Методика по формированию семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения.
методическая разработка (9 класс) на тему
Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.
Создание методики предусматривает:
- Ознакомление с общими вопросами и понятиями женственности, красоты, здоровья, культуры общения и поведения, эстетики, дизайна, прикладного творчества.
- Совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства и самообслуживания.
- Развитие творческих способностей в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.doc | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика
по формированию семейных полоролевых
установок у подростков
в процессе трудового обучения.
Разработал: учитель технологии
высшей категории
Лелюк Е.В.
Златоуст
2010г.
Пояснительная записка.
Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.*
Выбор данной темы был обусловлен тем, что в настоящее время имеется социальный заказ создания системы полового воспитания и подготовки молодежи к семейной жизни. Эта задача стоит перед школой и государством, так как нет другого более ответственного дела, подготовка к которому так необходима, ведь и для общества нет ничего важнее прочной семьи.
Создание методики предусматривает:
- Ознакомление с общими вопросами и понятиями женственности, красоты, здоровья, культуры общения и поведения, эстетики, дизайна, прикладного творчества.
- Совершенствование практических умений и навыков ведения домашнего хозяйства и самообслуживания.
- Развитие творческих способностей в процессе обучения.
Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” предполагает 16 учебных часов и может быть дополнением программы образовательной области “технология”, позволяя психологизировать процесс трудового обучения за счет интеграции курсов “Технология” и “Психология”.
Методика имеет следующие основные темы:
- Красота – это здоровье и гармония.
- Обаяние и женственность.
Психологическая готовность к материнству. _____________________________________________________
⃰⃰ Некоторые элементы методики, например, хозяйственно-бытовые тренинги, формирование психологической готовности к материнству, могут отрабатываться на протяжении всего курса обучения предмету “Технология”.
- Хозяйственно-бытовые тренинги.
- Игра “Два в одном”.
- Сочинение “Современная женщина. Какая она ?”
- Диспут “Мужественность и женственность.
Отбор тем для данной методики был начат в 1997 г. на основе анализа психолого-педагогической литературы (Челябинский государственный педагогический Университет, где автор методики обучался по специальности “Психология”) и личного опыта работы с детьми подросткового возраста (разработка факультативного курса “Красота и мы” в 1996 г., ведение молодежного театра моды “Шарм” при МОУСОШ № 10 г. Златоуста, участие в течение 7 лет в работе городского методобъединения.)
Общий подход преподавания темы предлагается следующий:
- На ранних стадиях вызвать интерес учащихся к обучению и попробовать сформировать потребность соответствовать идеалу “современная женщина”.
- На втором этапе сформировать определенные знания и умения в данной области (хозяйственно-бытовые тренинги, формирование психологической готовности к материнству и пр.)
- На третьем этапе сформировать и несколько развить новый тип мышления и поведения, так как участие в игре “Два в одном” и диспуте “Мужественность и женственность” помогает определиться с выбором семейной полоролевой установки для каждой ученицы – будущей женщины нашего общества.
Автор программы предлагает кроме изучения теоретического материала уделять внимание и практическим занятиям, самостоятельным работам. В процессе обучения необходимы краткие записи в тетрадях учащихся. Для успешного ведения уроков нужно иметь методическое обеспечение данного курса:
- Карты хода урока, которые лежат в основе поурочного планирования.
- Комплекс дидактических средств: эскизы, таблицы, рефераты.
- Подобранный комплект оборудования и инструментов применительно к данной программе.
- Совместно с учащимися оформлять выставки детских работ, планировать совместные посещения Дома ребенка и подшефного детского сада.
- Рекомендуется создавать творческие проекты на темы: “Интерьер жилища”, “Оформление окон”, “Ассортимент белья”, “Подарки”, “День рождения”, “С новорожденным!”, “Свадьба” и др.
Данная методика прошла апробацию на учащихся школы № 10 с углубленным изучением иностранных языков г. Златоуста в 1998-2002 гг.
