Рабочая программа "Сенсорное развитие"
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа коррекционного курса "Сенсорное развитие" для обучающихся 5 класса с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 33.55 КБ |
Календарно-тематическое планирование | 40.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Мучкапская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована к утверждению научно-методическим советом школы протокол № от | Утверждена приказом МБОУ Мучкапской СОШ № от Директор школы ____________ /Л.Н.Мишина/ |
Рабочая программа
коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
для обучающихся с умственной отсталостью
Составитель: Баталова В.В.,
учитель-дефектолог
2021 год
1.Пояснительная записка
Данная программа коррекционного курса составлена на Программы для специальных (коррекционных) учреждений для «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы» / под ред. М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007, пособия для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.
Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:
- - Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 г № 986, зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 г., регистрационный номер 19682).
- Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28.12.2010 г № 2106, зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2011 г., регистрационный номер 19679).
- Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. с изменениями от 22.12.2008г.;
- Конвенции о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
- Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Годового календарного учебного графика
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с нарушениями интеллекта сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с умственной отсталостью наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
У школьников с умственной отсталостью снижен темп восприятия, сужен его объем, недостаточна точность различных видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно двигательного, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Таким детям нужно больше времени для приёма и переработки зрительного, слухового и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях.
Детям с умственной отсталостью требуется большее количество практических проб при решении наглядно-практических задач, они затрудняются в обследовании предмета. Ошибки в распознании предметов при осязании зачастую обусловлены асинхронностью и несогласованностью движений рук, импульсивностью, поспешностью и недостаточной сосредоточенностью всей деятельности.
Кроме того, у многих детей с проблемами в развитии отмечается скованность, недостаточный объем движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики. Слабое различение мышечных ощущений (кинестетические ощущения) приводит к плохой координации. Такие дети отличаются пониженной работоспособностью, быстро устают.
Программа курса коррекционных занятий «Сенсорное развитие» необходима для создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков и для правильного формирования многогранного полифункционального представления об окружающей действительности, способствующая оптимизации психического расстройства ребенка и более эффективной социализации его в общении.
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих умственно отсталым детям недостатков сенсорного развития и формирования у них относительно сложных видов психической деятельности.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Адресат программы: программа предназначена для учащихся с легкой и умеренной умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель программы: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Задачи:
- формирование умения воспринимать и представлять предметы и явления, способствующие совершенствованию процессов рисования, лепки и развития речи, и, выделять в них самое существенное, характерное (признаки, качества);
- обучение применению полученных знаний в практической и познавательной деятельности;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия цвета, звуков, особых свойств предметов;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
- Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
- Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
- Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.
Средства, формы и методы коррекционной работы:
- наглядность, коррекционные игры и упражнения, практическая работа;
- проводятся групповые занятия;
- психогимнастика, конструирование, наглядный и практический метод, связь с окружающей средой, опора на жизненный опыт и собственные ощущения.
Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей. Коррекционная работа может проводиться как в групповой форме, так и индивидуально.
2. Планируемые результаты освоения программы
Личностными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание норм поведения в школе.
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила, в первую очередь в отношениях со сверстниками в практике совместной деятельности.
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие» с позиции важности исполнения роли «хорошего ученика».
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Предметными результатами изучения курса «Сенсорное развитие» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Следить взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад).
- Следить взглядом за движущимся удаленным объектом.
- Узнавать и различать цвета объекта.
- Слуховое восприятие: следить за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука.
- Соотносить звук с его источником.
- Находить объекте, одинаковых по звучанию.
- Адекватно реагировать на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий).
- Адекватно реагировать на вибрацию, исходящую от объектов.
- Адекватно реагировать на соприкосновение тела с разными видами поверхностей
- Различать материалы по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).
- Описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
- Выделять существенные признаки предметов.
- Сравнивать между собой предметы, явления.
- Обобщать, делать несложные выводы.
Достижение базовых учебных действий:
познавательных учебных действий:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
регулятивных учебных действий:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
коммуникативных учебных действий:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
- Совместно договариваться о правилах.
