Ритм слова
консультация
В материале освещен вопрос одного из этапов работы над слоговой структурой слов и ударением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritm_slova.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
РИТМ СЛОВА
Данное направление логопедической работы является одним из этапов работы над формированием слоговой структурой слова у детей с ТНР.
Работа над ритмом начинается с простых заданий физического характера, постепенно наращивая их сложность. Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов — барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
— Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
— Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
— Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;
— Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка — символ «—») и коротких (барабан, бубен — символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: —++, ++-+— и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ СЛУХОРЕЧЕВОГО РИТМА
Предварительная логопедическая работа заключается в обучении детей делению слов на слоги по подражанию. При этом широко используются вспомогательные приемы: хлопки в ладоши, удары мяча о пол, стук карандаша, притопывание ногой и т. д.
Работа по формированию слухоречевого ритма проводится, как правило, с детьми старшего дошкольного возраста, и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста логопед может проводить работу по формированию слухоречевого ритма, используя синтезированный контур (отхлопывание ритмического рисунка серии слогов), а также отхлопывание ритмического рисунка контура простых слов.
Упражнения на восприятие ритмического рисунка слова:
1. Узнать, какую из лежащих на столе картинок «назвал» ведущий, если он отхлопал в ладоши определенное число раз.
2. Подобрать как можно больше слов к определенной ритмической структуре.
3.Подобрать слова к определенным ритмическим структурам, отличающимся местом ударения (с опорой на предметные jкартинки).
Упражнения на воспроизведение ритмического рисунка синтезированного контура слова
1.Отхлопывание ритмического рисунка синтезированного контура
Отхлопать в ладоши ритмический рисунок слогов с выделением слога под ударением более громким хлопком:
ПА-па, па – ПА, ПА-папа, паПАпа, папаПА
Упражнения по отхлопыванию ритмического рисунка слов проводятся на речевом материале в определенной последовательности, с выделением хлопком каждого слога в слове.
Речевой материал:
- двухсложные слова, состоящие из двух открытых слогов — сало, мама, папа, лапа, рана, сани, сода, луна, рука, сыро, чесы, Соня, коса, вата, несу, оса, лиса, дыра и т. п.;
- трехсложные слова из открытых слогов — панама, канава, минута, копыто, полено, монета, малина, лимоны, колено, калина, тополя и т. п.;
- односложные слова — мак, пук, кот, мох, ком, лев, Ким и т. п.;
—двухсложные слова с одним закрытым слогом — каток, веник, петух, венок, туман, лимон, моток, пакет, Алик, камыш и т. п.;
—двухсложные слова с одним закрытым слогом и со стечем! и ем согласных в середине слова — тыква, кофта, кепка, танки, папка, утка, лента, ветка, туфли, окно, тапки, нитка, вафли, копна и т. п.;
—двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных —компот, Павлик, стакан, кровать, клубок, медведь, фартук и т. п.;
—трехсложные слова с закрытым слогом — котенок, пулемет, теленок, самолет, сарафан и т. п.;
—трехсложные слова из открытых слогов со стечением согласных —крапива, стаканы, красота и т. п.;
—трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом —памятник, светофор, автобус, пистолет, карандаш, вертолет, цыпленок, конфета, котлеты, комната, калитка, рубашка, подушка, ботинки и т. п.;
Благодаря таким упражнениям дети учатся владеть «мелодией» слова, воспринимают его ударение, структуру, семантику (значение). Эта работа является базовым компонентом для подготовки дошкольников с ТНР к обучению грамоте в начальной школе.
УДАЧИ ВАМ И ВАШИМ ДЕТЯМ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмы слов и фраз
Учебные задание по теме: "Ритмы слов и фраз", материал предназначен для использования на индивидуальных и фронтальных коррекционных занятиях....
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
Ритм. О чём рассказывает музыкальный ритм. 6 класс
Разработка урока музыки в шестом классе с презентацией по программе В.В. Алеева, Т.И.Науменко. В уроке были использованы различные виды деятельности, каждый из которых логически мотивирован и це...
Статья "Ритм жизни - в деятельности "РИТМА" (дополнительное образование)
Помимо школьного пространства существует «пространство жизни, в котором дети не будущее, а реально действующее, имеющие немало настоящих проблем, решающие нередко совсем не детские задачи, вступающие ...
Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".
Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза"....
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев), 2 класс
Конспект урока изоискусстваТема урока: «Ритм линий» (продолжение на рисунке с урока «Тихие цвета» - ритм ручьёв, деревьев)Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с ...
Методическая разработка учебного занятия «Знакомство с понятием метра и ритма. Ритм 2/4»
Занятия музыкой, игра на музыкальных инструментах развивают разные способности детей, которые предполагают такие умственные операции как сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и т...