Конспект ООД "Незнайка в мире транспорта" для детей с ОНР
план-конспект
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации муниципального района
Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад компенсирующего вида № 14 г. Туймазы
муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
образовательная область «Познавательное развитие»
и «Речевое развитие»
Тема: «Незнайка в мире транспорта»
возрастная группа: дети 6 – 7 лет
с общим недоразвитием речи
Выполнил:
учитель – дефектолог
Кудряшова М.Ф.
имеющаяся категория: высшая
Цель: Закреплять и обобщать знания детей о различных видах транспорта, развивать речь.
Коррекционно – образовательные задачи:
- обогащать активный словарь по теме «Транспорт»;
- расширять представления детей о видах транспорта по способу и месту его передвижения;
- формировать умение классифицировать объекты по существенным признакам; группировать их по назначению; дифференцировать профессии людей, работающих на транспорте;
- обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;
- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;
- знакомить со способом образования слов с помощью двух основ (снег убирает – снегоуборочная);
- стимулировать умение согласовывать слова в предложении по числу, падежу, используя предлоги;
- закреплять навыки образования простых полных распространенных предложных конструкций;
- совершенствовать звуковую культуру речи, правильное и отчетливое произнесение звуков «В», «С», «Ж», «Р»;
Коррекционно - развивающие задачи:
- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;
- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью; выкладывать транспортные средства с помощью геометрических плоскостных фигур с опорой на заданную схему;
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, мелкую и общую моторику;
- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое восприятия, память и внимание;
- формировать: познавательную активность, когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;
- развивать словарь признаков и действий по теме;
- прививать навыки безопасного поведения на улицах города.
Коррекционно – воспитательные задачи:
- воспитывать желание помогать персонажу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;
- формировать навыки совместной деятельности, чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника;
- воспитывать интерес к труду взрослых.
Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Методические приемы: показ слайдов о транспорте, отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, конструктивная игра, беседа, решение проблемных ситуаций, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, музыкальное сопровождение, пояснение, указания, речевой образец, объяснение.
Словарная работа:
Существительные (слова – предметы): транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, грузовик, мотоцикл, велосипед, вертолет, самолет, дирижабль, корабль, лодка, яхта, паром, профессия, водитель, шофер, машинист, летчик, вертолетчик, пассажир, светофор, перекресток, молоковоз, бетономешалка, асфальтоукладчик, снегоуборочная машина, хлебоуборочная машина, комбайн.
Прилагательные (слова – признаки): наземный, воздушный, водный, пассажирский, грузовой, специальный, красный, желтый, зеленый.
Глаголы (слова – действия): водить, ехать, лететь, плыть, возить, убирать, укладывать, мешать, переходить.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за транспортом, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о различных видах транспорта.
Оборудование: слайдовый демонстрационный материал по теме «Транспорт», конверты со схемами транспорта и плоскостными геометрическими фигурами, подносы по количеству детей, карточки с изображением разных видов транспорта, мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук, МР3 проигрыватель), аудиозапись «Бибика» - слова и музыка Н. Осошина, музыкальная нарезка «Колесики» - http: muzolon. сom, светофор, атрибуты костюма инспектора дорожного движения, костюм Незнайки для взрослого, автомобиль – мягкая игрушка.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
1.Организационный момент.
Дети стоят в кругу вместе с педагогом.
Учитель – дефектолог.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
Учитель-дефектолог раздает детям картинки с изображениями разных видов транспорта.
Учитель-дефектолог. Сядет тот, кто назовет свою картинку. Например, у меня мотоцикл.
Дети. У меня самолет (машина, лодка,……)
Учитель-дефектолог. Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Дети. О транспорте.
2.Основная часть.
Под музыку в группу входит расстроенный Незнайка и тянет за собой машину.
Незнайка. Здравствуйте, дети! Я – Незнайка!
Дети. Здравствуй, Незнайка!
Незнайка. Дети, я купил автомобиль, но для того, чтобы им управлять, мне необходим какой то документ. Вы знаете, как он называется?
Дети. Водительские права!
Незнайка. Точно, я вспомнил водительские права. Но для того, чтобы мне их получить, надо сдать экзамены. Дети, вы мне поможете?
Дети. Да!
Незнайка. Дети, как вы думаете, кто принимает экзамены и выдает водительские права?
Дети. Инспектор дорожного движения.
В это время учитель-дефектолог переодевается в инспектора дорожного движения.
Беседа о транспорте с использованием слайдов.
Инспектор дорожного движения. Добрый день! Я инспектор дорожного движения.
Дети. Здравствуйте.
Незнайка. Я купил машину и мне нужны водительские права.
Инспектор дорожного движения. Для этого нужно сдать экзамен. Дети! А вы знаете, что такое экзамен?