Оценка планируемых результатов освоения программы
№ п.п. | Тема раздела | Форма | Ожидаемый результат |
1 | Кинестетическое восприятие | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание правил пользования письменными принадлежностями; кинезиологических упражнений. специальных обследующих движений (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета. 2 уровень – умения правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения, распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей. определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; составлять предмет из 2—3 частей. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
2 | Восприятие вкуса | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание особого свойства предмета - «вкус», продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: горький - сладкий, сырое – вареное. 2 уровень – умения - сравнивать и различать разные вкусы; 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3 | Восприятие запаха | 1 уровень – знание особого свойства предмета «запах», знание приятных-неприятных ароматов и запахов. 2уровень-умения сравнивать и различать простые запахи (приятные - неприятные); 3уровень- получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. | |
4 | Зрительно восприятие | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений. 2 уровень – умения выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение; - распознавать основные эмоции; узнавать предмет по части; выделять предмет из группы; определять картинку к заданному эталону; находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
5 | Слуховое восприятие | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания шумов: шуршание, скрип, шелест, стук, пение птиц, шум поезда, машины. 2 уровень –умения различать речевые и неречевые звуки; выполнять упражнения в определенном ритме и темпе; сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания, различать характер мелодии (веселая – грустная). 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
Методы и средства оценки результативности программы
Диагностируемые характеристики | Психодиагностические методики |
Кинестетическое восприятие | упражнения на оценку тактильных ощущений |
Зрительно восприятие | упражнения на оценку зрительного восприятия |
Слуховое восприятие | упражнения на оценку развития слухового восприятия |
Восприятие вкуса | упражнения на оценку способности к различению вкусов. |
Восприятие запаха | упражнения на оценку способности восприятия запахов |
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Для выявления динамики развития учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью часто используется методика «Карта наблюдений» Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. 3-е издание. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. «Карта наблюдений» — это комплексный метод наблюдения за динамикой развития ребенка, выявления его «зоны ближайшего развития». В данной методике для программы «Сенсорное развитие» актуальным является направление диагностики сенсорно-перцептивной сферы.
3. Содержание программы.
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
- Зрительное восприятие:
Диагностика на начало учебного года, фиксация взгляда на лице человека, фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном, фиксация взгляда на неподвижном предмете, расположенном напротив ребенка, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом, прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом , прослеживание взглядом за движущимся удаленным объектом, основные цвета: красный, желтый, основные цвета: синий, зеленый, ахроматические цвета: белый, черный, серый, промежуточные цвета: розовый, оранжевый, промежуточные цвета: голубой, фиолетовый, промежуточные цвета: коричневый.
- Слуховое восприятие:
Звуковые понятия: громко – тихо, бытовые шумы и звуки природы, музыкальные звуки, высокие и низкие звуки, звуковые понятия: далеко – близко, соотнесение звука с его источником, дидактические игры на слуховое восприятие, дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки), характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки), различение мелодии по характеру (веселая, грустная), подражание звукам окружающей среды, различение по голосу знакомых людей.
- Кинестетическое восприятие:
Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений, движения и позы верхних и нижних конечностей, выразительность движений, горизонтальное (вертикальное) положение тела, вербализация собственных ощущений, имитация движений и поз (повадки животных, природные явления), игры на копирование поз и движений ведущего, различение материалов (дерево, металл, клейстер, крупа, вода), различение материалов по температуре (холодный, горячий), времена года (лето, зима), (жаркое, холодная), различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый), различение материалов по влажности (мокрый, сухой), различение материалов по вязкости (жидкий, густой).
- Восприятие запаха.
Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом, сравнение разных запахов, ароматы (парфюмерные, цветочные и др.). Контрастные ароматы (резкий – мягкий, свежий – испорченный).
5. Восприятие вкуса
Вкусовые качества (сладкое – горькое, сырое – варёное), обозначение словом вкусовых ощущений. Узнавание (различение) основных вкусовых качеств продуктов, дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий — слаще, кислый — кислее), диагностика на конец учебного года.
- Учебно-тематический 5 класс
Название раздела | Количество часов | ||
всего | теория | практика | |
Обследование детей | 2 | - | 2 |
Зрительное восприятие | 30 | 10 | 20 |
Слуховое восприятие | 25 | 5 | 20 |
Кинестетическое восприятие | 34 | 10 | 24 |
Восприятие запаха | 6 | 2 | 4 |
Восприятие вкуса | 6 | 2 | 4 |
Итоговая диагностика обучающихся | 2 | - | 2 |
Итого | 105 | 29 | 76 |
5.Материально-техническое оснащение и учебно-методический комплекс
Список литературы:
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1984.
- Барабанщиков В.А. Основные направления и тенденции развития психологии восприятия // Психология восприятия. М., 1989. С. 5-14.
- Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПБ., 2005.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1978. 96 с.
- Еремина А.А. К проблеме обучения детей с глубокой умственной отсталостью продуктивной деятельности // Дефектология: современные проблемы обучения и воспитания. СПб., 1994.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001.
- Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. «Развитие сенсорной сферы детей». Под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Москва, Просвещение 2009 год.
Материально-техническое оснащение:
- технические и электронные средства обучения:
- компьютер
- аудиомагнитофон,
- мультимедиапроектор; экран,
- аудиозаписи,
- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц.
- демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
- игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами,
- образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности,
- сенсорные панели,
- мячи, обручи,
- массажеры для рук (шарики су-джок, шнуровки, «Гусеница», ленты, веревки),
- мозаики (крупные и мелкие),
- игры «Лото»,
- плоские и объемные геометрические фигуры разной величины,
- конструкторы, раскладные пирамидки, матрешки,
- звучащие музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, свистульки, маракас и т.п.).
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
Предварительный просмотр:
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№ п/п | Тема | Кол. час | Дата | Основные понятия | Основные виды деятельности обучающихся | Коррекционная работа | |||
1 | Первичное обследование ч1 | 1 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностика | ||||
2 | Первичное обследование ч2 | 1 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностика | ||||
3 | Первичное обследование ч3 | 1 | тест | Выявление уровня психофизического развития. | Диагностика | ||||
4 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком. Ч1 | 1 | гладкий – шероховатый шершавый | Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий. | ||||
5 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с предметами – мячами, ежиком. Ч2 | 1 | пластмассовые, войлочные резиновые, мячики | Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, игры «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек», | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий. | ||||
6 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.ч1 | 1 | гладкий – шероховатый шершавый серый белый | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, | Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы | ||||
7 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – картоном, бумагой.ч2 | 1 | гладкий – шероховатый шершавый серый белый плотный тонкий | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические | коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы | ||||
8 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом.ч1 | 1 | материал шелк вельвет | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические | Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд ( по заданному признаку). | ||||
9 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – шелком, вельветом. Ч2 | 1 | Классификация материал Теплый Холодный Плотность | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально - ритмические | Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд ( по заданному признаку). | ||||
10 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.ч1 | 1 | Фольга Атлас Лента Длинный Короткий | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры пальчиковой гимнастики. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении. | коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы | ||||
11 | Восприятие предметов по структуре поверхности: гладкий – шероховатый через тактильное взаимодействие с материалами – фольгой, атласной лентой.ч2 | 1 | атласная, капроновая, полотняная ленточки фольга | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально | коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы | ||||
12 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.ч1 | 1 | Мягкий Твердый Взаимодействие Пластмасс Поролон | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Пальчиковая гимнастика. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, | ||||
13 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – мягкой игрушкой, пластмассовым шариком.ч2 | 1 | Сравнение Пластмасс Шар Куб Поролон | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения, описание предмета по алгоритму. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, | ||||
14 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.ч1 | 1 | Вата Металл Железо пух | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении. | Коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения. | ||||
15 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – ватой, кусочком металла.ч2 | 1 | Сравнение Вата Металл Твердость Рыхлость Пушистость Плотность | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнении. | коррекция недостатков мышления через развитие умения обследовать предметы. Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игр. упражнения. | ||||
16 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком ч1 | 1 | Резина Дерево Описание Состав | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Описание предмета по алгоритму, игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнении. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов. Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения. | ||||
