Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".
план-конспект урока по музыке по теме

Тимонина Наталья Сергеевна

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе: "Острый ритм - ритм джаза".

Структура и содержание  урока:

У: Ребята, сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя. Прежде чем мы послушаем музыкальное произведение и подумаем, что же это за стиль музыки, послушайте небольшое стихотворение.

Несет волнами радость саксофон

В ответ на вызов дерзкого рояля.

Труба с гитарой вторят в унисон,

Даря прохладу летнего мистраля.

И вдруг вступает голос с хрипотцой,

И чувственностью обжигает кожу.

Начальных нот напев, как бы с ленцой,

Перерастает в страстный звук…, до дрожи

 «Хелло, Долли» Луи Армстронг (1)

АКТУАЛИЗАЦИЯ «опорных» знаний учащихся и ФОРМИРОВАНИЕ новых знаний.

У: Помогите отгадать имя таинственного незнакомца.

Д: Джаз.

У: Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз?

Д: Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.

У: - А вы знаете исполнителя этой композиции?

Д: - (Нет)

У: - Это знаменитый Луи Армстронг. Посмотрите на его портрет.

 Слайд 1         Портрет  Луи  Армстронг

У: - А много ли мы знаем об этой необыкновенной музыке? Об этом потрясающем и ни с чем несравнимым джазом. Тема нашего урока называется «Острый ритм – джаза звуки»

Слайд 2   заставка тема.

      Перенесемся в 20-е годы 20-го столетия на юг США в Новый Орлеан. Именно там родился джаз.

На юге Америки жило много негров, бывших рабов с плантаций. У них была своя музыка, настоящая африканская, но шли годы, и постепенно в их музыку вошла музыка белых людей, которые жили рядом. А белые пели в основном христианские религиозные гимны. Негры так же стали петь их музыку. Но внесли в нее свои чувства, мысли, переживания, свой колорит, ритм. Так и возникли песни-молитвы – СПИРИЧУЭЛ.

Слайд 3 про спиричуэл

Звучит спиричуэл Louis Armstrong – “Let my people go”. (2)

Перевод:

Ступай, Моисей,

До Египта иди,

Вели фараонам

Мой народ отпустить!

Когда народ в Египте жил —

Ты мой народ освободи!

Он рабство то не заслужил —

Ты мой народ освободи!

Велел Господь: «Иди, Моисей,

До Египта иди,

Вели фараонам

Мой народ отпустить!»

Побрел Моисей, до Египта дошел —

Чтобы народ отпустить!

Он фараону слово нашел:

«Мой народ отпустить!»

«Господняя воля», — Моисей произнес —

«Мой народ отпустить!

Первенцев ваших ждет кара всерьез —

Мой народ отпусти!»

       Негры удивительно музыкальны и ритмичны. В редкие часы отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши или ударяя по всему, что находилось под руками. Оторванные от родины, от близких, изможденные от непосильного труда, они находили утешение в музыке.

      Чтобы получше почувствовать ритм и красоту джазовой музыки, давайте попробуем отстучать ритм пальцами, хлопками и ногами.

Звучит композиция «Sweet dreams». Дети хлопают, стучат, щелкают. (3)

    Через несколько лет джаз приобрел мировую славу. Он разъезжал по Америке и Европе. Побывал и в нашей стране. И везде умудрился завести себе друзей. Талантливые люди в разных странах собирали коллективы и играли свой джаз. Люди стали интересоваться, а как называется музыка, которую вы играете. Оказывается, в основе джаза не только спиричуэл, но и еще два источника. Это блюз и регтайм.

Слайд 4 - блюз

Звучит композиция Ray Charles – “Georgia On My Mind”(4)

Слайд 5 - рэгтайм

Звучит композиция Регтайма в исполнении Jazz-band.(5)

Что же взял джаз от этих трех источников?

- учтивость, религиозность от спиричуэла

- романтичность, грусть, мечтательность от блюза

- жизнерадостность, веселие от рэгтайма.

У: - А кто же исполняет джаз?

Д: - (Оркестр)

У: - Джаз-Бэнд. А как же он появился?

      Сначала они играли на самодельных инструментах. После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Инструменты попали в лавки старьёвщиков, где продавались за бесценок. Негры, наконец-то, смогли их приобрести. Повсюду стали появляться негритянские духовые оркестры, которые играли по любому случаю: на праздниках, свадьбах, пикниках, похоронах. Так в результате переноса негритянской вокальной музыки и негритянского ритма в инструментальную сферу родилась новая оркестровая музыка - джаз

У: - А на каких инструментах исполняли джаз?

Д: - (Труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны, тарелки)

Слайд 6  - инструменты)

У: - В чем основные особенности джаза?

Д: - В ритме, импровизации.

Импровизация (лат. Внезапный, неожиданный) - играть, одновременно сочиняя.

Давайте посмотрим, как это делают известные музыканты. Певица – Элла Фицджеральд. Пианист – Дюк Элингтон и его оркестр.

Видеоролик. (6)

         Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. А бывало каким-то дёрганым, нервным. И благородного общества перестал чураться – его стали видеть в филармонии и оперном театре.

