Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф].
план-конспект

Жукова Юлия Александровна

Участие в методической неделе педагогического сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Сосновоборска

с представленным опытом работы:

Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование предпосылок грамотности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тема: «Дифференциация звуков [В]-[Ф]»

          Цель: Учить различать звуки [В]-[Ф] на слух и в произношении.

  1. Произнесение и различение звуков [В]-[Ф] на предложенном материале. Закреплять понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук.
  2. Закреплять навык синтеза, путём замены заданных звуков в предложенных словах.
  3. Закрепление навыки звукового и слогового анализа слов.
  4. Закрепление умение составлять предложения с данным словом и предложенной схеме.
  5. Чтение, печатание слов по следам анализа.
  6. Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.

Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост, фрукты, жираф, кофта, лифт, конфета, фартук, фонарь), карандаши, ручки, ластики; кукла Незнайка, азбука с заданиями (слова с перепутанными буквами, буквы В и Ф для индивидуальной работы, слоги ВЫ и ФЫ, листочки с зашифрованными словами); цифры 2 и 5; компьютер.

        Ход занятия

  1. Оргмомент.

- К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и каждый из вас подарит улыбку нашим гостям и назовет свою фамилию, имя, отчество). А сейчас давайте улыбнёмся друг другу.

  1. Сообщение темы занятия - Игра «Узнай слово»:

Ребята, я вам приготовила слова, с которыми мы сегодня будем играть. Ой! А что же с ними случилось! Ребята, к нам в группу опять забрался Незнайка. Что же он натворил с нашими словами? Но это не совсем не те слова, которые я вам приготовила.

Послушайте:

Форобей, фаленки, форона, фареники.

Вы узнали эти слова?

Что же в этих словах перепутал Незнайка? Произнесение и сопоставление звуков [Ф]-[В]. При помощи чего произносятся? Чем отличаются? Закрепление понятий «звонкий-глухой».

Ребята, а какие мы ещё знаем звуки, которые различаются голосом? – домик.

  1. Различение звуков [В]-[Ф] – работа по подгруппам:

Ой, посмотрите, Незнайка нам ещё и все буквы перепутал! Ребята, посмотрите, что я вам показываю (букву). Послушайте, что я сейчас скажу (звук). Давайте вспомним правило, чем отличается звук от буквы?

Паша, а тебе какая буква больше нравится, В или Ф?

Подойдите к столу и возьмите себе ту букву, которая понравилась больше. Выберите нужный вам стол и присядьте за него.

Серёжа, скажи какие звуки мы обозначим буквой В? Буквой Ф?

Итак, вы дружите со звуками [в] и [вь], а вы дружите со звуками [ф] и [фь].

  • Ребята, давайте посмотрим, что же ещё нам Незнайка принес... Прочитайте. А что вы прочитали, слоги или слова?

Какой слог себе возьмёт ваша команда? А ваша?

Я произнесу начало слова, а вы договорите его слогом «вы» или «фы» так, чтобы получилось «правильное» слово, объясните Незнайке значение этого слова.

шка...           сли...          тык...           голь...         жира...        бук...          заба...            шар..

  • А сейчас приготовьте ваши ладошки, будете «ловить» слова. Слова с какими звуками будете ловить вы? А вы?

воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон, вафли.

Ребята, а почему на слово вафли хлопали все?

  • Я предлагаю вам повторить вслед за мной названия картинок (картинки выкладываются перед детьми на стол и проговариваются вслед за логопедом). Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и возьмите только те картинки, которые нужны вашей команде, а остальные верните мне. Почему вы оставили эти картинки? А вы? …

ванна, диван, сова, завод, вафли, ваза, лифт, кофта, вата, львы, жираф, фрукты, конфета, фартук, фонарь, воротник, ворона;

  • А сейчас возьмите любую, понравившуюся вам картинку. Слушайте внимательно задания. Игра «Встанет тот, у кого…»

Запомните каждый свою картинку, затем переверните и положите перед собой.

Здесь убрать все буквы и слоги, раздать ручки, карандаши, ластики.

Картинки оставить перевёрнутыми на своих местах!

  1. Изменение значения слов, путём замены заданных звуков в словах. Компьютер.

Ребята, а давайте научим Незнайку играть в игру «Наоборот». Я голосом буду выделять слово, в котором надо заменить звук [в] на звук [ф].

Назовите слова парами.

  • Вдруг у нас разбилась ваза, у луны бывает ...
  • К нам пришел на встречу Ваня и его сестрёнка ... (большая буква в начале имени).
  • Нарубили мы дрова, а в степи живёт ...
  • На суку сидит сова, в комнате стоит ...
  1. Физминутка.

А давайте мы покажем гостям, как мы играем с буквами.

Инициатива – показ картинок.