17 | Восприятие предметов по плотности материалов: мягкий – твердый, через тактильное взаимодействие с предметами – резиновым мячиком, деревянным кубиком ч2 | 1 | Резина Дерево Описание Состав | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. Описание предмета по алгоритму. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения | ||||
18 | Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами. ч1 | 1 | Тактильное взаимодействие | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики, Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнении. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд ( по заданному признаку). | ||||
19 | Восприятие предметов по форме и величине: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами. ч2 | 1 | Шар Куб Геометрические Формы величина | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. Описание предмета по алгоритму, музыкально-ритмические упражнении. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд ( по заданному признаку). | ||||
20 | Восприятие предметов по форме: шар – куб, через тактильное взаимодействие с предметами. ч3 | 1 | Сравнение Соотнесение Форма поверхность | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности, по размеру, окраске. Игры на сравнение предметов. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Формировать навыки выполнения действий по словесной инструкции педагога. Корригировать недостатки восприятия через развитие умения обследовать поверхности предмета, различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признакам среди нескольких, выстраивать сериационный ряд ( по заданному признаку). | ||||
21 | Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами. ч1 | 1 | Большой маленький | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов | ||||
22 | Восприятие предметов по размеру: большой – маленький через тактильное взаимодействие с предметами.ч2 | 1 | Сравнение | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов | ||||
23 | Восприятие предметов по размеру: большой –средний- маленький через тактильное взаимодействие с предметами.ч1 | 1 | Большой Средний Маленький | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов | ||||
24 | . Восприятие предметов по размеру: большой –средний- маленький через тактильное взаимодействие с предметами.ч2 | 1 | Большой Средний Маленький | Игры на восприятие предметов по структуре поверхности. Игры на развитие зрительной памяти, восприятия. Групповая, фронтальная. Игры пальчиковой гимнастики. | коррекция недостатков сенсорного восприятия через закрепление сенсорных эталонов | ||||
25 | Восприятие предметов по цвету: красный | Цвет Основной цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики. | Формировать умение различать, называть основные цвета. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. | |||||
2 четверть | |||||||||
26 | Восприятие предметов по цвету: белый. | 1 | Цвет Основной цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения, игры пальчиковой гимнастики. | Формировать умение различать, называть основные цвета. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. | ||||
27 | Восприятие предметов по цвету: желтый | 1 | Цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||||
28 | Восприятие предметов по цвету: красный желтый белый. Классификация | 1 | Классификация | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. | ||||
29 | Восприятие предметов по цвету: синий | 1 | Цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. | ||||
30 | Восприятие предметов по цвету: зелёный | 1 | Цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Развитие зрительного восприятия цвета. Закрепить в речи детей названия красного, синего и желтого цветов. Развивать цветовосприятие красного, синего и желтого, зеленого цветов | ||||
31 | Восприятие предметов по цвету: оранжевый | 1 | Смешение цветов Оттенок | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. | ||||
32 | Восприятие предметов по цвету: синий зелёный, оранжевый. Классификация. | 1 | Смешение цветов Оттенок классификация | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета». | Развивать цветовосприятие оранжевого, синего и зеленого цветов Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы | ||||
33 | Восприятие предметов по цвету: голубой | 1 | голубой | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения. | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. | ||||
34 | Восприятие предметов по цвету: розовый | 1 | розовый | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения. | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. | ||||
35 | Восприятие предметов по цвету: голубой, розовый. Классификация | 1 | голубой, розовый. Классификация | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения. | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы | ||||
36 | Теплые цвета | 1 | Теплый цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета», музыкально-ритмические упражнения. | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. | ||||
37 | Холодные цвета | 1 | Холодный цвет | Игры на определение и различение цветов и их оттенков "Что бывает такого цвета", «палитра художника», «растяжка цвета» | Формировать умение различать, называть основные цвета и оттенки цветов. Воспитывать внимательность, усидчивость. Развивать память, воображение. Развитие зрительного восприятия цвета. | ||||
38 | Теплые и холодные цвета - сравнение | 1 | Холодный цвет Теплый цвет Цветовая линейка | Игры на определение ,различение и сравнения цветов и их оттенков , игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы | ||||
39 | Части тела | 1 | Части тела | Игры и упражнения на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально-ритмические упражнения. | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле. | ||||
