Направления деятельности учителя-дефектолога
статья

Керимова Марина Сергеевна

Основные направления деятельности учителя-дефектолога и их содержание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_-_kopiya.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Направления деятельности учителя-дефектолога

1. Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ППк.

Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума.

Диагностическое направление работы включает в себя:

- первичное дефектологическое обследование;

- систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития;

- проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития учащихся.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений, навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и внеучебной деятельности.

Диагностическое направление осуществляется на первичной диагностике и при динамическом изучении.

Первичная диагностика, направленная на определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» обучающегося, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. По результатам исследования происходит: распределение учащихся на группы (подгруппы) по ведущему нарушению, определение оптимальных условий индивидуального развития, выявление учащихся, нуждающихся в индивидуальных занятиях. По окончании первичной диагностики оформляются протокол и заключение на учащегося.

Динамическое изучение учащихся проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решается задача дифференциации сходных состояний нарушения развития.

Динамическое изучение проводится не менее двух раз в году (сентябрь-октябрь, май). Результаты обсуждаются на заседании школьного ППк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.).

Этапная диагностика. Данный вид диагностики необходим для констатации результативности и определения эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познавательной деятельности учащихся, посещающих занятия учителя-дефектолога. Результаты этапных заключений специалиста отражаются в Карте динамического развития ребенка.

Текущая диагностика направлена на обследование возможностей учащихся запросу родителей (законных представителей), педагогов и других специалистов. Данный вид деятельности проводится на протяжении учебного года, по мере необходимости.

 

2. Коррекционное направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность учащегося в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

- сенсорное и сенсомоторное развитие;

- формирование пространственно-временных отношений;

- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих воз расту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);

- нормализация ведущей деятельности возраста;

- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

- готовность к восприятию учебного материала;

- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

Исходя из особенностей учащегося, выделяется приоритетное направление работы с ним учителя-дефектолога (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

Особенностью проведения коррекционных занятий является использование учителем-дефектологом специальных приемов и методов, обеспечивающих удовлетворение специальных образовательных потребностей учащихся, предоставление им дозированной помощи, что позволяет максимально индивидуализировать коррекционный процесс. Важным результатом занятий является перенос формируемых на них умений и навыков в учебную работу ребенка, поэтому необходима связь коррекционных программ специалиста с программным учебным материалом.

Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин.

 

3. Аналитическое направление

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности учителя-дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем учащегося, который предполагает:

- системный анализ личностного и познавательного развития учащегося, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений развития ребенка, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

- создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития учащегося;

- обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания;

- профилактику перегрузок учащихся;

- взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями учащихся. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей (сентябрь-октябрь, апрель-май). Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ППк.

 

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации родителям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу родителей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, выступления на методических объединениях педагогов.

5. Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ТПМПК.

На каждого учащегося учителем-дефектологом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития учащегося для квалификации его нарушения.

С чего начинается работа учителя-дефектолога с учащимися?

  1. Работа учителя-дефектолога начинается с комплексной дефектологической диагностики, в процессе которой заполняется протокол дефектологического обследования с указанием заключения учителя-дефектолога и дальнейших рекомендаций по организации обучения и воспитания.

  1. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у учащегося, если вовремя не скорректировать нарушение, определяются возможные вторичные нарушения с целью организации своевременной работы по профилактике их возникновения.

  1. На основании проведенной дефектологической диагностики и выявления ближайшей зоны развития учащегося учителем-дефектологом составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.

  1. В соответствии с программным содержанием коррекционно-развивающих программ осуществляется сам коррекционный процесс в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.

  1. Параллельно с коррекцией осуществляется и динамическое наблюдение за всем учебным процессом учащихся, причем не только на дефектологических занятиях, но и на других уроках.

  1. Осуществляется тесное сотрудничество между учителями, узкими специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся с целью организации наиболее эффективного коррекционно-развивающего процесса.

Работа учителя-дефектолога содержит очень много направлений, основными из которых являются:

1 блок «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Это очень большой блок, основным направлением из которого корригируется мелкая моторика. Ведь как известно, если не развита мелкая моторика-нет письма, нет письма- нет и связной речи.

2 блок «Формирование пространственно-временных отношений».

Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый-нижний угол», «2-х мерное и 3-мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок «Умственное развитие».

Тоже очень большое направление, в котором корригируются ВПФ, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок «Нормализация ведущей деятельности возраста».

Как известно у учащихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у учащихся начальной школы и у учащихся, обучающихся по коррекционным программам 8 и 7 вида. У них как правила очень долгое время ведущей деятельностью возраста является игровая.

5 блок «Формирование представлений о предметах и явлениях».

В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. это тоже очень важное направление, т.к. оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок «Обогащение словаря и развитие связной речи».

Название этого направления говорит само за себя и конечно оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок «Готовность к восприятию учебного материала».

Это блок направлен в основном на учащихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок «Формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала».

В результате коррекции по данному направлению у учащихся формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы учителя-дефектолога по профилактике и коррекции дискалькулии

В публикации представлен опыт педагогической работы по коррекции и профилактике дискалькулии у младших школьников....

Направление деятельности учителя- дефектолога.

Данная презентация характеризует направления работы учителя- дефектолога....

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Рабочая программа совместной деятельности учителя-дефектолога с детьми в возрасте от 4-7 лет в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех у...

"Основные направления деятельности учителя-дефектолога ТПМПК"

Это памятка, в которой учитель-дефектолог коротко рассказывает об основных направлениях деятельности в условиях ТПМПК....

Основные направления работы учителя-дефектолога

Направления работы:1) диагностическое направление2) коррекционное напрвление3) аналитическое направление4) консультативно-просветительское и профилактическое направление5) организационно-методическое ...