Дети. Это задания, которые нужно выполнить.
Инспектор дорожного движения. Незнайка, ты готов?
Незнайка. Да! Дети, вы мне поможете?
Дети. Да!
( Дети отвечают на вопросы полицейского)
Инспектор дорожного движения. Первое задание – «Назови транспортное средство».
Инспектор дорожного движения. Назовите что это? (слайд 2-5)
Дети. Машина, велосипед, мотоцикл, поезд.
Инспектор дорожного движения.
Я важная машина,
Есть кузов и кабина.
Вожу любые грузы
По ленточкам дорог.
И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. Что это?
Дети. Грузовик (слайд 6)
Инспектор дорожного движения. Что это?
Дети. Автобус, троллейбус, трамвай (слайд 7-9)
Инспектор дорожного движения. Где этот транспорт передвигается?
Дети. По земле.
Инспектор дорожного движения. Как называется транспорт, на котором передвигаются по земле?
Дети. Наземный транспорт (слайд 10)
Игровое упражнение «Чего много на улицах города?»
Инспектор дорожного движения показывает картинки с изображением транспорта (троллейбус, трамвай, машина, грузовик, велосипед, мотоцикл). Обращаясь к детям, задает вопрос. Чего много на улицах города? Ответить нужно полным ответом.
Например, на улицах города много машин.
Дети по очереди отвечают. На улицах города много троллейбусов, (трамваев, грузовиков, велосипедов, мотоциклов).
Инспектор дорожного движения. Хорошо! Вы справились с заданием!
Инспектор дорожного движения. Посмотрите на экран. Что это? (слайд 11)
Дети. Корабль.
Инспектор дорожного движения.
К лежебоке у реки,
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил,
И поплыл по водной глади.
Дети. Лодка (слайд 12)
Инспектор дорожного движения. Что это? (слайды 13-14)
Дети. Яхта, паром.
Инспектор дорожного движения. Где этот транспорт передвигается?
Дети. По воде.
Инспектор дорожного движения. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воде?
Дети. Водный транспорт (слайд 15)
Инспектор дорожного движения. Следующее задание.
Игровое упражнение «Бывает – не бывает»
Инспектор дорожного движения. Сейчас я буду произносить фразы. Если она звучит неверно, вы должны хлопнуть в ладоши и исправить фразу полным предложением.
- Капитан управляет кораблем.
- Управляет кораблем капитан.
- Корабль управляет капитаном.
- Кораблем управляет капитан.
- Капитан управляется кораблем.
- Управляет капитаном корабль.
Инспектор. Замечательно! Пока вы хорошо справляетесь с заданиями. Продолжаем экзаменационные испытания!
Инспектор дорожного движения. Посмотрите на экран. Что это? (слайд 16)
Дети. Самолет
Дыхательное упражнение «Самолет»
Инспектор дорожного движения. Давайте сейчас выполним упражнение. Встаньте, руки в стороны. Делаем вдох через нос и на выдохе произносим длительно УУУУУУУУУУУ (имитируем полет самолета, повторяем 2-3 раза)
Инспектор дорожного движения
Поднял в небо я глаза -
Там большая стрекоза,
Неживая, из металла,
Все летала и летала,
Грохотала и парила
И пропеллером крутила.
Дети. Вертолет (слайд 17)
Инспектор дорожного движения. Что это? (слайд 18)
Дети. Дирижабль.
Инспектор дорожного движения. Где этот транспорт передвигается?
Дети. По воздуху.
Инспектор дорожного движения. Как называется транспорт, на котором передвигаются по воздуху?
Дети. Воздушный транспорт (слайд 19)
На экран выводится слайд 20 с изображением инспектора ДД и детей.
Инспектор дорожного движения. Так, хорошо вы справились с первым заданием! Перейдем ко второму заданию.
Инспектор дорожного движения. Как называется машина, которая возит молоко?
Незнайка. Я знаю! Молочник!
Инспектор дорожного движения обращается к детям. Правильно?
Дети. Нет! Молоковоз (слайд 21)
Инспектор дорожного движения. Как называется машина, необходимая на стройке и которая мешает бетон?
Дети. Бетономешалка (слайд 22)
Инспектор дорожного движения. Как называется машина, которая укладывает асфальт?
Дети. Асфальтоукладчик (слайд 23)
Инспектор дорожного движения. Давайте скажем хором – асфальтоукладчик.
Инспектор дорожного движения. Как называется машина, которая убирает снег?
Дети. Снегоуборочная машина (слайд 24)
Инспектор дорожного движения. Как называется машина, которая на поле убирает пшеницу, из которой сначала делают муку, а потом пекут хлеб?