40 | Части тела ч2 | 1 | Части тела | Игры и упражнения на развитие ориентировки в собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка». | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле | ||||
41 | Я и пространство вокруг меня. | 1 | Части тела | Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве и собственном теле, дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. «Молчанка», музыкально | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о своем теле | ||||
42 | Составление композиций из геометрических фигур. ч1 | 1 | композиция геометрические фигуры | Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; | ||||
43 | Составление композиций из геометрических фигур. ч2 | 1 | композиция | Упражнения на мелкую моторику и графомоторные навыки: плавность, точность, скоординированность движений рук. Упражнения на развитие зрительно-моторной координации. | Развитие логического мышления, памяти, произвольного внимания, закреплять знания о геометрических фигурах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля; | ||||
44 | Шумящие коробочки. Слуховое восприятие. ч1 | 1 | Шумящие коробочки Пустой Полный | музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового восприятия. «Шумящие коробочки» | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
45 | Шумящие коробочки. Слуховое восприятие. ч2 | 1 | Шумящие коробочки Пустой полный | музыкально-ритмические упражнения , упражнения пальчиковой гимнастики, игры на развитие слухового восприятия, Шумящие коробочки, запоминание последовательности звучаний. | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
46 | Где звенит колокольчик? ч1 | 1 | Колокольчик направление | музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации, формирование чувства ритма, определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
47 | Где звенит колокольчик? ч2 | 1 | Колокольчик направление | музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. Игры на определение направления звука в пространстве (слева, справа, спереди, сзади), развитие слухо-моторной координации, формирование чувства ритма, определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
48 | Звуковые понятия: громкий-тихий. ч1 | 1 | громко тихо мелодия музыкальный инструмент | Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне, игры на определение громкости звуков, мелодий. | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы. | ||||
49 | Звуковые понятия: громкий-тихий. Ч2 | 1 | громко тихо мелодия музыкальный инструмент | Прослушивание музыкальных мелодий, игры на металлофоне., игры на определение громкости звуков, мелодий. | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы | ||||
3 четверть | |||||||||
50 | Определи, что слышится | 1 | помеха погремушка бубен ложки музыкальный инструмент | Условное слово», «Важные мелочи», «Помехи», игры на дифференцировку звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки) | Корригировать недостатки мышления через развитие умения сравнивать, обобщать, делать элементарные выводы Расширять представления о различной интенсивности неречевых и речевых звуках. | ||||
51 | Дидактические игры на слуховое восприятие | 1 | Жмурки | Игры на развитие слухового восприятия и памяти: «Нарисуйте животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком» | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
52 | Дидактические игры на слуховое восприятие ч2 | 1 | Жмурки | Игры на развитие слухового внимания, восприятия и памяти: «Нарисуйте животное», «Аленушка и Иванушка», «Хлопни на слово», «Телефончик», «Узнай, кто я?» «Жмурки с колокольчиком» | Корригировать недостатки слухового восприятия через активизацию произвольного слухового внимания, умения концентрироваться на слуховых образах | ||||
53 | «Слушай и выполняй» | 1 | звуковой сигнал цепочка звукоподражаний | игры на развитие слухового восприятия и внимания «Похлопаем –потопаем», «Раз, два, три- замри», различение и запоминание цепочки звукоподражаний. Выполнение действий в соответствии со звуковыми сигналами. | Формировать и расширять основы слуховой дифференциации, регулятивной функции речи. | ||||
54 | Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений ч1 | 1 | равновесие | Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||||
55 | Выполнение движений и поз головы по показу, вербализация собственных ощущений ч2 | 1 | осанка | Комплексы упражнений с гимнастическими предметами на голове (мешочек с песком, кубик и т. д) стоя у стены, в движении, под музыку | Корригировать недостатки общей моторики через достижение координации дыхания, речи и движений тела. | ||||
56 | Игры на развитие зрительного восприятия Ч1 | 1 | зонтик | Комплексы упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, «Веселые зонтики», «Цветные варежки», «Кораблики», «Матрешкины бусы», «разложи по цвету» | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | ||||
57 | Игры на развитие зрительного восприятия ч2 | 1 | зонтик | Комплексы упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, «Веселые зонтики», «Цветные варежки», «Кораблики», «Матрешкины бусы», «разложи по цвету» | Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. | ||||
58 | Размытые картинки | 1 | Размытые картинки | Комплексы упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, | Закреплять сенсорные оптические эталоны. Корригировать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики. Коррекция тактильно-двигательного восприятия на основе упражнений. Развивать внимание, глазомер, мелкую моторику рук, мышление. | ||||
