Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист»
рабочая программа

Ивлева Юлия Анатольевна

Образовательная программа «Юный турист», является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена для дополнительного образования детей средних и старших классов с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programm_dop_yunyy_turist.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптированная

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 туристско-краеведческой  направленности

«Юный турист»

для слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно-протезированных учащихся

Возраст обучающихся: 12-17 лет

Срок реализации: 2  года

                                                              Составитель:

                                                                                                Ю.А. Ивлева, учитель географии,

                                                                                                       педагог дополнительного образования

                                                                                                                                             

Омск 2021

Пояснительная записка

Образовательная программа «Юный турист», реализуемая в КОУ Омской области «Адаптивная школа-интерната №15» является адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой туристско-краеведческой направленности и предназначена для дополнительного образования детей средних и старших классов с учётом особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями слуха, получающих образование на основе  адаптированных образовательных программ основного общего образования обучающихся с нарушениями слуха.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный турист» разработана на основе нормативно-правового обеспечения:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 года  № 273-ФЗ «Об образовании Российской Федерации»;
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», утверждённого 24.12.2018 года;
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 года № 1726-р;
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
  • Распоряжение Правительства Омской области от 15.08.2019 года №144-рп «О мерах по созданию новых мест дополнительного образования детей в 2020, 2021 годах»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020года №28;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  • Положение о разработке и реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах в КОУ «Адаптивная школа-интернат № 15».
  • Устав казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа-интернат № 15».

Данная программа  предлагает  разнообразные виды деятельности туристско-краеведческой направленности для слабослышащих учащихся: дети обучаются туристским навыкам, правилам поведения вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей и краеведческими объектами Омской области.

        Актуальность программы состоит в том, чтоб активизировать познавательную деятельность слабослышащих учащихся, оздоровить молодое поколение как морально, так и физически. Туризм позволяет реализовать все эти задачи в полном объеме через изучения туристской техники, правил ОБЖ и путешествий знакомящих с культурой, историей, природой родного края. Туризм, личность, труд, спорт  – звенья одной цепи. Это и познание, и повышение культурного уровня, и важное средство общения, и дружба, и укрепление здоровья учащихся, и любовь к своей малой Родине, природе и истории.

Педагогическая целесообразность программы в том, что развитие физической   и туристической подготовки учащихся во внеурочное время способствует воспитанию морально-волевых качеств детей с нарушением слуха, формируются инициативность и самостоятельность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, развивается дружба и взаимопомощь. Это позволяет детям проявлять их в трудовой, учебной, общественной и других видах деятельности; даст возможность в подростковом возрасте избежать влияния вредных социальных явлений.  Программа создает условия для активной социализации детей с нарушениями слуха (слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных).

Направленность программы: туристско-краеведческая.

Форма обучения по программе: очная.

Представленный программный материал в полной мере может быть использован, как при проведении очных занятий, так и при проведении очно-заочных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий.

Образовательный процесс обучающихся в дистанционном режиме формируется на основе средств связи и сети Интернет. Занятие может проходить в режиме прямого онлайн- общения или через текстовые офлайн сообщения в мессенджерах.

Адресат программы: в группу набираются учащиеся средних и старших классов с нарушениями слуха (слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно-имплантированные), на основании заявления родителей и допущенные врачом, желающие освоить азы туристической техники, укрепить здоровье и расширить свой кругозор и среду общения.         Слабослышащие учащиеся имеют психологические особенности. такие как кратковременная память, сниженный интерес к словесному общению, узкий кругозор, замедленное развитие логического мышления, что отражается на уровне полноценной социальной реабилитации.

Уровень освоения: стартовый.

Количество учащихся в группе до 15 человек.

Режим занятий: Программа дополнительного образования «Юный турист», реализуется во внеурочное время в течение 2 лет и рассчитана на систему двухчасовых занятий в неделю. Занятия проходят на базе КОУ «Адаптивная школа-интернат №15», объём программы для одной группы составляет 68 часов в год.. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени теоретических и практических учебных. Длительность 1 часа 40 минут.

Цель: Создание условий для пропаганды и популяризация туризма, как средства социализации учащихся с нарушением слуха.

Задачи 1 года обучения:

Образовательные:

  • формировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ и оказанию первой медицинской помощи

Развивающие: 

  • развивать  активную туристско-спортивную и краеведческую деятельность учащихся;
  • развивать личностные качества   учащихся в эмоционально-волевой сфере (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства);

Воспитательные: 

  • создать условия для формирования морально-волевых качеств, активной жизненной позиции и культуры поведения слабослышащих детей в социуме;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;

Коррекционные

  • расширять тематический словарь слабослышащих учащихся, побуждать к активной речевой и познавательной деятельности, способствующей повышению уровня интеллектуального и слухового  развития  учащихся с нарушением слуховой функции.

Задачи 2 года обучения:

Образовательные:

  • сформировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию;
  • закрепить знания по технике безопасности при проведении различных видов работ и оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательные: 

  • формировать морально-волевые качеств, активную жизненную позицию и культуру поведения;
  • сформировать устойчивое соблюдение правил личной и общественной гигиены.

Развивающие: 

  • развить практические навыки по туристской технике, экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

Коррекционные

  • расширять тематический словарь слабослышащих учащихся, стимулировать к активной речевой и познавательной деятельности.
  • формировать социально-трудовую адаптацию слабослышащих учащихся;
  • создать условия для определения путей социализации, через общение.

Особенности организации образовательного процесса: теоретические, практические занятия с использованием различных средств, форм и методов обучения.

Способы организации и проведения учебно-тренировочных занятий в течение учебного года:

  • словесные, наглядные, аудиовизуальные, практические;
  • групповой метод для рационального использования времени;
  • индивидуальный – участник выполняет упражнение, остальные наблюдают. Этот метод позволяет подводить итоги, обращать внимание на недостатки и ошибки;
  • метод круговой тренировки – подготовка команд к соревнованиям. Учащиеся переходят от одного этапа к другому и, выполнив все упражнения, завершают круг.

