«Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии» (развитие связной речи).
статья по технологии на тему

Ходкова Таисия Павловна

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

 Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,  знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание, структуры рассказа, и, конечно,  развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_doklad.docx24.21 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование приёмов мнемотехники на уроках технологии»

(развитие  связной речи).

                                                                                                                        (1 слайд).

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения с взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.           На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей с   ОВЗ  – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Проблемы речи детей                                                                   (2 слайд).

- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Т.е. неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

- Трудности в  построении  монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-  Плохая дикция.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Факторы, облегчающие процесс становления связной речи:   (3 слайд).

- Наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия).

-Создание плана высказывания (на значимость которого неоднократно указывал  известный психолог Л.С. Выготский он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания).  Мнемотехника как нельзя  лучше учитывает все эти факторы. Что же такое мнемотехника.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

(4 слайд).

 Это система методов и приемов,   обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации,  знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание, структуры рассказа, и, конечно,  развитие речи.

Мнемотехника помогает развить                                                    (5 слайд).

  • ассоциативное мышление.
  • зрительную  и слуховую память
  • зрительное  и слуховое внимание
  • воображение

           связную монологическую и  диалогическую речь.

Мнемотехника строится от простого к сложному                           (6 слайд).

  • Мнемоквадраты –
  • Мнемодорожки  -
  • Мнемотаблицы.                                                                            (7 слайд).

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом и используются для:                                                                                 (8 слайд).

  • обогащения словарного запаса
  • при обучении составлению рассказов
  • при пересказах художественной литературы
  • при отгадывании и загадывании загадок
  • при заучивании стихов
  • (9 слайд).

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение, явлений природы, некоторых действий,  путем выделения главных смысловых звеньев.

Главное нужно передать условно - наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Опираясь на опыт педагогов,  разрабатываю мнемотаблицы для составления

описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать или, владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей лучше использовать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка - красная. Позже - усложнять  или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание

придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение

зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс

создания своей схемы.

Описательный рассказ - наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать

предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что  здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично

построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Пересказ.

Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строю в три  этапа.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаю  разнообразные дидактические

игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

модель должна отображать обобщённый образ предмета;

раскрывать существенное в объекте;

замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.

Считаю, и думаю, что вы согласитесь, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, в других видах деятельности (Продуктивная деятельность, экспериментирование, театрализованная деятельность и др.)  

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с ОВЗ с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий дает свои результаты:

- ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции,  появился   интерес к заучиванию стихов; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, дети грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

Итак, обучение детей для меня – это увлекательное занятие, но и трудоемкое.

Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий. Поэтому, чем раньше  учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей

ребенка и готовности его к школьному обучению.

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

                                                  «О, как же ты красива!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).

Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...

«Эффективность использования приёма мнемотехники на занятиях по развитию речи у дошкольников»

Введение.Детский сад – первое звено в системе народного образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского ...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

2017-2018 уч.год. Школьный педсовет. Тема « Использование приёмов мнемотехники как фактор повышения грамотности обучения детей с задержкой психического развития. Приёмы запоминания правил». Доклад. Презентация.

Мнемонические приемы в работе с детьми с ОВЗ   при изучении русского языка (письма и развития речи) Педсовет. 2017-2018 уч.год.Основной задачей любого учителя, работающего с детьми с ОВЗ, яв...

Презентация урока "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ ".

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного ра...

Консультация для родителей "Использование приёмов мнемотехники в развитии речи"

Знакомство родителей с приёмами мнемотехникик в развитии речи детей....