59 | Письмо в рисунках | 1 | Письмо шифр | Комплексы упражнений на развитие зрительного восприятия, игры пальчиковой гимнастики, игры на развитие графических навыков | Корригировать недостатки зрительного восприятия и мелкой моторики. | ||||
60 | Различение материалов по температуре (холодный-горячий) ч1 | 1 | Холодный Горячий Температура материал | Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?» | Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения | ||||
61 | Различение материалов по влажности (мокрый-сухой) | 1 | Влажность Мокрый Сухой материал | Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?» | Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения | ||||
62 | Различение материалов по вязкости (жидкий -густой) | 1 | Вязкость Жидкость густота | Отгадывание загадок, игры-эксперименты «Из чего сделаны предметы?», «Что это?» | Коррекция кинестетического и кинетического ощущения через игровые упражнения | ||||
63 | Бытовые шумы и звуки природы ч1 | 1 | Бытовой шум Звуки природы природа | Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «где что?» | Коррекция слуховой памяти, внимания. | ||||
64 | Бытовые шумы и звуки природы ч2 | 1 | Бытовой шум Звуки природы природа | Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «где что?» | Коррекция слуховой памяти, внимания. | ||||
65 | Узнавание неречевых звуков | 1 | Неречевые звуки | Игры на определение речевых и неречевых звуков. «Чудо-звуки», «Что звучит», «где что?» | Коррекция слуховой памяти, внимания. | ||||
66 | “Найди картинку” | 1 | Хлопок Пальчиковая гимнастика | Игры на развитие слухового внимания и восприятия «Найди картинку», «Хлопки», игры пальчиковой гимнастики, музыкально ритмические упражнения. | Развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале. | ||||
67 | Назови звук” (в кругу с мячом). | 1 | Круг Мяч | Игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха “Найди нужные слова” Телефон”, «Назови звук» | Развитие фонематического слуха, речевого внимания. Коррекция слуховой памяти, внимания | ||||
68 | “Так ли это звучит?” | 1 | Звук | Игры на развитие речевого внимания, слухового внимания и восприятие, фонематического слуха на речевом материале | Коррекция слуховой памяти, внимания. Развитие фонематического слуха, речевого внимания. | ||||
69 | «На что это похоже?» | 1 | Схожесть Отличие Признак | Игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире. | ||||
70 | «Звуки на улице». | 1 | Звук Улица Помещение | Игры на развитие слухового восприятия, внимания и памяти. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Расширять практический опыт детей, их знания и представления об окружающем мире. Формировать способности дифференцировать неречевые и речевые звуки. | ||||
71 | Развитие общей и мелкой моторики, координации движения. «Тряпичная кукла» | 1 | Координация тряпичная кукла | музыкально-ритмические упражнения, упражнения пальчиковой гимнастики. упражнения для координации разных частей тела; «Группировки», «Гости», «Хлоп. Топ. Поворот», | Формировать умение произвольно концентрировать внимание на отдельных группах мышц. Воспитывать чувство ответственности за свои действия. | ||||
72 | «Дождь». | 1 | Осадки Дождь Время года осень | Игры на слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Формировать способности дифференцировать неречевые звуки. | ||||
73 | «Король тишины» | 1 | Король тишина | Игры на слуховое внимание, развитие произвольного внимания, концентрации, саморегуляции. | Формировать навыки произвольного внимания, саморегуляции, Корригировать недостатки произвольного внимания и самоконтроля через развитие умения ждать и слушать | ||||
74 | «Сверху – снизу и справа – слева». | 1 | Сверху Снизу Справа слева | Развивать слуховое внимание, определение направления звука. Игры пальчиковой гимнастики, музыкально-ритмические упражнения. | Развитие мыслительных процессов. Коррекция недостатков произвольности и внутреннего плана действий | ||||
75 | «Счет на слух» | 1 | Устный счет звукоподражание | Игры на различение и запоминание цепочки чисел, запоминание последовательности звучаний Игры пальчиковой гимнастики. | Формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции. | ||||
76 | «Прятки » | 1 | прятки | игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти. | формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания | ||||
77 | «Найди пару» | 1 | пара | игры на развитие произвольного внимания и зрительной памяти. | Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов. | ||||
78 | Маленькие музыканты | 1 | Музыкант Музыкальный инструмент | Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты. | |||||
79 | «Что здесь спряталось?» («зашумлённые» изображения») | 1 | Зашумленные изображения | «Где что?», «Найди картинку», зашумленные изображения. игры пальчиковой гимнастики) | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. | ||||
80 | «Что забыл дорисовать художник? » | 1 | Нелепица небылица | «Что забыл дорисовать художник?», «Нелепицы», «небылицы» «Найди картинку», игры пальчиковой гимнастики) «Найди недостающую часть», | формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания | ||||
81 | «Найди такую же фигуру» | 1 | Одинаковый Разный Похожий Непохожий | Игры на сенсорное восприятие детей, умение выделять и соотносить цвета; закрепление знания о геометрической фигуре – круг; закрепление понятий «одинаковые» - по цвету, по форме и по размеру; на развитие мелкой моторики рук; | формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания | ||||
82 | «Сложи картинку» | 1 | Картинка Целое Часть | Упражнения серии – “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); | Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов. | ||||