Формы организации деятельности:

  • занятия в кабинете (теоретические и практические);
  • занятия по общей физической подготовке и специальной физической подготовке (в спортивном зале, на местности, в тренажерном зале);
  • походы выходного дня;
  • учебно-тренировочные походы;
  • экскурсии.

Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. На этих занятиях рассматриваются понятия, определения, основные положения тем, требования устава, наставлений, руководств и даются советы, рекомендации, как использовать полученные знания на других занятиях и при участии в походе либо экспедиции.

Практические занятия включают изучение и закрепление техники пешеходного туризма, поисково-спасательных работ, спортивного ориентирования, обустройство туристского быта, организацию питания в походных условиях, оказание первой доврачебной медицинской помощи. Практические занятия можно проводить, как на местности, так и в помещении, в зависимости от темы и погодных условий.

Комбинированные занятия включают в себя теоретическую и практическую части по определенным темам. Так же предполагается реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, сбалансированное питание в экологически чистой и благоприятной среде.

Представленный программный материал в полной мере может быть использован, как при проведении очных занятий, так и при проведении очных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий

        Образовательный процесс обучающихся в дистанционном режиме формируется на основе средств связи и сети Интернет. Занятие может проходить в режиме прямого общения или через текстовые офлайн сообщения в мессенджерах.

Ключевыми принципами программы являются:

  • безопасность;
  • постепенность;
  • разнообразие игровых приемов обучения;
  • преемственность обучения и воспитания;
  • разнообразная деятельность и общение;
  • индивидуальный подход;
  • учет возрастных особенностей;
  • наглядность обучения;
  • уважение к личности ребенка.

 

Учебно-тематический план

1 год обучения 

Продолжительность учебного года – 34 недели.

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт»

2

2

      -

2.

Техника безопасности

2

2

3.

Природа родного края

8

6

2

4.

Лекарственные и ядовитые растения

4

2

2

5.

Топографические знаки

6

2

4

6.

Знакомство с компасом

4

2

2

7.

Снаряжение туриста

4

2

2

8.

Оказание первой медицинской помощи

8

2

6

9.

Страховка туриста

4

2

2

10.

Природоохранные акции

2

-

2

11.

Изготовление рисунков и газет на туристскую тему

2

-

2

12.

Бивак. Установка палатки

4

1

3

13.

Приготовление пищи в походе

4

2

2

14.

Костры  и костровые принадлежности

4

1

3

15.

Организация костра в походных условиях

2

1

1

16.

Экскурсия в краеведческий музей

4

-

4

17.

Туристские узлы

2

1

1

18.

Организация и проведение походов

2

2

Итого:

68

30

38

2 год обучения 

Продолжительность учебного года – 34 недели

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

всего

теория

практика

1.

Введение. Чем полезны и интересны туристские походы      

2

2

-

2.

Правила техники безопасности

2

2

-

3.

Наш регион, область, город                                                  

4

2

2

4.

Как организовать туристское путешествие        

4

2

2

5.

Топографическая подготовка.  

4

2

2

6.

Ориентирование по компасу и карте.

6

2

4

7.

Типы костров и их назначение.

4

2

2

8.

Оказание первой медицинской помощи

8

2

6

9.

Страховка туриста. .Туристические узлы

4

2

2

10.

Изучение и охрана природы

4

4

        -

11.

Туристское снаряжение

2

-

2

12.

Туристский быт

4

1

3

13.

Правила санитарии и гигиены  

4

2

2

14.

Изучение и охрана памятников истории культуры  

6

4

2

15.

Краеведческие, фенологические  наблюдения.

4

-

4

16.

Наблюдения за погодой в походе

2

1

1

17.

Специальная подготовка к летнему путешествию

2

1

1

Резерв

2

1

1

Итого:

68

32

36

Содержание программы

1 год  обучения

1. Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт» (2 часа теория)

Цели и значение занятий туризмом и краеведением. Правила поведения и техника безопасности во время занятий. Нормы поведения в горах, в лесу, у водоемов, на болоте. Нормы передвижения по дорогам. Правила обращения с огнем.

2. Техника безопасности (2 часа теория) изучение инструкций по технике безопасности. Правила поведения в лесу. Правила поведения на транспорте.

3. Природа родного края (6 часов  теория, 2 часа практика)

Природа родного края. Охрана природы. Виды туризма. Туристские возможности Омской  области. Рельеф и климатические особенности родного края. Животный и растительный мир родного края. История родного края. Краеведческая работа в походе. Правила сбора краеведческого материала. Правила оформления краеведческого материала. Анкетный опрос школьников, родителей об экологических проблемах микрорайона. особенности географии края: размеры территории, основные районы и их туристские возможности, природные памятники и заповедники. Географическое прошлое и рельеф. Климат. Основные реки и водоемы. Исторические и культурные памятники. Возможные экскурсии и походы по краю.

4. Лекарственные и ядовитые растения (2 часа теория, 2 часа практика)

Лекарственные растения Омской  области. Лечебные свойства лекарственных трав. Сбор гербария лекарственных растений "Зеленая аптека". Как собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные  растения. Растения - враги и друзья: лекарственные, плодово-ягодные (съедобные) дикорастущие растения, съедобные грибы. Ядовитые и несъедобные растения и грибы нашего края. Подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку" (о лекарственных растениях, их нужно знать - они ядовиты).

5. Топографические знаки (2 часа теория, 4 часа практика)

Топографические карты и топографические знаки. Масштаб и легенда карты. Чтение топографических карт. Рисование топознаков.

Измерение расстояний на карте и на местности. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов. Топографическая съемка местности. измерение расстояний на карте и на местности. Создание простейших планов и схем (класса, школьного двора, т.п.). Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.

6.Знакомство с компасом (2 часа теория, 2 часа практика)

Спортивный компас. Приёмы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движения по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности. Спортивные карты. Технические приёмы: азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование. Тренировки и соревнования по спортивному ориентированию. стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние. Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам. Работа с картой и компасом.

