РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В ВОСПИТАНИИ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ
материал по русскому языку по теме
Методическая работа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль исследовательской деятельности на уроке русского языка в воспитании ценностно-ориентированной личности
В данной статье определены задачи, цели и место проектно-исследовательской работы в воспитании ценностно-ориентированной личности на уроках русского языка. На примере конспекта урока в 5 классе рассмотрены особенности исследовательской деятельности учащихся.
Важнейшая цель современного образования – обеспечить средствами предмета воспитание гражданина и патриота Отечества, ценностно-ориентированной личности, обладающей нравственными качествами, способной к самореализации в условиях современной российской социокультурной ситуации. Иными словами, с помощью полученных в школе знаний человек должен самоопределиться в окружающем мире и интегрировать себя в этот мир.
Выполнению этих задач способствует, на наш взгляд, использование проектных технологий, так как овладение исследовательскими и проектными методами развивает интеллектуальные, творческие, коммуникативные и организаторские способности, формирует умения и навыки, повышает учебную мотивацию, стимулирует стремление к самосовершенствованию. Кроме того, в гуманитарном проекте (в отличие от технологического) приоритет отдается воспитательным целям перед обучающими и развивающими. Вот почему важно, чтобы интерес к исследовательской деятельности развивался как можно раньше.
Так, уже учащимся 5 класса была предложена работа над малым исследовательским проектом «Книга о семье», включающим исследование имени и фамилии автора, родословной семьи, рассказ о родителях, изучение топонимов родного края и т.п.
Задачи проекта: формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности; развитие познавательских способностей учащихся, устойчивого интереса к русскому языку, его истории; воспитание любви и уважения к своей семье и её истории.
Результаты проекта и внедрение: самореализация личности учащегося, осознание общественной значимости выполненной работы, издание «Книги о моей семье».
Первая страница «Книги» была посвящена исследованию имени автора. Подготовка к работе над малым исследовательским проектом была начата на уроке русского языка. Ниже приводится конспект урока-исследования.
Подготовка к проекту «Моё имя».
I. Начинается урок со вступительного слова учителя, в котором говорится, что имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественное творчество народов, их исторические контакты. Любое слово, которым именовали человека, окружающие начинали воспринимать как его личное имя, и, следовательно, любое слово могло стать именем. Таким образом, личное имя (в древнерусском языке – рекло, назвище, прозвище, название, прозвание, проименование) – это специальное слово, служащее для обозначения отдельного человека и данное ему в индивидуальном порядке для того, чтобы иметь возможность к нему обращаться, а также говорить о нем с другими.
II. Для словарно-орфографической работы было взято слово ономастика.
III. Объяснение нового материала. История имен.
В истории русских личных имен выделяются три этапа: дохристианский; период после крещения Руси; новый этап, начавшийся после Великой Октябрьской социалистической революции.
1. В дохристианский период личные имена были ничем иным, как прозваниями, данными по тому или иному поводу. Люди воспринимали имена материально, как неотъемлемую часть человека. Они скрывали свои имена от врагов, считая, что одного знания имени достаточно для того, чтобы навредить кому-нибудь. Так появились иносказательные имена (Баран, Волк, Лиса, Ворона, Дуб). В летописи 15 века сохранились имена Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.
Учащимся было предложено разделиться на группы и исследовать некоторые древнерусские имена, определить их значение.
Работа в группах.
1 группа. Первак-Первой, Второй, Вторак, Третьяк (это имя было одним из самых распространенных), Третий, Малюта, Меньшик, Поздей (Вывод: имена давались в зависимости от порядка появления новых членов семьи).
2 группа. Черныш, Чернуха, Беляк, Белой, Беляй, Косой, Рябой (Вывод: имена даны по внешним признакам – цвету волос, кожи).
3 группа. Миляй, Ждан, Неждан, Любим, Нелюба, Нечай, Любава. (Вывод: имена означали отношение близких к ребёнку).
4 группа. Забава, Пискун, Горазд, Всеволод. (Вывод: Забава – забавный, Пискун – от пищать, Горазд – гораздый, Всеволод – «всем владеть»).
5 группа. Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа (Вывод: имена отражали социальное и экономическое положение).
6 группа. Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец (Вывод: имена даны по месту происхождения).
Проанализировав предложенные имена, учащиеся делают вывод: в Древней Руси родители называли младенцев «от взора и естества», т.е. от внешнего вида или особых примет (росту, особенностям телосложения, характеру), по времени рождения, от обстоятельств, при которых дети появились на свет.
Далее учитель отмечает, что все личные имена когда-то были именами нарицательными. В древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие имена, как Добрыня, Дружина, Калина.
Были и имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир.
Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар – светлый, как заря, Владислав – владеющий миром, Доброслава –имеющая добрую славу, Всемила – всем милая.
2. После введения христианства на Руси изменился и способ именования русичей.
В русской православной церкви были (да и теперь есть) особые книги – месяцесловы, или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь (Петр, Павел, Иоанн, Алексей, Филипп, Марк). Священник перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах на день рождения ребенка. Их-то ребенку и можно было дать.