 «Азбука телодвижений» с придумыванием слов на изображаемую букву.

  1. Звуко-слоговой анализ слова.

А у Незнайки тут ещё кое-что есть. Посмотрите, тут зашифрованные слова, он сам, видимо, не смог их расшифровать, поэтому вам и принёс. Возьмите каждый себе любое слово. Расшифруйте его. Запишите своё слово в клеточки. Обозначайте звуки в своём слове.

Инициатива – звуковой анализ слова на доске.

  1. Придумай предложение с расшифрованным словом по схеме (индивидуальная работа).
  2. Закрепление употребления существительных в родительном падеже множественного числа.

Ребята, вспомните, какие вы брали у меня картинки? Я вам буду показывать цифру, а вы вернёте мне вашу картинку, проговорив её с любой цифрой по выбору и скажите, чего у вас не стало.

  1. Итог занятия.

Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи? А чем различаются?

А как вы думаете, Незнайка к нам ещё придёт?

Карточки с играми

  1. Сообщение темы занятия - Игра «Узнай слово»:

Ребята, я вам приготовила слова, с которыми мы сегодня будем играть.

Ой! А что же с ними случилось! Но это не совсем не те слова, которые я вам приготовила. Я, кажется, понимаю - к нам в группу забрался Незнайка.

Послушайте, что он натворил с нашими словами?

ФОРОБЕЙ   ФАЛЕНКИ   ФОРОНА   ФАРЕНИКИ

Вы узнали эти слова?

Серёжа, что же в этих словах перепутал Незнайка?

Миша, произнеси звук [Ф]. Что ты можешь сказать про этот звук?

Паша, произнеси звук [В]. При помощи чего он произносится?

Артём, чем отличаются эти звуки?

Закрепление понятий «звонкий-глухой».

Катя, а какие мы ещё знаем звуки, которые различаются голосом? – домик.

  1. Различение звуков [В]-[Ф] – работа по подгруппам:

Ой, посмотрите, Незнайка нам ещё и все буквы перепутал!

Ребята, посмотрите, что я вам показываю (букву).

Послушайте, что я сейчас скажу (звук).

Давайте вспомним правило, чем отличается звук от буквы? Звуки мы..., а буквы мы...

Подойдите к столу и возьмите себе ту букву, которая понравилась больше.

Выберите нужный вам стол и присядьте за него.

Серёжа, скажи какие звуки мы обозначим буквой В? Буквой Ф?

Итак, вы – команда, которая дружит со звуками [в] и [вь], а вы –команда, которая дружит со звуками [ф] и [фь]. И сейчас мы будем играть в игры по командам.

  1. Игра «фы» или «вы»?

Ребята, давайте посмотрим, что же ещё нам Незнайка принес...

А что это такое? Катя, прочитай эти слоги.

Какой слог себе возьмёт ваша команда? А ваша?

А теперь задание: я произнесу начало слова, а вы будьте внимательны и договорите это слово слогом «вы» или слогом «фы» так, чтобы оно получилось «правильным». Объясните Незнайке значение этого слова.

шка...           сли...          тык...           голь...         жира...        бук...          заба...            шар...

  1. Игра «Поймай слово с заданным звуком».

А сейчас приготовьте ваши ладошки, будете «ловить» слова. Слова с какими звуками будет ловить ваша команда? А ваша?

воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон, вафли.

Ребята, а почему на слово вафли хлопнули все?

  1. Различение звуков [В]-[Ф] по картинкам.

Я предлагаю вам повторить вслед за мной названия картинок (картинки выкладываются перед детьми на стол и проговариваются вслед за логопедом). Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и возьмите только те картинки, которые нужны вашей команде, а остальные верните мне.

Почему вы оставили эти картинки? А вы? …

А сейчас возьмите любую, понравившуюся вам картинку. Слушайте внимательно задания. Игра «Встанет тот, у кого…»

Запомните каждый свою картинку, затем переверните и положите перед собой.

Презентация для показа

Вдруг у нас разбилась ваза, у луны бывает ...

К нам пришел на встречу Ваня и его сестрёнка ... (большая буква в имени).

Нарубили мы дрова, а в степи живёт ...

На суку сидит сова, в комнате стоит ...


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Меняй в словах звук [ В ] на звук [ Ф ] . Объясни, что получилось.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект фронтального занятия по логопедии "Звук и буква р"

Занятие направлено на развитие фонетико-фонематических представлений, профилактику дисграфии, также продолжается работа над звуко-буквенным анализом слов....

Конспект фронтального занятия для дошкольников. Звук [А] и буква А.

На занятии дети знакомятся со звукком [а] и буквой А. Учатся употреблять их в речи, выделять среди других звуков, слогов, слов на слух. Узнавать графический образ буквы А....

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.

Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...