Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме
При обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование восприятия окружающего мира у детей с ограниченными возможностями здоровья
При обучении младших школьников с нарушением интеллекта в разной степени встречаются некоторые трудности из-за неравномерного формирования у них познавательных процессов (мышление, речь), моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения состояния здоровья.
По этой причине сложная работа предстоит по развитию у детей представлений о величине, форме, цвете предметов, понимания пространственных отношений. От того, насколько верны будут эти представления, зависит полнота и точность восприятия окружающего. Дети легче различают величину предметов. Большую трудность для них представляет установление признаков цвета, пространственных соотношений и особенно определение времени.
В разных ситуациях целесообразно использовать возможность обратить внимание ребёнка на тот или иной признак предмета, явления. Цвет листьев в разное время года; цвет, форма овощей, фруктов и т.д. – всё это можно наблюдать ежедневно. Приучать чувствовать протяжённость времени, а для этого каждый раз отмечать, сколько времени затратили на уборку комнаты, как долго занимались, играли, гуляли. Младший школьник уже должен понимать, что за один час дом не построишь, а два года много, чтобы вымыть пол. Подобные вопросы-шутки очень полезны.
Упражнения с опорой на зрение или осязание.
Начинать формирование восприятия отдельных признаков предметов целесообразно с простых упражнений, выполняемых с опорой на зрение или осязание: показать в течение 10 секунд треугольник или другую фигуру, а затем найти на ощупь её в мешочке среди других фигур или найти на ощупь самый большой или самый маленький камешек илимячик. Можно предложить с закрытыми глазами пальчиками обвести плоскую геометрическую фигуру, затем узнать её среди других фигур. Дайте ребёнку пуговицы одного цвета, но разной величины и предложите разложить их в порядке увеличения или уменьшения; попросите зрительно найти середину полоски бумаги или палочки длиной в 10-12 см. Предложите найти на рисунке предметы указанной формы и закрасить указанным цветом, а затем используйте для различения признаков предметов. По пунктирным линиям попросите определить изображённые предметы (животные, овощи, фрукты, цветы и т. п.) и обвести их. По тени определить предмет. Много подобных упражнений помогут в формировании восприятия отдельных признаков предметов, будут способствовать развитию мелкой моторики, зрительной памяти.
Игры на развитие зрительного восприятия, представления, воображения.
Положите перед ребёнком красный круг, зелёный овал, тёмно-красный треугольник вершиной вниз и попросите назвать похожие на эти предметы овощи, фрукты (яблоко, огурец, свёкла).
Дайте картинки с изображением знакомых предметов и геометрические фигуры. Предложите сначала назвать эти предметы, а затем разложить их в три кучки с учётом формы (треугольник, круг, четырёхугольник).
Заготовьте 10-24 карточки, разделённые чертой пополам по типу «Домино». На каждой половине карточки изображены фигуры определённого цвета и формы. Наиболее простой вариант игры – подбор карточек с учётом только одного признака (цвета или формы). При более сложном варианте надо подбирать карточки с учётом цвета и формы. Это уже сложная мыслительная операция, при которой важен самоконтроль.Подобная игра может быть использована и для закрепления родовых понятий. На одной половине каждой карточки нарисуйте или наклейте изображения предметов одежды, мебели, животных и т.д. Правила игры те же, что и в обычном «Домино», их можно усложнять.
Вырежьте из плотной бумаги различные геометрические фигуры разной величины. Предложите построить из них какие-нибудь предметы. Например, гриб-мухомор из треугольника «шляпка» и узкого длинного прямоугольника «ножка»; куклу-неваляшку из маленького и большого кругов и т.д. Можно не называть предмет, пусть воспитанник сам фантазирует и называет.
Очень полезны задания на складывание целой картинки из частей по типу «пазлы», сначала упражняйте в складывании знакомых предметных картинок, разрезанных на две-десять частей по вертикали, горизонтали, по двум диагоналям и т.д. Если ребёнок легко справляется с этой работой, усложните её за счёт большего количества разрезов. Наряду с картинками используйте сюжетные кубики.
«Волшебные кляксы». На лист бумаги капните чернила или цветную тушь.
Затем сложите этот лист пополам и попросите ребёнка назвать то, что он видит в полученном изображении. Эта игра развивает воображение детей.
С этой целью нарисуйте несколько знакомых незавершённых предметов и попросите закончить их, дорисовать симметрично. То же самое можно проделать с цифрами и буквами.
Вызывает интерес у детей и узнавание предметов по контурам. В усложнённом варианте это могут быть наложенные один на другой силуэты предметов. Во всех этих заданиях дети опираются на имеющиеся у них знания. Предложите зрительно найти по изображённым частям сначала животных, а затем определить недостающую часть круга или треугольника.
Подобные упражнения развивают наглядно-образное мышление, способность к комбинированию. Все эти качества важны для школьного обучения и жизненной ориентировки.
«Вкусная угадай-ка». Подвесьте на верёвочке несколько знакомых предметов (конфету, яблоко, морковь, баранку) или положите в мешочек. Ребёнок с закрытыми глазами и соответственно на ощупь должен узнать эти предметы, рассказать о них.
Игры на развитие слухового восприятия.
«Узнай по звуку, по голосу». Попросите детей определить по звучанию инструмент: пианино, барабан, дудочку, аккордеон, колокольчик. Узнать по голосу членов своей семьи, одноклассников, птиц, животных.
Игры на ориентировку в пространстве.
Сначала поставьте ребёнка и спросите, что он видит впереди, что слева, что справа, сзади, и только после этого начинайте играть. С закрытыми глазами ребёнок идёт, выполняя ваши указания: «Шаг вперёд, два шага вправо, два шага вперёд, шаг влево, руки на пояс, правую руку вперёд…».Можно по своему усмотрению менять команды.
Предложите сюжетные картинки, на которых надо определить:
- какой лапкой бельчонок держит шишку, а мишка – горшочек с мёдом;
- какой лапкой зайка ест морковку; где находится слон;
- в каком направлении едут машины.
«Художник». Дайте лист бумаги в клетку.Ребёнок рисует по инструкции: «В центре кружок. Слева и справа от него квадраты. Вниз от кружка через две клеточки треугольник и т.д.». Аналогичное упражнение можно провести с мозаикой, буквами и прочитать слово.
Все эти игры и упражнения закрепляют представления детей о величине, форме, цвете, учат ориентироваться в пространстве, на плоскости, развивают воображение, способность к конструированию, умению выполнять задание по инструкции.
Литература
О.В. Боровик,С.Д Забрамная «Развитие ребёнка – в ваших руках», Москва, Новая школа, 2000.
Л.А. Метиева, Э.А. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида– М.: Просвещение, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовые акты, гарантирующие право получения детям с ограниченными возможностями здоровья адекватного их возможностям образования
В данной презентации представлены международные, федеральные и региональные документы в области защиты прав и свобод ребенка...
адаптивная рабочая программа по окружающему миру для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Адаптивная рабочая программа по окружающему миру для лиц с ограниченными возможностями здоровья 5 класс...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
«Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни»
Презентация к выступлению на VI областном методическом слете "Лучшие региональные практики по организации помощи семьям и детям: от создания к тиражированию"...
Доклад «Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья через организацию взаимодействия с окружающей средой».
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни — комплексная программа формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на...
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ «В МИРЕ ПРИРОДЫ"
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ«В МИРЕ ПРИРОДЫ"...
«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья через использование современных здоровье сберегающих технологий во внеурочное время».
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием - забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Рост числа заболеваний среди учащихся ОВЗ ...