7. Снаряжение туриста (2 часа теория, 2 часа практика)

Подбор снаряжения для похода. Требование к личному, общественному и специальному снаряжению. Особенности снаряжения для походов в различные времена года. Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер, сменная обувь, белье, носки); предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).

Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (Упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари.

8. Оказание первой медицинской помощи (2 часа теория, 6 часов практика)

Правила оказания первой медицинской   помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях);

Характерные заболевания, их симптомы и лечение.  Первая помощь при травмах. Практика: наложение повязок, шин. Оказание первой помощи при различных травмах. Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего. Применение дикорастущих лекарственных растений. Тестирование по оказанию ПДП.

9. Страховка туриста (2 часа теория, 2 часа практика)

Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила)

10. Природоохранные акции (2 часа практика)

Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Реализация запланированного дела: проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке. Фоторепортаж о проведении акции. Анализ работы. Подведение итогов: рассказ об экологических проблемах микрорайона и проведённой акции учащимся младших классов. Совместная подготовка, осуществление и последующий анализ природоохранных акций: уборка мусора в близлежащих лесопарках и скверах; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейников и т. п.

11. Изготовление рисунков и газет на туристскую тему (2 часа практика)

Виды газет, работ редакционной коллегии, название газетной рубрики и заголовки, вёрстка, оформление. Выбор названия для туристической газеты: открытый конкурс. Социальные пробы: интервью, репортаж, соцопрос. Создание Совета для выпуска туристской газеты и распределение обязанностей. Выпуск и презентация первого номера газеты, посвященному Всемирному дню туризма, выпуски номеров, посвященных экологическим проблем микрорайона, интересным страницам родной истории, совершенным туристическим походам и экспедициям. Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвящённых совершённым туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т. п.).

12. Бивак. Установка палатки (1 час теория, 3 часа практика)

Требования к биваку. Выбор места. Оборудование бивака. Бивак из подручных средств. Построение защиты от ветра, дождя, снега. Подбор древесины для костра. Типы костров и их характеристика. Разведение костра без спичек. Поведение группы на аварийном биваке. Снятие лагеря в аварийном случае. Правила обращения с опасными инструментами и специальным снаряжением. Правила гигиены туриста. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределения общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Трудовая этика туриста.

13. Приготовление пищи в походе (2 часа теория, 2 часа практика)

Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за котлами. Приготовление пищи на костре. Выход группы на пикники с целью отработки навыков приготовления пищи. Значение правильной организации питания в сложных условиях. Энергетические затраты и их компенсация. Витамины. Белки, жиры, углеводы. Характеристика некоторых продуктов питания. Водно-солевой режим. Способы добычи и обеззараживания воды. Нетрадиционные формы питания. Съедобные растения.

14. Костры и костровые принадлежности (1 час теория, 3 часа практика)

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор места кострища и его устройство. Выбор и сбор  топлива для  костра: сухостоя, хвороста и валежника.   Тушение костра и восстановление мест кострищ. Топоры, пилы - хранение и переноска. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей.

15. Организация костра в походных условиях (1 час теория, 1 часа практика)

Место для костра. Топливо, правила хранения. Как правильно выбирать и собирать   топливо для костра в разное время года. Поведение туристов у костра. Меры безопасности при обращении с огнем, кипятком. Правила пожарной безопасности; -необходимые действия при обнаружении первых признаков пожара (задымление, запах горения, повышение температуры и т.д.); меры предосторожности при обращении с огнем; причины возникновения пожаров. пользоваться первичными средствами пожаротушения; как оказывать первую помощь пострадавшим  при пожаре.

16.Экскурсия в  краеведческий музей (4 часа практика)

Презентация краеведческого материала. Краеведческий отчет туристской группы. Краеведческие викторины. Подготовка, организация, проведение и анализ силами туристской группы фотовыставки «Знай родной край».

Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

17. Туристские узлы (1 час теория, 1 час практика)

Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, встречный, схватывающий и т.п.  Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Папа, мама, я – туристская семья».  Участие в личных зачетах по прохождению дистанции. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий и т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Конкурс «Узелок завяжется —узелок развяжется».

18. Организация и проведение походов (1 час теория, 1 час практика)

Совместная организация, осуществление и последующий анализ походов выходного дня с целью отработки навыков ориентирования, техники пешеходного туризма, сбора краеведческого материала. Экскурсии по родному краю. Пешеходный поход. Протяжённость спортивных походов, локальная протяжённость спортивных походов. Принципы комплектования группы и требования к участникам спортивных походов. Ориентирование на маршруте. Хронометраж на маршруте.

2 год обучения

1. Введение. Чем полезны и интересны туристские походы и путешествия (2 часа теория)

Наша Родина – Россия. Путешествия по России - увлекательнейшее занятие, приобщающее юных туристов к природе, воспитывающее чувство гордости за нашу Родину.  В туристских походах, путешествиях, экскурсиях школьники углубляют знания по географии, биологии, истории, литературе и другим предметам школьной программы, знакомятся с прошлым и настоящим родного края, с его людьми.  Юные туристы становятся крепкими, мужественными, приобретают трудовые и прикладные навыки и умения.  В  походах  широко развивается самодеятельность и инициатива, воспитывается чувство дружбы и коллективизм.  В туристских экспедициях школьники  выполняют  общественно полезную работу, приобретают исследовательские навыки. Участие в походах дает возможность юным путешественникам  выполнить  нормы на значки "Юный турист", "Турист России", юношеских спортивных разрядов по туризму.  

2. Инструктаж по технике безопасности (2 часа теория)

 Изучение инструкций по технике безопасности. Правила поведения в лесу, на водоеме. Правила поведения на транспорте. Правила поведения в междугородних поездках. Правила поведения во время школьных каникул.

