Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
материал на тему
В данной разработке предложены методические рекомендации по выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich_rekomend_po_sost_plana_samoobraz.docx | 35.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
2016 -2019 учебный год
Содержание:
- Пояснительная записка……………………………………………………………….3
- Цели, задачи и планируемый результат самообразования преподавателя ………4
- Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя…………………………….……..…………………………….5
4.Организация работы по самообразованию…………………………………..……….6
- Индивидуальный план работы педагога…………………………………...…....….9
- Примерный образец плана по самообразованию……………………………………………………..…..……………………...…10
- Примерные темы по самообразованию преподавателя…………………………..11
- Источники информации…………………………………………………………….12
Пояснительная записка
Одним из направлений методической работы образовательного учреждения является организация повышения квалификации педагогов.
В ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышению их квалификации, в том числе обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе учреждения. Безусловно, все это оказывает влияние на развитие профессионализма педагогов. Но первой ступенью совершенствования профессионального мастерства педагога является самообразование. Работа по самообразованию регламентируется положением учебного заведения о работе педагогов над темой самообразования и утверждается на методическом совете. В положении определены общие положения:
- настоящее положение регулирует деятельность педагогических работников над темами самообразования, которая является одной из основных форм работы повышения квалификации;
- работа педагогов над темами самообразования является обязательной.
В чем заключается проблема? Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. Основой такой работы становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования. Несмотря на то, что определены уровни, цели, технологии самообразования, организованное самообразование продолжает оставаться наиболее труднореализуемой задачей. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы. В данной разработке предложены методические рекомендации выбору темы и составлению индивидуального плана работы по самообразованию и пути решения возможных проблем.
Цели и задачи самообразования преподавателя
Цель: Совершенствование профессиональной компетентности преподавателя; систематическая работа по повышению уровня квалификации педагога.
Задачи:
- Организация работы по самообразованию;
- Изучение программно-методических материалов и нормативно-правовых документов. Расширение и углубление теоретических знаний; изучение новых форм, методов и приемов обучения и воспитания, приобретение профессиональных навыков и умений в свете современных требований ФГОС по подготовке будущих квалифицированных специалистов;
- Анализ и самоанализ своей педагогической деятельности по выбранной теме и имеющейся проблеме
- Изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
- Обобщение опыта работы. Участие в мероприятиях по обмену опытом работы (заседания МО, педсоветы, взаимопосещение уроков, семинары, мастер-классы, открытые уроки и внекалассные занятия, участие в конкурсах, конференциях и т.п.)
- Участие в инновационных проектах.
Планируемый результат: Осознание педагогами необходимости в постоянном самообразовании, формирование определенных навыков и умений для успешной профессиональной деятельности.
Самообразование как один из способов повышения профессиональной компетентности преподавателя
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п.
Самообразование - многокомпонентная личностно и профессионально значимая, самостоятельная, познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.
Уровни самообразовательной деятельности:
- Адаптивный
- Проблемно-поисковый
- Инновационный
Цели самообразования педагога:
- Расширение общепедагогических и психологических знаний с целью обогащения и совершенствования методов обучения и воспитания.
- Углубление знаний по разным методикам.
- Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
- Повышение общекультурного уровня педагога.
Технология самообразования:
- Общение с высококлассными педагогами и специалистами.
- Решение конкретной задачи, имеющей практический характер.
- Поиск и критический обзор информации.
- Индивидуальный план самообразования.
Организация работы по самообразованию
Цель работы над темами самообразования - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Исходя из цели перед преподавателем ставятся следующие задачи:
1.Выбор темы и сроков работы.
2.Составление индивидуального плана.
3. Методическая работа в соответствии с темой
3.Результаты работы и формы представления.
Основой работы по самообразованию становится формирование педагогом индивидуального плана самообразования.
Наиболее часто возникают следующие проблемы:
3. Результаты самообразования.
- Повышение профессиональной компетентности педагога: расширение и конкретизация своих знаний, глубокий и детальный анализ возникающих в работе проблем, педагогических и психологических ситуаций; умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс
- Поиск эффективных, приоритетных для себя приемов и способов работы, развитие и совершенствование навыков диагностической и исследовательской деятельностью
- развитие личных качеств, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала
- Пополнение банка данных теоретического, практического, дидактического, материала для качественного сопровождения воспитательно-образовательного процесса
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА
НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ
Что можно включить в план самообразования?
Личный план самообразования преподавателя может содержать разные позиции, в зависимости от выбранного направления: методологического, исторического, эстетического, ИКТ, охраны здоровья и других. Но каждый план должен обязательно включать в себя описание результатов, которых педагог планирует достичь к определенному сроку.
В качестве результатов можно включить в план следующие пункты:
- Повышение качества знаний по предмету;
- Разработка методической продукции;
- Доклады, выступления;
- Разработка электронного учебного ресурса, дидактических материалов, наглядности;
- Разработка и проведение открытых занятий по собственным технологиям;
- Проведение семинаров, консультаций, мастер-классов
- Участие в научно-исследовательской, проектной и инновационной деятельности;
- Обобщение опыта работы по исследуемой проблеме (теме) и др.
