВЗ Общие сведения о ребенке (ФИО, класс, заключение ЦПМПК); Тип отклоняющегося развития (слух, зрение, речь и т.д.); Характеристика образовательного процесса (вид класса/ компенсирующий, инклюзивный, интегративный); Форма обучения; Сопровождение ребенка в учебном процессе (специалисты); Специальные условия; Разработка ИОП; Если ли дополнительное сопровождение (например, коррекционный центр) * ССЫЛКА НА КНИГУ: «Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии» (авторы С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова., М. «ТЦ Сфера»)

Слайд 25

*Этапы индивидуальной образовательной программы * ССЫЛКА НА КНИГУ: «Индивидуальная образовательная программа в условиях инклюзии» (авторы С.Ю. Танцюра, С.И. Кононова., М. «ТЦ Сфера»)

Слайд 26

Разделы ИОП Пояснительная записка (нормативно - правовая база, особые образовательные потребности) Принципы (дидактические, специальные) Цель (развитие и активизация ресурсов) Задачи (комплексный подход) Механизм реализации программы (формы деятельности: урочная, внеурочная, дополнительное образование) Методическое обеспечение (дидактические материалы, средства обучения)

Слайд 27

Разделы рабочей программы Пояснительная записка (актуальность дисциплины в учебно-образовательном процессе, краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка) Цель , задачи Специальные условия обучения Планируемые результаты овладения программой (предметные, личностные, метапредметные , жизненные компетенции (для ТМНР) ) Содержание программы по основным разделам Тематическое планирование (ПРЕДСТАВЛЕНО В ПРИЛОЖЕНИИ 1.)

Слайд 28

Карта урока/занятия

Слайд 29

Индивидуальная образовательная программа содержит Титульный лист с наименованием организации, реализующей СИПР Информация о механизме согласования и утверждения Название документа с указанием ФИО обучающегося, для которого разработан данный документ Г ород и год разработки Оглавление с указанием перечня разделов страниц Основное содержание должно соответствовать ФГОС

Слайд 30

Разделы Пояснительная записка (актуальность дисциплины в учебно-образовательном процессе, краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка) Цель , задачи Специальные условия обучения Планируемые результаты овладения программой (предметные, личностные, метапредметные , жизненные компетенции: тмнр ) Содержание программы по основным разделам Тематическое планирование (ПРЕДСТАВЛЕНО В ПРИЛОЖЕНИИ 1.)

Слайд 31

Что лучше, с чего начать ? ? С чего начать? Наиболее перспективная форма обучения ребенка с ОВЗ -постепенная, индивидуально дозированная и специально поддержанная интеграция в группу или класс (ресурсный), потом постепенно включение в инклюзивную среду 1 – ШАГ В РАБОТЕ: Обязательная профессиональная подготовка педагогов для перехода к образовательной инклюзии. 2- ШАГ В РАБОТЕ: Использование потенциала ресурсных групп (классов). Цель: постепенное включение ребенка в ОВЗ в обучение с детьми с нормальным развитием. Учитывать особенности ребенка. 3- ШАГ В РАБОТЕ: Подумать о сопровождении ( тьютора ). Работа с родителями. 4- ШАГ В РАБОТЕ: Выстраивание индивидуального маршрута (адаптированный материал, сроки и др.)

Слайд 32

«Обеспечение права таких детей на образование» при решении задач: ? С чего начать? Сайт утвержденных программ Министерства просвещения https : \\fgosreestr.ru\ исключение определения ребенка как « необучаемый» создание индивидуальных образовательных программ гарантированная систематическая специальная помощь

Слайд 33

Приглашаем к сотрудничеству!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы

Данные рекомендации составлены в виде презентации. В ней показаны основные компоненты индивидуальной образовательной программы. Программа может быть составлена для ребёнка-инвалида или ребёнка с ...

Методческие рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы

Основная идея обновления образования состоит в том, что оно должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. Продуктивное обучение в рамках малокомплектной сельской общеобразовательно...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...

Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию

В данной разработке предложены методические рекомендации  по выбору темы  и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем....

Методическая рекомендация по составлению авторской образовательной программы

этапы работы над авторской дополнительной образовательной общеразвивающей программой...

Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ

В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....

Методические рекомендации по составлению авторской образовательной программы

этапы работы при создании авторской общеразвивающей общеобразовательной программы дополнительного образования детей...