Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)
методическая разработка на тему

Гончарова Елена Гаврииловна

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и речевое развитие "особых детей", а так же способствуют развитию творческой активности обучающихся, воспитывают любознательность и повышают интерес к учебным занятиям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКСКОУ

«Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме:

«Информационно-коммуникативные технологии

на уроках трудового обучения  с обучающимися  

с ограниченными возможностями здоровья»

(из опыта работы)

                                  Автор-составитель:

                                                 учитель трудового обучения

       высшей квалификационной категории

                                                     Гончарова Елена Гаврииловна

                                                                                   

2015

Содержание

Введение.

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках

      в коррекционной школе.

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения  с обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья
  2. Заключение.
  3. Литература.
  4. Приложения.

Введение

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения.

Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребёнка, основанные на информационных технологиях. Компьютеризированные средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели применения ИКТ:

  • владение информационными телекоммуникационными технологиями;
  • формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации.

Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, доступным, а полученные знания более глубокими и обобщёнными.

Сейчас особенно остро встаёт вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Из своего опыта работы в школе, постоянно наблюдаю в развитии детей с отклонениями в здоровье ряд особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности,  специфические проявления эмоционально – волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует.

Я работаю в коррекционной школе с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта и сложный дефект и надо отметить, что школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций,  стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения.

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит. Информационно – коммуникативные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определённых этапах.

Актуальность темы обусловлена потребностями практики: с одной стороны – необходимостью разработки методических рекомендаций по применению информационно – коммуникативных технологий; с другой стороны – необходимостью повышения эффективности трудового обучения в коррекционной школе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций  и приёмов работы по применению и использованию презентаций на уроках трудового обучения, которые могут быть рекомендованы для практического применения учителям трудового обучения коррекционной школы.

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках

в коррекционной школе

Образовательных технологий в педагогике существует более 50,

но ключевой технологией XXI века является применение

информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

Известно, что при изучении предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое  приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным. Зрение это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Вот это и заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативных технологий.

        К моменту появления компьютеров в специальной  школе (в начале 90-х годов) уже имелся опыт нескольких лет использования компьютеров в массовой школе, в основном на уроках информатики. По ряду причин этот опыт не мог использоваться в условиях специальной школы.

Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций.

Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом

организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.

Одним из таких условий является использование  информационно-коммуникативных технологий на уроках в коррекционной школе.

Применение  информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативных технологии благотворно влияют на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствуют развитию творческой активности обучающихся, воспитывают любознательность и повышают интерес к учебным занятиям.

Задачи информационно-коммуникативных технологий в коррекционном обучении:

  •  развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;
  •  знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • индивидуализация обучения;
  •  использование компьютера как средства познания.

Компьютер позволяет обучить детей с ограниченными возможностями здоровья многим навыкам, при этом, не подвергая ребёнка и так с хрупкой психикой дополнительному стрессу.

Компьютер может использоваться на всех  этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • закреплении,
  • повторении,
  • контроле ЗУН

При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции:

  • учителя
  • объекта обучения
  • рабочего инструмента
  • игровой среды

Основная идея использования компьютерной техники в коррекционной школе состоит в том, что компьютер должен быть не объектом изучения, а средством, с помощью которого ребёнок с ограниченными возможностями здоровья  сможет заполнить пробелы в знаниях по различным предметам.

Основные направления учителя, использующего информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе коррекционной школы:

1. Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.

2. Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.

3. Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере.  

4. Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов.

5. Организация консультаций в ходе изучения учебного курса, направленных на содействие решению личностных, образовательных, коммуникативных проблем обучающихся.

6. Отслеживание и фиксация динамики достижений как группы в целом, так и каждого обучающегося в отдельности.

Преимущества применения информационно-коммуникативных технологий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
  • расширяются возможности представления учебной информации;
  • часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и прочее) и при необходимости выводить на большой экран;
  • изменяется отношение к компьютеру как дорогой и увлекательной игрушке;
  • обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может привести к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Современный урок нельзя представить без использования современных мультимедиа-технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив учителя и ученика. Доказано, что одновременное воздействие на различные органы чувств человека во много раз увеличивает эффективность обучения.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения, которым принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения  с обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.

В  своей работе я использую прикладные программы:

Word – при отгадывании кроссвордов, тестировании;

Power Point - создание наглядных презентаций к урокам, мероприятиям, мастер – классам, классным часам;

Рaint- составление эскиза для лоскутного шитья.

Один из перспективных способов создания современных учебных материалов – это мультимедийная презентация. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединённую в единую оболочку учебного процесса.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности.

