«Формирование ценностно-ориентированных установок на ЗОЖ» Выступление на ШМО
материал

Пивкина Ирина Николаевна

Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и педагогов-предметников, классных руководителей в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_po_zozh_mo.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Кузедеевская школа - интернат»

«Формирование ценностно-ориентированных установок на ЗОЖ»

Выступление на МО

Подготовили:

Бараневич А.О.,

Пивкина И.Н.

Январь, 2017


«Формирование ценностно – ориентированных установок на ЗОЖ»

   Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.

   Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто как отсутствие болезней и физических дефектов. Итак, здоровье человека - это комплексное и вместе с тем многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала, в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющий человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

   Здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность школы в целом и педагогов-предметников, классных руководителей в частности по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

   Обязательными компонентами государственной политики в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков являются:

1) научно-методическое обеспечение;

2) законодательная база и подзаконные акты, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья в процессе обучения и воспитания;

3) создание условий для благоприятного роста и развития детей в школе;

4) использование здоровьесберегающих образовательных технологий;

5) формирование здорового образа жизни подрастающего поколения;

6) эффективное медицинское обеспечение в школе.

   По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:

 - оптимальный двигательный режим;

 - рациональное питание;

 - закаливание;

 - личная гигиена;

 - положительные эмоции;

 - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ).

   Сложившаяся на сегодняшний день система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций.

   Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления, как и индивидуального, так и общественного здоровья.

   Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.

   Основные направления деятельности школы по формированию у учащихся основ здорового образа жизни:

1.   Физкультурно-оздоровительное. Его цель заключается в формировании разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.

2.   Реабилитационно-профилактическое. Основная задача данного направления заключается во внедрении медико-психологических и валеологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья школьников.

3. Культурно-просветительное и общевалеологическое. Задача состоит в осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.

4.   Экологическое направление осуществляет формирование ответственного отношения детей к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе.

   

   Примерный перечень мероприятий, направленных на формирование ЗОЖ:

1.   Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).

2.   Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).

3.   Работа по профилактике травматизма.

4.   Физкультурные паузы на уроках, разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.

5.   Работа специальных групп по физическому воспитанию.

6.   Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала.

7.   Работа танцевальных кружков (народного и эстрадного танца).

8.   Работа туристического и экологического клубов.

9. Работа факультативов по здоровому образу жизни.

10.  Индивидуальные консультации психологов для учащихся, учителей, родителей. Психологический тренинг для учителей.

11. Работа лектория для родителей. Темы лекций: «Режим дня школьника», «Питание и здоровье», «Профилактика простудных заболеваний», «Профилактика острых кишечных заболеваний», «Закаливание детей», «Культура питания», «Профилактика детского травматизма», «Профилактика вредных привычек», «Влияние конфликтов в семье на здоровье детей», «Организация досуга детей в семье» и пр.

12. Индивидуальные консультации врача для учителей и учащихся, разработка системы индивидуальных схем оздоровления.

14. Мероприятия по улучшению интерьера школы, создание уюта в столовой, медкабинете.

15. Внеклассная и внешкольная работа по пропаганде здорового образа жизни.

16. Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания.

17.  Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

   Проблема формирования здорового образа жизни имеет большое значение, так как здоровье во многом определяет качество жизни и выступает необходимым условием продуктивного творчества, труда и совершенствования человека.

Благодаря совместным усилиям школы, семьи, общества, подрастающий гражданин должен укрепиться в мысли о том, что именно он ответственен за свое собственное здоровье и должен рассматривать его как высшую ценность. Потому что его здоровье – это длительность периода жизни на земле, это жизненный успех и личное счастье.

  В связи с этим, на школу возлагается необходимость воспитания личности, способной адаптироваться к современным быстро изменяющимся условиям социальной среды создание оптимальных, адекватных условий, препятствующих возникновению заболеваний детей, их дезадаптации, способствующих формированию социального иммунитета и гармоническому развитию личности как главному фактору укрепления и сохранения здоровья.

 

  В ноябре 2017г. в школе-интернате проходил месячник по пропаганде здорового образа жизни «Здоровое поколение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика по формированию семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения.

Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.Создание методики преду...

Мастер – класс : «Формирование духовно – нравственных установок учащихся с целью развития социально значимых качеств личности.»

Главной целью моего проекта является воспитание молодого человека с активной жизненной позицией и широким кругозором, готовому к  дальнейшему обучению и адаптации во «взрослую» жизнь, гражд...

"Формирование регулятивных УУД на уроках химии." Выступление на педсовете

/Cmd+VФормирование регулятивных УУД на уроках химии...

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок

Учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок...

статья Формирование ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личностные позиции при изучении литературных произведений.

В статье представлен опыт работы по формированию личностных УУД на уроке литературы в 8 классе по теме "Прошлое - родина души человека" (по рассказу В. П. Астафьева "Фотография, на кото...