Звуки ц-с (ц-с’). Буквы ц-с.
план-конспект
конспект логопедического занятия на тему "Звуки Ц-С (Ц-С'). Буквы Ц-С"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 85.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки Ц-С (Ц-С’). Буквы Ц-С
Цель: формирование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;
- закрепить правильное произношение звуков с—ц,
Развивающие:
- совершенствовать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- развивать внимание, память.
- уточнить и активизировать словарь.
Воспитательные:
- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,
- воспитывать общительность и активность на занятии.
Организационный момент
Минутка доброты
Посмотрите-ка в окно
Как красиво и светло,
К гостье нашей повернитесь,
Широко ей улыбнитесь,
Отгоните дальше скуку,
Подарите улыбки друг другу.
- Запишем сегодняшнее число в тетрадках.
Артикуляционная гимнастика
1. Улыбка 2. Трубочка
3. Чередование улыбочка-трубочка
4. Накажем непослушный язычок бя-бя-бя, пя-пя-пя
5. Блинчик
6. Качели
7. Чистим верхние зубки
8. Чистим нижние зубки
Слайд №2 Работа по теме урока
Отгадайте загадку:
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как?
(Скворец)
-С какого звука начинается слово «скворец»? – С
Слайд №3 Какой последний звук?
На доске картинки:
1) автобус, ананас, парус (звуком С)
2) огурец, колодец, палец (звуком Ц)
Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова?
Упражнение «Найди лишнее слово»
Логопед: санки, цирк, суп, сок (цирк)
- огурец, молодец, нос, палец.
- курица, мельница, лиса, лицо.
Сравнение артикуляции звуков
-Работа со звуком
Звукоподражание: изобрази - как работает насос: с-с-с-с.
Анализ звука С
- Что делают губы, какая воздушная струя, как работает голос (губы раскрыты, зубы сближаются, широкий язык лежит на дне полости, кончик языка упирается в нижние зубы/ воздушная струя холодная)
Анализ звука Ц.
Звукоподражание: изобрази, как поёт синичка: ц-ц-ц.
- Что делают губы, какая воздушная струя, как работает голос (губы раскрыты, зубы сближаются, звук прерывистый)
Характеристика звуков
Логопед: звук [c] какой? Охарактеризуйте (согласный, твёрдый, глухой).
Логопед: охарактеризуйте звук [ц], какой он? (согласный, твёрдый, глухой).
Дифференциация с-ц в слогах.
Развитие фонематических процессов
- Скворца называют пересмешником. Он может повторять услышанные звуки. Услышит какой-нибудь звук и может повторить его.
- Давайте попробуем поиграть в такую игру
- Я буду называть слоги, а вы попробуйте повторить их.
(Повторять слоги с разной интонацией стоя)
Слоги: са-ца, со-цо, су-цу, сы-цы.
Игра «Поймай звук»
Задание: поднимите зеленую карточку, если услышите звук С, синюю, если услышите звук Ц.
Логопед: С, Ц, Ц, С, С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.
Слайд №4 Дифференциация в словах
Игра «Добавь нужный слог»
Задание: Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова, 1 ряд записывает слова из обеих табличек только с звуком С, а второй ряд только с звуком Ц.
Слова: Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцо; село, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи.
Физминутка
Скачет шустрая синица, Прыжки на месте на двух ногах.
Ей на месте не сидится, Прыжки на месте на левой ноге.
Прыг-скок, прыг-скок, Прыжки на месте на правой ноге.
Завертелась, как волчок. Кружимся на месте.
Вот присела на минутку, Присесть
Почесала клювом грудку, Встали, наклоны головы влево-вправо.
И с дорожки — на плетень,
Тири-тири, Прыжки на месте на левой ноге.
Тень-тень-тень! Прыжки на месте на двух ногах.
Слайд №5 Речевая разминка
Корректурная проба (карточки)
Трясогузка.
Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками.
Прилетает трясогузка ранней весной, когда на реках и озёрах еще лежит лёд.
Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок.
В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.
Букв С - __________, букв Ц - _________ .
Пальчиковая гимнастика «Как живёшь»
- Как живёшь? - Вот так!
- Как идёшь? - Вот так!
- Как бежишь? - Вот так!
- Ночью спишь? - Вот так!
- Как берёшь? - Вот так!
- А даёшь? - Вот так!
- Как молчишь? - Вот так!
- Как грозишь? - Вот так!
Работа в тетрадях «Графический диктант».
- Скворцы оставляют на снегу, земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий,
- Давайте мы зарисуем этот узор.
- Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.
- Звук С мы отметим длинной чертой, так произносится долго, протяжно
- Звук ц – короткой чертой, так произносится быстро, отрывисто.
Например:
свет:
Цвет:
Слова: птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.
(у доски работает ученик)
Подведение итогов
- Какие звуки были сегодня в гостях у нас на уроке?
- Какое задание вызвало трудности? Какое понравилось?
Задание на выходе:
- Назови слово на букву С/ Ц
* Отгадайте загадку:
На шесте дворец,
Во дворце – певец.
А зовут его… Как?
(Скворец)
Развитие временных представлений:
- в какое время года прилетает скворец?
- а сейчас, какое время года?
- назовите зимние месяцы по порядку?
- назовите самый короткий месяц зимы?
- назовите второй месяц зимы?
Сообщение темы занятия:
-С какого звука начинается слово «скворец» ? – С
* Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед: если я произнесу слог со звуком [c], то вы должны произнести слог со звуком [ц], и наоборот:
СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;
АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;
ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.
* Дыхательная гимнастика
– Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)
Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»
Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах о-а, умению распознавать их внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...
Герасимчик Л.В. Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л
p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...
Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка». ...
Конспект открытого фронтального «Звуки Р-Л (Р` - Л`). Буквы Р -Л»
Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.Задачи:Коррекционно-образовательные:сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;совершенствование навыков звукового анали...
Логопедическое занятие во 2 классе по теме «Дифференциация звуков [д]-[т], [д\']-[т\'], букв д-т».
Логопедическое занятие во 2 классе по теме...
Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.
Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....
Звуки р-л (р\'-л\'). Буквы р-л.
Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р-Л (Р'-Л'). Бувы Р-Л"...