3. Наш регион, область, город (2 часа теория, 2 часа практика)

Географическое положение, природные особенности (почва, растительный и животный мир,  полезные ископаемые). Рельеф. Климат. Реки и озера.     Сведения о  прошлом  края, Великой  Отечественной войне.  Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.  Наиболее интересные места для проведения  походов  и экскурсий.  Маршруты походов. Памятники истории и культуры музеи края. Заповедники и заказники. 1)Прогулки по ближайшим окрестностям школы, в парк, на реку. 2)Экскурсии в музеи боевой славы. Экскурсии на предприятия,   к историческим памятникам и памятным местам. 3)Одно-, двух-, трехдневные походы и многодневное путешествие (в каникулы) с активными способами передвижения. Сбор сведений о крае в военкоматах, в архивах, в обществах охраны памятников истории и культуры и охраны природы.

 4. Как организовать туристского  путешествие  (2 часа теория, 2 часа практика)

Распределение обязанностей  в  группе.  План подготовки к путешествию. Ознакомление с районом путешествия.  Подбор литературы и  карт.  Нормы переходов.  Нормы  комплекса  значков "Юный турист",  "Турист России", юношеских спортивных разрядов по туризму.  Разработка маршрутов одно-двухдневного  похода и многодневного путешествия.  Ознакомление с Инструкцией по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий  с  учащимися  общеобразовательных школ.  Смета путешествия.

Разработка планов  подготовки  путешествия. Подготовка сообщений и докладов по теме и району похода (путешествия). Разработка проектов маршрута.  Составление вариантов смет, писем в организации по месту проведения похода (путешествия). Исполнение каждым участником различных обязанностей в одно-, двух-, трехдневных походах.

5. Топографическая подготовка (2 часа теория, 2 часа практика)

Карта географическая и топографическая. Условные знаки. Масштаб линейный и численный.   Устройство компаса и пользование им. Ориентирование по карте, компасу и различным особенностям местных предметов.  Нахождение на  карте точки своего стояния.  Копирование и увеличение карт.  Схема маршрута.  Пользование картой (схемой) в походе. Отчетная иллюстрированная схема. Глазомерный набросок плана местности. Движение по азимуту;  сохранение заданного направления. Определение расстояний до видимых предметов. Различные виды соревнований по ориентированию на местности.

Изготовление таблицы или отдельных карточек топографических знаков.  "Путешествия по карте".   Топографические игры, решение топографических задач. Изготовление схемы маршрута.

Проверка компаса   Определение  азимутов  на  местности.  Движение по азимуту.  Пользование картой или схемой маршрута,  нахождение  точки  своего стояния, пользование компасом, определение сторон горизонта по особенностям местных предметов.  Глазомерная съемка участка маршрута.  Участие в  школьных и районных (городских) туристских в соревнованиях и соревнованиях по ориентированию на местности.

6. Ориентирование по компасу и карте (2 часа теория, 4 часа практика)

Ориентирование компаса. Правила работы с компасом. Азимут (0, 90, 180, 270 ). Определение азимута на предметы с помощью компаса. Определение азимутов на удаленные предметы во время туристской прогулки (похода). Движение по азимутам (0, 90, 180, 270 ). Игра «Найди клад» с использованием компаса (определения по азимутам).Чтение спортивной и топографической карты. Ориентирование карты по компасу. Ориентирование карты по предметам и линейным ориентирам на местности. Движение по карте и при помощи компаса. Измерение расстояний по карте. Работы с картой и компасом. Чтение карты. Измерение расстояний. Движение на местности по карте и при помощи компаса.

7. Типы костров и их назначение (2 часа теория, 2 часа практика)

Типы костров: «шалаш», «колодец», «нодья», «таёжный», «звезда» и др. Выбор места кострища и его  устройство. Выбор  и сбор  топлива для  костра: сухостоя, хвороста и валежника.   Тушение костра и восстановление мест кострищ. Топоры, пилы- хранение и переноска. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Обложной костер. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра.

             8.Оказание первой медицинской помощи (2 часа теория, 6 часов практика)

Правила оказания первой медицинской   помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, отдыхе в лесу и антропогенных поселениях).

Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах. Требования к материалам для обработки ран и наложения повязок. Использование медикаментов и лекарственных растений. Первая помощь при переломах конечностей. Иммобилизация, транспортировка пострадавшего. Правила обработки ран и наложения повязок при укусах змей, ядовитых насекомых.

9.Страховка туриста.  Туристические узлы (2 часа теория, 2 часа практика)

 Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона при помощи альпенштока. Спуск с крутого склона при помощи верёвки. Подъём по крутому склону при помощи верёвки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым верёвкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий. Спортивное туристическое снаряжение. Страховки и самостраховки. Преодоление препятствий. Траверс склона с альпенштоком. Горизонтальный и вертикальный маятник. Переправа по верёвке с перилами (параллельные перила).                                                                                                                          

 Узлы и их применение в туризме. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, австрийский проводник, восьмерка, булинь, удавка, карабинная удавка, академический, встречный, схватывающий. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Наведение и снятие веревочных перил для преодоления препятствий.

Постановка дистанции, мини-соревнования между командами «Папа, мама, я – туристская семья».  Участие в личных зачетах по прохождению дистанции. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмёрка, стремя, прусик, удавка, булинь, ткацкий, академический, схватывающий т. п. Отработка навыков завязывания туристских узлов.

10.  Изучение и охрана природы (4 часа теория)

Статья 18 Конституции РФ,  "Закон об охране природы. Меры по охране окружающей среды нашей области,  края.  Формы участия школьников, юных туристов в охране и посадке зеленых насаждений. Участие  в акции "марш парков", по очистке лесов,  борьбе с вредителями леса, охране рек и водоемов от загрязнения.

Наиболее известные замечательные уголки природы, заповедники, заказники нашего края. Перечень растений, животных, обитающих в нашем крае, занесенных в "Красную книгу"; растения, запрещенные к сбору. Мероприятия при подготовке и во время проведения походов и путешествий,  обеспечивающие  охрану природы.  Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях.

     Экскурсии в природу, выполнение заданий местного общества охраны природы и других организаций по изучению и охране природных богатств края.  

