Дефектологическое занятие по развитию логического мышления и формированию воображения
план-конспект занятия (8 класс)

Шабанова Наталья Сергеевна

Задача таких дефектологических занятий является установление аффективного взаимодействия для совместного овладения окружающим миром. Поэтому по мере проведения дефектологической работы с ребенком РАС его аффективное внимание начинает постепенно концентрироваться на процессе и результате совместного контакта со средой. Приемы, способствующие приобретению аффективного внимания:

-использование сенсорных раздражителей (появление новых персонажей – «знакомых сказочных героев»;

-ритмические приемы (музыкальный ритм легче организует движение ребенка);

-наполнить окружающее пространство стимулами, побуждающими к определённым действиям (ртутный градусник и температура тела).

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дефектологическое занятие31.85 КБ

Предварительный просмотр:

Дефектологическое занятие по развитию логического мышления и формированию воображения в 8-м классе.

Тема:  «Приключение Всезнайки».

Индивидуальное занятие с ребенком РАС.

Форма занятия: путешествие.

Цель:  коррекция и развитие познавательной деятельности  путем формирования естественнонаучных представлений о протекании природных явлений на примере биологических, физических и химических процессов в окружающем мире.

Коррекционно-образовательные задачи:

-развитие познавательного интереса и активности средствами целостного построения интегрированных элементов  в понимание учебных понятий;

-усиление причинно-следственных связей между наглядно-действенным и наглядно-образным мышлением в процессе формирования компонент структурного и операционного  воображения в создании новых образов.

Коррекционно-развивающие задачи: 

-развитие зрительного и слухового восприятия, умения внимательно слушать, задавать вопросы и вести разговор; развивать интонационную выразительность речи;

- коррекция механической памяти учащихся,  в процессе прочного запоминания часто встречаемых выражений, словарных слов способствует формированию когнитивных процессов в связи с речевой недостаточностью и письменно-речевой деятельностью;

-усиление распределения  и  концентрации внимания;

-развитие мелкой моторики;

-развитие зрительно-пространственного восприятия и наглядно-образного мышления;

-развитие способности к концентрации, распределению и переключению внимания.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- формирование положительных личностных качеств, таких как добросовестность, трудолюбие; отзывчивость;

-развитие положительных привычек на примере формирования  к трудовому усилию; социальным навыкам общения (не перебивать собеседника; следовать правилам); общепринятым нормам поведения, дисциплине.

Оборудование: презентация; карточки с заданиями.

Методические приемы:

беседа; обсуждение; рассказ;

                                                              Ход занятия

1.Организационный момент.  

Создание эмоционального настроения.

Здравствуй, (имя обучающегося)!

Звезд очень много во Вселенной,

Они манят пламенем своим,

Среди таких далеких звезд,

И живет наш гость!

Сегодня у нас необычное занятие, занятие путешествие вместе с прилетевшим другом с далекой звезды, такой далекой, что с Земли разглядеть Звезду очень трудно. (Слайд №   )

Только у нас есть одна маленькая проблема, наш друг забыл, как его зовут?

Вопрос ученику: Хочешь ли ты помочь нашему прилетевшему другу?

Ответ: молчание, кивает головой.

Задание: «Имя неизвестного друга».  Составить слово.

                   Все              ка              знай

Правильный ответ: Всезнайка (слайд №  ). Всезнайка приветствует ученика!

Задание: Определить свое настроение среди смайликов и объяснить почему?  (ученик показывает понравившийся ему смайлик).

Мотивация к учебной деятельности.

Задание. Заполнение анкеты.

Всезнайке предложили заполнить анкету.

  1. Ф.И. класс
  2. Мой любимый цвет
  3. Моя любимая оценка
  4. Мое любимое занятие  в свободное время

Первый вариант озвучивает учитель в роли Всезнайки.

Всезнайка,  гость урока.

Второй вариант проговаривает сам ученик.

2. Актуализация знаний.

                                                      Задание  «Выбери ответ»

А) правильный ответ: Наша планета – это спутник Луны или наша планета спутник Солнца?

Б) неправильный ответ: Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) и самый короткий месяц – январь?

                                            Задание  «Просьба тюльпана»

Всезнайка предложил ученику совершить путешествие и пригласил на луг, где растут одни тюльпаны. Это очень красивые цветы.

Всезнайка услышал просьбу одно из тюльпана, он просил проявить мудрость к нему и помочь восстановить стебель, который помяло от ветра.

Всезнайка спросил у ученика, а что означает слово «мудрость» на Земле?

Использование Толкового словаря,  выбор ответа.

1.Глубокий ум.

2.Человек, который опирается на жизненный опыт.

   Толковый словарь русского языка (С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова)

Обобщение: мудрость отражается словом, а слова складываются в народные пословицы.

                                        Задание  «Мудрая пословица».

1. Торопливый дважды одно дело делает.

2. Нужно поклониться, чтобы из ручья напиться.

3. Мало хотеть, надо уметь.

4. Сломать легко, сделать трудно.

5. Всякая работа, мастера хвалит.

6. Глазам страшно, а руки делают.

7. Труд человека кормит, а лень портит.

Какая пословица нам подойдет, чтобы помочь цветку восстановить стебель?

(Выбор пословицы).

Ученик вместе с учителем изготавливает стебель для бутона тюльпана.

