Коррекционные логопедические занятиядляобучающихся 2 класса с умственной отсталостью( интелектуалые нарушения Вариант 1 )
рабочая программа
Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Вариант 1), способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uo_log_zan.docx | 59.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа коррекционного курса
«Коррекционные логопедические занятия»
(для обучающихся 2-х классов с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями. Вариант 1)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель курса – коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся 2-х классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями. Вариант 1), способствующая усвоению школьной программы по русскому языку и литературному чтению.
Характеристика коррекционного курса
Данный коррекционный курс направлен на:
- Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности.
- Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).
Описание места коррекционного курса в учебном плане
В учебном плане данный курс является элементом «Коррекционно-развивающей области» и проводится во внеурочное время.
Частота занятий - 4 раза в неделю, из них 2 часа согласно учебному плану, и 2 часа согласно заключению комиссии ПМПК , форма организации – групповые, индивидуальные занятия . Преподавание курса связано с преподаванием других предметов учебного плана: «Русский язык», «Литературное чтение» и создает базу для успешного усвоения этих предметов.
Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
Курс ориентирован на:
- формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- развитие этических чувств, знаний об основах моральных норм;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося (правил поведения на занятиях, ответственного отношения к занятиям, регулярного посещения занятий в соответствии с расписанием, выполнения домашних заданий и т.д.);
- развитие мотивов учебной деятельности (как познавательных, так и социальных), формирование личностного смысла учения;
- развитие способности характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных лингвистических задач могут быть им успешно решены;
- формирование бережного отношения к школьному имуществу и учебным принадлежностям, аккуратного оформления письменных работ.
Предметные результаты:
Обучающиеся получат возможность:
- научиться дифференцировать при письме и чтении, на слух и в произношении звонкие и глухие согласные, твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие звуки;
- делить слова на слоги, выделять ударный слог, переносить слова по слогам;
- овладеть навыками языкового анализа и синтеза слов и предложений: определять место и последовательность звуков в словах; определять количество звуков и слогов в словах; определять количество, последовательность и место слов в предложении;
- уметь применять на письме изученные правила орфографии и пунктуации, безударных гласных в корне слова, парных согласных, написание прописных букв в именах собственных и начале предложения; правописание разделительного мягкого знака, и мягкого знака, как показателя мягкости.
Система оценки достижения планируемых результатов
Во время прохождения программы предусмотрены:
- входящая (первичная) диагностика (1—15 сентября);
текущий мониторинг в форме слуховых диктантов, контрольного списывания, тестов, выполнения контрольных упражнений, которые фиксируются в рабочих тетрадях ученика;
- итоговая диагностика (15-25 мая).
Входящая и итоговая диагностика осуществляется на логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс состоит из трёх разделов:
I раздел – диагностический
Данный раздел включает в себя:
сбор анамнестических данных;
обследование состояния общей и артикуляционной моторики;
обследование неречевых психических функций;
диагностика уровня сформированности фонематического восприятия;
обследование состояния произносительных навыков.
II раздел – подготовительный. Он включает в себя:
формирование артикуляторной базы;
развитие органов артикуляционного аппарата;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
развитие слухового внимания и слухового контроля.
III раздел – коррекционно-развивающий, включает в себя:
постановку и автоматизацию нарушенных звуков;
дифференциацию смешиваемых звуков;
введение звуков в самостоятельную речь;
развитие фонематического восприятия;
развитие навыков фонематического анализа и синтеза.
Программа занятий включает три раздела:
- восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи;
-обогащение словарного запаса;
- развитие грамматического строя и связной речи.
Все перечисленные направления работы осуществляется одновременно, то есть на одном занятии должна идти работа как по коррекции пробелов в развитии звуковой стороны речи, так и по обогащению словаря и развития грамматического строя и связной речи.
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Понятие об основных речевых единицах (5 ч.).
Элементарное представление о назначении речи. Знакомство с понятиями «предложение», «слово», «звук». Вводится графическое обозначение этих понятий. Моделирование предложений и слов с помощью условных обозначений. Определение границ предложений, границ слов в предложении и их раздельное написание. Интонационная законченность предложений.
Звуковой анализ и синтез слов (15 ч).
