Статья "Роль трудовой деятельности в обучении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Профильный труд

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль трудовой  деятельности в обучении умственно отсталых обучающихся

Труд – это основа любых культурных достижений, один из главных видов деятельности в жизни человека.

Огромное значение придается ручному труду в развитии ребенка, так как в нем заложены неиссякаемые резервы развития его личности, благоприятные условия для его обучения и воспитания.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно - преобразующей деятельности.

Задачи изучения предмета:

- формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно- преобразующей деятельности человека.

- формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нем человека.

- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей.

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

- формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно- преобразующей деятельности.

- формирование интереса к разнообразным видам труда.

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления.

- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно- нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

- коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

- развитие аналитико- синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

- коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно- двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового  материала.

Включение умственно отсталых детей и подростков в трудовую деятельность с самого начала развития олигофренопедагогики признавалась одним из главных условий их подготовки к самостоятельной жизни.

Роль труда разными педагогами трактовалась по-разному. Одни рассматривали труд как средство физического, умственного и нравственного воспитания (Э.Сеген), другие – как средство активизации учебной деятельности (Ж.Демор).

 Выдающийся русский психиатр В.П. Кащенко считал труд детей, в первую очередь, средством удовлетворения потребности растущего организма в мышечной деятельности. Практика организации трудового обучения на базе ремесленных и лечебно- трудовых мастерских, благодаря деятельности Е.К. Грачевой, М.П. и Н.И Постовских, Г.И. Россолимо вошла как полезный опыт в систему трудового обучения умственно отсталых школьников.

В начале ХХ в. Г.Я. Трошиным были предприняты попытки создания первых мастерских для малограмотных детей и подростков с учетом доступных для них ремесел.

Годы становления отечественной специальной (коррекционной) школы YIII вида ознаменованы развитием в ней трудового обучения. Многое для системы профессионально- трудового обучения умственно отсталых школьников было сделано А.Н. Граборовым (1923,1925 гг.). Он отмечал, что труд способствует развитию восприятия и мышления умственно отсталых школьникоа, служит их воспитанию, является основным средством коррекции и вместе с тем решает задачу профессиональной подготовки.

Особое внимание трудовому обучению умственно отсталых школьников уделялось в 60-70-е гг. ХХ в. Под руководством Г.М. Дульнева в НИИ дефектологии АПН СССР была разработана целостная система организации профессионально- трудовой подготовки школьников. Проводились исследования, которые выявили, что у большинства умственно отсталых учащихся могут быть сформированы и прочно освоены ими навыки выполнения несложных трудовых операций. Однако, у них затруднено формирование обобщенных трудовых умений.

Г.М. Дульнев сделал первую попытку выстроить систему трудового обучения умственно отсталых детей как решающую коррекционно- воспитательные задачи, стоящие перед специальной школой.

В последующие годы на основе проведенной большой исследовательской работы была усилена профессиональная направленность трудового обучения с целью более успешной социализации умственно отсталых школьников.

С 1969 г. специальная школа для умственно отсталых детей становится восьмилетней. В целях совершенствования трудового обучения школьников и их социальной адаптации открываются (1986/87 учебный год) девятые классы с повышенной профессионально- трудовой подготовкой, вводится производственная практика. В специальных школах, имеющих возможность, при наличии необходимой материальной базы, обеспечить производственную практику на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, открылись десятые, производственные классы с повышенной профессионально- трудовой подготовкой.

Анализируя систему становления и развития профессионально- трудового обучения в специальных (коррекционных) школах YIII вида, Г.В. Васенков (2008) отмечает, что последнее десятилетие ХХ в. Отмечено модернизацией системы профессионально- трудового обучения в новых экономических условиях России.

 В 90-х гг. ХХ в. Прошлого века был разработан проект стандартов специального (коррекционного) обучения умственно отсталых школьников (В.В. Воронкова, С.Л. Мирский).

В работах И.М.Бгажноковой (1996), Г.В. Васенкова (1998), В.Н. Патракаева (1996), А.М. Щербаковой (1998) освещены современные проблемы социально - трудовой адаптации учащихся специальных (коррекционных) школ YIII вида. Отмечаются важные инновации в профессиональном образовании школьников, связанные с разработкой новых методик и технологий, компьютерных программ с использованием тренажеров по развитию когнитивных и оперативных образов трудовых операций.

На основе современных научных исследований и практического опыта создаются первые учебные заведения с учебно-производственными цехами на базе Х-ХII классов специальных (коррекционных) школ YIII вида.

Профессиональная подготовка умственно отсталых детей и подростков предполагает:

- профессиональную ориентацию;

- развитие профессиональной самоиндентификации учащихся;

- развитие специфических трудовых навыков и трудовой адаптации;

- привлечение семьи к профессиональному обучению;

- трудоустройство, в том числе, и поддерживающее.

Навыки трудовой жизни положительно влияют на развитие личности и социальное развитие любого человека. Применение трудовых навыков на практике дает умственно отсталым молодым людям возможность участвовать в социальной жизни, не ставя себя целиком в зависимость от оказываемой социальной помощи.

 В нашей стране профессиональную и трудовую подготовку лица с нарушением интеллекта в зависимости от степени умственной отсталости могут получить в специальных школах и профессиональных училищах (ПУ), либо в интернатах и реабилитационных центрах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровой деятельности в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими сложный дефект

коррекция недостатков развития личности ребенка в процессе разнообразной игровой деятельности....

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

Традиционные методы обучения при социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в их профессиональной деятельности

рассмотрены методология обучения и особенности творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приведен сравнительный анализ традиционного урока от развивающего, описаны фо...