Урок по биологии в 11 классе: «Экология как наука. Экологические факторы.»
план-конспект урока по биологии (11 класс) по теме
Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.»
Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке, углубить знания об экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание ,понимание роли человека в окружающей среде.
Задачи:
Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_kak_nauka._ekologicheskie_faktory.docx | 53.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет биология класс 11
Тема урока: «Экология как наука. Экологические факторы.» (слайд№4)
Цель: раскрыть понятие «экология», сформировать у учащихся представление об экологии как науке, углубить знания об экологических факторах и закономерностях влияния их на организмы и окружающую среду, сформировать у школьников экологическое сознание ,понимание роли человека в окружающей среде.(слайд№5)
Задачи:
Образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся о задачах экологии и её факторах; научить объяснять влияние экологических факторов на живые организмы.
Развивающие: развивать у учащихся мыслительные способности, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память, продолжить формирование умений и навыков работы в группе.
Воспитывающие: сформировать у учащихся интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности, воспитывать у учащихся экологическую культуру и навыки самостоятельной работы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: закрепить знания о предмете изучения экологии, её задачах, влиянии на организмы абиотических факторов, приспособленности организмов к их воздействию; содействовать становлению процесса определения принадлежности факторов к определённой группе.
Метапредметные:
учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи ,развивать воображение учащихся;
развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.
Личностные:
формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками
Тип занятия: комбинированный.
Методы: словесный, беседа, практический. частично-поисковый, проблемный. информационно-сообщающий, репродуктивный
Межпредметные связи: физика, география.
Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная.
Оборудование: компьютер,презентация, информационные карты, задания для самостоятельной работы, изображения для классификации экологических факторов (приложение 1)
План урока
1.Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний учащихся.
3.Изучение нового материала.
4.Закрепление знаний учащихся
5.Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание.
Ход занятия
Ι. Организационный момент.
- взаимные приветствия педагога и учащихся;
- проверка отсутствующих;
- проверка подготовленности учащихся к занятию;
- организация внимания и внутренней готовности учащихся.
ΙΙ – Постановка целей, актуализация знаний .
Учитель: Решение биологических (экологических) задач с опорой на имеющиеся ранее знания.(проблемная ситуация)( слайд№2)
1. Известен реальный исторический факт, когда завезённый в Австралию клевер не давал семена. Как вы думаете, с чем это было связано? (Обучающиеся выдвигают предположения).
Ответ. Клевер не давал семена, так как в Австралии не было шмелей, опыляющих это растение. Когда люди завезли насекомых, то проблема размножения клевера была решена.
Объясните, какие связи устанавливаются между шмелями и клевером?
Ответ. Связи взаимовыгодны: шмели опыляют клевер, и он размножается, а шмель получает нектар клевера для питания.
2. Вспомните и объясните, как кактусы приспосабливаются к перенесению засухи?
Ответ. У кактусов длинные корни, позволяющие достать воду из глубинных горизонтов почвы, листья – колючки имеют малую поверхность и испаряют небольшое количество воды, стебель содержит водозапасающую ткань.
3. После вырубки леса исчезли произрастающие мхи и папоротники, хотя их никто не трогал. Объясните, почему?
Ответ. Мхи и папоротники растут в тенистых влажных местах под пологом деревьев. Вырубка леса лишила их благоприятных условий обитания(слайд№3)
Все решённые нами задачи являются экологическими.
Эти и многие другие задачи решает наука экология.
Цель нашего урока – раскрыть понятие «экология», какова роль экологии в настоящее время, почему её необходимо изучать, углубить знания о среде обитания, экологических факторах и закономерностях их влияния на живые организмы.
III - Изучение новой темы
1. Учитель:
Современное определение экологии звучит следующим образом:
ЭКОЛОГИЯ –наука о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей их неорганической средой; о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем. (слайд6)
(Записывание определения обучающимися в тетрадях, выделение ключевого слова – «взаимоотношения»). А ещё экологию называют «наукой о доме» (греч. «ойкос» – дом, жилище, «логос» – наука).
