Конспект занятия на дифференциацию звуков [б] и [б`].
план-конспект

Конспект занятия и дидактическая игра в форме презентации (PowerPoint) на дифференциацию звуков [б] и [б`].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_zvuki_b_i_b.docx24.37 КБ
Файл igra-_puteshestvie.pptx2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

с детьми 6-7 лет с моторной алалией в стадии выхода

Тема: Звуки [б] и [б`] (игра-путешествие).

Цель занятия:

  1. Дифференциация звуков [б] и [б`];
  2. Развитие слухоречевого внимания;
  3. Развитие фонематического восприятия;
  4. Формирование навыка звукового анализа слов;
  5. Расширение и уточнение словарного запаса;
  6. Развитие памяти, внимания, мышления.

Оборудование: дидактическая игра в форме презентации (PowerPoint), план-карта в виде буквы «Б».

Ход занятия

  1. Организационный момент - слайд 2

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказку. Готовы? Тогда – в путь!

Пригласил Колобок к себе в гости Чебурашку и Белоснежку. Набрали они гостинцев и отправились в путешествие.

Но это не простое путешествие, оно лежит в страну, где живут звуки [б] и [б`]. Скажите, а есть ли такие звуки в именах наших героев (Выясняем, что в имени Чебурашки есть звук [б], а в имени Белоснежки - звук[б`].

  1. «У Бабы Яги» (выделение и дифференциация звуков [б] и [б`] в начале слова) – слайды 3-5

Долго ли, коротко ли шли Чебурашка и Белоснежка по лесу, и пришли они к избушке на курьих ножках, а живет там баба Яга.

Обрадовалась баба Яга, что добыча сама к ней пришла, и решила она съесть Чебурашку и Белоснежку. Но наши герои попросили отпустить их. «Ладно, - сказала баба Яга, - но вы должны выполнить одно задание. Выполните – отпущу, а нет – съем. Есть у меня одна картинка, но я плохо вижу. Чебурашка, называй предметы со звуком [б], а Белоснежка - со звуком [б`] (Дети «помогают» Чебурашке и Белоснежке называть слова со звуками [б] и [б`]: бант, бочка, бусы, балалайка и белка, бегемот, берёза, бинокль).

Так и спаслись они от бабы Яги!

  1.  «Встреча с Буратино» (буква «Б») – слайды 6-7

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Пришли Чебурашка и Белоснежка в большой и красивый город. Навстречу им выбежал Буратино, а в конце улицы показался Карабас-Барабас. Буратино бросился к Чебурашке и Белоснежке. «Помогите мне поскорее прочитать карту – план дороги к дверце с нарисованным очагом, - сказал Буратино и показал карту, - а то Карабас-Барабас догонит меня и отберет золотой ключик». (Дети получают план-карту, проходят лабиринт, рисуя дорогу к золотому ключику. Обращаем внимание детей на то, что весь план похож на букву «Б»).

Поблагодарил Буратино Белоснежку и Чебурашку и побежал к дверце с нарисованным очагом.

  1. «Домики» (выделение и дифференциация звуков [б] и [б`] на фоне слова, характеристика звуков [б] и [б`]) – слайд 8

Вышли Чебурашка и Белоснежка из города, а на поляне стоят два домика – синий и зелёный.  Возле этих домиков бегают и летают разные животные, птицы и насекомые. Давайте поможем им найти свой дом. Ребята, как мы это сделаем?  (Выясняем, что звук [б]- согласный, звонкий и твердый, а звук [б`]- согласный, звонкий и мягкий. Животные и птицы со звуком [б] будут жить в синем домике, со звуком [б’] – в зелёном. Дети называют слова, выделяют звуки [б]и [б’] и «расселяют» по домикам барана, собаку, бабочку и обезьяну, воробья и лебедя).

  1. «В море» - слайды 9-12

Белоснежка и Чебурашка отправились дальше… А теперь им предстояло плыть по морю. Сели они на корабль и поплыли. Вдруг Чебурашка увидел пиратский корабль.  

Оказалось, что на пиратском корабле, в плену у Бармалея сидит добрый доктор Айболит. Айболит ехал в Африку лечить больных бегемотов и обезьян, но его схватили пираты. «Помогите, освободите меня, - взмолился Айболит, - меня в Африке ждут больные обезьянки и бегемотики!». Но хитрый и коварный Бармалей согласился отпустить Айболита только, если наши герои отгадают его загадки. «Кроме того, - сказал Бармалей, - если в отгадке есть твердый звук [б], то ответ говорит Чебурашка, а если мягкий звук [б`], то отвечает Белоснежка. Слушайте:

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит,  

В ногу всем шагать велит.

                                     (Дети помогают Чебурашке ответить «барабан») 

Там зимой мишутка спит,

В этом домике сопит.

Веток, листиков в ней много…

Называют дом…      (Дети вместе с Белоснежкой отвечают «берлога»)

       В нашем доме, под окошком,

       Есть горячая гармошка.

       Не поёт и не играет —

       Дом она обогревает.  

                                           (Дети и Чебурашка отвечают «батарея»)

Обычно он из марли –

Помощник всех врачей.

Им раны перевяжут,

       Чтоб зажили поскорей.    

                                           (Дети и Белоснежка отвечают «бинт»)

Что за дерево такое

Украшает лес зимою?

Грозди красные на ветках

– Ну-ка угадайте, детки!

