"Путешествие в страну глухих звуков"
план-конспект
Конспект логопедического занятия с обучающимися по адаптированным общеобразовательным программам, имеющими заключение "Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Смешанная дисграфия". Цель занятия - закрепление слуховой дифференциации звуков Ц,Ч,Щ,Х, связь звуков с буквами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_gluhih_zvukov.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конструктор логопедического занятия
Целевая аудитория: обучающиеся по адаптированным общеобразовательным программ, имеющие логопедическое заключение «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, смешанная дисграфия»
Тема занятия: Звуко-буквенный анализ слов. Путешествие в страну глухих звуков.
Цель изучения темы: создать организационные и методические условия для различения обучающимися глухих согласных звуков [щ][х][ц][ч].
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять умение различать гласные и согласные звуки;
- учить дифференцировать звуки [щ][х][ц][ч];
- учить выделять изучаемые согласные в слогах, словах, определять их место в слове.
Коррекционно-развивающие:
- развивать зрительное восприятие путем обучения соотнесению слов со схемами;
- развивать слуховое восприятие путем прослушивания и проговаривания изучаемых звуков;
- развивать навыки звукового анализа, слогового и языкового анализа и синтеза путем выделения звука в слове, составления слогов и слов с изучаемыми звуками.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение слушать одноклассников и педагога, проявлять терпение;
- прививать интерес к изучению звуковой стороны речи.
Образовательные ресурсы:
Схема и план характеристики звука, схема слова, буквы Ц, Ч, Щ, Х, А, О, У, игровизоры, лабиринты, разрезанные на буквы слова.
Карта занятия
Этап занятия | Организационно-технологический блок | Деятельность логопеда | Деятельность обучающихся |
| Задача: подготовка ребят к работе на занятии, обеспечение благоприятного микроклимата. Форма: фронтальная Средства: языковые Результат: обучающиеся готовы к продуктивной деятельности. Приемы контроля: устный Принцип: психологической комфортности | Рассаживание, доброжелательное приветствие. Представление гостей. - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. А теперь все вместе дружно улыбнитесь! Начинаем наше занятие. | Дети приветствуют логопеда, улыбка настраивает на позитивный лад. |
| Задача: формулировка учебной проблемы Форма: фронтальная Средства: наглядные, языковые Результат: выявляют, проговаривают, осознают проблему. Осознают учебный вопрос, сформулированный логопедом. Приёмы контроля: устный Принцип: деятельности | Формулирует задание: -Загадаю вам сейчас непростые загадки. Из читаемых коротких стихов выделите звук, который будете слышать чаще всего: - Цыпленок – курицы птенец, такой послушный молодец! (Ц) - Что это у Галочки? Ниточка на палочке! Палочка в руке, ниточка в реке. (Ч) -Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу. (Щ) - Ха, ха, ха, ха, ха, ха – яркий хвост у петуха! (Х) - Какие звуки мы сегодня будем изучать? | Выявляют услышанные звуки, осуществляют связь с буквой. Повторяют звуки, опираясь на буквы на доске. |
| Задача: систематизация признаков, характеризующих изучаемые звуки, по опорному плану. Коррекция и развитие монологической и диалогической речи. Форма: фронтальная Средства: языковые, практические Результат: различение изучаемых звуков на слух, связь с буквой Приемы контроля: устный, аудиальный Принцип: деятельности, вариативности | - Прежде чем мы увидим, как они живут, давайте охарактеризуем их по плану: 1. Гласный/согласный. Почему? (есть преграда при произнесении) 2. Звонкий/глухой. Почему? (не работают голосовые связки) 3. Всегда твердый? (Ц) 4. Всегда мягкие? (Щ,Ч) 5.