Перед Вами портрет немецкого учёного Эрнста Геккеля. Именно он ввёл термин «экология» в 1866 году. (Слайд 6).
На слайде (Слайд 7) представлены задачи экологии. Подумайте, чем важна эта область знания, какие жизненные задачи она помогает решать людям? Для иллюстрации ответов приведите примеры.
2. Сообщения уч-ся:«Развитие экологии, как науки. Роль экологии в современном обществе.»
Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками- химией, физикой, географией, математикой, геологией, почвоведением.
Предметом экологии является совокупность связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии – экосистемы, единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того в область её изучения входят: отдельные виды организмов, популяции и биосфера в целом..
Основной частью экологии является общая экология, в её составе выделяют следующие разделы: (слайд 8)
-аутэкология - изучает взаимоотношения отдельной особи (представителей вида) с окружающей ее (их) средой; определяет пределы устойчивости и предпочтения вида по отношению к различным экологическим факторам;
- популяционная экология (демоэкология )-- изучает популяции отдельных видов, взаимоотношения популяций с окружающей их средой, изучает демографию и ряд других характеристик популяций в свете их отношений с окружающей средой;
- синэкология – изучает взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную.
На стыке экологии и других научных дисциплин (медицины, педагогики, юриспруденции, химии, технологии, агрономии) рождаются новые научные направления: инженерная экология, геоэкология экология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, медицинская экология, космическая экология. В широком смысле слова экология выходит за рамки чисто биологической отрасли знаний.
В экологии выделяют экологию различных систематических групп (экология грибов, экология растений, экология млекопитающий и т.д.), сред жизни (суши, почвы, моря и т.п)
Особо следует отметить такой раздел как социальная экология - то есть экология человеческого сообщества, изучающая взаимоотношение социума и Природы.
В последнее время стало ясно, что нельзя организовывать природопользование и охрану природы, не применяя экологических методов и не используя экологические знания. Только знание о взаимосвязи природных объектов, об устойчивости природных систем может определить возможные механизмы взаимодействия с ними. Этим и объясняется справедливый всеобщий интерес к экологии, как науке о взаимосвязях живых организмов и окружающей их среды.
3 . Экологические факторы
(слайд9)
Любые свойства и компоненты внешней среды оказывающее влияние на организмы, называют экологическими факторами.
Экологические факторы подразделяют на три группы:
1) абиотические (факторы неживой природы: свет, температура, влажность атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон и др.);
2) биотические (факторы, обусловленные деятельностью других организмов);
3) антропогенные (факторы, обусловленные деятельностью человека).
Запишите в тетрадях представленную классификацию экологических факторов в удобной для вас форме (схема, текст).
Сегодня мы с вами подробно рассмотрим абиотические факторы. Важнейшие абиотические факторы для любого организма – свет, тепло и влага. Каково же влияние каждого из них на живые организмы?
Фронтальная работа с изображениями.
Посмотрите на предложенные Вам иллюстрации (Приложение 1).
Определите, к какой группе экологических факторов относится данное явление (шмель опыляет клевер, ель растёт рядом с берёзой, пожар в лесу (по вине человека и после удара молнии), сильная жара и растения, ящерица греется на камнях под солнечными лучами, роса на траве, строительство водохранилища, сбор опавших листьев в парке, белка собирает грибы и т.д.) (работа в группе)
4 . Свет в жизни организмов.
Из физики мы знаем, что из поступающей на Землю солнечной энергии до 19% света рассеивается в атмосфере (парами и пылью, молекулами газов), около 34% отражается от атмосферы (от облаков) в космическое пространство и только 47% солнечной энергии достигает биосферы.
Ионизирующее излучение почти полностью задерживается верхними слоями атмосферы. Доля ультрафиолетовых лучей составляет около 1%. Остальное количество поступающей на землю лучистой энергии распределяется практически поровну на видимую и инфракрасную части спектра.Воздействие ионизирующего излучения связано с радиоактивностью; особенно выражено в последние десятилетия в связи с техногенными загрязнениями и катастрофами и проявляется на клеточном уровне (мутагенный эффект), влияет на обмен веществ.