Различие понятий «гласный» - «согласный», «твёрдый согласный» - «мягкий согласный». Звуковой анализ слов. Звукоряд слова «чередование», «стечение гласных», «стечение согласных». Упражнения в определении места, количества и последовательности звуков в слове.
Гласные звуки и буквы (19 ч.).
Изучение гласных а, о, у, и, ы, э. Представление о звуке (уточнение, анализ артикуляции); соотнесение с буквой; различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие голоса). Дифференциация а – о, о – у, и – у, ы - и.
Слоговой анализ и синтез слов. Ударение (10 ч).
Введение понятия «слог». Знакомство со слогообразующей ролью гласных. Составление слоговых схем, в которые вводятся гласные звуки и буквы. Знакомство с ударением, определение ударного слога, выделение ударного гласного звука. Соотнесение слышимого и произносимого слова со словом-моделью.
Звонкие и глухие согласные (30 ч.).
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация парных согласных звуков: п –б, т-д, с-з, в –ф. к-г, ш-ж. Оглушение звонких согласных в конце слова.
Гласные второго ряда. Мягкость согласных (15 ч).
Гласные второго ряда Я, Ё, Ю, Е, И. Парные гласные. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков гласными 1 ряда, а мягкости согласных звуков гласными буквами 2 ряда. Дифференциация А-Я, О-Ё, У-Ю, Ё-Ю. Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в середине и в конце слов.
Дифференциация согласных звуков и букв по акустическим, артикуляторным и оптико-кинетическим признакам (20 ч.).
Дифференциация звуков и букв С-Ш, Ц-С, Щ-С, Щ-Ц, Ч-Щ, п-т, б-д. Сравнение и различение звуков по месту и способу образования. Сравнение и различение букв по характеру, количеству и расположению элементов.
Слова, обозначающие предметы и действия предметов (14 ч).
Знакомство с понятиями «слово, называющее предмет», «слово, называющее действие» и их дифференциация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание работы | Примечание | |
план | факт | |||||
1 | Лексическая тема «Овощи-фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края. | 2 | Труд взрослых на полях и огородах. Расширение глагольного словаря, практическое усвоение формы глаголов несовершенного вида, единственного числа настоящего времени. Согласование имён прилагательных с существительными в роде и числе. Составление простого распространённого предложения. | |||
Понятие об основных речевых единицах. | ||||||
2 | Понятие о предложении. Понятие о слове. | 2 | Дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; упражнять в передаче повествовательной интонации предложений; учить определять количество слов в предложении. Запись предложений схемами, чтение предложений по схемам. | |||
3 | Предложение. Интонационная законченность предложений. | 2 | Составление предложений из двух, трёх слов. Отличие слова от предложения, большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложений. Упражнять в передаче повествовательной, вопросительной, восклицательной интонации предложений. Запись предложений схемами, чтение предложений по схемам. | |||
Звуковой анализ и синтез слов. | ||||||
4 | Звуки. Речевые и неречевые звуки. Органы речи. | 1 | Дать понятие о звуке. Дифференцировать речевые и неречевые звуки. Познакомить с органами речи, со строением артикуляционного аппарата. Понятие о звуковой структуре слова. | |||
5 | Гласные и согласные звуки. | 1 | Дать понятие о гласном и согласном звуках. Дифференциация гласных и согласных звуков по наличию или отсутствию преграды. Выделение начального гласного звука в слове и конечного согласного. | |||
6 | Звукоряд слова из трёх звуков. | 1 | Введение условных обозначений гласных и согласных звуков (гласный – красный, согласный – синий). Звуковой анализ слов из трёх звуков (СГС). Запись слов с помощью условных обозначений в тетрадях. Составление слов с помощью звукового конструктора. | |||
7 | Звукоряд слов из четырёх звуков. Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | Введение понятий твёрдые и мягкие согласные. Введение условных обозначений твёрдых и мягких согласных (твёрдые – синие, мягкие – зелёные). Звуковой анализ слов из четырёх звуков (СГСГ). Запись слов с помощью условных обозначений в тетрадях. Составление слов с помощью цветных фишек. Работа с цифровым рядом. | |||
8 | Лексическая тема «Осень». Особенности осени. | 1 | Периоды осени. Осенние месяцы. Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме. | |||
9 | Звукоряд слов из четырёх звуков. | 1 | Звуковой анализ слов из четырёх звуков (ССГС, СГСС). Определение количества и последовательности звуков в слове. Характеристика звуков. Запись слов с помощью условных обозначений в тетрадях. Составление слов с помощью цветных фишек. Работа с цифровым рядом. | |||
10 | Звукоряд слов из пяти звуков. | 1 | Звуковой анализ слов из пяти звуков (СГССГ). Определение количества и последовательности звуков в слове. Характеристика звуков. Запись слов с помощью условных обозначений в тетрадях. Составление слов с помощью цветных фишек. Работа с цифровым рядом. | |||
