Конспект занятия на тему "Экология как наука. Экологические факторы"
план-конспект

Занятие предназначено для обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kak_nauka.docx32.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                           ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 школа № 584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия на тему:

Экология

                 (Экология как наука. Экологические факторы)

Для 5 «А», 10 «Б», 12 «А» классов

                                                                Подготовили и провели:

Будник А.И.

Панфилова В. Ю.

Штрек А.А.

Санкт-Петербург

2019 – 2020 учебный год

Конспект

воспитательского часа  

ГБОУ школы № 584 «Озерки».

Основные методы: беседа, слушание, анализ.

Основной вид деятельности: исполнительская, слушание, практическая.

Тема занятия: «Экология как наука. Экологические факторы»

Цель: реализация на практике основных принципов личностно-ориентированного подхода к формированию экологической культуры.

Задачи:

Обучающая –создать условия для освоения информации о предмете изучения экологии.  Развивающая – развивать мыслительные операции (сравнение, обобщение, классификация, анализ), формировать информационную и коммуникативную компетенции.

Воспитательная – воспитывать экологическое самосознание.

4. Тип занятия.

Формирование новых знаний.

5. Вид занятия.

Развивающе - игровой.

6. Здоровьесберегающие технологии.

Технологии критического мышления.

Технология активной сенсорной среды.  

Ноутбук, интерактивная доска.

7. Учебные материалы.

Портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля, плакаты и постеры в защиту окружающей среды, литературные произведения необходимые для осознания новой информации.

Ход занятия

Организационный момент.

Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).

Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.

Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?

Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.

2.Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?

Ответ. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.

3.После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?

Ответ. Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания.

Все решённые нами задачи являются экологическими. Эти и многие другие задачи решает наука экология.

Изучение новых знаний.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой. «взаимоотношения»). А ещё экологию называют «наукой о доме» (греч.«ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука).

Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году.

На слайде представлены задачи экологии. Подумайте, чем важна эта область знания, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Для иллюстрации ответов приведите примеры.

Задачи экологии:

  • изучение взаимоотношений организмов, популяций, видов между собой;
  • изучение закономерностей действия факторов неживой природы на организмы;
  • искусственная регуляция численности видов – вредителей сельского хозяйства;
  • создание эффективной агротехники выращивания сельскохозяйственных культур;
  • решение проблем охраны природы .

Экологические факторы – компоненты внешней среды, воздействующие на организмы.

Экологические факторы подразделяют на три группы:

1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон и др.);

2) биотические (факторы, обусловленные деятельностью других организмов);

3) антропогенные (факторы, обусловленные деятельностью человека).

На каждой парте лежит литературный текст. Вам необходимо определить вид экологического фактора, отраженный в данном тексте. Привести доказательства, подтверждающие вашу версию.

Антропогенный фактор – влияние деятельности человека.

Максим Горький. Мать.

Каждый день над рабочей слободкой, в дымном, масляном воздухе, дрожал и ревел фабричный гудок, и, послушные зову, из маленьких серых домов выбегали на улицу, точно испуганные тараканы, угрюмые люди, не успевшие освежить сном свои мускулы. В холодном сумраке они шли по немощенной улице к высоким каменным клеткам фабрики, она с равнодушной уверенностью ждала их, освещая грязную дорогу десятками жирных квадратных глаз. Грязь чмокала под ногами. Раздавались хриплые восклицания сонных голосов, грубая ругань зло рвала воздух, а встречу людям плыли иные звуки — тяжелая возня машин, ворчание пара. Угрюмо и строго маячили высокие черные трубы, поднимаясь над слободкой, как толстые палки.

Вечером, когда садилось солнце и на стеклах домов устало блестели его красные лучи, — фабрика выкидывала людей из своих каменных недр, словно отработанный шлак, и они снова шли по улицам, закопченные, с черными лицами, распространяя в воздухе липкий запах машинного масла, блестя голодными зубами. Теперь в их голосах звучало оживление и даже радость, — на сегодня кончилась каторга труда, дома ждал ужин и отдых.

День проглочен фабрикой, машины высосали из мускулов людей столько силы, сколько им было нужно. День бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле, но он видел близко перед собой наслаждение отдыха, радости дымного кабака и — был доволен.

М. Горький. «Тимка».

Вокруг — очень грустно; поле, засоренное разным хламом, вонючий овраг, вдали — черная роща и нефтяные цистерны, всюду протянулись бесконечные заборы. Кое-где сиротливо торчат ветлы и березы.