Ультрафиолетовые лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, способствуют синтезу биологически активных веществ, витаминов, антибиотиков, повышают устойчивость к болезням. УФ с длиной волн 300-320 нм способствуют выработке витамина D, регулирующего обмен витаминами С и Р. Этим обеспечивается нормальное развитие скелета. Велико влияние этих витаминов на растущее поколение. Многие звери по утрам выносят из нор своих детенышей на солнце (барсуки, лисы, волки). У птиц – “солнечное купание”. Передозировка УФ вредна, особенно для деления клеток, поэтому используют УФ для дезинфекции помещений. Как защита от излишних доз УФ, при длине волны 320–330 нм в коже человека и других млекопитающих образуется пигмент меланин (загар).
Инфракрасное излучение (ИК) воспринимается всеми организмами как тепло. Воздействуя на тепловые центры нервной системы животных, эти лучи регулируют окислительные процессы и двигательные реакции в отношении источников тепла.
Только на свету идет процесс фотосинтеза растений. Фотосинтез растений, обеспечивающий планету главным биологическим ресурсом – органическим веществом.
По отношению к свету растения и животные делятся на группы:
(cлайд10)
- Гелиофиты - виды открытых мест (дуб монгольский, сосна могильная, береза белая, кустистые лишайники, овсяница овечья, клевер ползучий, подсолнечник и др.), в сухих местах обычно образуют разреженный и невысокий покров. При интенсивности до 13,5%, свет оказывает стимулирующее действие на рост растений, при большей – действует угнетающе. У гелиофитов высоки траты на дыхание. Характерные признаки: листья плотные, кожистые, иногда блестящие с толстой кутикулой, хвоя утолщенная, укороченные побеги, опушение, на листьях и побегов сизый восковой налет – все это защищает лист от перегрева и интенсивного испарения. Обычны темно-зеленый цвет листьев, для трав – розеточные формы. (cлайд11,12)
- Сциофиты (теневые) – не выносят сильного освещения, растут под пологом леса при сильном затенении (лесное разнотравье, папоротники, мхи, плауны, кислица, хвощи, подрост хвойных), при выставлении на простор жизненность их резко ухудшается. Представлены в основном лесными травами. Характерные признаки: нежные тонкие листья с тонкой кутикулой, обычно матовые, неопушенные, более светлого цвета, чем у растений открытых мест, побеги вытянутые. Устьиц на единицу площади меньше. . (cлайд13)
- Факультативные гелиофиты (теневыносливые) занимают промежуточное положение между двумя группами. Легко переносят небольшое затенение. Эффективно используют боковое освещение (рассеянное), для листьев характерно мозаичное расположение. Это большинство лесных растений (клены, липы, лианы, многие травы, кустарнички). . (cлайд14)
Из животных различают:
- Дневные животные, преимущественно ведущие дневной образ жизни.(слайд15)
- Ночные животные – совы, некоторые грызуны. У многих из этих животных есть особенно развитый смысл видения, которое помогает им видеть в темноте, и у них превосходный слух. Ночью многие животные пустыни, например, активны, потому что прохладно и их норма водной потери уменьшена. Два известных ночных животных - летучие мыши и совы.
- Сумеречные животные, предпочитающие сумерки другому времени дня. Когда животные наиболее активны на рассвете и во время сумерек, используют это чтобы питаться, искать воду,потому что хищники не столь активны в это время. Это облегчает им скрыться от потенциальных угроз. Кролики и кошки, хомяки, ушастые ежи, крысы и мыши являются сумеречными.
Учитель: Ребята, объясните, почему в холодных частях ареала чаще можно встретить темноокрашенных рептилий, в отличие от теплых регионов. Например, обитающие за полярным кругом гадюки преимущественно черные (меланисты), а на юге – светлоокрашенные.
Учащиеся. Черный цвет поглощает тепло, а гадюки нагревают тело на солнце, поэтому за полярным кругом гадюки темноокрашенные.
Учитель: Верно ребята. Вы знаете, что рептилии холоднокровные и темноокрашенные быстро нагреваются и становятся более активными. Главным источником тепла на Земле является солнечное излучение, поэтому свет и тепло выступают сопряжено.
