ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
статья на тему

Степанова Нина Викторовна

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ  С. ИЛИР

 ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРОЦЕССУ ПОЗНАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ  ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Степанова Нина Викторовна

Братский район с.Илир

В данной статье представлена организация работы по воспитанию интереса к процессу познания посредством использования элементов суд-жок-терапии на уроках в начальной школе.

«Спеши в школу, как на игру. Она и есть такова»

Ян Коменский

Важнейшим аспектом воспитательной функции обучения является воспитание интереса к учению, к процессу познания, формирование мотивов учебной деятельности. Степень реализации этих возможностей на уроке изначально определяет успешность учебно-познавательной деятельности школьников.

В 2016 – 2017  учебном году в   ГОКУ «Илирская школа-интернат»     поступили первоклассники, обучение которых было начато в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Я, как учитель данного класса,  анализируя личные дела вновь прибывших, выяснила, что из восьми детей только двое впервые поступили в первый класс, остальные уже по два, а то и три года обучались в образовательном учреждении. Конечно, для себя я сделала выводы, что дети имеют начальные знания по предметам.  Готовясь к работе с ними, я тщательно изучила ФГОС  для детей с интеллектуальными нарушениями, требования к уроку в соответствии с нововведениями. Но проблема выявилась в том, что у обучающихся совершенно не только отсутствовал к учению, к процессу познания, а уже закрепилось негативное отношение к обучению. Школьники различными способами демонстрировали мне это в ходе урока. Максим всегда держал букварь вверх ногами. При моей попытке исправить, вообще поворачивался ко мне спиной и мог так сидеть практически весь урок, делая вид что совсем меня не слышит. Алена всегда закрывала учебник, при моем обращении к ней, отвечала: «Что вам от меня надо? В той школе я не сидела и не писала, а здесь я сижу и пишу!».  

При таком отношении детей к обучению, естественно, передо мною встала проблема как воспитать интерес к учению, к процессу познания в целом? Мне хотелось опосредованно, ненавязчиво вовлечь детей в процесс познания, возбудить интерес к обучению. Именно здесь, в решении данной проблемы на помощь мне пришло использование элементов су-джок терапии (шарика-массажера и эластичных колец). Упражнения выполняемые с их помощью происходят в игровой ситуации, что  вызывают у детей  интерес, выполнение заданий происходит в ненавязчивой учителем форме, чем  и помогает опосредованно решать многие  проблемы. Выполняя задания, обучающиеся  на   уроке работают заинтересованно, творчески и познание предмета происходит на максимальном для каждого уровне успешности, что также способствует  повышению речевой культуры воспитанников.

Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я считаю, что учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Поэтому методическую тему моей работы я сформулировала так:  «Воспитание интереса к процессу познания посредством использования элементов су-джок терапии  при реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями»

Для достижения поставленной цели я для себя определила следующие задачи:

  • Познакомиться и изучить передовые опыты ведущих специалистов по внедрению элементов су-джок терапии   в образовательный процесс.
  • Использовать су-джок терапии     в процессе овладения обучающимися знаний.
  • Выявить эффективность использования данных нестандартных   форм на уроках.

Применение в образовательном процессе су-джок терапии   позволяет обеспечить занимательность уроков, учесть индивидуальные особенности каждого ученика, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Посредством использования шарика-массажера и эластичных колец гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что ребенку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности.

Приступив к работе с применением элементов массажера, я даже не подозревала о таких широких его возможностях применения, оказалось СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ — это эффективный метод профилактики и лечения многих болезней.
История Су — Джок началась в 1986 году, когда в международной печати появились первые публикации, рассказывающие о сути данной методики, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. 
 Эта лечебная система глубокими корнями уходит в древнюю Традиционную Восточную медицину. Но эффективность и простота Су — Джок терапии привели к ее широкому распространению не только на родине в Корее, но и по всему земному шару.  Достаточно сказать, что во многих странах Су — Джок является состав-ной частью государственных программ по здравоохранению и образованию.  

Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов.  Массажёры типа «каштан», внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание (показ). Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.  «Су-Джок» с виду —   шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент. Попробуйте покатать его между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма. Стимулировать активные точки можно, сжимая мячик в ладошке, а также, слегка укалывая каждый пальчик отдельно. Дети с удовольствием массируют ладошки, пальчики несколько раз в ходе урока. Шарики и пружинки Су-Джок — это «медицинские сестрички», которые ежедневно следят за здоровьем и предотвращают болезни разных внутренних органов.  

