Звуки р-л (р'-л'). Буквы р-л.
план-конспект
Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р-Л (Р'-Л'). Бувы Р-Л"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 69.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки Р-Л (Р'-Л'). Буквы Р-Л.
Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;
совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;
понимание предложно-падежных конструкций;
развитие фонематического восприятия;
Коррекционно-развивающие:
развитие внимания, мышления, памяти;
формирование навыков словоизменения;
закрепление умения согласовывать слова в предложении;
развитие словесно-логического мышления.
Воспитательные:
воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;
формировать личностные качества, умение работать в коллективе;
формировать навыки самоконтроля.
I. Организационный момент.
Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице – по улице Звучной. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.
Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.
Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.
Л.: Какой первый звук во всех названных словах?
Д.: Звук Л.
Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:
Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.
Л.: Какой первый звук во всех этих словах?
Д.: Звук Р.
Л: как вы думаете, как будет звучать наша тема сегодня?
1. Актуализация знаний.
Логопед:
- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?
Ученик:
- Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).
Логопед:
- Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.
Слайды №2-3 Характеристика звуков.
Логопед:
Л.: Звук Л – гласный или согласный?
Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?
Д.: Язычок упирается в верхние зубы.
* Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердым и мягким, при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.
Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?
Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?
Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.
Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?
Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху.
Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.
Л.: Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой. Звук Л обозначается буквой эль. Звук Р обозначается буквой эр.
* Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.
Слайды № 4 и 5
4. Пальчиковая гимнастика.
Логопед:
- Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем
Слайд №6 Чистоговорки.
Логопед:
- Четко, повторите за мной,
1) У Андрюшки три игрушки и большая груша.
2) С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.
6. Дидактическая игра “Большое ухо”.
Задание №1
Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:
С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л
Задание №2
Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.
ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ
Задание №3
Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р, то поднимаем букву Р или Л, то поднимаем букву Л.
Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…
Задание №4
Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ. Нужно поднять соответствующую табличку.
В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...
Задание 5
Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.
Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука
Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко
9. Физминутка.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Слайд №7 Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.
Логопед:
- Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.
Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.
Логопед: - Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)
Слайд №8 Работа со словосочетаниями.
Выполняется письменно.
Логопед:
- Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.
Слайд №9 Контроль знаний.
Логопед:
- Распределите слова в соответствии со схемой.
Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.
[р] | [р] | [р] |
[р’] | [р’] | [р’] |
[л] | [л] | [л] |
[л’] | [л’] | [л’] |
13. Гимнастика для глаз
Логопед:
- Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.
Слайд №10 Графический диктант
Логопед:
III. Итог занятия.
Логопед:
- Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?
- Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»
Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах о-а, умению распознавать их внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...
Герасимчик Л.В. Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...
Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка». ...
Конспект открытого фронтального «Звуки Р-Л (Р` - Л`). Буквы Р -Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.Задачи:Коррекционно-образовательные:сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;совершенствование навыков звукового анали...
Логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация звуков [д]-[т], [д\']-[т\'], букв д-т».
Логопедическое занятие во 2 классе по теме...
Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.
Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....
Звуки ц-с (ц-с’). Буквы ц-с.
конспект логопедического занятия на тему "Звуки Ц-С (Ц-С'). Буквы Ц-С"...