Основная цель применения информационно-коммуникативных технологий состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это и есть, то для чего мы работаем.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является

усиление наглядности. По словам К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…»

Для повышения заинтересованности обучающихся к изучению любой новой темы профессионально - трудового обучения целесообразно вводный урок проводить с применением мультимедийной презентации.

Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных (Приложение 1). Экран притягивает внимание учащихся.

 Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных средств обучения достаточно широкие и разнообразные. В своей работе мультимедийные средства я использую в самых разнообразных ситуациях.

 Учитываю предназначение урока:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для обобщения, систематизации знаний;

-для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

- для контроля знаний, умений, навыков.

При подготовке урока учитываю конкретные условия учебной работы, возрастные особенности детей, уровень знаний учащихся, их жизненный опыт и технические возможности оборудования класса.

 Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:

- название темы урока;

- сопровождение и иллюстрации объяснения;

- информационно – обучающее пособие;

- контроль и проверка знаний.

В зависимости от материала включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках трудового обучения использую презентации с видеороликом, делая свой рассказ более насыщенным, иллюстрированным. Беседа активизирует обучающихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания обучающихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При этом, я перекладываю роль образца на технику и тем самым, освобождаю руки, выполняя одну из немаловажных функций на уроке – оказываю индивидуальную помощь обучающимся. Это один из главных аспектов урока профессионально – трудового обучения при изучении профессии - швея. Так как,  при показе трудовых приёмов: ручных работ, машинных работ или утюжильных работ мне приходится неоднократно показывать приёмы работы обучающимся с разными категориями.

Для создания большинства мультимедийных учебных пособий использую программу Power Point. Такая презентация характеризует возможности использования самого разнообразного по объёму и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому их широко применяю при проведении учебных занятий в школе.

 "Презентация" - переводится с английского как "представление". Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационно-коммуникативных технологий, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

 Презентации в своей работе использую авторские и создаю свои. В авторские презентации вношу свои коррективы (использую фрагментарно): регулирую объём, формы подачи материала, исключаю «ненужное», готовлю её для данного класса с конкретными учениками.

Урок, включающий слайды презентации,  видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных,  расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках профессионально – трудового обучения в швейной мастерской способствует повышению  эффективности обучения, позволяющее:

  • повысить уровень мотивации обучающихся;
  •  находить источники дополнительной информации по предмету;
  •  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
  •  проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
  •  применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся;      
  • развивать новую информационную культуру деятельности для обучающихся коррекционных  школ;
  •  проводить словарную работу;
  •  систематизировать новые знания для обучающихся;
  •  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;
  •  расширить  зону индивидуальной активности ребенка.

Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения девочек швейному делу повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность обучающихся.

Достаточно большая часть учебного материала по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Информация о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразие и ассортимент новых материалов и многое другое доступно показать и рассказать только с использованием информационно-коммуникативных технологий. Интернет безгранично  расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного  материала.

На уроках профессионально – трудового обучения тема «Швейная машина» предполагает использование видеоролика об истории создания швейной машины; «Оборудование современного швейного производства» - о возможностях современного оборудования на современном производстве. При изучении таких тем, как «Пошив юбки» в 7 классе, «Пошив блузки», «Пошив платья» в 8 классе и тем по пошиву разного ассортимента одежды в 9 классе предполагает использование видеороликов или презентаций об истории развития одежды, что способствует активизации обучающихся на учебный процесс, формирует познавательные способности, развивает чувство прекрасного.

 Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

В 5 классе по теме «Хлопчатобумажное волокно» доходчиво показываю слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон хлопка» (Приложение 2), в 6 классе по теме «Льняное волокно» - слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон льна»  (Приложение 3), по теме «Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам» - слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» (Приложение 4)

В 8 классе по теме «Понятие силуэт в одежде», «Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов» обучающиеся получают информацию о различных силуэтах, о фасонах платья, о тенденциях современной моды. В 9 классе по теме «Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину» (при использовании журналов мод) - обучающиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, учатся использовать готовые выкройки и чертежи изделий из журналов мод в индивидуальном порядке. Здесь появляется возможность познакомить девочек с российскими модельерами, таких как В. Зайцевым, В. Юдашкиным, с творческой деятельностью зарубежных кутюрье: Шанель, Диор и т.д. Большой интерес у детей вызывает тема «Вышивка» (8класс), где обучающиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с видами вышивки, с инструментами и приспособлениями, с основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии.

Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж.

 При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит  через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Оборудование», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».  Также вызывают интерес тематические кроссворды, разгадывая которые происходит закрепление знаний.

С целью контроля знаний учитель может использовать различные открытые тестовые задания  (Приложение 5). Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.