11.Туристское снаряжение (2 часа практика)

Необходимое групповое  и  личное  снаряжение в зависимости от района путешествия, способа передвижения, времени года и погоды, длительности путешествия. Виды рюкзаков и палаток. Походная постель, колья и колышки для установки палаток,  очаги, ведра, крючки для подвешивания посуды. Комплектование ремонтного набора.

Составление списков личного и группового снаряжения.  Ознакомление с имеющимся снаряжением. Установка палаток, устройство очага. Подготовка и ремонт имеющегося снаряжения. Самостоятельное изготовление и усовершенствование очага,  кольев и колышков для палаток, крючков для подвешивания посуды,  приспособлений для сушки обуви одежды и др.  Упаковка снаряжения и укладка рюкзака.

12.Туристский быт (1 час теория, 3 часа практика)

Выбор места для бивака (с учетом правил охраны природы).  Снятие бивака. Уборка места привала. Противопожарные меры. Различные типы костров.  Сушка и ремонт одежды и обуви. Набор продуктов.  Меню, хранение продуктов.  Приготовление пищи. Использование ягод и грибов. Режим дня в походе и на дневке. Игры в походе.

Составление наборов продуктов и меню на  одно-,  двух-,  трехдневный поход.  Приобретение продуктов.  Обучение пользованию топором,  пилой, лопатой,  ремонтным инструментом, установка и снятие палаток, разжигание костров, приготовление пищи. Изготовление чертежей, макетов, моделей различных типов костров,  палаток,  очагов, биваков. Игры в пути и на привале.

 13. Правила санитарии и гигиены. (2 часа теория, 2 часа практика)

         Общие гигиенические требования в походе.  Умывание, купание, закаливание.  Поддержание чистоты тела, ног. Меры для предупреждения потертостей при ходьбе.  Требования к одежде и обуви.  Приемы самоконтроля. Питьевой режим.  Обеззараживание воды. Помощь при тепловом ударе. Ожоги. Помощь утопающему. Различные травмы. Помощь при желудочных и простудных заболеваниях.  Состав походной аптечки. Транспортировка пострадавшего.  Первая доврачебная помощь в зимних походах.

Показ приемов самоконтроля. Оказание первой доврачебной помощи и переноска пострадавшего.  Изготовление носилок из подручных  материалов. Комплектование походной аптечки.  

14. Изучение и охрана памятников истории и культуры (4 часа теория, 2 часа практика)

Закон об охране и использовании памятников истории и культуры.  Виды памятников: истории, археологии, градостроительства и архитектуры,  искусства, документальные памятники.  Древние памятники, исторические,  военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники,  памятные места нашей области,  края.  Художественная, справочная литература, путеводители, фильмы, рассказывающие о памятниках истории и культуры нашей области, края.     Мероприятия при подготовке  и  проведении  походов и путешествий по изучению и охране памятников истории и культуры.

Подготовка оборудования и снаряжения для ведения исследовательских работ, фотографирования.  Проведение экскурсий к памятникам и в памятные места; включение этих мест в план работы на туристских маршрутах.   Популяризация памятников путем бесед в школе и на маршрутах,  создание фотоальбомов,  стендов,  фильмов, создание экспозиций для школьных выставок и музеев.  

15. Краеведческие, фенологические наблюдения  (4 часа практика)

Сбор материалов по истории,  экономике, культуре родного края; наблюдения и исследования в лесу. на реке; наблюдения над сезонными явлениями природы;  

Сезонные изменение в природе зимой, весной, летом, осенью. Ведение дневниковых записей. Проведение экскурсий.

16.  Наблюдения за погодой в походе (1 час теория, 1 час практика)

             Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены, приближающегося ненастья. Народные приметы.  Зарисовки погодных явлений. Прогнозирование погоды на ближайший отрезок времени.

17.Специальная подготовка к летнему путешествию (1 час теория, 1 час практика)

Ознакомление с литературой и картами по району путешествия, детальная разработка маршрута путешествия, графика и плана работы, изготовление картосхем маршрута. Составление плана подготовки и распределение обязанностей.  Определение набора продуктов и приобретение их;  составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов,  аптечки,  фотопринадлежностей. Составление списка участников похода, заявление родителей.

Календарно-тематический план

1 год обучения

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

теория

практика

всего

  1. группа       2  группа

1.Введение

Введение: «Туризм – познание, отдых, спорт»

1

1

Цели и значение занятий туризмом и краеведением

1

1

2 Техника безопасности

Изучение инструкций по технике безопасности

1

1

Ноутбук. Мультимедийный комплекс. Видеоматериалы.

Правила поведения в лесу. Правила поведения на транспорте

1

1

3. Природа родного края

Природа родного края

1

1

Ноутбук. Мультимедийный комплекс. Видеоматериалы.

Методическая литература

Охрана природы

1

1

Туристские возможности Омской  области

1

1

Животный и растительный мир родного края

1

1

Географическое прошлое и рельеф

1

1

Исторические и культурные памятники

1

1

Правила оформления краеведческого материала

1

1

 Опрос об экологических проблемах микрорайона

1

1

4.  Лекарственные и ядовитые растения

Лекарственные растения Омской  области.

1

1

Ноутбук. Мультимедийный комплекс. Видеоматериалы.

Методическая литература

Лечебные свойства лекарственных трав

1

1

Сбор гербария лекарственных растений

1

1

Подборка материала и оформление альбома "Туристу на заметку"

1

1

5. Топографические знаки

Топографические карты и топографические знаки.

1

1

Топографические карты, атласы, компас

Масштаб и легенда карты

1

1

Измерение расстояний на карте и на местности

1

1

Изображение высоты местности с помощью горизонталей

1

1

Создание простейших планов и схем

1

1

Топографический диктант

1

1

6.Знакомство с компасом

Спортивный компас

1

1

Компас, карты, атласы

Определение сторон горизонта по компасу.

1

1

Движения по азимуту

1

1

Работа с картой и компасом.