Шарик я!
Детей лечу в этом кабинете.
Чтобы реже шли к врачу
Маленькие дети.

Я весёлая пружинка – медицинская сестра!
Разрешаю вам, больной,
Поиграть чуть-чуть со мной

Очень полезен массаж кончиков пальцев и ногтевых пластин кистей и стоп. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того, на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев массажируем до стойкого ощущения тепла (массаж). Это оказывает оздоравливающее влияние на весь организм. Ежедневное общение с массажными шариками избавит многих болезней, его можно использовать для профилактики заболеваний Центральной Нервной Системы и щитовидной железы. Но есть противопоказания: высокая температура, гнойные заболевания, открытые раны.
Использование Су-Джок терапии в работе с детьми открывает большие возможности. Ребенок, как врач, может заботиться об укреплении своего здоровья, оказывать себе и друзьям некоторую помощь.
Занимаясь с детьми, я стараюсь сделать наши занятия более разнообразными и интересными. И в этом   помогает художественное слово, когда каждое движение рук представляется в форме сказки или стихотворной истории  Отрабатывая движения и рассказывая сказку вместе с педагогом, обучающийся развивает мелкую моторику рук и точность произношения слов этой сказки, заучивает стихи и рассказывает их сам. И  можно удивляться результату простой, на первый взгляд, процедуры массажа рук.

Сказка «Ёжик»

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек
По ладошки бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).

С кольцом:

Этот пальчик — дедушка,
(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
Этот пальчик — бабушка,
(надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
Этот пальчик — папенька,
(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
Этот пальчик — маменька,
(надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
Этот пальчик — Ванечка 
(Танечка, Данечка и т. д.)
(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).
(поочередно надеваем массажные кольца на каждый палец).

Су–Джок способствует развитию речевой активности детей.
Например, упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Съедобное — несъедобное» и т. д. Упражнения в звуко-буквенном анализе слов, где синий шарик обозначает согласный звук или букву, красный шарик – гласную; «Раздели слова на слоги»: ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов. Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов. На столе коробка, по инструкции педагога ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик — в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие педагога.

В структуре планируемых результатов обучения по ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями по каждому изучаемому курсу анализируются предметные результаты, которые  имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.  

Минимальный и достаточный уровни

усвоения предметных результатов по учебным предметам  

Данные диаграммы показывают, что к концу I полугодия в 1 классе в 2016-2017 учебном году на минимальном уровне из 8  находились 7 воспитанников, на достаточном уровне   находился только один обучающийся. К концу II полугодия 2 класса 2017-2018 учебном году на минимальном уровне продолжают находиться 3 обучающихся, на  достаточном уровне находятся 5 обучающихся. То есть 4 обучающихся , что составляет 50 % , перешли с минимального уровня на достаточный, что позволяет говорить об эффективности применяемых средств обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

Таким образом,  можно сделать вывод, что   использование элементов су-джок терапии   в педагогической работе  позволяет не только  воспитать у обучающихся интерес  к процессу познания, а также  решать проблемы коррекции мелкой моторики рук, повышать развитие речевой активности, укрепление здоровья организма обучающегося в целом.

Список   литературы

1.   Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С.78 -82.

2.   Крупенчук О.И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О.И. - Литера, 2008 – С. 32.

3.  Новиковская  О. А. Ум на кончиках пальцев: веселые пальчиковые игры /      О.А. Новиковская - М. АСТ, 2007 С. 94

4.  Османова Г.А Новые игры с пальчиками для развития мелкой    моторики: Популярная логопедия / Османова Г.А – КАРО, 2008 – С. 160

5.  Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009  -  С. 208  

6.  Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – С. 72  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС обучающихся с умственной отсталостью

Федеральный Государственный  образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью...

Современные подходы во взаимодействии школы и семьи в аспекте ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Взаимодействие с семьёй - одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога....

Выступление на Педагогическом совете «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Педагогический совет «Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Выступление на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»

Презентация к выступлению на педагогическом совете«Внеурочная деятельность обучающихся в условиях внедрения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью»...

Деятельность учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Как выразить свое отношение к ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью? В голове возникают следующие ассоциации: нововведения, стандарт, требования, трудности, условия, перспектива&helli...