"Детско-родительские отношения, в семьях воспитывающих детей с дцп"
статья
Статья предназначена для специалистов, работающих с детьми с дцп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detsko_-_roditelskie_otnosheniya_v_semyah_vospityvayushchih_detey_s_dtsp.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Детско - родительские отношения в семьях воспитывающих детей с ДЦП.
Детские церебральные параличи (ДЦП) — это собирательный термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих симптомокомплексов двигательных нарушений, вторичных по отношению к поражениям и/или аномалиям головного мозга, возникающим в перинатальном периоде (до рождения ребенка). Отмечается ложное прогрессирование по мере роста ребёнка. ДЦП не является наследственным заболеванием. Для большинства родителей, рождение ребёнка с детским церебральным параличом является тяжёлым испытанием. Родственники испытывают разнообразные переживания, связанные с состоянием ребёнка: растерянность, постоянное беспокойство о будущем, страх, к которому часто добавляются чувство вины, депрессия, разочарование, а также ярость, вызванная неразрешимостью самой проблемы заболевания. Высокая нервно - психическая и физическая нагрузка на семью в целом часто приводит к исчезновению качеств, необходимых для её успешного функционирования. Прежде всего, развитие ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье часто происходит в условиях гиперопеки со стороны родителей (чрезмерная родительская забота и тревожность), что обусловливает наличие незрелости эмоционально - волевой сферы ребенка, выражающейся в несамостоятельности решений и действий, чувстве незащищённости, в пониженной критичности по отношению к себе, повышенной требовательности к заботе других о себе. Кроме того, развитие ребёнка в ограниченном пространстве ведёт к вторичной аутизации (ослаблению контактов с окружающими). В силу гиперопеки у ребёнка страдают коммуникативные способности, обуславливающие снижение самооценки, неуверенность в себе, замкнутость. И чем выше коэффициент интеллектуального развития ребёнка, тем больше риск развития комплекса неполноценности, влекущего за собой мнительность, тревожность, и в более старшем возрасте депрессию. Одной из основных проблем большого количества семей, где растут больные дети, является реакция отрицания родителями ограниченных возможностей ребёнка. Такие родители строят планы относительно образования и профессии ребёнка, настаивают на высокой успешности его деятельности, для них характерно честолюбие по отношению к ребёнку. Помните, что реакция отрицания дефекта родителями может вызвать нарушения в личностной сфере ребёнка, так как у него повышается нервное напряжение, он начинает чувствовать себя беспомощным и неумелым. Гармоничное личностное развитие ребёнка возможно в том случае, когда родитель принимает все особенности ребёнка, учитывает ограничения, которые накладывает заболевание и старается соотносить свои требования с возможностями ребёнка. Главным принципом общения родителей с ребёнком является «необходимость достижения как можно большего там, где это возможно». Семья – самая влиятельная структура, под воздействием которой формируется личность ребенка. Вырастая, большинство из детей не замечают, как сильно зависят от мнения родителей, привыкая смотреть на мир через воспитание семейных ценностей и традиций, установок и принятых правил поведения. В жизни каждого человека родители играют большую и ответственную роль: они дают первые образцы поведения. Ребенок подражает, стремится быть похожим на мать и отца. Когда родители понимают, что от них зависит формирование личности ребенка, то они ведут себя так, что все их поступки и поведение в целом способствуют формированию у ребенка тех качеств и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему передать. Такой процесс воспитания считается вполне сознательным, потому что постоянный контроль над своим поведением, организацией семейной жизни, отношением к другим людям позволяет воспитывать детей в наиболее благоприятных условиях, способствуя их всестороннему и гармоничному развитию. Семья как малая социальная группа: отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всех членов семьи. Благодаря своим особенностям семья как малая группа создает некие условия для эмоциональных проявлений, удовлетворения каких-либо эмоциональных потребностей, которые помогают человеку ощущать свою принадлежность, необходимость к обществу, вызывают желание оказывать помощь и поддержку другим людям. Большое значение в развитии личности ребенка играют стили семейного воспитания. Выделяются следующие стили родительского воспитания: демократический стиль характеризуется высоким уровнем приятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с детьми, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим – верой в успех самостоятельной деятельности ребенка в сочетании с готовностью помочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, агрессивностью, стремлением контролировать других детей (при этом сами не поддаются контролю), хорошим физическим развитием. Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Крайними, самыми неблагоприятными для развития ребенка вариантами являются жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов воспитания: родители регулярно указывают детям, что им делать; ребенок может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваются; ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; решение часто принимает сам ребенок; ребенок сам решает подчиняться ему родителям или нет. Воспитание ребенка с церебральным параличом требует наличия специальных знаний, перестройки при необходимости межличностных отношений в семье, отказа от порочных стилей взаимодействия и использования тактики воспитательной работы с учетом нарушения, типа семьи, условий жизни. Но надо осознать, что готовых рецептов воспитания на все случаи жизни не может быть. Родители должны сами познать закономерности развития ребенка с церебральным параличом и соотносить с ними свои действия. Эффективность коррекционной работы с детьми с церебральным параличом в целом зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников коррекционноинтегративного педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью
Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....
доклад на тему «Опыт взаимодействия психолога и социального педагога по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, в рамках мобильной социальной службы»
теоретический материал из опыта работы...
Комплексная программа социально-психологической адаптации семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
При ежегодном увеличении количества детей с синдромом Дауна, воспитывающихся в семьях, в республике Коми отсутствует комплексная и системная помощь в их реабилитации и социальной адаптации...
«Социально – педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей – инвалидов»
Описывается система работы в школе социальным педагогом с семьями воспитывающие детей с расстройствами аутического спектра....
Инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой патологией
В консультации рассматриваются инновационные формы работы с семьями, воспитывающими детей с речевой паталогией и вопросы психолого-педагогического взаимодействия Н...
Проблемы и перспективы семей, воспитывающих детей с ОВЗ
В настоящее время в мире большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья, и количество их постоянно увеличивается. Опыт показывает, что помощь ребёнку с ОВЗ эффективна в том случ...