5. . Температура в жизни организмов
Тепло один из наиболее важных факторов, определяющих существование развитие и распространение организмов по Земному шару. При этом важно не только количество тепла, но и распределение его в течение суток, вегетационного сезона, года. Приход тепла к разным участкам планеты неодинаков, с удалением от экватора не только снижается поступление его, но и увеличивается амплитуда сезонных и суточных колебаний.
Температурные пределы, в которых может протекать жизнь, составляет всего 300°, от -200°С до +100°С, но для большинства организмов этот диапазон еще уже – от 39° в море (-3,3 – +35,6°С) до 125° на суше (-70 – +55°С). Нормальное строение и работа белка осуществляются при 0-+50°С.
Значение температуры заключается в том, что она изменяет скорость протекания физико-химических реакций в клетках, а это отражается на росте, развитии, размножении, поведении и во многом определяет географическое распространение растений и животных.
По отношению к температуре все организмы делятся на криофилы (холодолюбивые) и термофилы (теплолюбивые).
Криофилы не выносят высоких температур и могут сохранять активность клеток при -8-10°С (бактерии, грибы, моллюски, членистоногие, черви и др.). Они населяют холодные и умеренные зоны земных полушарий.
ПРИМЕР. В условиях Крайнего Севера, в Якутии деревья и кустарники не вымерзают при – 70°С. “Рекордсмен” – лиственница даурская. За полярным кругом при такой же температуре выживают лишайники, некоторые виды водорослей, ногохвостки, в Антарктиде – пингвины. Семена и споры многих растений, нематоды, коловратки переносят замораживание до температуры близкой к абсолютному нулю (271°С). Животные больших глубин переносят температуру около 0°С.
Термофилы приспособились к условиям высоких температур, обитают преимущественно в тропических районах Земли. Среди них также преобладают беспозвоночные (моллюски, членистоногие, черви и др.), многие из которых живут только в тропиках.
ПРИМЕР. Пресмыкающиеся, некоторые виды жуков, бабочек выдерживают температуру до 45–50°С. В пустыне Палестины максимальная активность у кузнечиков наблюдается при 40-градусной жаре. В горячих источниках Калифорнии при температуре 52°С обитает рыба – пятнистый ципринодон, а на Камчатке при 75–80°С живут сине-зеленые водоросли. Верблюжья колючка, кактусы переносят нагревание воздуха до 70°С.
Как же происходит адаптация растений к различным неблагоприятным температурам?
Они приспосабливаются с помощью анатомо-морфологических и физиологических механизмов. К анатомо-морфологическим адаптациям растений к холоду относится:
маленький рост при сохранении больших размеров репродуктивных органов. (ива полярная, березка арктическая, многочисленные арктические растения).
Формирование укороченных побегов(у лиственницы, ивы).Ива чукотская и дуб монгольский адаптируются при помощи неопадения отмерших листьев с крон. Береза шерстистая, лапчатка земляниколистная, прострелы, лиственница курильская опушают побеги и листья.
При высоких температурах растения утолщают покровную ткань, и образует восковой налет на листьях - это уменьшает интенсивность испарение воды, образует толстый слой кутикулы, имеют толстый слой пробкового слоя для изоляции камбия от перегрева, листья принимают вертикальную ориентацию и имеют войлочное опушение. В холодных районах растут, в основном многолетники, в жарких – много однолетников.
И наконец, физиологические (биохимические) адаптации к ним относится:
снижение интенсивности транспирации, уменьшающее теплоотдачу;
накопление в клетках сахаров и других веществ, увеличивающих концентрацию клеточного сока; накопление в клетках антоцианов, обеспечивающих в холодное время сезона красный цвет и оттенки фотосинтезирующего аппарата (побеги шиповника ветрениц и тополя);
выделение веществ, зачерняющих поверхность вокруг стволов .
Учитель: - Какую роль играет вода в жизни живых организмов?
6. Влага в жизни организмов.