Не ольха и не осина,

А красавица …                 (Дети помогают ответить Белоснежке «рябина»)

В море плавает, в реке,

С плавниками, в чешуе,

Она ни с кем не говорит,

Пузыри пускает и молчит.

                                            (Дети вместе с Чебурашкой отвечают «рыба»)

Молодцы, ребята, помогли Белоснежке и Чебурашке освободить доктора Айболита. Айболит поплыл в Африку, а наши герои – к Колобку.

  1. «В гостях у Колобка» - слайд 13

Вскоре показалась земля. А вот и дом, где живет Колобок. Он уже ждал своих гостей и приготовил много вкусных блюд, в названиях которых есть звуки [б] и [б`]. Давайте вместе назовем эти угощения и определим, какой звук [б] или [б`] есть в каждом слове (Дети называют нарисованные продукты и блюда (бананы, безе, баклажаны, арбуз, бисквит, кабачок) и определяют, какой звук [б] или [б`] спрятался в слове).

Колобок был очень рад гостям!

  1. Итог занятия

Вот какое путешествие мы совершили вместе с Белоснежкой и Чебурашкой. Ребята, а вы заметили, что в именах всех сказочных героев, которые нам встречались на пути, есть звуки [б] или [б`]. Давайте их вспомним.  Вы – молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СПб ГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С.С.Мнухина Тема: Дифференциация звуков [б] и [б’] (игра-путешествие) Занятие для детей 6-7 лет с ТНР Составила: логопед Уржумова Н.Н. Санкт-Петербург 2021

Слайд 2

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в путешествие в сказку. Готовы? Тогда – в путь! Пригласил Колобок к себе в гости Чебурашку и Белоснежку. Набрали они гостинцев и отправились в дорогу.

Слайд 3

Но путь туда не близкий. Долго ли, коротко ли шли Чебурашка и Белоснежка по лесу и пришли к избушке на курьих ножках, а живет там баба Яга. Обрадовалась баба Яга, что добыча сама к ней пришла, и решила она съесть Чебурашку и Белоснежку. Но наши герои попр осили отпустить их. Баба Яга согласилась, если они выполнят задание: нужно распределить картинки по двум группам.

Слайд 4

Распредели картинки по двум группам: со звуком [ б ] и со звуком [ б ’]

Слайд 5

Проверим себя

Слайд 6

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Пришли Чебурашка и Белоснежка в большой и красивый город. А навстречу им выбежал Буратино. Он бросился к Чебурашке и Белоснежке. «Помогите мне поскорее прочитать карту – план дороги к дверце с нарисованным очагом, - сказал Буратино и показал карту, - а то Карабас-Барабас догонит меня и отберет золотой ключик».

Слайд 7

Давайте поможем Буратино найти дорогу

Слайд 8

Вышли Чебурашка и Белоснежка из города, а на поляне стоят два домика – синий и зелёный. Давайте поможем животным, птицам и насекомым найти свой дом. Если в названии есть твёрдый звук [ б ] , то поселим их в синий домик, а если мягкий звук [ б ’] , то – в зелёный.

Слайд 9

Белоснежка и Чебурашка отправились дальше… А теперь им предстояло плыть по морю . Сели они на корабль и поплыли. Вдруг Чебурашка увидел пиратский корабль.

Слайд 10

Оказалось, на пиратском корабле, в плену у Бармалея сидит добрый доктор Айболит. «Помогите, освободите меня, - взмолился Айболит, - меня в Африке ждут больные обезьянки и бегемотики!» Чебурашка и Белоснежка захотели помочь доброму доктору. Но хитрый Бармалей согласился отпустить Айболита только, если наши герои отгадают загадки. «Кроме того, - сказал Бармалей, - если в отгадке есть твёрдый звук [б], то ответ говорит Чебурашка, а если мягкий звук [б’], то – Белоснежка».

Слайд 11

В нашем доме, под окошком, Есть горячая гармошка. Не поёт и не играет — Дом она обогревает. (Батарея ) В море плавает, в реке, С плавниками, в чешуе, Она ни с кем не говорит, Пузырьки пускает и молчит. (Рыба) Обычно он из марли – Помощник всех врачей. Им раны перевяжут, Чтоб зажили скорей. (Бинт) Что за дерево такое Украшает лес зимою? Грозди красные на ветках – Ну-ка угадайте, детки ! Не ольха и не осина, А красавица … (Рябина) Там зимой мишутка спит, В этом домике сопит. Веток, листиков в ней много… Называют дом - … ( Берлога ) Деревянные подружки Пляшут на его макушке, Бьют его, а он гремит, В ногу всем шагать велит. (Барабан)

Слайд 12

Наши герои спасли доктора Айболита. Вскоре показалась земля.

Слайд 13

Баклажан Бананы Безе Арбуз Бисквит Кабачок Вот и дом Колобка. Колобок уже ждал своих гостей и приготовил много вкусных блюд, в названиях которых есть звуки [б] и [б’]. Давайте вместе назовём эти угощения и определим, какой звук есть в каждом слове.

Слайд 14

Вот какое путешествие мы совершили вместе с Белоснежкой и Чебурашкой. Ребята, а вы заметили, что в именах всех сказочных героев, которые нам встречались на пути, есть звуки [ б ] и [ б ’] Спасибо! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...

Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф].

Участие в методической неделе педагогического сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Сосновоборска с представленным опытом работы:Фронтальное занятие в подготовительной группе ко...

Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".

Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым  карандашами....

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...