Звуки ц-с (ц-с’). Буквы ц-с.
план-конспект

конспект логопедического занятия на тему "Звуки Ц-С (Ц-С'). Буквы Ц-С"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx85.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки Ц-С (Ц-С’). Буквы Ц-С

Цель: формирование навыков дифференциации звуков и букв С-Ц в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей дифференцировать эти звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, называть слова со звуками с и ц;

- закрепить правильное произношение звуков с—ц,

Развивающие:

- совершенствовать фонематические процессы, навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

- развивать внимание, память.

- уточнить и активизировать словарь.

Воспитательные:

- воспитывать навыки контроля и самоконтроля,

- воспитывать общительность и активность на занятии.

Организационный момент

Минутка доброты

Посмотрите-ка в окно

Как красиво и светло,

К гостье нашей повернитесь,

Широко ей улыбнитесь,

Отгоните дальше скуку,

Подарите улыбки друг другу.

- Запишем сегодняшнее число в тетрадках.

Артикуляционная гимнастика

1. Улыбка                         2. Трубочка

3. Чередование улыбочка-трубочка

4. Накажем непослушный язычок бя-бя-бя, пя-пя-пя

5. Блинчик

6. Качели

7. Чистим верхние зубки

8. Чистим нижние зубки

Слайд №2 Работа по теме урока

Отгадайте загадку:

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… Как?

 (Скворец)

-С какого звука начинается слово «скворец»? – С

Слайд №3 Какой последний звук?

На доске картинки:

1) автобус, ананас, парус (звуком С)

2) огурец, колодец, палец (звуком Ц)

Логопед: каким одинаковым звуком заканчиваются эти слова?

Упражнение «Найди лишнее слово»

Логопед: санки, цирк, суп, сок (цирк)

- огурец, молодец, нос, палец.

- курица, мельница, лиса, лицо.

Сравнение артикуляции звуков

-Работа со звуком 

Звукоподражание: изобрази - как работает насос: с-с-с-с.

Анализ звука С    

- Что делают губы, какая воздушная струя, как работает голос (губы раскрыты, зубы сближаются, широкий язык лежит на дне полости, кончик языка упирается в нижние зубы/ воздушная струя холодная)

Анализ звука Ц.     

Звукоподражание: изобрази, как поёт синичка: ц-ц-ц.

- Что делают губы, какая воздушная струя, как работает голос (губы раскрыты, зубы сближаются, звук прерывистый)

Характеристика звуков

Логопед: звук [c] какой? Охарактеризуйте (согласный, твёрдый, глухой).

Логопед: охарактеризуйте звук [ц], какой он? (согласный, твёрдый, глухой).

Дифференциация с-ц в слогах.

Развитие фонематических процессов

- Скворца называют пересмешником. Он может повторять услышанные звуки. Услышит какой-нибудь звук и может повторить его.

- Давайте попробуем поиграть в такую игру

- Я буду называть слоги, а вы попробуйте повторить их.

(Повторять слоги с разной интонацией стоя)

Слоги: са-ца, со-цо, су-цу, сы-цы.

Игра «Поймай звук»

Задание: поднимите зеленую карточку, если услышите звук С, синюю, если услышите звук Ц.

Логопед: С, Ц, Ц, С, С; СА, ЦА, ЦЫ, СУ, СЫ; АС, ОЦ, УЦ, ОС; САНКИ, ЦИРК, ОГУРЕЦ, НОС, СУП.

Слайд №4 Дифференциация в словах

Игра «Добавь нужный слог»

Задание: Нужно составить слово, правильно подобрав слог. Записать получившиеся слова, 1 ряд записывает слова из обеих табличек только с звуком С, а второй ряд только с звуком Ц.

 

Слова: Лицо, колесо, яйцо, просо, кольцосело, цена, целый, серебро, серый, сено, цепи.

Физминутка

Скачет шустрая синица,                Прыжки на месте на двух ногах.

Ей на месте не сидится,                Прыжки на месте на левой ноге.

Прыг-скок, прыг-скок,                        Прыжки на месте на правой ноге.

Завертелась, как волчок.                Кружимся на месте.

