конспект урока по биологии в 5 классе "Экологические факторы и их влияние на живые организмы."
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Тема: Экологические факторы и их влияние на организмы.
Цель: создание условий для применения знаний в знакомой и новой учебной ситуациях.
Тип урока: комбинированный
Задачи
Образовательная: познакомить учащихся с экологическими факторами: абиотическими, биотическими (формами взаимоотношений между организмами), влиянием деятельности человека на природу.
Развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, рисунками, составлению схем, делать сравнительный анализ
Воспитательная: воспитание бережного отношения к природе.
Познавательные УУД: самостоятельное владение и формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Личностные результаты обучения: умение оценивать свою деятельность с точки зрения сохранения окружающей среды, умение использовать жизненный опыт при изучении нового материала.
Метапредметные результаты обучения: умение применять понятия, схемами, рисунками; умение преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме и основным понятиям.
Основные понятия: экология, экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные факторы.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в группах.
Оборудование: презентация, таблицы, видеофрагменты.
Ход урока.
- Орг момент
- Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».
Задание для ряда №1 Вставьте пропущенные слова
- Наземно-воздушная среда характеризуется ………………….. количеством кислорода, но нередко в наземно-воздушной среде не хватает……..…......…Поэтому растения и животные, обитающие в засушливых местах, имеют приспособления для добывания, запасания воды. Например,……………… запасает влагу в своем теле. Для наземно-воздушной среды характерны изменения…………….. в течение года, в связи с этим меняется и жизнь организмов. Например, осенью опадает листва, перелетные ……………улетают в теплые края, шерсть животных меняется на более теплую. В наземно-воздушной среде обитания животные передвигаются по воздуху и по………………...
- Пропущенные слова: достаточным, кактус, влаги, температуры, птицы, земле
Задание для ряда №2 Вставьте пропущенные слова
- Водная среда характеризуется достаточным количеством…………. Температура ……….не так значительно, как в наземно-воздушной среде, кислорода нередко не хватает. Некоторые организмы могут существовать только в богатой ……………….воде, другие могут выдержать недостаток кислорода. В водной среде меньше…………., чем в наземно-воздушной. В водной среде организмы могут передвигаться в воде или по дну. Характерная особенность большинства водных животных - приспособления для плавания. Это ………….(у рыб, китов, дельфинов), ласты (у тюленей, моржей), перепонки между пальцами (у выдр, бобров, лягушек, водоплавающих птиц).
- Пропущенные слова: воды, меняется, света, кислородом, плавники
Задание для ряда №3 Вставьте пропущенные слова
- Почвенная среда нередко характеризуется большим количеством воды, углекислого газа, недостатком…………... Температура более ровная, чем на поверхности земли, …………практически не проникает. Обитатели почвенной среды имеют…………… глаза или лишены органов зрения, зато обладают хорошо развитыми ……………и осязанием.
- Пропущенные слова: кислорода, маленькие, свет, обонянием
Какая среда не нашла места в ваших заданиях? Какой вывод можно сделать? Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? Условия среды называются экологическими факторами).
Проблемная ситуация. Слайд 2
Небо светло-голубое,Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,Тучка в небе проплывает.
Цветы, деревья и трава,Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,Гром, туманы и роса,
Человек и время года – Это факторы природы.
Как вы думаете: что мы будем изучать?
Изучение нового материала. несмотря на многообразие факторов природы, приведённых в стихотворении, их можно разделить на три группы. Подумайте, какие?
Слайд 3 (Различают три группы экологических факторов: факторы неживой природы – абиотические, факторы живой природы - биотические и влияние деятельности человека на природу - антропогенный.
Слайд.4 Растения по отношению света выделяют Светолюбивые, теневыносливые, тенелюбивые.
Слайд 5. Значение воды для организмов. Поддерживает процессы жизнедеятельности. Влаголюбивые, засухоустойчивые.
Температура как фактор также оказывает влияние. Растения:теплолюбивые, холодоустойчивые.