Вода – основа клеток, тканей, растительных и животных соков. Только при наличии воды в организме протекают процессы фотосинтеза, терморегуляции, обменных процессов. Наиболее высоко содержание воды в периоды активной жизнедеятельности и в молодом возрасте.
Но и в состоянии покоя растения не теряют влагу полностью. В сухих лишайниках содержится до 5–7% воды, в зерновках злаков – 12–14%.
В процессе эволюции у растений и животных выработались многочисленные сложные приспособления. Растения пустынь и степей приспособились к острому дефициту влаги, болотные и влажно-тропические растения – к избытку, а лесным видам необходима высокая влажность воздуха и умеренная влажность почв. Как и в отношении остальных факторов, эти приспособления-адаптации группируются в анатомо-морфологические, физиологические и поведенческие. Источниками влаги для растений служат запасы ее в почве и атмосфере (осадки, туманы, конденсаты), для наземных животных – вода в водоемах, водяные пары в атмосфере и сочная пища. Влажный воздух обладает хорошей теплопроводностью. При высокой влажности в холодном воздухе у гомотермных животных усиливаются процессы метаболизма, а у пойкилотермных животных и растений они замедляются. В сухом воздухе при низкой температуре охлаждение происходит медленнее, а в сухом и жарком воздухе активизируются процессы терморегуляции, усиливается испарение с поверхности. Во влажном и жарком воздухе испарения с поверхности резко падает и высока вероятность нагрева организма до температуры воздуха (перегрев). Наиболее благоприятные условия складываются в диапазоне температур 17–23°С и в диапазоне относительной влажности воздуха 85–100%.
Существуют экологические группы растений и животных по отношению к водному режиму.
(слайд 16)
По отношению к водному режиму экотопа (экотоп – совокупность факторов местообитания) растения делятся на влаголюбивые (гигрофиты), сухолюбивые (ксерофиты) и умеренно влаголюбивые (мезофиты).
- Гигрофиты (калужницы, болотные осоки, злаки, папоротник оноклея чувствительная,росянка, недотрога обыкновенная, все бальзамины, аир, белокрыльник, рдесты, рогоз, сфагнумы, рис, кислица) обитают в очень влажных местах и обладают низкой засухоустойчивостью. У них всегда открыты устьица и процесс транспирации регулируется слабо. Устьца располагаются с обеих сторон, немногочисленны. Листья крупные тонкие. Потеря 15-20% запаса воды для них невосполнима. Они растут или в глубокой тени под пологом влажного леса (теневые гигрофиты) или на открытом месте на переувлажненных или покрытых водой почвах (световые гигрофиты). Для них характерны толстые слаборазветвленные корни с минимальным количеством сосущих корней. В органах обилие воздушных полостей (аэренхима) для аэрации тканей.
- Мезофиты – способны непродолжительно переносить незначительные почвенную и атмосферную засухи. К ним относятся луговые и многие лесные травы (лиственные и хвойные деревья лесов умеренной полосы, многие кустарники, большинство сельскохозяйственных культур).Устьица расположены на нижней стороне листьев. Листья большие с умеренно развитыми тканями. Благодаря регулированию устьичной транспирации, характеризуются большой пластичностью по отношению к условиям увлажнения. Могут расти вместе с гигрофитами и с ксерофитами, приобретая черты близкие той или другой группе. Для них типичны хорошо развитые корневые системы смешанного типа, с густой сетью сосущих корней.
- Ксерофиты – растения сухого и жаркого климата и местообитаний – пустынь, степей, саванн, в лесной зоне – растения сухих сосняков и широколиственных лесов на крутых южных склонах. Они не выносят переувлажнения, но хорошо приспособились к длительным засухам. Для них характерны два способа преодоления засухи: активное регулирование водного баланса и способность выносить сильное иссушение тканей. У ксерофитов очень мощные корневые системы – по массе в 9-10 раз превышают надземные органы.
- Виды с наиболее выраженными перечисленными свойствами представлены склерофитами (от греч. «склеро» – твердый, жесткий; саксаул, чертополох, полыни, ковыли, молочаи). Устьиц много, но они при недостатке воды закрываются. Растения могут полностью терять все листья и до 15% воды. В клетках склерофитов преобладает связанная вода. Растения наших мест обитания.