Также результатами самообразования является профессиональная компетентность, высокий общекультурный уровень педагога.
Требования к оформлению плана:
- Титульный лист.
- Личные данные педагога.
- Деятельность педагога по самообразованию: название профильной темы для самообразования, обоснование выбранной темы, предполагаемые результаты.
- Собственно план: основные этапы, сроки исполнения каждого этапа, планируемые мероприятия, формы отчета по каждому мероприятию.
- Оценка проведенной деятельности: самоанализ проделанной работы, рекомендации коллег, администрации.
Перспективный план самообразования преподавателя составляется обычно на 3-5 лет. Но на каждый учебный год планируется отдельный этап по выбранной теме.
Примерный образец оформления плана самообразования
Тема:
Дата начала работы над темой
Предполагаемая дата окончания работы над темой
Цель:
Задачи:
Этапы | Содержание работы | Сроки | Форма предоставления результатов |
1. Подготовительный | 1. Анализ затруднений. 2. Постановка проблемы. 3. Изучение информации по проблеме и имеющегося опыта. | ||
2. Прогностический | 1. Определение цели и задач работы над темой. 2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3. Прогнозирование результатов. | ||
3. Практический | 1. Внедрение передового педагогического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 4. Корректировка работы. | ||
4. Обобщающий | 1. Подведение итогов. 2. Оформление результатов работы по теме. 3. Представление материалов. |
Отчет о проделанной работе за учебный год.
Выводы.
Примерные темы по самообразованию:
- Нетрадиционные способы и приемы формирования…..
- Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках …как основа формирования и развития ключевых компетенций студентов
- Развитие познавательной активности у обучающихся на уроках …
- Формирование навыков самооценки как учебно-познавательной компетенции обучающихся при изучении
- Личностно-ориентированный подход через межпредметные связи и проектную деятельность
- Формирование умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности по предметам….
- Формирование навыков самообразовательной деятельности обучающихся через использование информационных технологий на уроках
- Решение задач повышенной сложности по (дисциплине) как средство развития познавательной активности обучающихся
- Исследовательская деятельность учащихся при изучении ….. как одно из условий формирования творческой личности», «Формирование правовой культуры учащихся в процессе изучения курсов «Право
- Научно-исследовательская работа на уроках …
- Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы
- Метод минипроектов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
- Применение игровых технологий на уроках …
- Развитие познавательных способностей на уроках ….
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках…
- Роль инновационных подходов к управленческой деятельности в развитии учебного заведения
- Методика подготовки обучающихся к олимпиадам
- Формирование у обучающихся компетентностного подхода к изучению ….
Источники информации:
- План самообразования преподавателя. Образцы и примеры составления http://pedsovet.su/plan_samoobrazovaniya_spo#category_description
- Самосовершенствование, самообразование педагогов – важный фактор, обеспечивающий успех в подготовке конкурентоспособных специалистов: http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2013/09/27/samosovershenstvovanie-samoobrazovanie-pedagogov
- Памятка для педагогов по организации самообразования: http://ggt-khandyga.narod.ru/menyu_ssylok/prepodovatelyu/pamyatka.html
- Самообразование педагогов. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/12/09/samoobrazovanie-pedagogov
- Система работы педагогов над темой самообразования: http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2012/11/18/sistema-raboty-pedagoga-nad-temoy
- Работа по темам самообразования для учителей для повышения педагогического мастерства: http://edu.resurs.kz/metod/rabota-po-temam-samoobrazovaniya-dlya-uchiteley-dlya-povisheniya-pedagogicheskogo-masterstva
18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план работы по самообразованию
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя английского языка на 2012-2013 учебный год...
Индивидуальный план работы по самообразованию.
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: "Занятия лепкой из соленого теста и их влияние на развитие мелкой моторики рук"...
Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста
Рекомендации по составлению индивидуального плана профессионального становления и развития молодого специалиста - это продукт работы педагогов-наставников Калтанского городского округа в рамках муници...
Индивидуальный план работы по самообразованию учителя татарского языка и литературы
Перед учителями современной школы стоят задачи, связанные с совершенствованием условий для интеллектуального и духовно-нравственного развития обучающихся, подготовки высокообразованной личности, спосо...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию
В презентации представлены рекомендации по состалению индивидуального плана работы по самообразованию педагога...
Методические рекомендации по составлению индивидуального образовательного маршрута при подготовке к ОГЭ
В данной работе Вы можете увидть мониторинг учащихся при подготовке к ОГЭ, индивидуальный маршрут по подготовке к ОГЭ с неуспевающими детьми....
Методические рекомендации к составлению индивидуальной образовательной программы в условиях инклюзии
Как сложно бывает, когда появляется ученик "не такой как все"! Что с ним делать? Как обучать? Как организовать общение?...