Слайд6,7. Теплокровные, хладнокровные животные
Работа с учебником: прочитать §5
1ряд: абзац «абиотические факторы».
2. ряд: абзац «биотические факторы».
3.ряд: рассмотрите рисунки. Что отражают они.
5 Закрепление изученного материала Демонстрирует слайды. Слайд 9-11. Влияние растений на окружающую среду.
Взаимодействия организмов между собой могут быть взаимовыгодными, нейтральными, конкурирующие
Вариант 1
Учитель: Как вы думаете: о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках?
1. Стой, плотва и караси!И пощады не проси:
Я – хозяйка здесь в пруду,На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
2. Домовитая хозяйкаПолетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –Он поделится медком.(Цветок – пчела, симбиоз)
3. Кровь попить у детворыЛюбят летом комары,
Потому, что кровососы -Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, паразитизм)
4. Однажды на ужин испробовать волк,вдруг захотел червяка.
- Тьфу… Гадость какая!Он завопил.
- Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм)
Вариант 2 слайд 12
определите тип взаимоотношений между организмами:
а) сосна – берёза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный;
:б) волк – заяц; сова – мышь; росянка - комар;
в): тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза;
г): клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей;
д): белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.
А как может человек влиять на окружающую природу
Просмотр фрагментов о воздействии человека на природу.
Вывод: в ходе сегодняшнего урока мы выяснили, что живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом.
Текст на столах учеников.
Живые организмы неразрывно связаны не только со средой обитания, но и друг с другом. Существует даже наука, которая занимается изучением взаимосвязей организмов друг с другом и средой, в которой они обитают. Некогда эта наука являлась частью биологии, но в 1861 году английский учёный Геккель выделил её в самостоятельную науку. Ребята, как вы думаете, о какой науке идёт речь
.Самостоятельная работа по проверке знаний
Почему растение № 1 более развито, чем растение №2 (рис. 14 на стр. 25)
Домашнее задание слайд 13. § 5, РТ №18. повторить§1-4 (основное содержание главы стр.28). Выбрать для себя дополнительное задание.
1.примеры биотических взаимоотношений.
2. Примеры негативного влияния человека в нашем микрорайоне.
3.Составьте план сообщения «Роль зелёных растений для жизни на нашей планете».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskie_faktory_i_ih_vliyanie_na_zhivye_organizmy.pptx | 2.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Небо светло- голубое , Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Цветы, деревья и трава, Горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года – Это факторы природы . Как вы думаете: что мы будем изучать?
Животные по отношению к температуре Теплокровные Холоднокровные
Определите тип взаимоотношений: а) Сосна – береза; олень европейский – лось; полевая мышь – хомяк обыкновенный б) волк – заяц; сова – мышь; росянка – комар в) тля – щавель; вирус гриппа- человек; г) осина – подосиновик; тля – рыжий муравей; волк - воробей
Домашнее задание §5 читать, уметь отвечать на вопросы в конце параграфа. Дополнительное задание: (выбери для себя) А) примеры негативного влияния человека в нашем поселке Б) примеры биотических отношений
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Структура урока биологии для учащихся 5 класса в рамках ФГОС....
Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»
Конспект урока-экскурсии биологиив 11 классепо теме «Влияние загрязнений на живые организмы»...
Конспект урока-экскурсии биологии в 11 классе по теме «Влияние загрязнений на живые организмы»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСАМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛА...
Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме: "Экологические факторы и их влияние на живые организмы", с использованием ЭОР
урок разработан с применением ЭОР...
«Экологические факторы и их влияние на живые организмы».
Технологическая карта урока по теме " Экологические факторы среды и их влияние на живые организмы" 5 класс ФГОС...
методическая разработка урока "Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
Комбинированный, практико-ориентированный урок с использованием цифровой лаборатории "Архимед"Используется технология ПДО (проблемно-диалогового обучения)На уроке закладываются основы владения э...
"Экологические факторы и их влияние на живые организмы"
Данная работа представляет собой технологическую карту урока биологии в 5 классе в разделе "Введение"....