Дети. Хлебоуборочная машина, комбайн (слайд 25)
Инспектор дорожного движения. Как можно назвать транспорт, о котором мы сейчас говорили? (слайд 26)
Дети. Специальный транспорт.
Инспектор дорожного движения. И с этим заданием вы справились! Ты все понял, Незнайка?
Незнайка. Понял, понял.
Инспектор дорожного движения. А третье задание самое сложное. Посмотрим, как вы справитесь.
Игра «Сложи транспорт из геометрических фигур»
Инспектор дорожного движения. На ваших подносах лежат схема транспортного средства и геометрические фигуры. Назовите их.
Дети. Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.
Инспектор дорожного движения. Из этих фигур вам необходимо сложить транспортное средство согласно схеме. А я, посмотрю, справитесь ли вы с заданием.
Незнайка. Ну, это проще простого!
Дети составляют элементы транспорта по схемам, Незнайка все делает неправильно. Ребенок рядом ему помогает.
Инспектор дорожного движения. Молодцы!
Инспектор дорожного движения. Приступаем к четвертому заданию. Кто из вас знает, для чего люди используют транспорт?
Незнайка. Я знаю!!! Чтобы кататься!
Дети. Чтобы перевозить людей и грузы.
Инспектор дорожного движения. Как называют людей, которые ездят на транспорте?
Дети. Пассажиры.
Инспектор дорожного движения. Правильно! А как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (слайд 27)
Дети. Пассажирский транспорт.
Инспектор дорожного движения. Да! А как называется транспорт, который перевозит грузы? (слайд 28)
Дети. Грузовой транспорт.
Инспектор дорожного движения. Как называется профессия человека, который водит этот вид транспорта? (слайд 29 - машина, автобус)
Незнайка выкрикивает. Рулевой!
Дети. Нет, водитель.
Инспектор дорожного движения. Как называется профессия человека, который водит этот вид транспорта? (слайд 30 –грузовик)
Дети. Шофер
Инспектор дорожного движения. Ты запомнил Незнайка?
Незнайка. Да.
Инспектор дорожного движения. Дети, я вам предлагаю поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Шофер» (повторяем 2 раза)
Целый день шофер трудился - хлопки, кулачки;
Он устал и запылился.
Он возил кирпич и глину – загибать пальцы по одному;
Камни, бревна и песок.
Перевез он все на стройку – круговые движения всеми
подушечками пальцев по столу;
И отправился на мойку – «мыть» ладошки.
Инспектор дорожного движения. Продолжим беседу. Как называется профессия человека, который управляет поездом? (слайд 31)
Незнайка. Знаю, знаю!!! Водитель.
Инспектор (обращаясь к детям). Дети, вы согласны?
Дети. Нет! Машинист.
Инспектор дорожного движения. А кто управляет самолетом и вертолетом? (слайд 32)
Незнайка выкрикивает. Машинист.
Инспектор (обращаясь к детям). Правильно?
Дети. Нет! Летчик и вертолетчик!
Инспектор дорожного движения. Как называется профессия человека, который управляет водными видами транспорта? (слайд 33)
Дети. Капитан!
Инспектор дорожного движения. Молодцы! Вы и это задание вы выполнили. Незнайка, а ты все запомнил?
Незнайка. Да! Я так много узнал!
На экран выводится слайд 34 с изображением инспектора дорожного движения и детей.
Инспектор дорожного движения. А теперь давайте немного отдохнем! Встаньте и подойдите ко мне (дети выходят в центр группы). Повторяйте за мной!
Физкультминутка «Машины»
Инспектор дорожного движения. Мы маленькие паровозики, везем за собой пассажирский состав поезда (дети делают вращательные движения согнутых в локтях рук и издают звук стука колес «Чух-чух-чух»)
Мы пассажиры, едем в автобусе (дети стоят, раскачиваясь и подняв руку вверх, имитируя, что держаться за поручень в автобусе и издавая звук «Ж-ж-ж»)
Мы вертолетики, летим в небе над лесами и полями, наши пропеллеры трещат (дети делают вращательное движение поднятой рукой вверх, имитируя вращение пропеллера и издавая звук «Р-р-р»)
А теперь мы самолетики. Высоко летим (дети поднимают прямые руки в стороны и делают движения корпусом из стороны в сторону, имитируя полет самолета и издавая звук «С-с-с»)
Мы шоферы, порулим на автомобиле (дети стоят на месте, имитируют, что они рулят, одновременно издавая звук едущей машины «В-в-в»)
Дети останавливаются у светофора.
Инспектор дорожного движения. Мы остановились на перекрестке. Что это?
Дети. Светофор!
Инспектор дорожного движения переключает светофор в соответствии с текстом стихотворения.
Утром встаешь ты, выходишь из дома.
На перекрестке твой старый знакомый,
Он огоньком тебе красным мигнет,
Скажет: «Опасно! Закрыт переход!»