Работая в швейных мастерских с 5 класса, обучающиеся начинают подробно знакомиться с рядом профессий швейной промышленности. Без использования информационно-коммуникационных технологий невозможно ознакомить ребёнка с историей профессии, с её особенностями, с условиями работы на рабочем  месте, с видами приёмов работ инструментами или на оборудовании по данной специальности. С 9 класса происходит знакомство обучающихся с условиями приёма выпускников в профессиональные училища или на работу, где рассказываю и показываю как правильно оформить заявление, какие документы подготовить и где их можно получить.

Сегодня более актуальными являются вопросы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. Презентации или видеоролики предоставляют возможность обучающимся более подробно и доступно ознакомиться с профессиями, которые предназначены для выпускников специальных (коррекционных) школ.

При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества Интернет просто незаменим. Такое количество виртуальных выставок не заменишь ни одним альбомом. Сайты, посвященные разным вышивкам, работе с разными видами бумаги, с природным материалом,  работе с тканью, биссероплетению и со многими интересными «штучками», позволяют не только увидеть лучшие образцы, но и быстро подготовить раздаточный материал, распечатав нужные схемы, рисунки, шаблоны, выкройки, эскизы. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся на уроках, повышают познавательную активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.

Физкультминутки для обучающихся тоже помогает провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

При помощи информационно-коммуникативных технологий провожу классные часы, мастер – классы, виртуальные экскурсии об истории моды.  Использование средств информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать мероприятия более наглядными, мобильными и интересными.

Организация учебного процесса с детьми со сложными дефектами, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка.  

Из опыта своей работы могу отметить, что использование информационно-коммуникативных технологий на уроках профессионально - трудового обучения, позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции - это учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. Также следует сказать, что современные компьютерные программы учебного назначения при соблюдении необходимых условий их применения оказывают существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.

Использование созданных мною презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.

Заключение

В преподавании профессионально – трудового обучения использование информационно-коммуникативных технологий  качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, так как они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошло или будущего.

Считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в специальной (коррекционной) школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.

Совершенно очевидно, что применение информационно-коммуникативных технологий способствует оптимизации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела, но для достижения высокого результата необходимо совершенствование методических приемов и отмеченные выше направления могут быть взяты за их основу.

 Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но белее продуктивно вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Следовательно, информационно-коммуникативные технологии выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникативных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.  Планируя урок в коррекционной  школе, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.

Литература

Интернет источники

http://celinny.ucoz.ru/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_trudovogo_obuchenija_v_korrekcionnoj_shkole/25-1-0-82

1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой.

        2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

        3. Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 5кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004.

.        4.  Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 6кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004.

5. Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 7 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004.

6.  Картушина Г. Г., Мозговая Г. Г. Швейное дело: учеб. для 8 кл. спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2004.

Приложения

(Приложение 1).

ОКСКОУ

«Курская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»




Конспект урока по профессионально – трудовому обучению
(швейное дело)

«Пошив брюк. 

Обработка боковых и шаговых срезов брюк»

(9 класс)

        

                                               Учитель трудового обучения

высшей квалификационной категории:

                                                    Гончарова Елена Гаврииловна

Тема урока: Пошив брюк. Обработка боковых и шаговых срезов брюк

Цели урока: 

 - закрепить знания, умения и навыки по пошиву брюк, совершенствовать навыки  по выполнению ручных и машинных работ;

 - корригировать внимание, память, мышление, мелкую моторику рук;

           - развивать самостоятельность учащихся, связную речь с                                                                                                                        применением  швейной терминологии,                

 - воспитывать положительную мотивацию к учебному процессу, аккуратность в работе, прививать трудолюбие.

Задачи урока:

 - сметать и стачать боковые срезы,

           - влажно - тепловая обработка швов,

           - обметать боковые срезы,

           - сметать и стачать шаговые срезы,

           - влажно - тепловая обработка швов,

           - обметать шаговые срезы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и оснащение:

  • Компьютер, мультимедийный проектор, с приготовленной презентацией к уроку, экран.
  • Раздаточный материал: план работы по пошиву брюк (индивидуальные карточки).
  • Образцы изделий: брюки, капри, шорты, образцы машинных швов, изделия учениц, детали кроя.
  • Швейные машины, утюг, гладильная доска, швейные принадлежности,  ножницы.
  • Словарные слова.
  • Загадки - картинки, кроссворд.
  • Инструкции по технике безопасности, стенд по профориентации.

Ход урока.

I.  Организационная часть:

  1. проверить наличие учащихся,
  2. проверить организацию рабочего места,
  3. назначить дежурного.

