Конспект фронтального логопедического занятия. Тема "Дифференциация звуков З, З`, С, С`".
план-конспект
Занятие может проводиться как в 1 классе, так и в подготовительной группе детского сада. В 1 классе дети могут записывать слова в 2 столбика, подчеркивая буквы З и С синим / зеленым карандашами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._diff._zvukov_z_-_s_-_kopiya.docx | 219.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия
«Дифференциация звуков [З], [З̕'], [С], [С']»
Цель: закреплять умение учеников различать звуки [З], [З̕'], [С], [С'] в словах.
Задачи:
- уточнить правильную артикуляцию звуков [З], [З̕'], [С], [С'],
- развивать фонематический слух, навыки звукового анализа,
- закрепить представления учащихся о звонких и глухих согласных звуках,
- закрепить понятие о звуках и буквах,
- активизировать лексический словарь по теме «Живая природа»,
- развивать пространственные представления и графо-моторные навыки,
- вырабатывать умение работать в коллективе, не перебивать, ждать своей очереди,
- воспитывать готовность прийти на помощь.
Оборудование: магнитная доска, картинное пособие «свинки-копилки» 2 цветов на магните, картинки-отгадки (змея, зебра, семечко, собака), опорные картинки-символы для обозначения звонких / глухих согласных (колокольчики, наушники синего и зелёного цветов), листочки в клеточку, простые карандаши у каждого ученика, чемоданчик, в котором лежат картинки на магнитах по теме «Живая природа», содержащие и не содержащие звуки [З], [З̕'], [С], [С']: заяц, зебра, кузнечик, роза, сова, собака, слон,синица, ананас, абрикос, нарцисс, апельсин, аист, оса, шмель, жук, ёж, кошка, щука, ящерица, лошадь (картинки лежат «лицом» вниз).
Ход занятия.
- Оргмомент.
Логопед вывешивает на доску 2 изображения «свинок-копилок» (ярко-розовая и светло-розовая). Постановка проблемы.
Логопед: Ребята, вы помните, что наши веселые свинки-копилки обладают необычной способностью – они умеют менять имена. Для того, чтобы узнать, как их зовут сегодня, нам надо выполнить 4 задания.
- Введение в тему.
Загадка № 1:
Опасна, ядовита,
Узорами увита.
Хвост изгибает в буквы
Любого алфавита. (змея)
На доску вывешивается картинка-отгадка.
Определение I звука в слове «змея» - это звук [З].
Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, твёрдый).
На доску под картинкой «змея» вывешивается картинка-символ (синий колокольчик) и делается подпись «З».
- Загадка № 2:
Полосатая лошадка,
Будто школьная тетрадка.
Она по Африке идёт,
Как пешеходный переход. (зебра)
На доску вывешивается картинка-отгадка.
Определение I звука в слове «зебра» - это звук [З'].
Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, звонкий, мягкий).
На доску под картинкой «зебра» вывешивается картинка-символ (зеленый колокольчик) и делается подпись «З'».
- Загадка № 3:
В землю мы его зарыли,
А потом водой полили.
Пролетало времечко,
Прорастало … (семечко)
На доску вывешивается картинка-отгадка.
Определение I звука в слове «семечка» - это звук [С'].
Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, глухой, мягкий).
На доску под картинкой «семечко» вывешивается картинка-символ (зеленые наушники) и делается подпись «С'».
- Загадка № 4 – графический диктант:
Логопед: ребята, нам предстоит выполнить графический диктант. Перед вами на партах лежат листочки в клеточку. Найдите красную точку.
От нее 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 4 клетки вправо, 3 клетки вверх,
1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево,
4 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 4 клетки влево, 2 клетки вниз,
1 клетка влево, 5 клеток вверх. Получившееся изображение – собака.
Логопед: ребята, кто у вас получился? (собака) Нарисуйте собаке глаз и обозначьте нос.
На доску вывешивается картинка-отгадка.
Определение I звука в слове «собака» – это звук [С].
Логопед: дайте характеристику звуку (согласный, глухой, твёрдый).
На доску под картинкой «собака» вывешивается картинка-символ (синие наушники) и делается подпись «С».
