Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"
план-конспект урока по биологии (11 класс)
Семенарское занятие по биологии "Организм и среда. Экологические факторы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
семенарское занятие | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинарское занятие
Тема: Организм и среда. Экологические факторы
Цель: Сформировать представления о взаимосвязях организма и среды, экологических факторах
Оборудование: презентация «Экология, как наука», плакаты, учебник, доп.литература
Список литературы:
1) Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Общая биология”.М. “Дрофа” 2007г.
2) Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. “ Биология”. “ Мир” 1996 г.
Содержание докладов:
1) Предмет и задачи экологии. История развития
Задание 1. Прослушайте сообщение и заполните таблицу «Этапы развития экологии»
Этап развития | Основные открытия |
1-й этап: до 1866ᴦ. | Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали крайне важность изучения природы как единого целого. |
2-й этап: 1866 – 1936гᴦ. | глобальное значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами |
3-й этап: 1936 – 1976гᴦ | характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин ʼʼЭкологияʼʼ прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (к примеру, Ч. Элтон ʼʼЭкология животныхʼʼ). |
4-й этап: 1976 – по настоящее время. | экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и крайне важной. Во всех вузах и школах России введена дисциплина ʼʼэкологияʼʼ. Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, к примеру Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др. |
2) Экологические факторы и их классификация
Задание 2. Ответьте на вопрос: «Какие факторы среды выделяют и на какие группы подразделяется каждый из них»
Экологические факторы
Абиотические факторы | Биотические факторы | Антропогенные факторы |
Климатические факторы (свет, температура, ветер) Геологические факторы (землетрясения, извержения вулканов) Орографические факторы, (высота местности над уровнем моря) почвенно-грунтовые, факторы (гранулометрический состав, химический состав) гидрологические факторы (течение, соленость, давление) | Внутривидовые ( это влияние на организм особей этого же вида (зайца на зайца) Межвидовые (это влияние на организм особей других видов (волка на зайца, сосны на березу). Фитогенные факторы – это влияние на организм; Зоогенные факторы – влияние животных; Микогенные факторы – влияние грибов; Микробогенные факторы – влияние микроорганизмов (вирусов, бактерий, простейших | факторы прямого влияния –воздействие человека на организм (вырубка леса) факторы косвенного влияния воздействие на организм (загрязнение окружающей среды) положительные факторы –улучшают жизнь организмов или увеличивают их численность (разведение и охрана животных) отрицательные факторы – факторы, которые ухудшают жизнь организмов или снижают их численность |
3) Основные законы воздействия экологических факторов на организмы. Лимитирующие факторы
Ответьте на вопросы:
1. Кто установил, что продуктивность культурных растений, в первую очередь, зависит от того питательного вещества или минерального элемента, который представлен в почве в наименьшем количестве. (Юстут Либих)
2. Сформулируйте закон лимитирующих факторов (успешную жизнедеятельность организма ограничивает экологический фактор, количество и качество которого близки к минимуму, необходимому организму)
3. Какие факторы называют лимитирующими? (Факторы, сдерживающие развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями)
4. Сформулируйте Закон толерантности Шелфорда (Лимитирующим фактором, ограничивающим развитие организма, может быть как минимум, так и максимум воздействия экологического фактора)
5. Зарисуйте графическое изображение закона оптимума. Что показывает эта кривая? (кривая толерантности показывает, как изменяется жизнедеятельность вида при постепенном увеличении воздействия фактора)
6. Приведите пример закона незаменимости фактора. ( Даже большое количество, вносимых удобрений, не может заменить отсутствие воды у растениям)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме: «СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ» 7 класс.
данная разработка предназначена для учащихся 7 класса....
Экологические факторы среды
Экологические факторы среды...
Урок "Среда обитания организмов. Экологические факторы".
Методическая разработка включает: Текст урока и самоанализ урока....
Урок по теме: « Природное сообщество. Экологические факторы среды».
Урок для учащихся 5 классов. Знакомство с экологическими факторами....
презентация к уроку"Экологические факторы среды и их влияния на растения" 6 класс.
В презентации раскрыты вопросы влияния факторов среды на растительный организм....
Конспект занятия-исследования «Газированные напитки как экологический фактор жизнедеятельности человека»
Конспект занятия-исследования может быть полезен учителям экологии, биологии, педагогам дополнительного образования, реализующим программы естественнонаучного направления....
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."
Разработка открытого урока по биологии на тему:"Экологические факторы среды. Экологические ресурсы. Адаптация."...