Желтый зажегся: «Чуть-чуть подожди!»
Вспыхнет зеленый: «Свободно иди!»
Инспектор дорожного движения. На какой сигнал светофора можно переходить улицу?
Дети. На зеленый.
Инспектор дорожного движения. Светофор помогает людям и транспорту безопасно передвигаться по улицам нашего города.
Какие замечательные сегодня ученики! Все знают и все задания выполняют! Садитесь на места!
Игра «Я поеду».
Дети берут картинки с изображением транспорта, которые лежат на столах.
Инспектор дорожного движения. А можно на транспорте путешествовать? Сейчас мы с вами отправимся в путешествие, куда только захотим, но каждый из вас поедет на том виде транспорта, который изображен на его картинке.
Каждый должен будет сказать, на чем он поедет, зачем поедет, куда поедет.
Каждый ребенок берет картинку и произносит, например. Я поеду на велосипеде за грибами в лес. Я полечу на самолете в Москву на парад. Я поплыву на корабле на остров отдыхать. Я поеду на автобусе в деревню к бабушке.
Игра «Четвертый лишний».
Инспектор обращает внимание детей на экран.
Инспектор дорожного движения. А сейчас последнее испытание. Назовите, какой транспорт лишний и почему?
Слайд 35: грузовик и 3 легковые машины – лишний грузовик, потому что (машины – легковой транспорт).
Слайд 36: автобус, троллейбус, трамвай, грузовик – лишний грузовик, потому что (он грузовой, а остальные – пассажирский транспорт).
Слайд 37: скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина, автомобиль – лишний автомобиль, потому что (он пассажирский, а остальные - специальный транспорт).
Слайд 38: скорая помощь, полицейская машина, мотоцикл, автомобиль – лишний мотоцикл, потому что (он - двухколесный, а остальные – четырехколесные).
Слайд 39: 2 автомобиля, полицейская машина, игрушечный грузовик – лишний игрушечный грузовик, потому что (он игрушка, а остальные машины – настоящие).
Слайд 40: автомобиль, грузовик, мотоцикл, лодка – лишняя лодка, потому что (она относится к водному, а остальные – к наземному транспорту).
Слайд 41: полицейская машина, пожарная машина, автомобиль, вертолет – лишний вертолет, потому что (вертолет – воздушный, а остальные – наземный транспорт).
Слайд 42 с изображением Незнайки.
Инспектор дорожного движения. Молодцы! Все верно! Вы отлично справились со всеми заданиями!
3.Итог занятия.
Инспектор дорожного движения отмечает работу каждого из детей на занятии.
А что нового, интересного вы сегодня узнали?
Инспектор дорожного движения. Хорошо, я вручаю водительское удостоверение Незнайке. Но так как вы, дети, тоже выдержали экзамен, делали все правильно, я и всем вам сегодня выдаю водительские удостоверения.
В заключении звучит музыка, и дети вместе с Незнайкой имитируют воображаемую езду на автомобиле.
Используемая литература.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий. Москва. Издательство Гном. 2013г.
- Кыласова Л.Е. Развитие речи. Волгоград. Издательство Учитель. 2012г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Средняя группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.
- Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (Старшая группа). Москва. Центр педагогического образования. 2010г.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей сообщим недоразвитием речи. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс», 2005г.
- Петрова Е.В., Дроздова В.М. и др. Формирование коммуникативной компетенции у детей с ЗПР. Москва. «Школьная книга», 2013 г.
- Фатихова Л.Ф. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с задержкой психического развития. Уфа, 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по окружающему миру для детей дошкольного возраста "По страницам Красной книги"
Занятие-проект (краткосрочный).Тип урока: иформационно-творческий.Решение проектной задачи требует коллективно – распределённой деятельности обучающихся – работы в малых группах. (Оформлен...
Олимпийские зимние виды спорта. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с задержкой психического развития разновозрастной диагностико – коррекционной группы
В Сочи очень редко зимой бывает снег, а если и бывает, то тает через несколько часов. В такие дни родители стараются вывести детей на прогулку и покатать их ...
Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
При обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей с ЗПР....
Урок Мира. "Мир детям всего мира".
Описание урока: урок составлен в лекционной форме, деятельность детей – рецептивная. Цель урока - формировать у учащихся гражданское самосознание, чувство сострадания и сопереживания; чувс...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей 5-6 лет с ЗПР по теме "Дикие животные"
Конспект к презентации. Расширение и углубление знаний детей с ЗПР по теме "Дикие животные"...
Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по формированию целостной картины мира у детей с ЗПР. (подготовительная группа)
Ход занятия Организационный моментПроводится игра на сосредоточение внимания и формирование ориентировки во временах года «Сядет тот, к...