Гласные звуки и буквы. | ||||||
11 | Звук и буква А. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [а], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение схемы предложения и | |||
12 | Звук и буква О. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [о], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение схемы предложения и запись его в тетрадь. | |||
13 14 | Дифференциация о – а по кинетическому признаку. | 2 | Учить различать гласные а-о по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Формировать навык чтения прямого открытого и закрытого слогов с опорой на последующую гласную. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы о-а в слова на карточках. Работа со словами-паронимами. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа ао, оа, аоа, оао. Звуковой анализ слов. | |||
15 | Звук и буква У. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [у], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение и запись под диктовку ряда гласных. Чтение схемы предложения и запись его в тетрадь. | |||
16 17 | Дифференциация о - у по акустическому признаку. | 2 | Учить различать гласные о-у по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Формировать навык чтения прямого открытого и закрытого слогов с опорой на последующую гласную. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы о-у в слова на карточках. Работа со словами-паронимами. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа уо, оу, уоа, оау. Звуковой анализ слов. | |||
18 | Звук и буква И. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [и], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение и запись под диктовку ряда гласных. Чтение схемы предложения и запись его в тетрадь. | |||
19 20 | Дифференциация и – у по кинетическому признаку. | 2 | Учить различать гласные и-у по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Формировать навык чтения прямого открытого и закрытого слогов с опорой на последующую гласную. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы и-у в слова на карточках. Работа со словами-паронимами. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа иу, уи, иуи, уиу, иоу, уиа. Звуковой анализ слов. | |||
21 | Звук и буква Ы. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [ы], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение и запись под диктовку ряда гласных. Работа со словами паронимами. | |||
22 | Дифференциация гласных ы- и. | 1 | Учить различать гласные и-ы по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Формировать навык чтения прямого открытого и закрытого слогов с опорой на последующую гласную. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Работа со словами-паронимами. Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа иоы, оиу, уоы, ыаи. Звуковой анализ слов. | |||
23 | Звук и буква Э. | 1 | Познакомить детей с артикуляцией гласного звука [э], соотнести звук с буквой. Учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов, слов. Анализировать ряд гласных. Формировать навык чтения прямого открытого слога с ориентировкой на последующую гласную. Запись букв в тетрадь. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Чтение и запись под диктовку ряда гласных. Звуковой анализ слов. Работа с кассой букв. | |||
24 | Гласные звуки и буквы. | 1 | Обобщить знания о гласных звуках и буквах. Беззвучное артикулирование гласных звуков. Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы слова. Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. | |||
Слоговой анализ и синтез слов. Ударение. | ||||||
25 | Слог. Слогообразующая роль гласных. | 4 | Дать понятие о слоговом составе слова. Формировать умение выполнять слоговой анализ. Дать понятие о слогообразующей роли гласных звуков. Слоговой анализ одно-, двух- и трёхсложных слов. Выделение гласных звуков в слове. | |||
26 | Слог. Деление слов на слоги. | 4 | Закрепление знаний о слогах. Закрепление умения делить слова на слоги. Слоговой анализ и синтез двух- и трёхсложных слов. Выделение гласных звуков в слове. Составление и чтение слоговых схем. Подбор слов к слоговым схемам. Составить и схематично записать предложения. Разделить слова на слоги и вписать гласные буквы. | |||
27 | Ударение. Ударный слог. Ударный гласный. | 4 | Понятие о словесном ударении. Произнесение слов с ударением. Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | |||
28 | Лексическая тема «Школьные принадлежности». | 4 | Расширение словаря по теме. Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, моё, мои). | |||
29 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. | 3 | Произнесение слов с ударением. Показать смыслоразличительную роль ударения. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. Перенос ударения в слове с одного слога на другой. Запись слов схемами с определением ударного слога и ударной гласной. Соотнесение слова и слоговой схемы. Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | |||