Курсовая подготовка с учителями трудового обучения позволила значительно расширить круг учащихся заинтересованных данной темой. Ряд учащихся продолжают дальнейшее обучение по данному профилю.
Полученные результаты работы по данной методике, а также рекомендации ведущих специалистов данной области, отзывы городского управления образованием, родителей и учащихся подтверждают положительную оценку работы по данной методике.
Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” нацелена на пропаганду здорового образа жизни, формирование психологической готовности к семейной жизни и материнству.
1 занятие (2 уч.ч.)
Красота – это здоровье и гармония.
| Гармоничный человек, здоровье, эмоции, настроение, организованность, достижение цели, спокойствие, естественность. Гармония – это связь внутренней красоты и внешней ухоженности. Основные составные части здоровья. Влияние образа мыслей, эмоций, настроения на внешность. Отчего зависит красота. Связь самооценки и внешности человека. Тестирование учащихся с целью определения самооценки (результат испытуемые подсчитывают самостоятельно) Иллюстрации канонов красоты в различные периоды жизни человечества. Сформировать потребность в самовоспитании. |
2 занятие (2 уч.ч.)
Обаяние и женственность.
| обаяние, женственность, индивидуальность, воображение, полярные качества, личность. Влияние голоса и жестов, доброжелательности и юмора, значение искренности и загадочности. Выражение женственности через танец, рисунок – мандала, работа с полярностями (применение гештальт-метода). Танцевальный (разминочный) момент, рисование с подбором гармонирующего цвета. 2-3 репродукции картин с различными женскими образами. Наблюдение, конкретизация выбора качеств женственности, принятие противоречивости женской роли. Оценивание практических работ. |
3 занятие (6 уч.ч.)
Формирование психологической готовности к материнству.
| Новорожденный, режим дня, питание младенца, интерьер детской комнаты, ассортимент одежды для ребенка грудного возраста. Женское счастье – в материнстве. Влияние вредных привычек на женский организм. Подготовка детской комнаты и “приданного” новорожденного. Польза грудного вскармливания. Важность занятий физкультурой для организма будущей женщины. изготовление распашонок, кофточек, чепчиков и пр. по готовым лекалам. Вязание пинеток. Иллюстрации с изображением оформления детской комнаты, инструкционные карты. расширение кругозора старшеклассниц по данной теме, более зрелое восприятие события рождения ребенка. Совершенствование навыков изготовления изделий, аккуратности, формирования эстетического вкуса. |
4 занятие (2 уч.ч.)
Хозяйственно-бытовые тренинги.
| хозяйка, экономия, семьянин, распределение обязанностей и др. хозяйственно-бытовые тренинги можно включить в программу урока во время прохождения темы “Кулинария” игровой момент, тестирование. Наблюдение за игровыми моментами и направление их с целью лучшего уяснения материала. Оценивание социально-психологических упражнений. |
5 занятие (2 уч.ч.)
Игра “Два в одном”.
Разработка игры см. “Школьный психолог” № 20, 1999 г. – стр.10.
6 занятие (2 уч.ч.)
Сочинение “Современная женщина. Какая она ?”
Диспут “Мужественность и женственность”.
| красота, доброта, обаяние, трудолюбие, элегантность, ум, нежность, утонченность, аккуратность, чувство такта и прочие качества женственности. Написание сочинения девушками, анкетирование юношей о наиболее значимых качествах женственности. Самостоятельный выбор предпочитаемых качеств. Метод сочинений может использоваться как диагностический (необходимый для коррекции), а также как материал для дискуссий, диспутов, по ходу которых отрабатываются представления о женственности, закрепляются полоролевые установки личности. |
Хозяйственно - бытовые тренинги.
I. Хорошая ли Вы хозяйка?
Этот любительский тест предназначен для девушек, цель его: своеобразная объективация хозяйственного потенциала будущих жен.
1. Представьте, что у Вас нет холодильника, телевизора, стиральной машины и нового пальто, а приобрести Вы можете лишь одну из этих вещей. Что бы Вы купили?