Вот присела на минутку,                Присесть

Почесала клювом грудку,                Встали, наклоны головы влево-вправо.

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири,                                        Прыжки на месте на левой ноге.

Тень-тень-тень!                                Прыжки на месте на двух ногах.

Слайд №5 Речевая разминка

   

Корректурная проба (карточки)

Трясогузка.

Трясогузка стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья чёрные, блестящие, украшенные по краям белыми пёрышками.

Прилетает трясогузка ранней весной, когда на реках и озёрах еще лежит лёд.

Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды им легче раздобыть корм и себе и птенцам. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки — любимая еда трясогузок.

В конце лета становится холоднее, насекомые прячутся, и трясогузки, соединяясь в небольшие стайки, улетают в Африку и Южную Азию.

Букв С - __________, букв Ц - _________ .

Пальчиковая гимнастика «Как живёшь»

- Как живёшь?                - Вот так!

- Как идёшь?                - Вот так!

- Как бежишь?                - Вот так!

- Ночью спишь?                - Вот так!

- Как берёшь?                - Вот так!

- А даёшь?                        - Вот так!

- Как молчишь?                - Вот так!

- Как грозишь?                - Вот так!

Работа в тетрадях «Графический диктант».

- Скворцы оставляют на снегу, земле следы от своих лапок, которые состоят из коротких и длинных линий,

- Давайте мы зарисуем этот узор.

- Я называю вам слова, а вы записываете только звуки, которые слышите в словах С или Ц, но вместо букв будем рисовать длинные и короткие линии.

- Звук С мы отметим длинной чертой, так произносится долго, протяжно

- Звук ц – короткой чертой, так произносится быстро, отрывисто.

Например:

свет:

Цвет:

Слова: птица, самолет, яйцо, сок, блюдце, колесо, кольцо.

(у доски работает ученик)

Подведение итогов

- Какие звуки были сегодня в гостях у нас на уроке?

- Какое задание вызвало трудности? Какое понравилось?

Задание на выходе:

- Назови слово на букву С/ Ц

* Отгадайте загадку:

На шесте дворец,

Во дворце – певец.

А зовут его… Как?

(Скворец)

Развитие временных представлений:

- в какое время года прилетает скворец?

- а сейчас, какое время года?

- назовите зимние месяцы по порядку?

- назовите самый короткий месяц зимы?

- назовите второй месяц зимы?

 Сообщение темы занятия:

-С какого звука начинается слово «скворец» ? – С

* Упражнение «Скажи наоборот»

Логопед: если я произнесу слог со звуком [c], то вы должны произнести слог со звуком [ц], и наоборот:

СА – ЦА, СО – ЦО, СУ – ЦУ;

АС – АЦ, ОС – ОЦ, ИС – ИЦ;

ЦО – СО, ЦИ – СЫ, АС – АЦ, УЦ – УС.

* Дыхательная гимнастика

– Шарик надуваем – ш-ш-ш (руки через стороны вверх)

Шарик выпускает воздух щ-щ-щ (руки через стороны вниз).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: дифференциация звуков [а] и [о], строчных букв «а» и «о»

Предлагаемое занятие способствует закреплению знаний о буквах  о-а, умению  распознавать   их  внешнее сходство и различие, дифференцировать изучаемые буквы в словах; обучать...

Герасимчик Л.В. Дифференциация звуков [м’], [л’], [м], [л], букв м, л

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 120%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; }p.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }p.cjk { fo...

Конспект открытого фронтального «Звуки Р-Л (Р` - Л`). Буквы Р -Л»

Цель: дифференциация звуков Р и Л, букв Р и Л.Задачи:Коррекционно-образовательные:сравнение, различение и правильное произношение звуков Р Л на материале слов;совершенствование навыков звукового анали...

Нахождение звука (л) в слове. Накладывание буквы на ее место в слове.

Презентация к уроку "Речь и альтернативная коммуникация" для учащихся 3 класса....

Звуки р-л (р\'-л\'). Буквы р-л.

Конспект логопедического занятия на тему "Звуки Р-Л (Р'-Л'). Бувы Р-Л"...