1

1

7. Снаряжение туриста

Подбор снаряжения для похода

1

1

Палатка хозяйственная, пила, лопатка складная, зарядное устройство на солнечных батареях. Методическая литература.

Требование к личному, общественному и специальному снаряжению

1

1

Типы палаток; как подготовить палатку к походу

1

1

Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности

1

1

8. Оказание первой медицинской помощи

Правила оказания первой медицинской   помощи при ранениях, кровотечениях

1

1

Методическая литература.

Аптечка

Правила оказания первой медицинской   помощи ожогах в полевых условиях

1

1

Характерные заболевания, их симптомы и лечение

1

1

Первая помощь при травмах

1

1

Практика: наложение повязок, шин.

1

1

Изготовление носилок, транспортировка пострадавшего

1

1

Применение дикорастущих лекарственных растений

1

1

Тестирование по оказанию ПДП.

1

1

9. Страховка туриста

Страховка и самостраховка

1

1

Веревки, рюкзаки

Преодоление препятствий

1

1

Переправа по бревну

1

1

Переправа рюкзаков

1

1

10. Природоохранные акции

Проведение природоохранных мероприятий на улицах, в парке.

1

1

Развешивание кормушек и скворечников для птиц

1

1

11. Изготовление рисунков и газет на туристскую тему

Выпуск газеты, посвященному Всемирному дню туризма.

1

1

Выпуск газеты, посвященному Дню Земли

1

1

12. Бивак. Установка палатки

Требования к биваку

1

1

Рюкзак, палатка, спальный мешок, фонарь, радиостанция портативная.

Палатка хозяйственная, пила, лопатка складная, зарядное устройство на солнечных батареях. Методическая

Построение защиты от ветра, дождя, снега.

1

1

Укладка рюкзаков разного типа

1

1

Палатка, установка палаток разного типа.

1

1

13. Приготовление пищи в походе

Продукты в походе. Калорийность. Походное меню.

1

1

Оборудование для приготовления пищи (горелки, примусы, газовые плиты и т.д.)

Методическая литература

Значение правильной организации питания в сложных условиях

1

1

Упаковка и транспортировка продуктов

1

1

Способы добычи и обеззараживания воды

1

1

14. Костры и костровые принадлежности

Типы костров и их назначение

1

1

Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых

1

1

Костровое оборудование

     1

1

Физический смысл процесса сушки, правила сушки

1

1

15. Организация костра в походных условиях

Место для костра. Топливо, правила хранения

1

1

Методическая литература.

Правила пожарной безопасности

1

1

16. Экскурсия в  краеведческий музей

Презентация краеведческого материала

1

1

Краеведческие викторины

1

1

Экскурсия в музей

1

1

Экскурсия в музей

1

1

17. Туристские узлы

Узлы и их применение в туризме

1

1

Методическая литература.

Верёвки

Конкурс «Узелок завяжется —узелок развяжется»

1

1

18. Организация и проведение походов

Совместная организация походов выходного дня

1

1

Туристское оборудование по списку. Радиостанции портативные. Навигационное устройство походного типа GarmineTrex30 Рюкзак, палатка, спальный мешок, фонарь

Принципы комплектования группы

1

1

Резерв

1

1

2

Итого

33

39

70

Календарно-тематический план

2 год обучения

Раздел, тема

Количество часов

Дата проведения

Оборудование

теория

практика

всего

  1. группа   2  группа

1.Введение. Чем полезны и интересны туристские походы      

Введение: Чем полезны и интересны туристские походы      

1

1

Ноутбук. Мультимедийный комплекс. Видеоматериалы.

Методическая литература

Наша Родина – Россия. Путешествия по России

1

1

2 Техника безопасности

Изучение инструкций по технике безопасности. Правила поведения во время школьных каникул

1

1

Правила поведения в лесу, на водоеме. Правила поведения на транспорте. Правила поведения в междугородних поездках

1

1

3. Наш регион, область, город

Географическое положение, природные особенности

1

1

Региональная карты, атласы

Основные отрасли промышленности и сельского хозяйства.  

1

1

Прогулки по ближайшим окрестностям школы, в парк, на реку

1

1

Памятники истории и культуры музеи края

1

1

4. Как организовать туристского  путешествие  

Распределение обязанностей  в  группе

1

1

Нормы  комплекса  значков "Юный турист"

1

1

Разработка планов  подготовки  путешествия

1

1

Составление вариантов смет

1

1

5. Топографическая подготовка

Карта географическая и топографическая. Условные знаки

1

1

Карты, атласы, компасы. Радиостанции портативные. Навигационное устройство походного типа GarmineTrex30

Масштаб линейный и численный

1

1

Глазомерный набросок плана местности

1

1

Движение по азимуту;  сохранение заданного направления

1

1

6. Ориентирование по компасу и карте

Ориентирование компаса. Правила работы с компасом

1

1

Карты, атласы. Компас.

Радиостанции портативные. Навигационное устройство походного типа GarmineTrex30

Определение азимута на предметы с помощью компаса

1

1

Определение азимутов (0, 90, 180, 270) 

1

1

Игра «Найди клад» с использованием компаса

1

1

Измерение расстояний по карте

1

1

Движение на местности по карте и при помощи компаса

1

1

7. Типы костров и их назначение

Типы костров: «шалаш», «колодец», «нодья», «таёжный», «звезда» и др

1

1

Выбор  и сбор  топлива для  костра

1

1

Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи

1

1

Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра

1

1

8.Оказание первой медицинской помощи

Правила оказания первой медицинской в полевых условиях

1

1

Медицинская аптечка. Методическая литература.

Оказание первой доврачебной помощи при ранах, порезах, ссадинах, ушибах, мозолях, растяжениях, вывихах

1

1

Требования к материалам для обработки ран и наложения повязок

1

1

Использование медикаментов и лекарственных растений

1

1

Первая помощь при переломах конечностей.

1

1

Иммобилизация, транспортировка пострадавшего.