а) холодильник, б) телевизор, в) стиральную машину, г) пальто
2. Часто ли Вы заглядываете в шкаф, чтобы навести там порядок?
a) Да; б) нет
3. Делаете ли Вы в своей комнате еженедельную уборку в один и тот же день? a) Да; б) нет
4. Бывает ли, что, когда приходят приглашенные Вами гости, Вы все еще заняты хозяйственными делами?
a) Да; б) нет
5. Хватит ли у Вас смелости подать гостям подгоревший пирог?
a) Да; б) нет
6. Доставляет ли Вам удовольствие самой приготовить обед?
a) Да; б) нет
7. Собираясь в магазин, составляете ли Вы заранее список необходимых покупок? a) Да; б) нет
8. Есть ли у Вас свое фирменное блюдо?
a) Да; б) нет
9.Собираете ли Вы кулинарные рецепты из журналов?
a) Да; б) нет
10. Помогаете ли Вы родителям по хозяйству?
a) Да; б) нет
11. Считаете ли Вы, что холодильник - самая необходимая вещь в хозяйстве? a) Да; б) нет
12. Имеет ли каждая ваша вещь свое постоянное место?
a) Да; б) нет
Ключ к тесту
Вопрос | Ответ, баллы | |||
а | б | в | г | |
1 | 30 | 5 | 20 | 10 |
2 | 20 | 10 | ||
3 | 20 | 5 | ||
4 | 8 | 20 | ||
5 | 10 | 20 | ||
6 | 15 | 6 | ||
7 | 20 | 3 | ||
8 | 15 | 8 | ||
9 | 12 | 6 | ||
10 | 12 | 6 | ||
11 | 25 | 5 | ||
12 | 4 | 16 |
Интерпретация результатов.
До 155 очков. К сожалению, Вы - неважная хозяйка и не умеете организовывать свое время.
156-185 очков. Вы трудолюбивы и достаточно организованы. Каждая вещь имеет у Вас в доме свое место. А если что-то временами не ладится в хозяйстве, виноваты частенько не Вы, а Ваши домочадцы, которых Вы не приучили к порядку. Так не берите все на себя и подумайте, как исправить дело.
186 и выше. Ваш дом идеален! Вы постоянно что-то стираете, чистите и полируете. Однако женщина, которая видит в домашней работе единственную цель своей жизни, не заслуживает звания хорошей хозяйки. не пора ли Вам остановиться и вспомнить, наконец, о кино, театре, выставках и книгах?
II. Экономны ли Вы?
На этот любительский тест могут отвечать и юноши, и девушки одновременно. Цель его проста и понятна, но одновременно и весьма важна - определить, насколько (в идеале) склонны будут будущие семьянины к экономному ведению домашнего хозяйства, т.е. будут ли они стремиться жить на широкую ногу, отличаться известной скупостью или сумеют распределить бюджет разумно и экономно.
1. Приходится ли Вам браться за две-три работы одновременно?
а) Редко; б) часто; в) никогда.
2. Получив зарплату, купите ли Вы дорогие вещи, если понимаете, что потом трудно будет свести концы с концами,
а) Никогда; б) всегда; в) иногда.
3. Если Вам понравится красивая одежда, остановит ли Вас цена?
а) Иногда; б) никогда; в) всегда.
4. Если у Вас испортился какой-нибудь домашний прибор (например, радиоприемник), предпочтете ли Вы купить новый или же отремонтируете его?
а) Предпочту купить; б) зависит от цены ремонта;
в) займусь ремонтом сам.
5. Если у Вас появилась дырка в чулке или носке, что вы делаете?
а) Зашиваю;
б) выбрасываю вместе с другим
в) сохраняю оставшийся - вдруг пригодится?
6. Выключаете ли Вы в своей квартире газ и свет сразу же после выполнения той или иной работы?
а) Не всегда; б) иногда; в) всегда.
7. Звоните ли Вы по телефону только по делу или без всякого повода?