- Другая большая группа ксерофитов – суккуленты (от лат. «суккулентус» - сочный, жирный), растут в жарком сухом климате там, где проходят кратковременные, но сильные обильные ливни. Во время дождей накапливают в листьях (алоэ, агавы, молодило) или стеблях (молочаи, кактус опунция) большие запасы воды, а потом медленно ее расходуют. Устьиц мало, они мелкие, в углублениях, и открываются только ночью.
- В северных широтах и высоко в горах аналоги ксерофитам – психрофиты (влажные и холодные места – мхи, багульник болотный, андромеда) и криофиты (сухие и холодные места – лишайники, вересковые кустарнички, брусника). Они испытывают недостаток влаги из-за физиологической недоступности почвенной влаги, обусловленной низкими температурами почв.
- Тропофиты – в жарких районах с чередованием засушливого и влажного сезонов (баобабы в Африке), растения сбрасывают листву и пребывают в состоянии глубокого покоя летом.
- Эуксерофиты – растения степей с розеточной формой листьев (кошачья лапка) и сильным опушением листьев. В сухих дубняках в верхней части южных склонов это характерно для полыни побегоносной . Стипоксерофиты – тоже растения степных экосистем («стипо» – степь), узколистные, дерновинные злаки (вейники, типчаки, тонконог, мискантус), из с/х культур – кукуруза. Они слабо транспирируют, в сухую погоду листья сворачиваются в трубочку. Растения наших мест обитания.
- Эфемеры (весенние и осенние) – однолетние растения (незабудка песчаная, вероника весенняя, маки альпийские, в Приморье на горе Ольховая – офелия), и эфемероиды – многолетние растения (крокусы, тюльпаны, прострелы), тоже обитатели засушливых местообитаний. Они избегают летних засух в связи с особенностями жизненных циклов. В короткие сроки – за 15-30 дней, растения успевают пройти весь жизненный цикл и уйти на покой до следующей весны. Эфемерами могут быть и животные – в Приморье бабочки-поденки, в Африке рыбы, обитающие в небольшие водоемах – африканские нотобранхи.
Среди животных тоже можно выделить три экологических группы, но из-за подвижного образа жизни они выражены неявно.
- Гигрофилы – не могут накапливать и долго удерживать в тканях запасы воды – многие членистоногие: мокрицы, ногохвостки, комары, белоножки (гнус), а также наземные моллюски и амфибии. Нуждаются в постоянно высокой влажности воздуха.
- Мезофиллы – животные, обитающие в условиях умеренной влажности. Их большинство, как среди насекомых, так и среди млекопитающих.
- Ксерофилы – сухолюбы и термофилы одновременно, не переносят высокую влажность воздуха. У них хорошо развиты механизмы водообмена и функции удержания воды в теле. У пресмыкающихся отсутствуют кожные железы, из тела выделяется мочевая кислота, а не мочевина (для растворения мочевины нужно больше воды). У черепахи вода запасается в мочевом пузыре, грызуны воду получают с пищей. Верблюд, тушканчики, курдючные овцы воду получают в результате окисления жиров, при котором образуется метаболическая вода.
5. Назовите экологические группы растений и животных нашей природной степной зоны.
Растения степи- большая часть видов растений относится к ксерофитам, есть мезофиты и гигрофиты. По отношению к засоленности почвы галофиты и растения песков- псаммофиты.
Важную роль в степном сообществе играют растения с коротким периодом развития –эфемеры и эфемероиды. ( Слайды 17-20).
Особенности : мелкие и узкие листья, мощная корневая система с дерновиной , опушение, восковой налет, особое положение листьев- избегая перегрева некоторые степные травы располагают свои листья ребром к солнцу, большинство степных растений окрашено в тусклые блеклые тона, что так же помогает защититься от перегрева и палящих лучей и короткий вегетационный период.