Ни одного яркого пятна, все выцвело, слиняло, небо испачкано дымом химического завода, а в центре этой бескрасочной жизни — грязный, полусгнивший дом Хлебникова

Абиотический фактор – влияние факторов неживой природы.

М.Горький. Ледоход.

На реке, против города, семеро плотников спешно чинили ледорез, ободранный за зиму слободскими мещанами на топливо.

Весна запоздала в том году — юный молодец Март смотрел Октябрем; лишь около полуден — да и то не каждый день — в небе, затканном тучами, являлось белое — по-зимнему — солнце и ныряло в голубых проталинах между туч, поглядывая на землю неприветливо и косо.

Уже была пятница страстной недели, а капель к ночи намерзала синими сосулями в пол-аршина длиною; лед на реке, оголенной от снега, тоже был синеватый, как зимние облака.

Там и тут на широкой полосе реки криво торчали сосновые ветви, обозначая дороги, полыньи и трещины во льду; они поднимались вверх, точно руки утопающего, изломанные судорогами. Томительной скукой веет от реки: пустынная, прикрытая ноздреватой коростой, она лежит безотрадно прямою дорогой во мглистую область, откуда уныло и лениво дышит сырой, холодный ветер.

Биотический фактор – взаимоотношения между живыми организмами.

В.М.Смирин. «Звери в природе»

На острове Медном практически нет грызунов. Есть в небольшом количестве домовые мыши в районе бывшего поселка Преображенское, но их слишком мало, чтобы они могли играть заметную роль в питании песца. Птицы тоже не могут служить постоянным источником корма. Поэтому главный корм медновского песца - это то, что приносит море. Главное место кормежки песцов – литораль, то есть полоса мелководья, обнажающаяся во время отлива. Копаясь в водорослях, песец находит рыбу, беспозвоночных, никогда не пропускает мертвую или больную птицу.

Мы приехали на Медный в конце мая. В это время основной пищей песцов были бокоплавы – мелкие рачки, в изобилии встречающиеся на мелководье и влажном прибрежном песчано-галечном пляже.

Учащиеся определяют фактор, дают пояснения.

5.Закрепление знаний. Фронтальная работа с изображениями. Посмотрите на предложенные иллюстрации. Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление: шмель опыляет клевер, ель растёт рядом с берёзой, пожар в лесу (по вине человека и после удара молнии), сильная жара и растения, ящерица греется на камнях под солнечными лучами, роса на траве, строительство водохранилища, сбор опавших листьев в парке, белка собирает грибы и т.д..

Игра «Кот в мешке» Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Игроки различных команд по очереди отвечают на вопросы, после ответа воспитатель озвучивает правильный ответ. Участникам каждой команды предстоит ответить на 5 вопросов. Каждый правильный ответ приносит в «копилку» команд по одному баллу. Один вопрос – резервный, ответ на него даёт первый желающий.

1.Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)

2.На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на:

3.К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.)

4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)

5.Чем холоднокровные животные отличаются от теплокровных?

(Температура тела холоднокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)

6.Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).

7.Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? Дайте развёрнутый ответ. (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)

8.Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)

9.Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)

10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)

11. Перечислите известные вам абиотические факторы. (Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).

12. Почему данное изображение считают «экологическим?» (На фотографии два организма: шмель и клевер вступают во взаимовыгодные отношения, а взаимоотношения – предмет изучения экологии.)

13.Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)

14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)

15.Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).

16.Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)

6.Подведение итогов занятия.

Ребята, на нашем занятии мы узнали много нового, все полученная информация понадобятся нам для продолжения формирования грамотного и неравнодушного отношения к проблемам экологии. Не забывайте, пожалуйста, использовать новые знания во благо окружающего нас мира.

Рефлексия

Спасибо большое за занятие, все очень постарались и проявили себя думающими, заинтересованными и сплаченными. Что понравилось, а что было сложно? Много нового узнали? До следующего занятия, ребята.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-исследования «Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»

Конспект занятия-исследования может быть полезен учителям экологии, биологии, педагогам дополнительного образования, реализующим программы естественнонаучного направления....

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»

Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке,  углубить зна...

конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.Тип ...

Конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс)

     Материал представляет собой конспект занятия по биологии на тему "Экологические сукцессии" (11 класс). В конспекте представлен и дополнительный теоретический матер...

Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"

Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"...

Методическая разработка занятия "Экология как наука. Экологические факторы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....