1

1

Правила обработки ран

1

1

Правила обработки ран и наложения повязок при укусах

1

1

9.Страховка туриста.  Туристические узлы

Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки

1

1

Веревки, карабины

Узлы и их применение в туризме

1

1

Отработка навыков завязывания туристских узлов.

1

1

Постановка дистанции, мини-соревнования

1

1

10.  Изучение и охрана природы

Закон об охране природы. Меры по охране окружающей среды

1

1

Региональные карты.

Методическая литература

Заповедники, заказники нашего края

1

1

Правила организации привалов и ночлегов в полевых условиях

1

1

 Экскурсия в природу

1

1

11.Туристское снаряжение

Походная постель, колья и колышки для установки палаток,  очаги

1

1

Рюкзак, палатка, спальный мешок, фонарь, радиостанция портативная.

Палатка хозяйственная, пила, лопатка складная, зарядное устройство на солнечных батареях. Методическая литература

Комплектование ремонтного набора

1

1

12.Туристский быт

Снятие бивака. Уборка места привала

1

1

Палатка хозяйственная, пила, лопатка складная, зарядное устройство на солнечных батареях.

Походная посуда.

Методическая литература

Набор продуктов.  Меню, хранение продуктов

1

1

Режим дня в походе и на дневке

1

1

Игры в походе.

1

1

13. Правила санитарии и гигиены

Общие гигиенические требования в походе

1

1

Рюкзак, палатка, спальный мешок, фонарь, аптечка.

Палатка хозяйственная, пила, лопатка складная, зарядное устройство на солнечных батареях. Методическая литература

Меры для предупреждения потертостей при ходьбе

1

1

Требования к одежде и обуви

1

1

Питьевой режим.  Обеззараживание воды

1

1

14. Изучение и охрана памятников истории и культуры

Виды памятников:  истории, археологии, градостроительства и архитектуры,  искусства

1

1

Методическая литература

Древние памятники,  исторические,  военные, трудовой славы, архитектурные и другие памятники,  памятные места нашей области,  края, города

1

1

Художественная, справочная литература, путеводители

1

1

Включение памятных мест в план работы на туристских маршрутах

1

1

Создание  стендов

    1

1

Создание фотоальбомов

1

1

15. Краеведческие, фенологические наблюдения  

Ведение дневниковых записей

1

1

Наблюдения и исследования в лесу. на реке

1

1

Сезонные изменение в природе зимой, весной

1

1

Сезонные изменение летом, осенью

1

1

16.  Наблюдения за погодой в походе

Признаки изменения погоды. Определение устойчивой погоды, ее перемены

1

1

Народные приметы.  Зарисовки погодных явлений

1

1

17.Специальная подготовка к летнему путешествию

Ознакомление с литературой и картами по району путешествия

1

1

Определение набора продуктов составление сметы; пробная укладка снаряжения и оборудования, продуктов,  аптечки

1

1

Резерв

1

1

2

Итого

68

32

36

Планируемые результаты

1 года обучения:

Образовательные:

  • наличие потребности в расширении своего кругозора, овладении информацией по разным наукам естественного цикла;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  • ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
  • знание техники безопасности в походе, общие подходы к организации и проведению походов, способы оказания первой помощи.

Развивающие: 

  • умение определять географические и иные понятия, создавать обобщения, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • развитие памяти, внимания, настойчивости, укрепление физического здоровья слабослышащих детей.

Воспитательные:

  •  умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группах, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей в различных ситуациях;
  • соблюдение нормы личной и общественной гигиены, экологических требования к группе;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах в пределах возрастных компетенций;
  • развитие морально-волевых качества и  активной жизненной позиции;
  • привитие норм здорового образа жизни.

Коррекционные

  • расширение тематического и обиходного словаря слабослышащих позднооглохших, кохлеарно имплантированных учащихся;
  • развитие у обучающихся умений использовать устную речь по всему спектру коммуникативных ситуаций на занятиях в различных ситуациях (задавать вопросы, договариваться, выражать своё мнение, а также обсуждать, дополнять и уточнять смысл высказываний);
  • побуждение воспитанников к активной речевой и познавательной деятельности, способствующей повышению уровня интеллектуального и слухового развития учащихся с нарушением слуховой функции.

 2 года обучения:

Образовательные:

  • закрепить базовые знания, умения, навыки  по топографии, ориентированию, экологическому мышлению, природоведению, различным направлениям в туризме,
  • получить навыки подготовки к походу;
  • иметь навыки туристской техники, ориентирования по карте и в полевых условиях;
  • иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации.
  • знать, как ставить палатку и разводить костер, оборудовать бивак;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • применять знания по технике безопасности  и уметь объяснить сверстникам.

 Воспитательные: 

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • развитие морально-волевых качества и  активной жизненной позиции в социуме;
  • сформированное устойчивое соблюдение правил личной и общественной гигиены.

 Развивающие: 

  • развить практические навыки по туристской технике, сбору краеведческой информации краеведению, ориентированию, технике безопасности;
  • закрепить умения по оказанию первой медицинской помощи.

Коррекционные

  • расширить тематический (активный и пассивный) словарь слабослышащих учащихся, стимулировать к активной речевой и познавательной деятельности.
  • формировать социально-трудовую адаптацию  слабослышащих учащихся  при взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Контрольно-оценочные средства

Мониторинг образовательных результатов по программе имеет следующую структуру: входная диагностика (первое занятие), текущая диагностика (в конце каждого занятия), итоговая диагностика (последнее занятие). Система оценки предусматривает уровневый подход: ниже базового, базовый, выше базового.

Текущая диагностика не предполагает фиксацию результатов в диагностических картах, проходит в виде опроса, самооценки, рефлексии и т.п.

№ п/п

Вид

диагностических процедур

Цель,

Объект контроля

Методы и формы  контроля

1

11

Входной

Выявление

профильных,

метапредметных, личностных действий

Действия обучающихся

Педагогическое наблюдение.

 Опрос, самооценка, рефлексия.

Практические  работы,  Теоретические зачеты.