И сейчас Ярослава расскажет нам об удивительном композиторе. Пожалуйста

Слайд                                                            Доклад

В музыке Гершвина органически сочетаются черты импровизации, джаза, элементы афро-американского фольклора, американской эстрадной музыки. Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.

В мелодике оперы ощутимы ладово-гармоническое и ритмическое своеобразие спиричуэлс , блюзов, регтаймов. «Порги и Бесе» получила признание в США и за рубежом, ныне ставится ведущими театрами мира. Порги - обыкновенный бедняк, а Бесс- юная девушка.

Опера состоит из 3 действий, в которых рассказывается об истории любви двух сердец, на пути которых встречаются опасности и приключения.

Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс» (7)

У: Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? (Танцевальная музыка особого ритмического склада – регтайм.)

Что такое песня? Это верный друг.

Песня - это радость, звонкий смех вокруг.

Тысячи мелодий, голосов прибой...

Потому что музыка всегда с тобой!

Тысячи мелодий, голосов прибой...

Потому что музыка с тобой!

Для того, чтобы лучше почувствовать остроту ритма, необычность мелодии давайте исполним песню Г. Гладкова, которая написана в ритме джаза «Мистер Жук»

«Мистер Жук» (8)

У: Молодцы, ребята, я увидела в Вас будущих исполнителей джаза. Настоящий джаз-бэнд получился. Я слышу среди Ваших голосов голоса звёзд джаза – Луи Армстронга, Майла Девиса, Бэсси Смит, Леонида Утёсова – одного из первых исполнителей джаза в Россия, Ларисы Долиной и Ирины Отиевой, которые известны как джазовые певицы.

Давайте послушаем, как это делает Лариса Долина.

Звучит композиция Лариса Долина – Весь этот джаз (  9  )

Обобщение

         На каждом уроке мы должны узнавать что-то новое. А вы узнали что-то новое? Давайте проверим.

 Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет джаза.  В какой стране впервые появился джаз?  

Назовите излюбленные инструменты джаза.

Д: - (Труба, тромбон, саксофон, кларнет, фортепиано, контрабас, скрипка, гитара, барабаны)

 Какими чертами характера он обладает? (Характерный сбивчивый (синкопированный) ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов).

А теперь аплодисментами покажите, понравился ли вам урок.

Надеюсь, вы полюбите джаз.

Оценивание

Д.З.

Подготовить информацию о джазовых исполнителях с музыкальными фрагментами и презентацию.

                                                        «Старый рояль» (10)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСТРЫЙ РИТМ – ДЖАЗА ЗВУКИ

Слайд 2

Негритянский певец и трубач. Король джаза. Луи Армстронг

Слайд 3

ОСТРЫЙ РИТМ – ДЖАЗА ЗВУКИ

Слайд 4

Спиричуэл – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев.

Слайд 5

Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком.

Слайд 6

Рей Чарльз

Слайд 7

Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. Первоначально создавалась как фортепианное произведение.

Слайд 8

Инструменты джаза контрабас саксофон

Слайд 9

банджо кларнет тарелки рояль гитара

Слайд 10

Ударная установка труба тромбон

Слайд 11

Дюк Элла Эллингтон Фитцджеральд

Слайд 12

Джордж Гершвин

Слайд 13

Леонид Ирина Утесов Отиева

Слайд 14

Лариса Долина

Слайд 15

Назовите инструменты

Слайд 16

До новых встреч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева

открытый урок музыки 6 кл. "В мире ритма" по программе Науменко, Алиева...

Презентация " Острый ритм-джаза звуки"

Презентация по теме урока в 7 классе: « Острый ритм-джаза звуки» вводит в мир возникновения и распространения  джаза, его направления и знакомит детей с музыкальными инструментами, исполняющими д...

Методическое сообщение "Урок музыки - основная форма развития чувства ритма"

Одна из основных задач преподавателя музыкальной школы - развитие ритмических способностей ребенка. Познакомившись с материалом можно сделать выводы, что исходным пунктом должна быть собственная деяте...

Сценарий Открытого урока музыки с физкультурой "В ритме музыки и движения". Авторы: учитель музыки Азизова А.И. и учитель физической культуры Мокрушина Ж.В.

В нашей школе прошла неделя открытых уроков. Показали совмещенный урок музыки и физкультуры во вторых классах: "В ритме музыки и движения"....

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития джаза"

Урок музыки в 6 классе "Джаз. История создания и развития " на татарском языке....

Методическая разработка интегрированного урока ИЗО и музыки по теме: «Острый ритм джаза в искусстве. Проект Музея Джаза»

Начальная школа является первой ступенью обязательного общего образования, где  все ученики, без исключения, являются своего рода факелами, которых нужно зажечь. Поэтому учителям начальных классо...

" Острый ритм-джаза звуки" 3 класс

laquo; Острый ритм-джаза звуки» вводит в мир возникновения и распространения  джаза, его направления и знакомит детей с музыкальными инструментами, исполняющими джаз....