Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф].
план-конспект
Участие в методической неделе педагогического сообщества учителей-логопедов и учителей-дефектологов города Сосновоборска
с представленным опытом работы:
Фронтальное занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности «Формирование предпосылок грамотности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект фронтального занятия по дифференциации звуков [В]-[Ф]. | 25.92 КБ |
Дифференциация звуков [В] и [Ф]. | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Дифференциация звуков [В]-[Ф]»
Цель: Учить различать звуки [В]-[Ф] на слух и в произношении.
- Произнесение и различение звуков [В]-[Ф] на предложенном материале. Закреплять понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук.
- Закреплять навык синтеза, путём замены заданных звуков в предложенных словах.
- Закрепление навыки звукового и слогового анализа слов.
- Закрепление умение составлять предложения с данным словом и предложенной схеме.
- Чтение, печатание слов по следам анализа.
- Упражнение в употреблении существительных в родительном падеже множественного числа.
Оборудование: предметные картинки (вата, ваза, звёзды, гвозди, медведи, буквы, диван, василёк, умывальник, тыква, вафли, павлин, валенки, вагон, двойка, ванна, ива, хвост, фрукты, жираф, кофта, лифт, конфета, фартук, фонарь), карандаши, ручки, ластики; кукла Незнайка, азбука с заданиями (слова с перепутанными буквами, буквы В и Ф для индивидуальной работы, слоги ВЫ и ФЫ, листочки с зашифрованными словами); цифры 2 и 5; компьютер.
Ход занятия
- Оргмомент.
- К нам пришли гости. Давайте поздороваемся и каждый из вас подарит улыбку нашим гостям и назовет свою фамилию, имя, отчество). А сейчас давайте улыбнёмся друг другу.
- Сообщение темы занятия - Игра «Узнай слово»:
Ребята, я вам приготовила слова, с которыми мы сегодня будем играть. Ой! А что же с ними случилось! Ребята, к нам в группу опять забрался Незнайка. Что же он натворил с нашими словами? Но это не совсем не те слова, которые я вам приготовила.
Послушайте:
Форобей, фаленки, форона, фареники.
Вы узнали эти слова?
Что же в этих словах перепутал Незнайка? Произнесение и сопоставление звуков [Ф]-[В]. При помощи чего произносятся? Чем отличаются? Закрепление понятий «звонкий-глухой».
Ребята, а какие мы ещё знаем звуки, которые различаются голосом? – домик.
- Различение звуков [В]-[Ф] – работа по подгруппам:
Ой, посмотрите, Незнайка нам ещё и все буквы перепутал! Ребята, посмотрите, что я вам показываю (букву). Послушайте, что я сейчас скажу (звук). Давайте вспомним правило, чем отличается звук от буквы?
Паша, а тебе какая буква больше нравится, В или Ф?
Подойдите к столу и возьмите себе ту букву, которая понравилась больше. Выберите нужный вам стол и присядьте за него.
Серёжа, скажи какие звуки мы обозначим буквой В? Буквой Ф?
Итак, вы дружите со звуками [в] и [вь], а вы дружите со звуками [ф] и [фь].
- Ребята, давайте посмотрим, что же ещё нам Незнайка принес... Прочитайте. А что вы прочитали, слоги или слова?
Какой слог себе возьмёт ваша команда? А ваша?
Я произнесу начало слова, а вы договорите его слогом «вы» или «фы» так, чтобы получилось «правильное» слово, объясните Незнайке значение этого слова.
шка... сли... тык... голь... жира... бук... заба... шар..
- А сейчас приготовьте ваши ладошки, будете «ловить» слова. Слова с какими звуками будете ловить вы? А вы?
воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон, вафли.
Ребята, а почему на слово вафли хлопали все?
- Я предлагаю вам повторить вслед за мной названия картинок (картинки выкладываются перед детьми на стол и проговариваются вслед за логопедом). Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и возьмите только те картинки, которые нужны вашей команде, а остальные верните мне. Почему вы оставили эти картинки? А вы? …
ванна, диван, сова, завод, вафли, ваза, лифт, кофта, вата, львы, жираф, фрукты, конфета, фартук, фонарь, воротник, ворона;
- А сейчас возьмите любую, понравившуюся вам картинку. Слушайте внимательно задания. Игра «Встанет тот, у кого…»
Запомните каждый свою картинку, затем переверните и положите перед собой.
Здесь убрать все буквы и слоги, раздать ручки, карандаши, ластики.
Картинки оставить перевёрнутыми на своих местах!
- Изменение значения слов, путём замены заданных звуков в словах. Компьютер.
Ребята, а давайте научим Незнайку играть в игру «Наоборот». Я голосом буду выделять слово, в котором надо заменить звук [в] на звук [ф].
Назовите слова парами.
- Вдруг у нас разбилась ваза, у луны бывает ...
- К нам пришел на встречу Ваня и его сестрёнка ... (большая буква в начале имени).
- Нарубили мы дрова, а в степи живёт ...