 В благодарность тюльпан закивал бутоном и вернулся на цветочный луг.

                                      Задание «Солнечный зайчик»

За Всезнайкой и учеником наблюдал солнечный зайчик. Солнечный зайчик попросил сделать так, чтобы он стал живым зайчиком, на что Всезнайка согласился и попросил ученика соединить определения с известными биологическими терминами.

Первая часть задания, внимательно, прочитать определения наук.

-Наука о клетке (цитология).

-Наука о строении организмов (анатомия).        

-Наука о жизнедеятельности организмов (физиология).

-Наука о млекопитающих (териология).

-Наука о животных (зоология).

-Наука о живых организмах (биология).

Вторая часть задания, ученик выкладывает последовательно термины, объясняя свой выбор (при необходимости учитель корректирует ответ ученика).

Наш солнечный зайчик запрыгал по зеленой травке. Спасибо!

3. Физкульминутка.

Ученик вместе с учителем выполняет последовательно упражнения, на счет «раз, два, три».

4.Систематизация знаний.

                                     Задание «Природные явления»

Ученику нужно определить, какому явлению относится «рост стебелька у тюльпана, прыгание по траве зайчика».

А) биологические:

Б) химические:

В) физические:

Правильный ответ: примеры биологических явлений.

                            Задание «Физические или химические явления»

Первый вариант выполнения задания: На слайде появляются примеры явлений, с помощью карточек ученик раскрадывает их по столбикам.

Второй вариант выполнения задания: Проверяется правильность выбранных ответов, со следующими формулировками:

А) Изменение цвета, выделение газа, образование света (свечение), образование осадка – признаки химических явлений;

Б) Вещество не изменяется, а лишь переходит в другое агрегатное состояние: парообразное (газообразное), жидкое, твердое.

Задание выполняется постепенно, с объяснениями, такими как:

- Потемнения среза яблока – это химическое явление, потому что …изменяется цвет (от светло-желтого срез темнеем).

-Радуга на небе – это физическое явление, потому что …. это капельки воды в отражении солнечного света.

-Скисание молока – химическое явление, потому что … происходит образование простокваши, это образование осадка.

-Действие магнита на гвозди – это физическое явление, потому что … гвозди лишь «прилипли» к магниту.

-Испарение воды после дождя – это физическое явление, потому что … вода из жидкого состояния переходит в парообразное состояние.

-опыт взаимодействие натрия с водой – это химическое явление, потому что … выделяется газ.

Всезнайка задумался и спросил, а натрий - это металл или неметалл?

Ответ: натрий – металл.

5.Подведение итогов.

                                                 Задание «Ртутный градусник»

Написать химические элементы: железо, ртуть, медь .

Ученик, может написать словами или знаками химические элементы.  Выделить «лишний» элемент среди металлов. Определить значимость этот металла для больных, с высокой температурой тела?

Вывод (написать на карточке): градусник называют ртутный, ртуть – находится в жидком состоянии.  Температура больного пациента превращает ртуть из жидкого состояния в парообразное.

Вопрос Всезнайки:  Наблюдаемое  явление  относится к биологическому, химическому или физическому процессу?

Ответ: испарение металла (ртути) – физическое явление, потому что ртуть из жидкого состояния переходит в парообразное.

Всезнайка поблагодарил ученика за работу, пожелал ему успехов в учебе, и отправился путешествовать дальше среди далеких звезд.

Учитель просит показать любимый знак Всезнайки «палец большой вверх» и улыбнуться.

 И выбрать следующие слова или выражения: сегодня  «Я» - «Молодец», «Очень старался», «Мне было трудно отвечать на задания» (показать презентацию с заданиями, если ученик не сможет их назвать);  «Мне было интересно путешествовать с Всезнайкой»; «Сегодня узнал много интересного».

Учитель благодарит ученика за работу.

 

 

   

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математических способностей учащихся через развитие логического мышления.

Данный материал вызыает интерес у учащихся, развивает мышление и дети с удовольствием сами гнаходят задачи интересного содержания....

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Формирование алгоритмической культуры на уроках математики и во внеурочное время- необходимое условие развития логического мышления и творческих способностей учащихся

Теория алгоритмов – это раздел современной прикладной математики. Умение выделять алгоритмическую суть явлений и строить алгоритмы – очень важно для человека любой профессии.  Понятие...

Развитие логического мышления учащихся при формировании геологических знаний в школьной географии

Развитие логического мышленияучащихся  при формировании геологических знаний в школьной географии...

Конспект дефектологического занятия на развитие мышления с учащимся 2 класса

Конспект индивидуального коррекционного (дефектологического) занятия на тему: «Развитие мышления» с учащимся 2 класса...

Коррекционное занятие на развитие логического мышления

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (КОРРЕКЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ) ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ, МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК ИГРУ ДЛЯ КЛАССНОГО ЧАСА.СОТОЯИТ ИЗ ЭТАПОВ: 1.РАЗМИНКА 2.ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ 3. РЕБУСЫ...

Конспект занятия по коррекционному курсу «Дефектологические занятия». Тема Развитие воображения и речи. «Продолжи историю».

Занятие направлено на закрепление и обобщение знаний по ранней пройдённой теме «Зима», развитие самостоятельного мышления, воображения,  речи и  планомерного выполнения зада...