а) Как правило, по делу;
б) люблю просто поболтать;
в) как придется
8. Удается ли Вам успешно выполнять несколько дел одновременно?
а) Да;
б) нет;
в) в зависимости от того, какие дела.
9. Если в квартире накопились старые газеты, что Вы с ними делаете?
а) Выбрасываю;
б) сдаю в макулатуру; в) ничего не делаю.
10. Покупаете ли Вы хлеба больше, чем требуется?
а) Да; б) нет; в) иногда
11. Съедаете ли Вы за столом все, что лежит в Вашей тарелке, или оставляете еду на донышке?
а) Иногда оставляю;
б) никогда не оставляю;
в) оставляю всегда
12. Аккуратно ли Вы носите одежду, обувь?
а) Да; б) нет; в) не всегда.
13. Аккуратно ли Вы относитесь к чужим вещам?
а) Нет;
б) да
в) даже более аккуратно, чем к своим.
Ключ к тесту
Вопрос | Ответы, баллы | |||
а | б | в | ||
1 | 1 | 0 | 2 | |
2 | 2 | 0 | 1 | |
3 | 1 | 0 | 2 | |
4 | 0 | 2 | 1 | |
5 | 2 | 0 | 1 | |
6 | 0 | 1 | 2 | |
7 | 2 | 0 | 1 | |
8 | 2 | 0 | 1 | |
9 | 0 | 2 | 1 | |
10 | 0 | 2 | 1 | |
11 | 2 | 2 | 0 | |
12 | 2 | 0 | 1 | |
13 | 0 | 1 | 2 |
Интерпретация результатов.
От 20 до 26 очков. Вы - человек излишне экономный. Всегда все тщательно обдумываете, стараетесь жить сегодняшним днем, ничего не откладывая до завтра.
От 13 до 19 очков. Вы не любите разбрасываться средствами, которыми располагаете, но время от времени позволяете себе показать “широту натуры”.
От 6 до 12 очков. Вы живете на широкую ногу. Бывает, правда, что Вас охватывает желание экономить, и Вы отказываете себе даже в необходимом. Однако потом Вы наверстываете упущенное.
От 0 до 5 очков. Вы беззаботны, не очень ответственны и легкомысленно относитесь не только к деньгам, но и всему, что имеет материальную ценность.
III. Кто в семье хозяин?
И в правду - а кто в семье хозяин? Давно известно, что именно этот вопрос (правда, чаще всего в варианте “Кто у нас главный?”) является излюбленной темой дискуссий молодых (и не совсем ) супругов. Однако, подразумевается под термином “хозяин” в основном главенство, и мужья (в основном ), и жены (реже) дружно забывают о том, что в оригинале слово “супружество” означало “бег в одной упряжке”, а значит, и хозяйственный воз им надлежит тащить сообща, дабы не было ситуации, что он “и ныне там”. Выявить и обсудить множество противоречий по поводу “мужских” и “женских” дел, ”справедливости” распределения обязанностей и прочие вопросы можно с помощью следующего опросника.
Можно не сомневаться, что этот несложный опрос позволит выявить две чрезвычайно распространенные в нынешних семьях вещи - существенные различия в восприятии “правильного ” распределения обязанностей между представителями сильной и прекрасной половинами человечества и явную потенциальную перегруженность последней внутрисемейным трудом.
Кто в семье должен выполнять каждую из нижеприведенных обязанностей
Обязанность | Только жена | Жена при под-держке мужа | Жена с по-мощью мужа | Жена и муж поров-ну | Муж с по-мощью жены | Муж при под-держке жены | Только муж |