- На суку сидит сова, в комнате стоит ...
- Физминутка.
А давайте мы покажем гостям, как мы играем с буквами.
Инициатива – показ картинок.
«Азбука телодвижений» с придумыванием слов на изображаемую букву.
- Звуко-слоговой анализ слова.
А у Незнайки тут ещё кое-что есть. Посмотрите, тут зашифрованные слова, он сам, видимо, не смог их расшифровать, поэтому вам и принёс. Возьмите каждый себе любое слово. Расшифруйте его. Запишите своё слово в клеточки. Обозначайте звуки в своём слове.
Инициатива – звуковой анализ слова на доске.
- Придумай предложение с расшифрованным словом по схеме (индивидуальная работа).
- Закрепление употребления существительных в родительном падеже множественного числа.
Ребята, вспомните, какие вы брали у меня картинки? Я вам буду показывать цифру, а вы вернёте мне вашу картинку, проговорив её с любой цифрой по выбору и скажите, чего у вас не стало.
- Итог занятия.
Ребята, с какими звуками мы сегодня играли? Чем они похожи? А чем различаются?
А как вы думаете, Незнайка к нам ещё придёт?
Карточки с играми
Ребята, я вам приготовила слова, с которыми мы сегодня будем играть. Ой! А что же с ними случилось! Но это не совсем не те слова, которые я вам приготовила. Я, кажется, понимаю - к нам в группу забрался Незнайка. Послушайте, что он натворил с нашими словами? ФОРОБЕЙ ФАЛЕНКИ ФОРОНА ФАРЕНИКИ Вы узнали эти слова? Серёжа, что же в этих словах перепутал Незнайка? Миша, произнеси звук [Ф]. Что ты можешь сказать про этот звук? Паша, произнеси звук [В]. При помощи чего он произносится? Артём, чем отличаются эти звуки? Закрепление понятий «звонкий-глухой». Катя, а какие мы ещё знаем звуки, которые различаются голосом? – домик. |
Ой, посмотрите, Незнайка нам ещё и все буквы перепутал! Ребята, посмотрите, что я вам показываю (букву). Послушайте, что я сейчас скажу (звук). Давайте вспомним правило, чем отличается звук от буквы? Звуки мы..., а буквы мы... Подойдите к столу и возьмите себе ту букву, которая понравилась больше. Выберите нужный вам стол и присядьте за него. Серёжа, скажи какие звуки мы обозначим буквой В? Буквой Ф? Итак, вы – команда, которая дружит со звуками [в] и [вь], а вы –команда, которая дружит со звуками [ф] и [фь]. И сейчас мы будем играть в игры по командам. |
Ребята, давайте посмотрим, что же ещё нам Незнайка принес... А что это такое? Катя, прочитай эти слоги. Какой слог себе возьмёт ваша команда? А ваша? А теперь задание: я произнесу начало слова, а вы будьте внимательны и договорите это слово слогом «вы» или слогом «фы» так, чтобы оно получилось «правильным». Объясните Незнайке значение этого слова. шка... сли... тык... голь... жира... бук... заба... шар... |
А сейчас приготовьте ваши ладошки, будете «ловить» слова. Слова с какими звуками будет ловить ваша команда? А ваша? воздух, водитель, фамилия, фокусник, вода, фургон, вафли. Ребята, а почему на слово вафли хлопнули все?
Я предлагаю вам повторить вслед за мной названия картинок (картинки выкладываются перед детьми на стол и проговариваются вслед за логопедом). Подумайте, посоветуйтесь друг с другом и возьмите только те картинки, которые нужны вашей команде, а остальные верните мне. Почему вы оставили эти картинки? А вы? … А сейчас возьмите любую, понравившуюся вам картинку. Слушайте внимательно задания. Игра «Встанет тот, у кого…» Запомните каждый свою картинку, затем переверните и положите перед собой. |
Презентация для показа Вдруг у нас разбилась ваза, у луны бывает ... К нам пришел на встречу Ваня и его сестрёнка ... (большая буква в имени). Нарубили мы дрова, а в степи живёт ... На суку сидит сова, в комнате стоит ... |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект фронтального занятия по логопедии "Звук и буква р"
Занятие направлено на развитие фонетико-фонематических представлений, профилактику дисграфии, также продолжается работа над звуко-буквенным анализом слов....
Конспект открытого занятия Тема: Дифференциация звуков [c] [з ]
конспект занятия...
Конспект фронтального занятия для дошкольников. Звук [А] и буква А.
На занятии дети знакомятся со звукком [а] и буквой А. Учатся употреблять их в речи, выделять среди других звуков, слогов, слов на слух. Узнавать графический образ буквы А....
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков С-Ш
Занятия учителя-логопеда...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков К-Г...
Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [з]-[ж] в словах с включением пособия по формированию слухо-зрительно-двигательных координаций.
Концепция использования интернет-ресурса: Возрастающий объем информации, который дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения. В ...
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...