Конспект занятия-исследования «Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»
план-конспект по экологии на тему

Жидова Светлана Федоровна

Конспект занятия-исследования может быть полезен учителям экологии, биологии, педагогам дополнительного образования, реализующим программы естественнонаучного направления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия-исследования

«Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»

Цель: изучение свойств газированных напитков и их влияние на здоровье человека.

Задачи:

-учебные: формирование представления о газированных напитках как экологическом факторе  жизнедеятельности человека; формирование навыков работы над исследовательской работой (постановка опыта, наблюдение); умения логически мыслить, рассуждать;

-воспитательные: приобщение к здоровому образу жизни;

-развивающие: активизация познавательной и мыслительной деятельности, творческой активности; развитие внимания, сосредоточенности.

Ход занятия:

  1. Организм человека более чем на половину состоит из воды. Для того, чтобы поддержать баланс влаги в организме, человек каждый день должен пить. Современную массовую культуру и процесс глобализации невозможно представить без прохладительных безалкогольных напитков.  Каждый человек с малых лет знаком с газированной водой.

Проблемный вопрос. Из чего  состоит газированная вода  и как влияет на организм человека?  

2.Доклад учащегося об истории возникновения газированных напитков (текст доклада -приложение 1).

Вопросы (проверка уровня усвоения материала)  после выступления учащегося:

  • Когда человечеству стало известно о целебных свойствах минеральных вод?
  • Кто является первооткрывателем газированных напитков?
  • Где и когда возникла индустрия производства безалкогольных газированных напитков?
  • Какова история появления этих напитков в СССР?

3.  Предварительная работа.  Группой учащихся был проведен социологический опрос  … (кол-во чел.) учащихся нашей школы  по теме исследования (приложение 2).

Представление детьми результатов исследования.

По результатам анкетирования  можно сделать выводы:

  1. Наиболее распространенным газированным напитком является … (например, минеральная вода), далее следуют – … (например, «Фанта» и «Кока-кола»).
  2. Большинство опрошенных употребляют газированную воду, потому что ….(ее вкусно, приятно пить).
  3. Чаще всего эти напитки употребляют с периодичностью …(в два-три раза в неделю).
  4. О вреде сладких газированных напитков известно …(примерно половине) наших респондентов.

4. Исследовательская работа.

   Ребята, сегодня мы с вами будем исследовать   наиболее распространенные, согласно анкетированию,  напитки : …(например,«Кока-кола», «Фанта», лимонад «Сказочная долина», минеральная вода «Волжанка»). Мы разделимся на 5 групп, каждая из которых исследование:

1 группа- изучение  этикеток;

2группа- проведение пробы с мясом;

3 группа- проведение пробы  с мелом;

4 группа- проведение пробы с йогуртом;

5 группа– проведение пробы с воздушным шариком  и с мятными конфетами.

Детям раздается описание методики проведения экспериментов (приложение  3), ими изучается теоретический материал составляющих компонентов газированных напитков (приложение 4).

5.Представление результатов опытов. Выводы по теме исследования:

-в состав любого газированного напитка входят, как правило, двуокись углерода (углекислый газ), ортофосфорная кислота, лимонная кислота, кофеин, красители и ароматизаторы;

-опираясь на результаты  проведенных опытов, можно сделать вывод, что  наиболее вредными для организма человека из представленных образцов являются … («Кока-кола» и «Фанта»);

-частое употребление сладких газированных напитков приводит к отрицательным последствиям для здоровья человека. Употребление минеральной воды полезно, но только в меру.

6. Подведение итогов занятия.

   Ребята, сегодня мы с вами, изучив составляющие компоненты и свойства газированных напитков, пришли к выводам, что эти продукты нашего питания невозможно отнести к экологически чистым. Вместо газированных напитков жажду лучше утолять соками, нектарами, минеральными водами, но, самым полезным, естественно, остается употребление чистой воды.

 Желаю вам правильно питаться и беречь свое здоровье!

Приложение 1.

История возникновения газированных напитков

    О целебных свойствах минеральных вод с газом знали уже четыре тысячи лет назад в Древней Греции и Древнем Риме. Великий ученый Гиппократ в своем трактате «О воздухах, водах и местностях» пишет о том, что больных лечили в купелях при храмах. Греческие жрецы строго охраняли свои тайны, оберегая целебную силу минеральной воды.