Самым распространенным было имя Иван (Иоанн) в полных святцах встречается чаще всего, 170 раз, т.е. почти через день.
Поскольку христианство зародилось в Иудее, то в христианскую ономастику попало немало древнееврейских имен таких, скажем, как Анна, Яков, Даниил. В это же время появилось много греческих имен, которые мы сейчас воспринимаем как русские (Елена, Екатерина и др.).
А) Презентация малого индивидуального исследовательского проекта «Женские имена в русских народных сказках».
В сказках самыми распространенными женскими именами являются Елена и Василиса. Елена (от греч.) «факел, свет». Василиса (от греч.) «царица, царственная». Героини различны по своему характеру. Елена –мягкая, лиричная, носит постоянный эпитет «прекрасная». А Василиса – мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому она всегда «премудрая».
Б) Презентация малого исследовательского проекта «Календарные праздники на Руси. Чьими именами они названы?»
Издавна с календарными датами, посвященными памяти какого-либо святого, стали связывать народные приметы. Так часто говорили: «На Евдокию курочка воду пьет», или «Петр и Павел час убавил».
Один самых почитаемых календарных праздников на Руси – Николай Чудотворец, или Никола Зимний (19 декабря). Этот праздник когда-то отмечали целую неделю и называли «Никольщиной». В эти дни варили вскладчину пиво и брагу из зерна нового урожая, пекли пироги. В земледельческом крестьянском календаре этот день связан с приметами: «Первые серьезные морозы – Никольские», «Иней на Николу к урожаю».
27 октября – русский земледельческий календарь отмечает день Праскевы-Пятницы. Из жития св. Праскевы мы узнаём, что ее родители долгое время были люди бездетные, они просили Бога о ребенке, много молились. Господь услышал их молитвы, и у них родилась дочь, а поскольку она родилась в пятницу, ей дали имя Праскевы, что в переводе с греческого значит «день приготовительный к субботе», т.е. пятница. По древнерусскому верованию она была покровительницей полей и скота. В день памяти ее в церковь приносили для освящения разного рода плоды, которые хранились потом как освященные предметы до наступающего года.
3. В первые годы после Октябрьской революции основной массе рождавшихся давали старые имена. После окончания гражданской войны регистрацию новорожденных стали вести загсы. Родители могли сами выбрать имя любое или даже придумать свое. Этот период ознаменован проникновением в русский именослов большого количества заимствованных имен (Изольда, Элиза, Роберт, Эдуард, Эвелина) и активным имятворчеством. Иногда родители давали детям нелепые, странные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространения в последующие годы. Например, Береза, Сирень. В именах представлены чуть ли не все элементы химической системы Менделеева: Радий, Вольфрам, Рубин, математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Турбина. Много имен образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель, если прочитать наоборот, получится Ленин, Нера – новая эра.
Сокращенные формы имен. В неофициальных ситуациях людей называют сокращенными формами имен. Они сложились в быту для повседневного употребления, так как полные имена бывают иногда громоздкими и неудобными при общении (Екатерина – Катя, Мария – Маша и т.д.). Уменьшительная форма употребляется только в неофициальной обстановке и не должна быть записана в документ о рождении.
Сокращенные имена столь коротки, что нередко оказываются созвучными нескольким полным именам. Слыша постоянно «Рита», «Алёна», люди полагают, что это самостоятельные имена, на самом деле это производные от Маргарита, Елена.
Учащимся предложено следующее задание: 1) назвать полное имя, которое соответствует нескольким сокращенным: Агаша, Гаша, Граня, Груня, Груша, Феня /Аграфена/; 2) образовать сокращенные имена от имени Александр(а) /Ара, Аря, Аля, Алик, Ксана, Ксаня, Алексаня, Алекса, Алексаша, Саша, Сашура, Шура, Саня, Санюра, Нюра, Санюша, Нюша/; 3) определить, какое настоящее имя у героини повести И.С.Тургенева «Ася»?/Анастасия/.
IV. В качестве домашнего задания учащимся предложено исследовать собственное имя по плану:
1. Причина выбора имени.
2. Происхождение имени, его значение. Возможные варианты.
4. Сокращенные формы имени.
Результатом проекта стали сочинения – исследования «Мое имя».
Данный проект вызвал большой интерес учащихся к истории своего имени и имел большое воспитательном значение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы
Статья была опубликована в 2006 году в сборнике "Инновационные подходы к обучению литературе" (г.Благовещенск, 2006)...
формирование навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы
ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ....
Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»
Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...
Доклад Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности
Исследовательская деятельность на уроках...
«Исследовательская деятельность на уроках русского языка как средство творческого развития учащихся 5-6 классов» Описание опыта педагогической деятельности
Хочу поделиться опытом организации исследовательской деятельности на уроках русского языка в 5-6 классах....
Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы как один из способов формирования и развития созидающей личности.
Одним из требований, предъявляемых к современному человеку, является его способность к творческой, нестереотипной деятельности, что характеризуется как креативное мышление. Сейчас перед школой с...
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и во внеурочной деятельности
Урок – исследование – одна из форм совместной деятельности обучающихся и учителя. Главная цель урока-исследования заключается в получении обучающимися функционального навыка исСтатья...