"Умные ладошки" Развитие пространственного и фонематического восприятия у обучающихся в коррекционной школе
презентация к уроку

Жук Марина Анатольевна

Как объединить в процессе коррекционно-развивающего обучения движение и речь? На эти вопросы отвечает авторская технология динамического моделирования звукобуквенной и слоговой структуры слова "ЛогоЛадошки"

https://vk.com/s/v1/doc/N4UJgfclWsfIhz-yBtc_anPWkR...

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«УМНЫЕ ЛАДОШКИ» Развитие пространственного и фонематического восприятия у обучающихся в коррекционной школе Семейное ресурсное объединение ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 06.10.2020 УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЖУК МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Слайд 2

: Как объединить в процессе коррекционно-развивающего обучения движение и речь? На эти вопросы отвечает Авторская технология динамического моделирования звукобуквенной и слоговой структуры слова «ЛогоЛадошки »

Слайд 3

Авторская технология динамического моделирования звукобуквенной и слоговой структуры слова « ЛогоЛадошки» Педагогическая (образовательная) технология – это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания , позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели . (« Российская педагогическая энциклопедия »). Показатели технологичности педагогического процесса: Системность ( логичность , целостность ); Научность ( концептуальность , развивающий характер ); Структурированность ( иерархичность , логичность , алгоритмичность , процессуальность , преемственность , вариативность ); Процессуальность ( организация учебного процесса , методы и формы , управляемость , инструментальность , диагностичность , оптимальность , воспроизводимость ) Эффективность ( высокая результативность при наименьших затратах )

Слайд 4

Авторская технология динамического моделирования звукобуквенной и слоговой структуры слова « ЛогоЛадошки » Цель работы : осуществление профилактики и/или коррекции смешанной формы дисграфии , обусловленной фонетико- фонематическим или общим недоразвитием речи у детей младшего школьного возраста. Основные задачи : 1. упорядочение имеющихся у детей фонематических представлений; 2. развитие у детей звуковых и фонематических обобщений; 3 . развитие аналитико-синтетических процессов для успешного оперирования данными фонематическими единицами; 4. совершенствование устной и письменной формы речи, которая формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Слайд 5

Р абота в динамической зоне в кабинете дефектолога

Слайд 6

Р абота с аналитической таблицей

Слайд 7

Д инамическое моделирование звукослоговой структуры слова После заполнения аналитической таблицы и подробного анализа слов по типу слоговой структуры и звуконаполнению каждого слога ученикам предлагается перейти со своей таблицей в динамическую зону «ЛогоЛадошки». Сначала ученик отхлопывает слово по слогам и определяет их количество. Уточняются понятия «гласный» и «согласный». При изучении гласных их считают с помощью хлопков. Это поможет нам маркировать хлопками слоги и вести их подсчёт ( гласный звук – слогообразующий). Затем ребёнок должен раскрыть (расшифровать) звуковое наполнение каждого слога в динамической зоне на «ладошках», для этого необходимо параллельно с проговариванием каждого звука касаться соответствующей данному звуку цветной «ладошки», предварительно обозначая хлопком начало слога. Детям даётся образец перекодирования выбранной пространственной последовательности цветовых символов во временную последовательность касаний по «ладошкам», так как «ладошки» закреплены на стене статично и менять их местоположение и количество ребёнок не может , ему предстоит серьёзная аналитическая работа.

Слайд 8

Р абота с таблицей в динамической зоне

Слайд 9

Динамическое моделирование звукослоговой структуры слова Порядок касаний «ладошек » строго определён: для обозначения твёрдого согласного звука – касание синей « ладошки», мягкого согласного звука - касание зелёной. Обозначение гласного звука в зависимости от того в каком ряду располагается соответствующая гласная буква: гласная 1 ряда - касание красной «ладошки»; гласная 2 ряда – розовой (красной с восклицательным знаком). Есть определённая особенность в касании «ладошек» при образовании слогов разного типа. Обратный слог обозначается последовательной серией движений : касание красной «ладошки »  касание синей «ладошки», а для формирования слога-слияния используется одновременное касание синей «ладошки» и красной «ладошки». Идёт формирование слога-слияния ( коартикуляции между согласными и гласными) как основы для письма и послогового чтения . Усложняя данный приём, в дальнейшем предлагается запомнить слово и его схему. Работа продолжится при опоре на зрительную память и наглядно-образное мышление.

Слайд 10

Динамическое моделирование звукослоговой структуры слова П ри отстукивании на схеме слияний ши – жи , ча – ща ученик начинает касаться «ладошек» не в одном ряду, а по диагонали и тут же объясняет, что так происходит потому, что появляется определенное правило. Полученные навыки используются для пропедевтики орфографических ошибок.

Слайд 11

Упражнения из «Гимнастики мозга»

Слайд 12

З анятие на тренажёре для развития зрительного восприятия

Слайд 13

Работа с массажными шарами по развитию тактильной чувствительности

Слайд 14

З аключение На данных занятиях в процессе активного обучения у школьников воспитывается самоконтроль и взаимоконтроль, развиваются внимание, память, расширяется их речевой опыт, совершенствуется речемыслительная деятельность. Образовательная технология «ЛогоЛадошки» базируется на понятии о всестороннем развитии личности, так как кроме решения основных задач в области формирования языковых компетенций, позволяет развивать сенсорное восприятие, зрительно-моторную координацию и совершенствует мотивационную базу обучения. Данная технология соотносится с современными методами педагогической работы, универсальна в своём применении в отношении возрастных рамок обучающихся. При работе с детьми дошкольного возраста она стимулирует совершенствование фонематических процессов и способствует успешному формированию предпосылок овладения письменной речью. Для детей младшего школьного возраста технология используется с целью профилактики и/или коррекции нарушений письменной речи.

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида

В 2002 г. МО РФ утвержден учебный план специальных (коррекционных) общеобразовательных школ IY вида, отражающий специфику обучения слабовидящих детей и содержащий ряд коррекционных предметов, в частно...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап I

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий I этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который м...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап II

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий II этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который ...

Развитие зрительного восприятия учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида: этап III

В данной статье приводится содержание коррекционных занятий III этапа предлагаемой нами программы курса «Развитие зрительного восприятия» для учащихся специальных (коррекционных) школ IV вида, который...

«Использование активных игровых форм работы по развитию фонематических процессов у учащихся коррекционной школы VIII вида на воспитательском часу»

Игры, способствующие развитию фонематического  и звукового  восприятия, анализа и синтеза, фонематических представлений, а также развитию моторной координации, ловкости, точности движений, к...

Формирование фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

1.Введение2. Проблема развития фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста2.1. Основные фонематические процессы2.2. Особенности фонематического восприятия у де...

Развитие логического мышления, пространственных представлений на уроках математики в коррекционной школе

Развитие правильного мышления у умственно отсталых детей - трудная, но принципиально разрешимая задача. Она достигается с помощью специально разработанных олигофренопедагогикой приемов обучения. Одним...