Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
статья по теме
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе и детей с умственной отсталостью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_korrektsionno-logopedicheskoy_rabote_s_umstvenno_otstalymi_detmi.docx | 27.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе и детей с умственной отсталостью.
Наряду с традиционными методами и формами работы я стала применять нетрадиционные, к которым относятся информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ способствует повышению мотивации детей, повышает их познавательную активность, служит одним из средств оптимизации и индивидуализации процесса коррекции речи.
Основные принципы, положенные в основу применения компьютерных технологий:
- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, который заключается в доступном, системном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка с умственной отсталостью навыков правильной речи;
- индивидуализация (ориентирует на организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей);
- игровая форма обучения;
- интерактивность;
- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;
- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:
- использование новых моделей компьютера;
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
- включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка.
Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи.
Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях использую компьютерные презентации, которые способствуют коррекции этих нарушений.
Коррекционная работа с использованием ИКТ осуществлялась по следующим направлениям: развитие артикуляционной моторики, автоматизация звуков, развития фонематического восприятия, развития языкового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирования просодического компонента речи, развитие высших психических функций, диагностический блок.
По каждому из направлений были созданы презентационные материалы:
Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика). Как показывает практика, этап постановки звука, для большинства детей является утомительным занятием. Основной прием постановки звуков – это артикуляционные упражнения. Мной подготовлены презентационные материалы («Сказка о весёлом язычке»; «Утро с котом Мурзиком»), которые способствуют развитию артикуляции. Благодаря им удается строить занятие, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, выбирать только нужные упражнения, задавать длительность каждого из них, и модифицировать их в случае необходимости.
Автоматизация звуков (автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи). Презентации: «Звук [с]»; «Звук [з]»; «Звук [ш]»; «Звук [ж]»; «Звук [р]»; «Звук [л]»; Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем в более сложных. Слова для автоматизации звуков ребенок повторяет вслед за логопедом или произносит по картинке. Работа по автоматизации звука в предложении строится таким образом: ребенок должен повторять вслед за логопедом (мультипликационным героем) предложение, в котором неоднократно встречается автоматизированный звук, выделяя изученный звук.
Развитие фонематического восприятия. Игры «Угадай, кто кричит»; «Подарки для Зайчика», «Мышата»
Развитие языкового анализа и синтеза. Упражнения «Волшебный цветок», «Подбери схему», «Составь схему»
Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Игры-упражнения «Кем быть», «В гостях у Винни-Пуха», «Времена года», «Собери грибы», «Кто чем управляет», «Предлоги», «Чей детёныш», «Потерялся хвост».
Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок. Презентации «Времена года», «Как щенок нашёл друзей», «Хитрая мышка»
Формирование просодического компонента речи. Игры, направленные на формирование и развитие правильного речевого выдоха, силы и высоты голоса, воспроизведения ритма: «Мыльные пузыри», «Мишка и пчёлы», «Петруша летит в гости», «Полёт воздушного шарика», «Прощальная песня птиц», «Песенка пчелы», «Дятел и лесное эхо», «Три медведя».
Диагностический блок. Презентация «Картинный материал для диагностического обследования речи детей».
В большинстве презентаций используются образы сказочных и мультипликационных героев. Ребенок выполняет работу совместно с этими героями. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы, создают ситуацию успеха. Мультипликационный герой поддерживает работу ученика репликами: «Молодец!», «Замечательно!»,
Наряду с использованием собственного ЦОРа применяю в своей практике готовые компьютерные программы. Были приобретены: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры»; «Учимся говорить», «Баба Яга учится читать»
Яркие рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие делают программы привлекательными, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:
– компьютер становится необходимым средством обучения детей;
– использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;
– способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
- активное применение компьютерных технологий в учебной деятельности значительно экономит время, средства и силы педагога при подготовке к занятиям.
Библиография:
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
- Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005
- Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей со сложной структурой ...
Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами
Работа с детьми – олигофренами и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...
Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»
Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...
Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»
Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...
«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»
Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...
Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."
Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...