Животные степи-(слайд 21-25) Весной, когда степь похожа на красочный ковёр, открывается «музыкальный сезон» сверчков, кузнечиков и их близких родственников – кобылок. Количество насекомых, населяющих степи, исчисляется тысячами. Большинство шестиногого населения связано своей жизнью с почвой. Обилие насекомых привлекает в степи насекомоядных птиц. Интересен мир пернатых. В степях живет дрофа. Можно сказать – это звезда степей!. Это довольно крупная птица, высотой около метра. У нее длинные и сильные ноги, а на нижней стороне пальцев есть жесткие "подушечки". У этой птицы отличное зрение, поэтому она издали замечает опасность и быстро убегает или улетает. Общий тон окраски рыжеватый, под цвет растений, среди которых она прячется.
Орёл- птица – хищник. В открытой степи мало деревьев, поэтому степной орел устраивает гнездо прямо на земле. Эта редкая птица - заядлый охотник на мелких грызунов: хомяков, сусликов, сурков. Орел обрушивается на жертву с воздуха, хватает ее сильными острыми когтями и клювом - крючком рвет на части.
Учитель: Каким особым качеством обладает орёл?
Ученики: Острое зрение, мощные когтистые лапы, широкий размах крыльев.
Учитель: Каких ещё хищных птиц степей вы знаете?
Ученики: Степной лунь, орел-могильник, канюк, курганник, а также мелкие соколы-кобчики, пустельга.
Грызуны-суслики,хомяки.тушканчики,сурки- главный корм для многих степных хищников. На них охотятся крупные хищники – волк, лиса, пресмыкающиеся – степная гадюка.
Важнейшим отличительным свойством степной зоны является открытость ландшафта, поэтому «мирным» животным необходимо жить колониями, чтобы совместно наблюдать за опасностью. Связь в колонии обычно осуществляется при помощи звуковых сигналов, предупредительными и призывными криками пользуются суслик, сурок, сеноставка и др. Жизнь грызунов связана с норами.
Нора — это место, где зверьки прячутся от летнего зноя и зимней стужи, где хранятся запасы корма, где выводится и воспитывается потомство.
Грызуны впадают в зимнюю спячку. Умение хорошо отоспаться является замечательным приспособлением к жизни в суровых условиях. Для животных, впадающих в зимнюю спячку, не существует ни ненастной осени, ни студеной зимы, ни весенней распутицы.
Для некоторых животных характерна и летняя спячка (в сильную засуху).
50 видов степных животных вынуждены заготавливать корм на зиму. Учитель: А сейчас, ребята, определите по описанию, о каком животном пойдёт речь дальше.
Я - среднее по величине животное. Размеры моего тела составляют 120-140 см. Весом я могу быть от 30 до 50 кг. Вы меня легко узнаете по внешнему виду. У меня есть мягкий и подвижный, как хобот, нос, который низко нависает над нижней губой и заканчивается большими округлыми ноздрями, разделёнными тонкой перемычкой. Зимой мой нос нагревает воздух, а летом – фильтрует воздух от пыли. Отгадайте, кто я?
Ученики: Сайгак. Как сайгаки приспособились к жизни в степи?
Ученики: Стадность, маскирующая окраска, скорость передвижения.
Учитель: Правильно. Стадность – главная особенность степных копытных животных. Она облегчает защиту слабых членов стада от хищников. Сайгаки могут развивать скорость бега 90 км/час и преодолевать за сутки 100-150 км.
IV Закрепление знаний учащихся материала в форме игры «Кот в мешке» ( Слайды 26-42). Игра носит групповой характер и проходит в быстром темпе. Для её организации обучающиеся объединяются в 3 команды. Игроки различных команд по очереди отвечают на вопросы, после ответа учитель демонстрирует правильный ответ на слайде и озвучивает его в устной форме. Выбор вопроса предоставляется участникам команд. Участникам каждой команды предстоит ответить на 5 вопросов. Один вопрос – резервный, ответ на него даёт первый желающий. Каждый правильный ответ приносит в «копилку» команд по одному баллу.
Вопрос 1. Какие лучи согревают живые организмы? (Согревают организмы инфракрасные лучи.)
Вопрос 2. На какие группы делят экологические факторы? (Факторы делят на: абиотические, биотические, антропогенные.)
