Звуки р-л (р'-л'). Буквы р-л.
план-конспект

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р-Л (Р'-Л'). Бувы Р-Л"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx69.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Р-Л (Р'-Л'). Буквы Р-Л.

Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;

совершенствование навыков звукового анализа и синтеза одно-, двух- и трехсложных слов;

понимание предложно-падежных конструкций;

развитие фонематического восприятия;

Коррекционно-развивающие:

развитие внимания, мышления, памяти;

формирование навыков словоизменения;

закрепление умения согласовывать слова в предложении;

развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

воспитывать внимательное отношение детей к словам педагога;

формировать личностные качества, умение работать в коллективе;

формировать навыки самоконтроля.

I. Организационный момент.

Л.: Я приглашаю вас прогуляться по необычной улице – по улице Звучной. На ней по соседству живут два звука. А какие это звуки, вы сейчас сами догадаетесь.

Давайте поиграем в игру: «Называлки-повторялки». Посмотрите на картинки и назовите, что изображено.

Д.: Лапа, лодка, ландыш, луна, лыжи.

Л.: Какой первый звук во всех названных словах?

Д.: Звук Л.

Л.: Правильно, а теперь, посмотрите:

Д.: Радуга, робот, рысь, рука, ракета.

Л.: Какой первый звук во всех этих словах?

Д.: Звук Р.

Л: как вы думаете, как будет звучать наша тема сегодня?

1. Актуализация знаний.

Логопед:

- Ребята, скажите, пожалуйста, что такое звук? Какие бывают звуки? Чем гласный отличается от согласного?

Ученик:

- Звук – это то, что мы слышим. Звуки бывают гласные и согласные. При произношении гласного нет преграды, при произнесении согласного – во рту есть преграда (губы, зубы, язык).

Логопед:

- Молодцы, эти знания, вам сегодня пригодятся.

Слайды №2-3 Характеристика звуков.

Логопед:

Л.: Звук Л – гласный или согласный?

Л.: Давайте немного «погудим». (Долгий звук Л.) Где находиться язык?

Д.: Язычок упирается в верхние зубы.

* Звуки [л-л’] – согласные, непарные, звонкие, может быть твердым и мягким, при произнесении мягкого звука [л’] передняя часть спинки языка напряжена сильнее, чем при произношении твердого [л]. На письме обозначается буквой Л.

Л.: А звук Р? Гласный или согласный звук?

Л.: Давайте теперь порычим. (Долгий звук Р.) Где находится язык?

Д.: Язык дрожит за верхними зубами, нужна сильная воздушная струя.

Л.: Что общего между этими звуками и чем они отличаются?

Д.: Общее: звуки согласные, язык во время произношения наверху.

Различие: при Р - сильная воздушная струя, кончик языка дрожит, при Л – нет.

Л.: Звуки мы слышим и произносим. Каждый звук обозначается буквой. Звук Л обозначается буквой эль. Звук Р обозначается буквой эр.

* Звуки [р- р’] – согласные, непарные, звонкие, могут быть твердым и мягким, кончик языка поднимается вверх и дрожит, при произнесении мягкого звука [р’] спинка языка поднимается выше и язык напряжен больше, чем при произношении твердого [р]. На письме обозначается буквой Р.

Слайды № 4 и 5

4. Пальчиковая гимнастика.

Логопед:

- Перед тем, как взять в руки ручку, разомните свои пальчики.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту солим, солим,
Мы морковку трем, трем
Мы капусту жмем, жмем

Слайд №6 Чистоговорки.

Логопед:

- Четко, повторите за мной,

1) У Андрюшки три игрушки и большая груша.

2) С песенками с персиками, скатился Лёня с лесенки.

6. Дидактическая игра “Большое ухо”.

Задание №1

Л.: Я буду произносить звуки, а вы хлопните в ладоши один раз - когда услышите звук Р. Два раза – когда услышите звук Л:

С Ш Р Т Л Д Р В Л П Р Л

Задание №2

Л.: Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши один раз – когда услышите слог со звуком Р, два раза – со звуком Л.

ПА ЛА СО РО ДУ ЛУ ВЫ РЫ РЭ ЛЭ

Задание №3

Л.: Игра «Договори словечко». Добавьте в конце слова звук Р, то поднимаем букву Р или Л, то поднимаем букву Л.

Помидо… Пена… Пова… Забо… Ме… Вокза…

Задание №4

Л.: Добавьте в конце слог РЫ или ЛЫ. Нужно поднять соответствующую табличку.

В лесу летают кома...; дети сели за сто...; у нас воздушные ша...; в доме вымою по...

Задание 5

Л.: Замените звук Л на звук Р в слове и получите новое слово.

Лак - Рак Лама - Рама Игла - Игра Лука - Рука

Ложки - Рожки Ложь - Рожь Жалко-Жарко

9. Физминутка.

Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.

Слайд №7  Дидактическая игра “Вставь пропущенную букву”.

Логопед:

- Ребята, Незнайка составлял слова и пропустил по одной букве в каждом. Помогите Незнайке, расставьте необходимые буквы в словах.

Ка…ась, …одка, п…ывет, хо…ошо, п…охо, по…ядок, вете…, п…ятать, вес…о, вед…о.

Логопед: - Ребята, какие буквы пропустил Незнайка? (Буквы занятия)

Слайд №8 Работа со словосочетаниями.

Выполняется письменно.

Логопед:

- Составьте словосочетания, соединив подходящие по смыслу слова.

Слайд №9 Контроль знаний.

Логопед:

- Распределите слова в соответствии со схемой.

Лось, голубь, запел; лиса, билет, апрель; робот, баран, факир; резина, береза, январь.

[р]

[р]

[р]

[р’]

[р’]

[р’]

[л]

[л]

[л]

[л’]

[л’]

[л’]

13. Гимнастика для глаз

Логопед:

- Следим за движущимися предметами только глазами, не вращая головой.

Слайд №10 Графический диктант

Логопед:

III. Итог занятия.

Логопед:

- Ребята, вам понравилось занятие? Миша, какое задание было самым интересным? Таня, какое задание было самым трудным? Чему вы научились, сегодня на занятии?

- Ребята, если вам понравилось занятие, нарисуйте улыбающийся смайлик, если нет – то грустный, ну а если затрудняетесь, то нарисуйте смайлик без улыбки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах  о-а, умению  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...

Герасимчик Л.В. Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Конспект открытого фронтального «Звуки Р-Л (Р` - Л`). Буквы Р -Л»

Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.Задачи:Коррекционно-образовательные:сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;совершенствование навыков звукового анали...

Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.

Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....

Звуки ц-с (ц-с’). Буквы ц-с.

конспект логопедического занятия на тему "Звуки Ц-С (Ц-С'). Буквы Ц-С"...