Звонкие и глухие согласные. | ||||||
30 | Буква К, звуки [К] - [Кʾ]. | 2 | Введение понятий звонкие и глухие согласные. Дифференциация звонких и глухих согласных по наличию или отсутствию вибрации голосовых связок. Введение условных обозначений звонких и глухих согласных. Уточнить артикуляцию и характеристику глухих согласных [К] - [Кʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости – мягкости. Формировать навык письма букв, слогов, слов; обучать чтению. Упражнять в звуковом анализе слов. Запись схемы предложения с предлогом к. | |||
31 | Буква Г, звуки [Г] - [Гʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонких согласных [Г] - [Гʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Работа с цифровым рядом. Составление из букв разрезной азбуки слов: книга, бумага, магазин. Письмо слогов типа: га, го, гу, ги; слов: гном, гамак, нога, бумага. Ребусы гвоздика, гамак, гуси, газон. | |||
32 33 | Дифференциация К – Г. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных К – Г в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами К – Г. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы К или Г. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
34 | Буква С, звуки [С] - [Сʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику глух5их согласных [С] - [Сʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Работа с цифровым рядом. Составление из букв разрезной азбуки слов и преобразование слов: сук, сок, сом. Письмо слогов типа: са, со, су, си; слов: сук, сок, сом. Чтение. Ребусы носок, аист. Запись схемы предложений с предлогами с и со. | |||
35 | Буква З, звуки [З] - [Зʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонких согласных [З] - [Зʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов. Работа с цифровым рядом. Составление из букв разрезной азбуки слова: коза. Письмо слогов типа: за, зо, зва, зна; слов: Зина, зонт, замок. Чтение, формировать навык умения отвечать на вопросы о прочитанном. Ребусы ваза, зима. Запись схемы предложений с предлогами за и из-за. | |||
36 37 | Дифференциация С – З. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных С – З в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами С – З. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы С или З. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
38 | Буква Т, звуки [Т] - [Тʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухих согласных [Т] - [Тʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Работа с цифровым рядом. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов, слов (Тима, Тома, Ната, Вита). Большая буква в именах людей. Чтение. Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. | |||
39 | Буква Д, звуки [Д] - [Дʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонких согласных [Д] - [Дʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов диван, дубок. Письмо слогов типа да, два, слов дым, дымок, дымит. Чтение слогов, слов, предложений с буквой Д. Запись схемы предложений с предлогами под, из-под, над. | |||
40 41 | Дифференциация Т – Д. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных Т – Д в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами Т –Д. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы Т или Д. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
42 | Буква П, звуки [П] - [Пʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонких согласных [Б] - [Бʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов бусы, бант. Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой Б. Ребусы кабан, зубы. Запись схемы предложений с предлогом без. | |||
43 44 | Дифференциация П – Б. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных П – Б в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами П –Б. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы П или Б. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
45 | Лексическая тема «Зима». Особенности зимы родного края. | 1 | Зимние месяцы. Составление рассказа по теме «Зима» по вопросам и картинке. Тренировка в подборе антонимов. | |||
46 | Буква В, звуки [В] - [Вʾ]. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонких согласных [В] - [Вʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов вам, ива, Вова. Большая буква в именах людей. Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой В. Ребусы ворота, вышка, Вова. Запись схемы предложений с предлогом в. | |||
47 | Буква Ф, звуки [Ф] - [Фʾ]. | 2 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухих согласных [Ф] - [Фʾ], соотнести с буквой. Учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать по твёрдости - мягкости. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов фрукты, фартук, сарафан, филин. Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой Ф. Ребусы жираф, филин, фазан. | |||