 Участие детей в туристических походах, соревнованиях. Оформление стенда, тематического альбома.

22

Текущий

Контроль освоения учебных элементов программы

33

Итоговый

Контроль и фиксация результатов освоения программы

Контроль  обучающихся осуществляется педагогом по окончании изучения разделов или тем. При поведении зачетного занятия используются следующие критерии оценки освоения материала разделов программы:
•    Низкая степень освоения: обучающийся затрудняется с ответами на большинство вопросов по теоретической части раздела,  не способен продемонстрировать практические умения и навыки (например, правильно собрать рюкзак, поставить палатку, определить следы животного, оказать доврачебную медицинскую помощь и т.п.);
•    Удовлетворительная степень освоения: обучающийся правильно отвечает не менее чем на половину теоретических вопросов, демонстрирует практические умения и навыки по программе;
•    Отличная степень освоения: обучающийся правильно отвечает на большинство теоретических вопросов, обладает практическими умениями и навыками по конкретному разделу программы, а также проявляет творческий подход, активность и самостоятельность при их демонстрации.

Условия реализации программы

Методическое и дидактическое обеспечение программы.

В качестве методических пособий используется различные определители (животных, растений, минералов); справочники по выживанию, туристической технике и оказанию первой медицинской помощи; учебники по экологии, этнографии и ландшафтоведению; картографические материалы, фото-видео материалы, компьютерные программы. Оборудование в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка».                              

Для проведения занятий необходимо иметь:

Кабинет для проведения аудиторных занятий. Спортивный зал. Площадка для организации спортивно-туристских игр на открытом воздухе. Подсобное помещение для хранения инвентаря. Медицинская аптечка. Туристическое снаряжение и оборудование в рамках Федерального проекта «Успех каждого ребенка».                              

На занятиях используется компьютерная техника с выходом в сет Интернет, мультимедийный проектор для демонстрации фотографий и учебных фильмов. Также используется соответствующий набор компьютерных программ, использующиеся для демонстрации наглядных материалов во время занятий и обработки данных самостоятельных исследовательских работ обучающихся. На занятиях применяются в качестве технических пособий компасы, различные картографические материалы, навигаторы, палатки, веревки, карабины и прочее туристическое снаряжение, фото-видео техника. Выездные занятия, полевые практики и экспедиции требуют наличия финансирования, индивидуального и  лагерного туристического оборудования, а также специального инвентаря для проведения исследований.

Связь с туристскими организациями.

Реализация данной программы предусматривает активное сотрудничество  с Бюджетным учреждением Омской области дополнительного образования «Областной детско-юношеский центр туризма и краеведения».

№ п\п

Оборудование

количество

примечание

1

Рюкзак объемом не менее 60 литров

17

2

Палатка туристская с тентом(каркасно-дуговая 4-местная

4

3

Палатка хозяйственная

1

4

Спальный мешок

17

5

Коврик термоизоляционный

17

6

Тент от дождя

3

7

Оборудование для приготовление пищи (горелки, примусы, газовые плиты и т.д.)

4

8

Комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10 л)

1

9

Компас жидкостный

2

10

Фонарь налобный

17

11

Сидушка

17

12

Топор туристический

3

13

Пила

2

14

Лопатка складная

2

15

Радиостанция портативная

2

16

Навигационное устройство походного типа GarmineTrex30

1

17

Зарядное устройство на солнечных батареях

2

Список литературы

Литература для учителя:

1. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. М.: ЦДЮТур МО РФ,1996.

2. Аппенянский А.И. Физическая подготовка туристов. М.: ЦРИБ «Турист», 1985.

3. Богатов С.Ф., Крюков О.Г. Спортивное ориентирование на местности. М., Воениздат, 1971.

4. Велитченко В.К. Физкультура без травм. М.: «Просвещение», 1993.

5. Ганопольский В.И. Туризм и спортивное ориентирование: Учебник. М.:ФиС, 1987.

6. Гранильщиков Ю.В. и др. Горный туризм. М., Физкультура и спорт, 1966.

7. Инструкция по организации и проведению туристских походов, путешествий и экскурсий с учащимися общеобразовательных  

школ: Сб. документов. Воспитательная работа в школе. М., Просвещение, 1977, с. 192.

8. Лахин А.Ф., Былинский ВИ. Военная топография. М., Воениздат, 1963.

9. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование. М., Физкультура и спорт, 1967.

10. Рощин А.Н. Ориентирование на местности. М., Недра, 1966.

11. Спутник туриста. М., Физкультура и спорт, 1969.

12. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М., Физкультура и спорт, 1972.

Литература для учащихся:

  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М., Просвещение, 1981. 
  2. Варламов В.Г. Основы безопасности в пешем походе. М.: ЦРИБ «Турист», 1983.
  3. Иванов Е. Знакомьтесь - ориентирование, - В сб.: Сам выбирай туристский маршрут. М., Профиздат, 1968.
  4. Каледин С.В. Физическая подготовка юных спортсменов. М., Физкультура и спорт, 1968.
  5. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1987.
  6. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов. М.: Профиздат, 1990.
  7. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. М.: ЦДЮТур МО РФ, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»  рассчитана на 3 года обучения и адресована обуч...

Рабочая тетрадь по общеобразовательной (общеразвивающей) программе туристско-краеведческой направленности «Юные туристы-экологи»

Рабочая тетрадь к дополнительной общеразвивающей программе «Юные туристы-экологи» предназначена для обучающихся  по данной программе (возраст 8-11 лет).Целью рабочей тетради  явл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юные туристы-экологи"

Программа "Юные туристы- экологи" рассчитана на два года обучения для детей среднего школьного звена (5-8 классов) по 216 часов в первый и второй год обучения. Цель программы: формирование э...

Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет

Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь» туристско-краеведческой направленности.  В программе краеведение выступает как форма исследоват...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮИДД (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся 11-15 лет Срок реализации 2 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «ЮИДД  (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся...

"Юные туристы" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

quot;Юные туристы" Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...