83 | Дорисуй картинку и раскрась” | 1 | Целое Часть | Упражнения серии – “Учимся смотреть и видеть” на формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними. | Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов. | ||||
84 | «Куда ползут улитки? » | 1 | Улитка Направление | Упражнения серии “Учимся следить глазами” – направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей | формирование стратегий сканирования изображений, развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера | ||||
85 | «Стрелочки » | 1 | Верх Низ Право Лево | Игры на формирование и развитие зрительного внимания и восприятия и представлений о системе координат: “сверху – снизу”, “спереди – сзади”, “слева – справа”. | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. | ||||
86 | «ПА-па-па» . Звуковые символы | 1 | Звуковой символ | Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности. | |||||
87 | «Построим дома». | 1 | Строитель | Игры на развитие умения зрительно соотносить форму предметов, проверять свой выбор путем наложения, развитие произвольного внимания. | Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов. | ||||
88 | «Соотнеси предметы». | 1 | Соотнесение предмет | Игры на развитие умения определять форму предметов и произвольного внимания. | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. | ||||
89 | «Разрезные картинки» | 1 | Целое часть | Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия. | Формировать навыки целостного восприятия; умение оперировать образами, соотносить части и целое, осуществлять анализ и синтез воспринимаемых объектов. | ||||
90 | «Точечный рисунок» | 1 | Точечный рисунок | Игры на развитие зрительного восприятия и узнавания, развитие цветового гнозиса; | Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет, формировать действие с предметами, воспитывать интерес к окружающему миру. | ||||
91 | «Половинки » | 1 | Половина | Игры развитие концентрации и переключения произвольного зрительного внимания; | формировать навыки выполнения действий по подражанию, по словесной инструкции. | ||||
92 | Знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом | 1 | Живая – неживая природа | Игры на развитие обоняния( душистые мешочки, ароматная радость)игры пальчиковой гимнастики , танцевальные упражнения. | Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы, развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; | ||||
93 | Обоняние | 1 | обоняние | Игры на развитие осведомленности о различных запахах, умение различать простые запахи. | Развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; | ||||
94 | Сравнение разных запахов | 1 | Сравнение Резкий-слабый Приятный Приторный | Игры на развитие обоняния ( душистые мешочки, ароматная радость) игры пальчиковой гимнастики , танцевальные упражнения. | Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы. | ||||
95 | «Овощи и фрукты». Обоняние | 1 | Дифференциация Пищевые запахи | игры на определение по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты. | Расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, зрения, осязания .Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы. | ||||
96 | «Коробочки с запахами» | 1 | Пищевые – непищевые запахи | Игры на развитие обоняния( душистые мешочки, ароматная радость)игры пальчиковой гимнастики , танцевальные упражнения. | Расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, зрения, осязания. Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы. | ||||
97 | «Ароматная радость» | 1 | Шлейф аромат | Игры на развитие обоняния( душистые мешочки, ароматная радость)игры пальчиковой гимнастики , танцевальные упражнения. | Формирование навыков восприятия особых свойств предметов. | ||||
98 | Знакомство с понятием «вкус». | 1 | вкус | Игры на определение вкусовых ощущений, «Назови вкус продуктов» | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; | ||||
99 | Различение продуктов по вкусовым качествам (горький, сладкий,) | 1 | Сладость Горечь Кислота Сырой Вареный | Игры на определение вкусовых ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару,). | Коррекция мыслительных процессов через развитие умения делать элементарные выводы. | ||||
100 | Различение продуктов по вкусовым качествам (кислый, соленый) | 1 | Сладость Горечь Кислота Сырой Вареный | Игры на определение вкусовых ощущений, (попробуй отгадай, узнай и сравни, найди пару,). | развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях; | ||||
101 | Итоговая диагностика обучающихся | 1 | диагностика | Выявление динамики в психофизическом развитии. | Диагностика | ||||
102 | Итоговая диагностика обучающихся | 1 | диагностика | Выявление динамики в психофизическом развитии. | Диагностика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Рабочая программа по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Рабочая программа "Развитие познавательных способностей школьников 5 класс"
Материал для психологов, работающих в классах компенсирующего обучения. Программа разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся....
рабочая программа "Развитие графических навыков"
Рабочая программа для проведения дополнительных заданий по черчению...
Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности"
Рабочая программа 2 класс Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности ....
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Рабочая программа «Развития памяти, внимания, логического мышления» студии развития детей «Подготовительный класс»
Дополнительная общеразвивающая программа. Возраст 5-7 лет...