48 49 | Дифференциация В – Ф. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных В – Ф в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами В –Ф. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы В или Ф. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. | |||
50 | Звук и буква Ш. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухого согласного [Ш], соотнести с буквой. Учить выделять звук из состава слова. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов шуба, мишка, камыш. Составление из букв разрезной азбуки слова шуба. Преобразование слов: кошка – мошка – мушка – пушка –пышка – мышка. Чтение и письмо слогов, слов, предложений с буквой Ш. Ребусы Наташа, Маша. Закрепить правописание ШИ. Правила письма предложения Это наша Машка. | |||
51 | Звук и буква Ж. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику звонкого согласного [Ж], соотнести с буквой. Учить выделять звук из состава слова. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слова пижама. Составление из букв разрезной азбуки слов жук, сижу, вижу; предложения: Жук видит жабу. Письмо: нож, уж, жаба, жук; предложение: Вот жук, жаба и уж. Ребус лужа. Закрепить правописание ЖИ. | |||
52 53 | Дифференциация Ш – Ж. | 2 | Уточнить характерные признаки звонких и глухих согласных. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных Ш – Ж в чёткой позиции. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами Ш –Ж. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Работа с цифровым рядом – игра «Звонкий-глухой». Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы Ш или Ж. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. Ребусы ужин, машина. Правописание слогов ши – жи. | |||
54 | Лексическая тема «Зимующие птицы». | 2 | Особенности строения тела птиц. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён существительных. | |||
55 | Оглушение звонких согласных в конце слова. | 2 | Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания. Упражнять в проверке сомнительных согласных. Сравнивать пары слов по написанию и по смыслу, составлять с ними предложения. Чтение, письмо. | |||
Гласные второго ряда. Мягкость согласных. | ||||||
56 | Гласные второго ряда Я, Ё, Ю, Е, И. Мягкость согласных. | 2 | Познакомить детей с гласными второго ряда. Наблюдать за мягкостью согласных в слиянии с гласными второго ряда. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Упражнять в обозначении мягкости на письме. Чтение письмо слогов, слов, предложений. | |||
57 | Парные гласные. | 2 | Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Упражнять в обозначении мягких согласных на письме гласными второго ряда. | |||
58 | Дифференциация А – Я. | 1 | Буква Я в начале слова, в середине слова после гласных. Обозначение мягкости согласных буквой Я. Дифференциация А – Я. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Составление из букв разрезной азбуки слов Яша, Яна, Катя, Вася и предложения: У кошки котята. Чтение. Ребусы пояс, яки, язык. Сравнить слова по значению, произношению и написанию мал – мял, рад – ряд. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы А или Я. | |||
59 | Дифференциация О – Ё. | 2 | Буква Ё в начале слова, в середине слова после гласных. Обозначение мягкости согласных буквой Ё. Дифференциация О – Ё. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Составление из букв разрезной азбуки слов ёжик, даёт, предложения: Тёма везёт Тому. Чтение. Ребусы ёжик, ёлка. Сравнить слова по значению, произношению и написанию ров – рёв, воз – вёз, вол – вёл, нос – нёс. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы О или Ё. | |||
60 | Дифференциация У – Ю. | 2 | Буква Ю в начале слова, в середине слова после гласных. Обозначение мягкости согласных буквой Ю. Дифференциация У – Ю в слогах, словах. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Составление из букв разрезной азбуки слов юла. Юля, Юра, плюс; предложения: Люся любит клюкву. Чтение. Ребусы юмор, люк, верблюд. Сравнить слова по значению, произношению и написанию лук - люк. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы У или Ю. | |||
61 | Дифференциация Ё – Ю. | 2 | Уточнить артикуляцию гласных. Различать по произношению и на слух гласные ё – ю. Научить выделять их и правильно дифференцировать на письме в слогах, словах, предложениях. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы Ё или Ю. | |||
62 | Обозначение мягкости согласных гласными второго ряда. | 2 | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме гласными второго ряда. | |||
63 64 | Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в конце слова. | 2 | Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных на конце слова. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме мягким знаком. Выделение на слух мягких и твёрдых согласных (поднятие буквы). Составление из букв разрезной азбуки слов дверь, шерсть, Игорь. Письмо слов дверь, шерсть, Игорь. Ребус кровать. Сопоставить по произношению, написанию и значению слов: кон –конь, угол – уголь, хор – хорь. Составить и записать предложения. Чтение. Игра «Назови мягкий согласный». | |||