   Первому создать газированную воду удалось английскому ученому Джозефу Пристли  в 1767 году. Это удалось ему после экспериментов с газом, выделяющимся при брожении в чанах пивоваренного завода. В 1770 г. шведский химик Торберн Улаф Бергман  изобрел прибор, с помощью которого можно было производить газировку в достаточно больших количествах. Этот прибор получил название сатуратор.

    Дальнейшие разработки в этой области произвел Иоганн Якоб Швепп. Он с юности мечтал создать безалкогольное шампанское - с пузырьками, но без спирта. 20 лет экспериментов увенчались успехом и в 1783 г. он изобрел промышленную установку для производства газированной воды. В 1930-х фирма J. Schweppe & Co начала производить газированный лимонад и другие фруктовые воды.

   Индустрия производства безалкогольных напитков возникла в конце 18 века, когда в продаже (во Франции и Англии) появились воды, газированные углекислым газом. Тогда это считалось недорогим подражанием целебным минеральным водам, причем газировку продавали в аптеках, а не в обычных магазинах. Дальнейшую экспансию обеспечили химики: в 1784 году была впервые выделена лимонная кислота (из лимонного сока). В 1833 году в Англии в продаже появились первые газированные лимонады.  Появился первый газированный напиток под названием «lemonade» (от слова лимон).

   В 1886 году впервые были выпущены в продажу и ныне существующий лимонад – «Coca-Cola». Изначально «Coca-Cola» производилась из настойки листьев коки и орехов кола, аптекарь Джон Пембертон придумал рецепт сиропа, предназначенного для лечения головной боли и простуд и догадался разбавить его газированной водой. В 1898 году появилась Pepsi-Cola (по некоторым версиям, изначально - лекарство от расстройств кишечника), которая была придумана аптекарем Калебом Брэдхемом, смешавшим экстракт из орехов кола, ванилин и ароматические масла[1].

   «Фанта» была создана немецким подразделением «Кока-Колы» во время Второй Мировой войны. Немецкое подразделение компании из-за войны не имело возможности получать концентрат «Кока-Колы», и ему было необходимо чем-то загрузить производство. Руководитель компании немец Макс Кайт поставил задачу создать концентрат из "остатков остатков". Основными компонентами нового напитка стал яблочный жмых (отходы производства сидра) и молочная сыворотка (побочный продукт сыроваренного производства). В Советском Союзе  «Фанта Апельсин»  появилась в конце 70-х годов, перед XXII летними Олимпийскими играми  ( Москва - 1980)[2].
   В СССР лимонад начали изготавливать в 1939 году. Этот напиток  был создан на основе настойки лимона и яблочного сока. Именно тогда  лимонад обрёл свое имя – «Буратино» . Это стало ответом на возрастающий спрос на газированные фруктовые напитки, которые пили бы взрослые и дети.  Наиболее популярные вкусы Советского периода - «Лимонад»,«Байкал», «Дюшес», «Ситро», «Колокольчик», «Тархун», «Саяны», «Барбарис»[3].

 

Приложение 2 .

Вопросы анкетирования по теме:

«Газированные напитки: пить или не пить?»

1.Какие из перечисленных напитков Вы  употребляете:

-лимонад «Сказочная страна»

- минеральная вода «Волжанка»

-лимонад «Фанта»

-лимонад «Кока-кола»

-другие __________________

-не употребляю

2.Почему Вы употребляете этот напиток (и):

-для уталения жажды

-вкусно, приятно пить

-полезно

-по привычке

- свой вариант ответа__________

3.Как часто Вы их употребляете?

-каждый день

-два, три раза в неделю

-раз в неделю

-раз в месяц

- не употребляю

4.Как Вы считаете,  сладкие газированные напитки:

-вредны

-полезны

-свой вариант ответа__________________

Приложение 3.

Описание методики проведения экспериментов

1.Заполнить таблицу, опираясь на информацию, содержащуюся на этикетках напитков.

Название напитка

Производитель

Состав

Срок годности

Рекомендации

2.  Проба с мясом

Ход работы:

1.Нарезать кусочки  мяса (курятина).

2. Пронумеровать стаканчики и положить в каждый по кусочку мяса.

3. Залить  каждый кусочек мяса определённым видом газированной воды. Результат наблюдать через 20 минут.

3.  Проба с мелом.