II. Повторение.

        Продолжим работу в мастерской рукодельниц (девочки подходят к учителю).

        Наступило прекрасное время года – весна, а затем наступит замечательное время года…

          1. Какое время года наступит за весной?

          2. Летом можно носить разную одежду.

Назовите изделия, которые вы  сшили к лету?

        3. Назовите изделие, которое вы сейчас шьете.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА. Брюки, капри , шорты (Слайд – 2).

        4. Чем отличаются ваши изделия?

Тест на проверку знаний по теме «Технология изготовления брюк». Необходимо выбрать нужный ответ.

                1 Брюки – это… (Слайд -  3)

А) плечевая одежда

 Б) поясная одежда

2)  Какие мерки нужны для построения чертежа? (Слайд – 4)

1.   Ст -  полуобхват талии

2.   Сб – полуобхват бёдер

3.   Сн – полуобхват ноги

      в самом широком месте

4.   Ди – длина брюк

  1.  Дк – длина от талии до

      колена

  1. Шн – ширина низа брюк

3)  Ткань, из которой шьете свое изделие, называется…(Слайд -  5)

1. шерстяная
2. хлопчатобумажная
3. льняная
4. шелковая

5. искусственная и синтетическая

                4)  Крой брюк состоит… (Слайд - 6)

                А) из одной передней и двух задних деталей.

Б) из двух передних и одной задней детали.

В) из двух передних и двух задних деталей.

          Г) из одной передней и одной задней детали.

          5) Назовите основные детали кроя брюк (Слайд7)

6)  Назовите срезы деталей брюк  (Слайд - 8)

5.Работа с планом по пошиву брюк.

Индивидуальное задание: у доски – разложить технологическую карту последовательности обработки брюк (выполненных операций).  

        Фронтальная работа: с остальными учащимися по карточкам, разложить технологическую карту последовательности обработки брюк.

Самопроверка: сравнить с планом пошива брюк на экране (Слайд - 9)

6. В плане по пошиву брюк найдите и прочитайте пункт выполнения практической работы, которую выполняли на прошлом занятии (Слайд – 9)

III. Вводный инструктаж.

Сообщить тему и цель урока.

Тема урока: «Обработка боковых и шаговых срезов брюк».

Цель урока:  закрепить знания, умения и навыки по пошиву брюк.

1. При обработке боковых и шаговых срезов брюк применяют швы… (Слайд – 10).

a) шов вподгибку                

б) стачной              

в) двойной                

г) накладной

2. Какие бывают стачные швы?  (Слайд – 11)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.       Стачной шов – стачной шов вразутюжку,

       стачной шов взаутюжку.

Любой труд требует нагрузки и поэтому сделаем разгрузку.

ФИЗМИНУТКА   (Слайд музыкальный -12)        

        3. Индивидуальное задание: из образцов машинных швов выбрать стачной шов для своего изделия и назвать его.

        4. Рассказать правила выполнения стачного шва, обращая внимание, что это экзаменационный вопрос.

5. Тесьма «молния» в женской одежде вшивается …  (Слайд- 13)

        a) на левом боку         

         б) на правом боку

         в) сверху

          г) в плечевом срезе

Объявить оценки.

 

IV. Текущий инструктаж.

 Русская пословица гласит «Землю красит солнце, а человека труд».   Чтобы труд был красивым, правильным, качественным необходимо соблюдать правила техники безопасности (Обращаю внимание на инструкции по технике безопасности в мастерской).

ЗАГАДКИ

Отгадайте загадку и расскажите правила техники безопасности при работе с инструментом…

  • Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает (Игла).

  • Инструмент бывалый.

Ни большой, ни малый

У него полно работ

Он и режет, и стрижет (Ножницы).

Инструктаж по технике безопасности.

- Девочки, с какой профессией вы знакомитесь на уроках швейного дела?

        (Стенды по профориентации)

Практическая работа №1  «Обработка боковых срезов брюк» (Слайд -14)

1.Сложить две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сметать, стачать. Ширина шва 15 мм.

        Правила стачивания: стачать правый боковой срез от верхнего среза вниз, левый – от конца застежки до нижнего среза.

2.   Удалить нитки строчек временного назначения.

3.   Срезы шва разложить в разные стороны и разутюжить или срезы шва заложить в одну сторону и заутюжить.

4.   Обработать срезы шва машинной строчкой «зигзаг» или на обметочной швейной машине.

Алгоритм поиска причин дефектов ВТО изделия (Слайд – 15).

 Целевые обходы учителя.

«Проверка качества работы»  (Слайд         - 16)

  1. Машинная строчка ровная, ширина шва  15 мм.
  2. Машинные закрепки выполнены в начале и в конце машинной строчки.
  3. Влажно – тепловая обработка выполнена качественно.