Вопрос 3. К какой экологической группе по отношению к свету следует отнести ель? (Ель – теневыносливое растение.)
Вопрос 4. Каково значение видимого света? (Он необходим для фотосинтеза растений и ориентации на местности животных.)
Вопрос 5. Чем хладнокровные животные отличаются от теплокровных?
(Температура тела хладнокровных животных, в отличие от теплокровных, зависит от температуры окружающей среды.)
Вопрос 6. Когда температура тела воробья выше: зимой или летом? (Температура тела воробья одинакова по сезонам года, поскольку он является теплокровным животным).
Вопрос 7. Какой экологический фактор вызывает образование в коже витамина D? (Витамин D образуется под действием длинноволновых ультрафиолетовых лучей Солнца.)
Вопрос 8. Укажите приспособление верблюжьей колючки к недостатку влаги. (У верблюжьей колючки очень длинные корни, распространяющиеся на глубину до 15 метров.)
Вопрос 9. Как грызуны в пустыне приспосабливаются к недостатку влаги? (Пустынные грызуны получают влагу вместе с пищей и в засушливый период впадают в спячку.)
Вопрос 10. Почему верблюд может долгое время обходиться без воды? (Жир, накапливающийся у верблюда в 1-2 горбах, служит источником воды.)
Вопрос 11. Перечислите известные вам абиотические факторы. (Свет, температура, влажность, атмосферное давление, ветер, рельеф, содержание газов и минеральных веществ, радиационный фон).
Вопрос 12. Почему данное изображение считают «экологическим?» (На фотографии два организма: шмель и клевер вступают во взаимовыгодные отношения, а взаимоотношения – предмет изучения экологии.)
Вопрос 13. Чем тенелюбивые растения отличаются от теневыносливых? (Тенелюбивые растения, в отличие от теневыносливых, вообще не выносят сильного освещения.)
Вопрос 14. К какой экологической группе по отношению к свету относятся растения открытых пространств: полей, лугов? (Растения открытых пространств относятся к группе светолюбивых растений.)
Вопрос 15. Какой экологический фактор возник с появлением человечества? (С появлением человечества возник антропогенный фактор).
Вопрос 16. Что такое экология? (Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.)
Итог игры и урока . Рефлексия
1.
НА УРОКЕ Я РАБОТАЛ | АКТИВНО/ ПАССИВНО |
На уроке мне было | Интересно/не интересно легко/трудно |
Своей работой на уроке я | Доволен /не доволен |
Урок показался мне | Коротким / длинным |
Мое настроение | Хорошее / не очень хорошее/ плохое. |
Выставление отметок за работу на уроке.
2. Выскажите ваши пожелания:
какие вопросы из тех, что мы не рассмотрели на уроках по данной теме, вы хотели бы обсудить.
Домашнее задание (в зависимости от используемого учителем учебника).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-исследование по теме "Пища как один из экологических факторов жизнедеятельности человека"
Урок экологии из курса "Экология человека или культура здоровья" или урок биологии в разделе "Биология человека, 8 кл"Задачи (для учителя):n 1. Формировать понятия «экологически чистая пища», «к...
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды".
Технологическая карта конспекта урока по биологии 5 класс "Экологические факторы среды". с использованием элементов технологии смыслового чтения....
Конспект занятия на тему "Экология как наука. Экологические факторы"
Занятие предназначено для обучающихся основной школы....
Методическая разработка занятия "Экология как наука. Экологические факторы"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Самостоятельная работа по теме "Экология как наука. Экологические системы. Биосфера"
Самостоятельная работа содержит два задания, направленных на закрепление материала по темам "Экология" и "Биосфера", врамках изучения учебной дисциплины Биология....
конспект урока по биологии, 9 класс по теме "Качество жизни и факторы здоровья"
Дать представление о том, что такое качество жизни и факторы здоровья; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщение к здоровому образу жизни; объяснить роль здоровья в жизни...
Презентация на тему "Экология как наука. Экологические системы"
Учебная презентация по биологии на тему "Экология как наука. Экологические системы"...