Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".
план-конспект

Стрелец Татьяна Витальевна

Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым  карандашами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._diff._zvukov_z_-_s_-_kopiya.docx219.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

«Дифференциация звуков [З], [З̕'], [С], [С']»

Цель: закреплять умение учеников различать звуки [З], [З̕'], [С], [С'] в словах.

Задачи:

  • уточнить правильную артикуляцию звуков [З], [З̕'], [С], [С'],
  • развивать фонематический слух, навыки звукового анализа,
  • закрепить представления учащихся о звонких и глухих согласных звуках,
  • закрепить понятие о звуках и буквах,
  • активизировать лексический словарь по теме «Живая природа»,
  • развивать пространственные представления и графо-моторные навыки,
  • вырабатывать умение работать в коллективе, не перебивать, ждать своей очереди,
  • воспитывать готовность прийти на помощь.

Оборудование: магнитная доска, картинное пособие «свинки-копилки» 2 цветов на магните, картинки-отгадки (змея, зебра, семечко, собака), опорные картинки-символы для обозначения звонких / глухих согласных (колокольчики, наушники синего и зелёного цветов), листочки в клеточку, простые карандаши у каждого ученика, чемоданчик, в котором лежат картинки на магнитах по теме «Живая природа», содержащие и не содержащие звуки [З], [З̕'], [С], [С']: заяц, зебра, кузнечик, роза, сова, собака, слон,синица, ананас, абрикос, нарцисс, апельсин, аист, оса, шмель, жук, ёж, кошка, щука, ящерица, лошадь (картинки лежат «лицом» вниз).

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Логопед вывешивает на доску 2 изображения «свинок-копилок» (ярко-розовая и светло-розовая). Постановка проблемы.

Логопед: Ребята, вы помните, что наши веселые свинки-копилки обладают необычной способностью – они умеют менять имена. Для того, чтобы узнать, как их зовут сегодня, нам надо выполнить 4 задания.

  1. Введение в тему.

Загадка № 1:

Опасна, ядовита,

Узорами увита.

Хвост изгибает в буквы

Любого алфавита.   (змея)

На доску вывешивается картинка-отгадка.

Определение I звука в слове «змея» - это звук [З].

Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, твёрдый).

На доску под картинкой «змея» вывешивается картинка-символ (синий колокольчик) и делается подпись «З».

  1. Загадка № 2:

Полосатая лошадка,

Будто школьная тетрадка.

Она по Африке идёт,

Как пешеходный переход.   (зебра)

На доску вывешивается картинка-отгадка.

Определение I звука в слове «зебра» - это звук [З'].

Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, мягкий).

На доску под картинкой «зебра»  вывешивается картинка-символ (зеленый колокольчик) и делается подпись «З'».

  1. Загадка № 3:

В землю мы его зарыли,

А потом водой полили.

Пролетало времечко,

Прорастало …  (семечко) 

На доску вывешивается картинка-отгадка.

Определение I звука в слове «семечка» - это звук [С'].

Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, глухой, мягкий). 

На доску под картинкой «семечко»  вывешивается картинка-символ (зеленые наушники) и делается подпись «С'».

  1. Загадка № 4 –  графический диктант:

Логопед: ребята, нам предстоит выполнить графический диктант. Перед вами на партах лежат листочки в клеточку. Найдите красную точку.

От нее 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 3 клетки вверх,

1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево,

4 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз,

1 клетка влево, 5 клеток вверх. Получившееся изображение – собака.

Логопед: ребята, кто у вас получился? (собака) Нарисуйте собаке глаз и обозначьте нос.

На доску вывешивается картинка-отгадка.

Определение I звука в слове «собака» – это звук [С].

Логопед: дайте характеристику звуку  (согласный, глухой, твёрдый). 

На доску под картинкой «собака»  вывешивается картинка-символ (синие наушники) и делается подпись «С».

  1. Логопед: вот мы и узнали 4 звука, назовите их еще раз.

Дети называют: это звуки [З], [З̕'], [С'], [С].

 Логопед: правильно! Это гости нашего занятия. Теперь можно открыть вам имена свинок. Но звуков 4, а свинок всего 2. Скажите, какими буквами мы обозначаем звуки [З], [З̕'] на письме?

Дети отвечают: эти звуки мы обозначаем буквой «З».

Логопед: правильно. С этой буквы будет начинаться имя первой свинки. А какими буквами мы обозначаем звуки [С], [С']?

Дети: эти звуки мы обозначаем буквой С.

Логопед: верно! С этой буквы будет начинаться имя второй свинки. Сегодня в начале имени каждой свинки стоит мягкий согласный. Значит, их имена начинаются с каких звуков? Правильно, со звуков[З̕'] и[С']. Итак, знакомьтесь! Это Зяпа (ярко-розовая) и Сяпа (светло-розовая). Делаются подписи на доске.

  1. Динамическая пауза: ученики выполняют движения 2 раза.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парты тихо сесть.

  1. Игра – различение звуков на слух. Ученики по одному выходят к доске, вытягивают из чемоданчика одну картинку, называют ее, определяют, есть ли в этом слове один из звуков занятия. Если нет такого звука, картинка откладывается в сторону. Если есть один из звуков [З], [З̕'], [С], [С'], то ученик громко и чётко называет этот звук, даёт ему характеристику и «кладёт» в соответствующую свинку-копилку (прикрепляет в магнитной доске). Затем ребенок называет букву, которой он обозначит на письме этот звук. Слова, содержащие звонкие согласные, – свинке Зяпе, глухие – свинке Сяпе. Игра проводится со всеми учениками класса.
  2. Итог.

В конце игры подводятся итоги – какая свинка набрала больше картинок, та и победила.

Логопед: сегодня победила свинка Сяпа. Какие звуки нам встречались чаще?

Дети: нам чаще встречались сегодня звуки [С], [С'].

Давайте вспомним отличие звуков и букв.

Дети: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим (читаем).

Учащиеся определяют, к каким понятиям можно отнести слова-названия картинок (животные, птицы, насекомые, цветы, фрукты). Логопед благодарит всех учеников за активное участие, объявляет, что занятие окончено. Ученики прощаются со свинками до следующего занятия, подписывают и сдают листочки с графическим диктантом на проверку.

Приложение

E:\Downloads\IMG_2188.jpg

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"

Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.

Данный конспект  разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."

Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [х] и буква Хх

Тема: Звук [х]. Буква ХхЦель: Закрепить знания детей о звуке [х].Задачи:-научить давать характеристику звука [х];-уточнить его артикуляцию;-научить чётко интонировать звук[х] в словах;-научить выделят...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [п] и буква Пп

Тема: Звук [п] и Буква ПЦель: закрепить знания детей о звуке [п].Задачи:-учить давать характеристику звука [п];-учить выделять из ряда звуков,слогов,слов;- учить детей звуковому анализу слогов т...

Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [т] и буква Тт

Тема: Звук [т] и буква ТЦель: Закрепить знания детей о звуке [т].Задачи:-учить давать характеристику звуку [т];-учить детей определять места звука [т] в слогах, в словах-учить детей искать букву Т сре...