2 урок  

Коррекционные упражнения (Слайд -17)        

Убери лишнее слово:

  • БЛУЗА, БРЮКИ, ХАЛАТ, САПОГИ, ЖИЛЕТ.
  • ЮБКА, ФАРТУК, БРЮКИ, ПЛАТЬЕ, ШОРТЫ.
  • ИГЛА, НОЖНИЦЫ, НАПЕРСТОК.

Практическая работа №2  «Обработка шаговых срезов брюк» (Слайд-18)

1. Сложить две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнять срезы, сметать, стачать. Ширина шва 15 мм.

2. Удалить нитки строчек временного назначения.

3. Срезы шва разложить в разные стороны и разутюжить.

4. Обработать срезы шва машинной строчкой «зигзаг» или на обметочной швейной машине.

V. Заключительный инструктаж.

Анализ выполненных работ.

КРОССВОРД  (Слайд         - 19)

  1. Какой первый шов обрабатывали?
  2. При выполнении стачного шва должна быть ровная (что?)…?
  3. Изделие, которое носят на поясе, как называется?
  4. Как  надо выполнять работу?
  5. Ширину шва чем проверяют?

Объявление оценок, выставление в журнал и дневники (Слайд  - 20)

        VI. Уборка рабочих мест.


Приложение  2

Таблица «Свойства волокон хлопка»

Вид

Волокна

Цвет

Блеск

Длина,

мм

Тонина

Извитость

Мягкость

Прочность

Волокно хлопка

Белый

Матовый

(без блеска)

Волокна короткие

(6 – 52 мм)

Тонкие

Слабоизвитые

Мягкие

Прочные


Приложение  3

Таблица «Свойства волокон льна»

Вид

Волокна

Цвет

Блеск

Длина,

мм

Тонина

Извитость

Мягкость

Прочность

Волокно

льна

Светло - серый

Блестящие

35 – 100 см

Толстые

Прямые

Жёсткие

Очень прочные


Приложение  4

Таблица «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»

Признаки тканей

Ткани

Слова для ответа

хлопчатобумажные

льняные

Блеск

Матовые

Блестящие

Блестящие.

Матовые

Толщина нитей

Равномерная

Неравномерная

Равномерная.

Неравномерная

Мягкость

Мягкие.

Жёсткие

Мягкие.

Жёсткие

Гладкость поверхности

Шероховатая

Гладкая

Гладкая.

Шероховатая

Прочность на разрыв

Менее прочные

Прочные

Прочные.

Менее прочные

Обрыв нити

В виде ватки

В виде кисточки

В виде ватки.

В виде кисточки



Приложение  5

Тесовые задания по профессионально- трудовому обучению

 по специальности «швейное дело»

Вариант I

ЗАДАНИЕ 1

Какие мерки необходимо снять для построения чертежа основы прямой юбки?

  1. Обхват талин.
  2. Обхват груди.
  3. Обхват бёдер.
  4. Длина спины до талии.
  5. Высота плеча косая
  6. Длина изделия.

ЗАДАНИЕ 2

Какие способы применяют для обработки низа блузки?

  1. Двойной строчкой.
  2. Обмёточными стежками.
  3. Притачным поясом.
  4. Шов вподгибку с закрытым срезом.
  5. Косыми стежками.

ЗАДАНИЕ 3

Какие правила надо соблюдать для безопасной работы с электрическим утюгом?

  1. Надеть косынку.
  2. Работать стоя на резиновом коврике.
  3. Включить и выключить утюг мокрыми руками.
  4. Следить, чтобы шнур не касался горячего утюга.
  5. Ставить утюг рядом с подставкой.

Вариант II

ЗАДАНИЕ 1

Какие изделия можно назвать поясными?

  1. Платье.
  2. Брюки.
  3. Сарафан.
  4. Жакет.
  5. Жилет.
  6. Юбка.
  7. Трусы.
  8. Салфетка.

ЗАДАНИЕ 2

Какие машинные швы используют при пошиве наволочки?

  1. Стачной.
  2. Накладной
  3. Шов вподгибку с закрытым срезом.
  4. Запошивочный
  5. Двойной.

ЗАДАНИЕ 3

Какая мерка определяет размер изделия?

  1. Полуобхват шеи.
  2. Полуобхват груди.
  3. Длина спины до талии.
  4. Полуобхват талии.
  5. Полуобхват бёдер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Создание здоровьесберегающих условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Сохранение и укрепление здоровья школьников – вопрос очень актуальный на сегодняшний день, особенно в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В данной статье я поделилась о...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести пол...

Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...