- Логопед: вот мы и узнали 4 звука, назовите их еще раз.
Дети называют: это звуки [З], [З̕'], [С'], [С].
Логопед: правильно! Это гости нашего занятия. Теперь можно открыть вам имена свинок. Но звуков 4, а свинок всего 2. Скажите, какими буквами мы обозначаем звуки [З], [З̕'] на письме?
Дети отвечают: эти звуки мы обозначаем буквой «З».
Логопед: правильно. С этой буквы будет начинаться имя первой свинки. А какими буквами мы обозначаем звуки [С], [С']?
Дети: эти звуки мы обозначаем буквой С.
Логопед: верно! С этой буквы будет начинаться имя второй свинки. Сегодня в начале имени каждой свинки стоит мягкий согласный. Значит, их имена начинаются с каких звуков? Правильно, со звуков[З̕'] и[С']. Итак, знакомьтесь! Это Зяпа (ярко-розовая) и Сяпа (светло-розовая). Делаются подписи на доске.
- Динамическая пауза: ученики выполняют движения 2 раза.
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладошки три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты тихо сесть.
- Игра – различение звуков на слух. Ученики по одному выходят к доске, вытягивают из чемоданчика одну картинку, называют ее, определяют, есть ли в этом слове один из звуков занятия. Если нет такого звука, картинка откладывается в сторону. Если есть один из звуков [З], [З̕'], [С], [С'], то ученик громко и чётко называет этот звук, даёт ему характеристику и «кладёт» в соответствующую свинку-копилку (прикрепляет в магнитной доске). Затем ребенок называет букву, которой он обозначит на письме этот звук. Слова, содержащие звонкие согласные, – свинке Зяпе, глухие – свинке Сяпе. Игра проводится со всеми учениками класса.
- Итог.
В конце игры подводятся итоги – какая свинка набрала больше картинок, та и победила.
Логопед: сегодня победила свинка Сяпа. Какие звуки нам встречались чаще?
Дети: нам чаще встречались сегодня звуки [С], [С'].
Давайте вспомним отличие звуков и букв.
Дети: звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим (читаем).
Учащиеся определяют, к каким понятиям можно отнести слова-названия картинок (животные, птицы, насекомые, цветы, фрукты). Логопед благодарит всех учеников за активное участие, объявляет, что занятие окончено. Ученики прощаются со свинками до следующего занятия, подписывают и сдают листочки с графическим диктантом на проверку.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной логогруппе для детей с ОНР. Тема: "Звук [А] - гласный"
Занятие решает задачи формирования фонематического восприятия, упражнения в употреблении родительного падежа существительных, обучения составлению сложных предложений с предлогом и координации речи с ...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с заиканием. Тема: Дифференциация звуков Л — Ль.
Данный конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста, имеющих заикание. В конспекте отражены цели занятия, ход занятия и необходимое оборудование, а так же представлены фотографии ...
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР
Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [В]-[В’] в слогах и словах» в старшей группе для детей С ОНР...
Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР "Письмо из Простоквашино. Звук «Ш», буквы Ш,ш."
Цель: закрепить звук «Ш»; развивать фонематический слух; упражнять в звуковом анализе, в составлении предложений по схеме; упражнять в образовании относительных прилагательных, подборе слов-антонимов...
Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [х] и буква Хх
Тема: Звук [х]. Буква ХхЦель: Закрепить знания детей о звуке [х].Задачи:-научить давать характеристику звука [х];-уточнить его артикуляцию;-научить чётко интонировать звук[х] в словах;-научить выделят...
Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [п] и буква Пп
Тема: Звук [п] и Буква ПЦель: закрепить знания детей о звуке [п].Задачи:-учить давать характеристику звука [п];-учить выделять из ряда звуков,слогов,слов;- учить детей звуковому анализу слогов т...
Конспект фронтального логопедического занятия. Звук [т] и буква Тт
Тема: Звук [т] и буква ТЦель: Закрепить знания детей о звуке [т].Задачи:-учить давать характеристику звуку [т];-учить детей определять места звука [т] в слогах, в словах-учить детей искать букву Т сре...