65 | Лексическая тема «Дикие животные». | 2 | Место обитания диких животных. Закрепление знаний по теме. | |||
66 | Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака в середине слова. | 2 | Тренировать детей в различении твёрдых и мягких согласных в середине слов. Упражнять в обозначении мягкости согласных на письме мягким знаком. Повторение и запись слогов типа ум – умь. Выделение на слух мягких и твёрдых согласных (поднятие буквы). Сопоставить по произношению, написанию и значению слов: полка – полька, банка – банька, галка – галька, уголки – угольки. Составить и записать предложения. Слова с пропущенными буквами. Чтение. Игра «Спрячь мягкий знак в середину» преобразование слов типа пень – пеньки. | |||
Дифференциация согласных звуков и букв по акустическим, артикуляторным и оптико-кинетическим признакам. | ||||||
67 68 | Дифференциация С – Ш. | 2 | Рассмотреть артикуляцию согласных С–Ш. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных С – Ш. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами Ш – С. Работа со словами – паронимами. Составление, чтение и запись предложений со словами – паронимами. Звуко-слоговой анализ слов. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы Ш или С Ребусы сушка, суша. | |||
69 | Лексическая тема «Детеныши диких животных». | 2 | Образование глаголов с приставкой у. Дательный падеж сущ. муж. рода, ед. ч. Винительный падеж сущ. ж. рода, ед. ч. с окончанием у (игра «Кому что дадим? Зайцу – морковку и т. п.). | |||
70 | Звук и буква Ц. | 2 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухого согласного [Ц], соотнести с буквой. Учить выделять звук из состава слова. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов овца, курица. Составление из букв разрезной азбуки слов цыплёнок, курица и предложения с этими словами. Письмо слогов, слов, предложения Цапля - умная птица. чтение. «Рассыпанные» слова – составление слов из слогов. Закрепить правописание ЦЫ - ЦИ. | |||
71 | Дифференциация Ц – С. | 2 | Рассмотреть артикуляцию согласных С–Ц. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных С – Ц. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами С –Ц. Звуко-слоговой анализ слов. Игра «Восстанови слово» - вписать недостающие буквы Ц или С. Ребусы месяц, спица. | |||
72 | Звук и буква Щ. | 2 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухого согласного [Щ], соотнести с буквой. Учить выделять звук из состава слова. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов пильщик, сварщик. Составление из букв разрезной азбуки слов пещера, защита, ищу, пуща. Письмо слогов ща, щу; слов щука, угощу; предложения Лещи у щуки ели щи. Чтение. «Рассыпанные» слова – составление слов из слогов. Закрепить правописание ЩА - ЩУ. Ребусы клещи, пещера. | |||
73 | Дифференциация Щ – С. | 2 | Рассмотреть артикуляцию согласных С–Щ. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных С – Щ. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами С –Щ. Звуко-слоговой анализ слов. Игра «Восстанови слово» - прибавить недостающий слог. | |||
74 | Лексическая тема «Весна». Особенности весны в нашем крае. | 2 | Формирование словаря по теме. Деформированные предложения. Весенние месяцы. | |||
75 | Дифференциация Щ – Ц. | 2 | Учить различать согласные щ –ц по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы щ – ц в слова на карточках. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слогов. слов, предложений. Звуковой анализ слов. Работа с цифровым рядом. | |||
76 | Звук и буква Ч. | 1 | Уточнить артикуляцию и характеристику глухого согласного [Ч], соотнести с буквой. Учить выделять звук из состава слова. Определение места звука в слове. Обозначение места звука в слове на схеме. Работа с цифровым рядом. Упражнять в звуко-слоговом анализе слов чай, очки, чашка, чайник. Составление из букв разрезной азбуки слов вечер, чистый, кричит. Письмо слогов ча, чу; слов харчо, чебуреки, чай; предложения: Мы пили горячий чай. Чтение. Закрепить правописание ЧА - ЧУ. | |||
77 | Дифференциация Ч – Щ. | 2 | Рассмотреть артикуляцию согласных Ч–Щ. Упражнять в различении на слух, при чтении и на письме согласных Ч – Щ. Игра «Светофор» - показ буквы, соотнесение слов со схемами. Письмо и чтение слогов, слов, предложений с буквами Ч –Щ. Звуко-слоговой анализ слов. Игра « Слоги потерялись». | |||
78 | Дифференциация п – т. | 2 | Учить различать согласные п - т по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы п - т в слова на карточках. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слогов. слов, предложений. Звуковой анализ слов. Работа с цифровым рядом. | |||
79 80 | Дифференциация б- д. | 2 | Учить различать согласные б - д по артикуляции, звучанию, написанию. Выделять из ряда звуков, слогов, слов. Письмо букв, нахождение их среди прописного текста и обведение по контуру разным цветом. Вписать пропущенные буквы б - д в слова на карточках. Составление из букв разрезной азбуки и чтение слогов. слов, предложений. Звуковой анализ слов. Работа с цифровым рядом. | |||