Ход работы:

1.Налить в чистые стаканчики газированную воду.

2. Положить в каждый стаканчик по кусочку мела.

Результат наблюдать через 20 минут.

4. Проба с йогуртом.

Ход работы:

1.Налить в чистые стаканчики газированную воду.

2. Добавить в каждый стаканчик  по 1 столовой ложке йогурта.

Результат наблюдать через 20 минут.

5.Проба с воздушным шариком.

Ход работы:

При вскрытии бутылок исследуемых газированных напитков на горлышко  одеть воздушный шарик.

Проба  с мятными конфетами.

Ход работы:

В каждый из пробных образцов по очереди добавлять мятные конфеты . Работу проводить над раковиной, поскольку реакция взаимодействия с конфетами может быть очень бурной.

Приложение 4.

Теоретический материал

«Составляющие компоненты  сладких газированных напитков»

- Двуокись углерода (углекислый газ) возбуждает желудочную секрецию, повышает кислотность желудочного сока и провоцирует метеоризм. Это побочное явление можно отнести и к минеральной воде.

- Ортофосфорная кислота, кроме регуляции кислотности напитков, широко применяется в производстве удобрений, фармацевтических препаратов, антикоррозионных покрытий для металла. В желудке ребенка это вещество способно поднять целую бурю. Кроме того, многие специалисты считают, что ортофосфорная кислота способствует образованию камней в почках.

-Лимонная кислота – сильный аллерген.

- Кофеин относится к мягким стимуляторам нервной системы. Дети, употребляющие много кофеина, более беспокойны, плохо засыпают, часто страдают от головных болей. У них может нарушиться способность концентрировать внимание. Кроме того, кофеин увеличивает потери кальция с мочой.                                                                                                                             - Красители. Чаще всего в сладких газированных напитках используют краситель “Желтый 5”. Он способен вызывать аллергические реакции от крапивницы и ринита до бронхиальной астмы[4].

Источники информации:

1.Вред газированных напитков //inFlora.ru[сайт].http://www.inflora.ru/diet/diet769.html (дата обращения 20.11.2104)

2.Газированные напитки: вред или польза// Узнай.ru [сайт]. http://mira15.ru/threads/Газированные-напитки-Вред-или-польза.278 (дата обращения 20.11.2014)

3. История возникновения газированных напитков // Все о газированных напитках [сайт].https://sites.google.com/site/gaznapitkiru/cover-page/video (дата обращения 10.10.2014)

4. Классические рецептуры//Доминант [сайт].http://dominant-trend.ru/(дата обращения 16.09.2014)

5.Фанта//Википедия [сайт].https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.10.2014)


[1]История возникновения газированных напитков //  Все о газированных напитках [сайт].https://sites.google.com/site/gaznapitkiru/cover-page/video (дата обращения 10.10.2014)

[2]Фанта// Википедия [сайт].https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.10.2014)

[3]Классические рецептуры//Доминант [сайт].http://dominant-trend.ru/(дата обращения 16.09.2014)

[4] Вред газированных напитков //inFlora.ru[сайт]. http://www.inflora.ru/diet/diet769.html (дата обращения 20.11.2104)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-исследование по теме "Пища как один из экологических факторов жизнедеятельности человека"

Урок экологии из курса "Экология человека или культура здоровья" или урок биологии в разделе "Биология человека, 8 кл"Задачи (для учителя):n  1. Формировать понятия «экологически чистая пища», «к...

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»

Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Исследовательская работа "Влияние газированных напитков на организм человека"

Гиппократ говорил: «Человек рождается здоровым, а многие болезни к нему приходят через рот с пищей». Небольшое количество газированной воды не повредит. Но частое употребление больших количеств сладко...

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".

Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....

«Влияние газированных напитков на организм человека»

Каждый из нас для утоления жажды использует различные напитки. Одни пьют чай, другие – минеральную воду, а многие отдают предпочтение сладким газированным напиткам.     В последне...

Проект «Влияние газированных напитков на организм человека»

Данным проектом мы хотим узнать, какое влияние оказывают газированные напитки на организм человека....

Проект "Вред газированых напитков на организм человека"

Доказано, что газировка может причинять вред здоровью. Врачи рекомендуют не пить ее маленьким детям, беременным и кормящим женщинам, а также людям, имеющим заболевания желудочно-кишечного тракта и стр...