Имеют твердый и мягкий варианты? (Х) Докажите. -Жили Звуки Ц,Ч,Щ,Х в своей суровой и холодной стране – горы, холмы, пещеры, черные ущелья и трещины окружали их со всех сторон. Никто не приходил к ним, никто не звал их к себе. Поэтому были они… И вот однажды случайно забрели к ним веселые бродячие артисты. Они пели и плясали, ходили по городу и приглашали звуки на свое представление. Один из артистов громко пел «А-а-а-а», второй подпевал «У-у-у-у-у», третий хохотал «О-о-о-о». Угадайте, что это были за артисты? - Давайте поможем вытащить глухие согласные из их мрачных домов и подружим их с гласными, составим и запишем слоги. - повеселели глухие согласные, стали разговаривать, загадки загадывать. Например: -Что пьет Ч – компот или чай? -Из чего пьет [Ч] – из кружки или из чашки? -Что служит Ч для определения времени – часы или солнце? - А в чем Х ходит – в халате или в костюме? -Что любит Х – соль или сахар? - Чем чистит Щ сапоги – щеткой или тряпкой? - Кого ловит Щ в реке – сома или щуку? - Куда любит ходить Ц – в театр или в цирк? - Что любит Ц больше – деревья или цветы? | Дают характеристику звукам по плану, высказывают предположения в ответе на вопросы 3-5, опираясь на ленту букв. Грустные, печальные, серьезные, неулыбчивые, суровые… Гласные звуки. Запись под диктовку (дифференцированно – списывание) Ща, що, щу Ха, хо, ху Ца, цо, цу Ча, чо, чу Отвечают на вопросы, используя слова с нужным звуком. |
| Задача: обеспечение здоровьесбережения Форма: фронтальная Средства: языковые Результат: снятие усталости Приемы контроля: визуальный, кинестетический. Принцип: деятельности | Руки вверх поднимем – раз! Выше носа, выше глаз! Прямо руки вверх держи – Не качайся, не дрожи! Два – опустим руки вниз, Стой на месте, не вертись! Вверх – раз, два – вниз, Вверх – раз, два – вниз. Будем делать повороты, Повторять со всей охотой. Раз – налево поворот, А теперь наоборот. Так, ничуть не торопясь, Повторяем восемь раз! | Выполняют движения по показу. |
| Задача: закрепление умения применять актуализированные знания. Форма: индивидуальная Средства: языковые Результат: выполнение заданий проблемного характера Приемы контроля: устный, визуальный, аудиальный Принцип: деятельности, вариативности | - Так развеселились глухие звуки, что стали и другие звуки в гости приглашать, перемешиваться с ними, составляя слова. Но это получалось у них еще не очень хорошо, поможем? - Под конец праздника согласные звуки решили показать гостям свои загадочные лабиринты. Давайте пройдем по лабиринтам вместе с ними. | Составляют слова из букв. Халат, щетка, часы, цветы. Дифференцированно (1 гр) – добавить сахар, роща, дача, овца. Дифференцированно (3 гр) – по образцу. Определяют положение звука в слове. Выполняют задачу – выводят букву из лабиринта к картинке, собирая все буквы слова, обозначающего название этой картинки. |
| Задача: обобщение и выводы по учебной проблеме Форма: фронтальная Средства: языковые Результат: осмысление Приемы контроля: устный Принцип: рефлексии | - День закончился, все устали и легли спать. Звук Щ спал так (щщщ), звук Х – так… - Понравилась вам моя сказка? - Кто ее главные герои? - Что это за звуки? -Какое продолжение вы бы придумали этой сказке? -Спасибо, вы сегодня замечательно поработали (можно отметить каждого). До следующего занятия, ребята! | Изображают, как посапывают звуки во сне. Повторяют характеристику изучаемых звуков. Возможно, продолжают сказку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Путешествие в страну глухих звуков" 1 класс фронтальное логопедическое занятия
Учить дифференцировать звуки ш-щ-ц-ч между собой и с другими согласными звуками, в слогах, словах, предложениях....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Путешествие в страну звуков и букв
Интегрированное логоритмическое занятие для обучающихся начальной коррекционной школы VIII вида...
конспект логопедического занятия по теме"Путешествие в страну гласных звуков А , У" в старшей группе
Конспект занятия с использованием ТСО (презентации) по теме "Путешествие в страну гласных звуков А,У"...
Конспект логопедического развлечения «Путешествие в страну волшебных звуков»
Конспект итогового логопедического развлеченияв подготовительной группе компенсирующей направленности«Путешествие в страну волшебных звуков». Проводится в конце учебного года....
Тема: «Путешествие по стране гласных звуков».
Занятие для детей старшей группы по подготовке к обучению грамоте....