81 | Лексическая тема «Растения весной». Знакомство с растительным миром области. | 2 | Уточнение и расширение словаря по теме. Согласование числительных и существительных. | |||
Слова, обозначающие предметы. | ||||||
82 | Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. | 2 | Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?», | |||
83 | Слова, обозначающие один и много предметов. Сравнение двух предметов | 2 | Учить образовывать множественное число имени существительного. Учить сравнивать два похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | |||
Слова, обозначающие действия предметов. | ||||||
84 | Различение животных по их действиям. | 2 | Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности (кто как передвигается, кто как голос подаёт). Учить образовывать множественное число глаголов. | |||
85 | Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия и наоборот. | 2 | Учить подбирать слова – действия к словам – предметам и наоборот. |
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дидактический материал по коррекции письма и чтения
- Веера «гласные и согласные», «звонкие и глухие согласные».
- Индивидуальные карточки и упражнения по темам.
- Индивидуальные рабочие тетради.
- Магнитная азбука и касса букв и слогов.
- Индивидуальный раздаточный материал для усвоения звуко–слогового анализа.
Список литературы:
1. Визель Т.Г. Нарушение чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод. пособие. – М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, – 127с. – (Библиотека логопеда), 2005
2. Волкова С., Лалаева Р.И., Липакова В.И., Лопатина Л.В., Логинова Е.А., Смирнова И.А. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. - Санкт-Петербург «Образование». 1996
3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: АСТ: Астрель : Транзиткнига,— 158[2] с. — (Высшая школа), 2006
4. Воробьёва Т. А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок. — СПб.: Издательский Дом «Литера», — 96 с., 2010
5. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М: «Владос», 2004
6. Киселёва В.А. Двигаемся, играем, рисуем. – М: «Творческий Центр Сфера», 2008
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: «ГНОМ и Д», — 20 с. (Практическая логопедия), 2003
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ — 2: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. — М.: «ГНОМ и Д», — 16 с. (Практическая логопедия), 2004
9. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М: «Владос», 2001
10. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. — М.: ТЦ Сфера, — 176 с, 2009
11. Мазанова Е.В. Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза. – М: «Аквариум Фгуппв», 2004
12. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. – М, 2007
13. Мазанова Е.В. Учусь работать со словом. Альбом упражнений по коррекции аграмматической дисграфии. – М: «Гном и Д», – 48с, 2007
14. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л. - Ярославль: «Академия развития», 1999
15. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звук С – С. - Ярославль: «Академия развития», 1999
16. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи Ч – Щ. - Ярославль: «Академия развития», 1999
17. Полякова А.В. Превращение слов. – Самара: «Учебная литература»
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М: «Владос», 1995
19. Сахарова И.И. Чистоговорки в картинках. – М: «Творческий Центр Бриз», 2008
20. Смирнова Л. Н. Логопедия. Играем со звуками. – М: «Мозайка», 2004
21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МРОПИ: 1993
22. Щеголева Г.С. Моя письменная речь: учебная тетрадь 1 класс. – СПб.: Специальная литература, – 31с, 2008
23. Юрова Р.А. Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития. – М: 2005
24. Ястребова А. В., Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. Комплекс упражнений для учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007
25. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. Коррекционная педагогика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (вариант II).
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), занимающегося в условиях надомного обучения (вариант II)....
Викторина "Грамотеи" для обучающихся 5-6 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 1
Викторина проводилась среди обучающихся с ОВЗ 5-6 классов с целью актуализации знений по русскому языку....
Урок «Звук [р], буква Р» («Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2)
Конспект урока по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 8 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математика» для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 1 на 2023/2024 учебный год
Аннотация к рабочей программе по учебному предмету «Математика» 5-9 классы Программа разработана в соответствии со следующими документами:Приказ Министерства образования...