Покупка продуктов | |||||||
Их заготовка в прок | |||||||
Приготовление пищи | |||||||
Ежедневная уборка квартиры | |||||||
“Малая ” стирка | |||||||
“Большая” стирка | |||||||
Ремонт бытовых приборов | |||||||
Сопровождение детей в детские учреждения и домой | |||||||
Посещение родительских собраний в школе | |||||||
Помощь детям при подготовке уроков | |||||||
Игры с детьми | |||||||
Контроль за соблюдением детьми режима дня |
IV. Социально - психологический тренинг.
Вообще-то, нижеприведенные упражнения следует отнести не к социально-психологическому, а, скорее, к хозяйственно-бытовому тренингу. Тем не менее в изучении этой темы обязательно должны использоваться групповые дискуссии - прекрасный материал к ним может дать, например, предшествующий опросник. Нужны и театрализации - почему бы не провести в классе своеобразный мини - КВН, целиком или в основном посвященный “делам домашним”? Но вот что касается ситуационно-ролевых игр, то, к сожалению, их осуществление требует специальной чисто материальной подготовки, и оттого не все из нижеописанных упражнений могут быть реализованы.
Любимое блюдо. Предложите конкретному учащемуся вспомнить и назвать свое любимое блюдо. А теперь пусть он опишет:
а) состав и количество продуктов, которые в него входят;
б) их стоимость
в) способ и время приготовления своей “пищи богов”.
Точность выполнения этого и последующих заданий, конечно же, должно оценить жюри.
Завтрак, обед и ужин. Предложите учащимся составить меню для семьи на один день: завтрак, обед и ужин. Помимо заданий из прошлого упражнения добавьте задание определить порцию на каждого из членов семьи.
Праздничный обед . Предложите учащимся составить меню праздничного обеда с учетом условий предыдущих упражнений и количества гостей.
Уборка. Предложите конкретному учащемуся описать вслух весь комплекс процедур по уборке его комнаты и всей квартиры - каждая процедура может и должна быть детализирована до отдельных операций.
Стирка. Предложите конкретному учащемуся описать,как, в чем и с применением чего будет он стирать свою форму, джинсы, рубашку и т.п.
Продукты впрок. Попросите учащихся вспомнить наиболее употребимые (да и менее - тоже) виды продуктов и предложите описать возможные способы их хранения и заготовки.
Бюджет семьи. Предложите паре учащихся представить, что они - семья, прикинуть с учетом реальности свой возможный доход (можно и минимальный, на который они собираются прожить) и распределить его по статьям расходов (питание, одежда и т.п.) применительно к месяцу, году , трехлетию и десятилетию жизни семьи (столь большой срок необходим для того, чтобы лишний раз выявить жизненную перспективу).
Бюджет семьи с ребенком. Той же паре предложите осуществить изменения бюджета своей семьи в случае появления в ней первенца. |18.136|
ЛИТЕРАТУРА
1. Данилюк А. Я. Кондаков А. М. Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
2. Дубровина И.В. Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни. – М.: Педагогика, 1980.
3. Егоров В.В. О показателях мужественности – женственности у подростков. – М.: Просвещение, 1987.
4. Ельников Д.И. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. – М.: Педагогика, 1979.
5. Каган В.Е. Семейные и полоролевые установки у подростков. Вопросы психологии. – 1987 - №2.
6. Каган В.Е. Стереотипы мужественности-женственности и образ «Я» у подростков. Вопросы психологии у подростков. – 1989 - №3.
7. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. – М.: Просвещение, 1991
8. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству. Вопросы психологии. – 2000 - №5.
9. Прокопьева З. И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда. – М.: Педагогика 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.
В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятель...
Алгоритмы в процессе трудового обучения
Обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритмы предстоящей работы); обучение детей технологическим приемам, необходимых для выполнения работы; формирование обобщенных умений планиро...
Тема опыта: Дифференциация и индивидуализация в процессе трудового обучения в коррекционной школе VIII вида.
Психологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективности обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В ус...
ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»
Общая незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....
Доклад на тему «Активизация творческой деятельности детей в процессе трудового обучения »
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области «Каргопольский педагогический колледж» XVIII Региональные педагогические чтения по теме ...
Формирование самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения
В статье автор делится опытом работы по формированию самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения...