ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ЮИДД (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся 11-15 лет Срок реализации 2 года
методическая разработка

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «ЮИДД  (ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ)» Направленность социально-педагогическая Возраст обучающихся    11-15 лет Срок реализации 2 года

Скачать:


Предварительный просмотр:


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

          Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Значительное количество пострадавших от дорожно-транспортного травматизма – дети в возрасте 11-15 лет, начинающие активно передвигаться по дорогам без сопровождения взрослых и «осваивать» ролики, велосипеды, мопеды, скутера. Американский специалист Р. Скилмен подсчитал, что на один «несчастный случай» пешеход совершает около 4000 безнаказанных ошибок, каждая из которых может закончиться трагически. При этом лишь 20 из них наказываются испугом, остальные 3980 невольно формируют ложные навыки и привычки, закрепляющиеся в сознании как правильные.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юные инспекторы дорожного движения» сориентирована на изучение основ безопасности, направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

Направленность программы – социально-педагогическая. 

Уровень освоения – базовый.

Ребята в процессе обучения знакомятся с историей дорожного движения в целом, историей движения ЮИД-отрядов,  основами работы инспекторов ГИБДД, осваивают основы первой доврачебной помощи, отрабатывают навыки безопасного и фигурного вождения велосипеда.

Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме.

     

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

  • обучение детей происходит на основе современных педагогических технологий теоретическим знаниям: правилам дорожного движения  и безопасного поведения на улице;
  • творческие работы учащихся (изучение тематических иллюстраций, плакатов, слайдов и выполнение креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые им для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде);
  • практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

  Актуальность программы

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе детей. Дети зачастую не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Отличительные особенности программы 

Воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий Практические задания помогают отработать возможные ситуации на дороге. Программа способствует:

• умственному развитию – обучающиеся закрепляют знания по безопасности дорожного движения, учатся логически выстраивать свои мысли и грамотно их излагать, обобщать полученную информацию, выстраивать диалог;

• нравственному воспитанию – через занятия у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки безопасного  поведения на дороге, формируется общая система ценностей – уважительное отношение к людям, развитие личностных качеств (самостоятельности, аккуратности), личной ответственности за поведение на дороге, за сохранение собственной жизни и  здоровья, их дисциплинированности как участников дорожного движения;

• эстетическому воспитанию – участвуя в художественных, литературных,  иных творческих конкурсах, обучающиеся повышают свой общекультурный уровень.

Занятия по программе проходят как в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, так и на спортивной площадке школы с использованием комплектов дорожной разметки и дорожных знаков, с приглашением инспектора ГИБДД, с отработкой фигурного вождения велосипеда.

       Занятия проводятся  в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.

      Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Адресат программы

Программа рассчитана на обучающихся 11-15 лет, интересующихся изучением ПДД.

Объём и сроки реализации программы

Программа рассчитана на два года обучения. Общий объём составляет 144 часа. Занятия целесообразно проводить 1 раз в неделю по два часа. Учебный процесс организован в виде групповых и индивидуальных занятий.

Цель: Обеспечение условий для охраны жизни и здоровья детей, их защита  путем формирования умений и навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи программы 

Образовательные: 

• повышение уровня знаний по ПДД РФ;

• усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

• способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

• способствование приобретению навыков социально значимой деятельности  (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

• развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

• способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического  мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих  улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

• воспитание дисциплины и ответственность за свое поведение на дороге;

• выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;

• формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и  здоровью, к личной безопасности и  безопасности окружающих.

Результаты освоения программы

Для обучения детей, формирования у них «транспортных» навыков взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно подростку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.

Безопасное поведение обеспечивает, как правило, привычки, а  их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Обходи  трамвай только сзади». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки.

Предметные:

• знают историю возникновения дорожного движения;

• знают историю возникновения движения ЮИД;

• знают структуру и организацию работы отряда ЮИД: направления его деятельности, права и обязанности ЮИДовцев, их атрибутику;

• знают основные законы дорожного движения;

• знают что такое светофор: история появления и т.д.;

• знают особенности наземного пешеходного перехода;

• знают, как действует регулировщик;

• различают и знают дорожные знаки;

• знают, каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем;

• знают обязанности пешехода, правила его передвижения;

• знают, какими бывают опасные ситуации на дороге и во дворе;

Метапредметные:

• знают основы доврачебной помощи: классификацию травм и ран;

• знают общие принципы оказания доврачебной помощи;

• знают содержание аптечки, средства, необходимые для оказания помощи;

• знают правила остановки кровотечения;

• знают правила наложения повязок;

• знают, что представляют из себя велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство;

• знают виды велосипедов, устройство велосипеда;

• умеют определять тип травмы, полученной при ДТП;

• умеют оказывать доврачебную помощь при кровотечении;

• умеют накладывать повязки при различных видах травм;

• выполняют элементарные фигуры за рулем велосипеда во время фигурного вождения

Личностные:

• умеют правильно оценивать ситуацию на улице в зоне дорожного движения;

• умеют вести себя в общественном транспорте в соответствии с принятыми нормами;

• умеют переходить дорогу строго в соответствии с действующими правилами дорожного движения;

• воспитывают  в себе такие качества личности, как терпение, воля, самоконтроль, самоорганизация, коммуникабельность;

• проявляют интерес к дополнительным источникам знания;

• стремятся проявить себя как личность и получить признание окружающих;

• воспитывают в себе осознанный интерес к занятиям, научиться оценивать себя адекватно реальным достижениям;

• воспитывают в себе отзывчивость, сопереживание, инициативность, организаторские  способности;

• вырабатывают в себе стремление к грамотной речи.

Формы подведения итогов и критерии оценивания результатов

Формами подведения итогов по данной программе являются: входной, текущий, промежуточный и итоговый контроли.

Входной контроль оценивает знания и уровень подготовки детей по тематике Программы.

Текущий контроль осуществляется в завершении изучения темы учебного плана, проходит в форме  тестирования, выполнения творческих работ, участия в соревнованиях «Безопасное колесо», праздников «Друзья дорожных знаков», «Знай правила движенья как таблицу умноженья».

Промежуточный контроль проводится в конце первого года обучения, позволяет оценить уровень полученных знаний за учебный год;

Итоговый контроль проводится в конце периода обучения по программе, оценка обучающихся проводится по теоретическим знаниям, усвоению практических навыков, наблюдению за участием в соревнованиях и конкурсах по тематике ПДД.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

1 год обучения

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Опрос, беседа

2

Изучение правил дорожного движения.

8

8

16

Наблюдение, опрос, беседа

3.

История правил дорожного движения.

4

4

8

Тест, игра, беседа

4.

Дорожные знаки.

6

10

16

Наблюдение, игра-викторина

5.

Доврачебная помощь.

6

8

14

Конкурс на знание практики, наблюдение

6.

Дорожная разметка.

Правильное поведение на дороге.

2

4

6

Опрос, наблюдение

7.

Ролики и велосипед. Опасности на дороге.

4

6

10

Соревнования, опрос, наблюдение, итоговый контроль.

ИТОГО

31

41

72

п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

2 год обучения

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

Опрос, беседа

2

Изучение правил дорожного движения.

4

4

8

Наблюдение, опрос, беседа

3.

История правил дорожного движения.

6

6

12

Тест, игра, беседа

4.

Дорожные знаки.

6

10

16

Наблюдение, игра-викторина

5.

Доврачебная помощь.

5

13

18

Конкурс на знание практики, наблюдение

6.

Дорожная разметка.

Правильное поведение на дороге.

2

2

4

Опрос, наблюдение

7.

Ролики и велосипед. Опасности на дороге.

4

8

12

Соревнования, опрос, наблюдение, итоговый контроль.

ИТОГО

28

44

72

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год обучения

10.09

25.05

36

36

72

1 раза в неделю по 2 часа

2 год обучения

10.09

25.05

36

36

72

1 раза в неделю по 2 часа

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа составлена к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЮИДД (Юные инспекторы дорожного движения)» социально-педагогической направленности. Рабочая программа рассчитана на группу детей 11-15 лет первого года обучения.

Цель программы: практико-ориентированное образование подростков в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы 

Образовательные: 

• повышение уровня знаний по ПДД РФ;

• усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

• способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

• способствование приобретению навыков социально значимой деятельности  (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

• развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

• способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического  мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих  улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

• воспитание дисциплины и ответственность за свое поведение на дороге;

• выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;

• формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и  здоровью, к личной безопасности и  безопасности окружающих.

Результаты освоения программы

Для обучения детей, формирования у них «транспортных» навыков взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно подростку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.

Безопасное поведение обеспечивает, как правило, привычки, а  их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Обходи  трамвай только сзади». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки.

Предметные:

• знают историю возникновения дорожного движения;

• знают историю возникновения движения ЮИД;

• знают структуру и организацию работы отряда ЮИД: направления его деятельности, права и обязанности ЮИДовцев, их атрибутику;

• знают основные законы дорожного движения;

• знают что такое светофор: история появления и т.д.;

• знают особенности наземного пешеходного перехода;

• знают, как действует регулировщик;

• различают и знают дорожные знаки;

• знают, каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем;

• знают обязанности пешехода, правила его передвижения;

• знают, какими бывают опасные ситуации на дороге и во дворе;

Метапредметные:

• знают основы доврачебной помощи: классификацию травм и ран;

• знают общие принципы оказания доврачебной помощи;

• знают содержание аптечки, средства, необходимые для оказания помощи;

• знают правила остановки кровотечения;

• знают правила наложения повязок;

• знают, что представляют из себя велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство;

• знают виды велосипедов, устройство велосипеда;

• умеют определять тип травмы, полученной при ДТП;

• умеют оказывать доврачебную помощь при кровотечении;

• умеют накладывать повязки при различных видах травм;

• выполняют элементарные фигуры за рулем велосипеда во время фигурного вождения

Личностные:

• умеют правильно оценивать ситуацию на улице в зоне дорожного движения;

• умеют вести себя в общественном транспорте в соответствии с принятыми нормами;

• умеют переходить дорогу строго в соответствии с действующими правилами дорожного движения;

• воспитывают  в себе такие качества личности, как терпение, воля, самоконтроль, самоорганизация, коммуникабельность;

• проявляют интерес к дополнительным источникам знания;

• стремятся проявить себя как личность и получить признание окружающих;

• воспитывают в себе осознанный интерес к занятиям, научиться оценивать себя адекватно реальным достижениям;

• воспитывают в себе отзывчивость, сопереживание, инициативность, организаторские  способности;

• вырабатывают в себе стремление к грамотной речи.

Особенности контингента/целевая аудитория

Группа может быть как одновозрастная, так и разновозрастная. Возраст детей 11-15 лет. У обучающихся различные знания по тематике программы.

Режим и количество детей в группе.

Численный состав группы первого года обучения 15 человек. Занятия проходят один раз  в неделю по 2 часа.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

п/п

Наименование темы занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Инструктаж по ТБ. Что я знаю о ПДД.

1

1

2

2

Основы правил дорожного движения.

1

1

2

3

Общие правила перехода улиц и дорог

1

1

2

4

ПДД для пешеходов. Правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги.

1

1

2

5.

Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн.

1

1

2

6.

Регулируемые и нерегулируемые перекрестки.

Регулирование дорожного движения. Дорога в школу.

1

1

2

7.

ПДД для пассажиров. Виды общественного транспорта. Посадочные площадки и дорожные знаки.  Правила поведения в салоне транспорта.

1

1

2

8.

ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки. Движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочный пути.

1

1

2

9.

Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

1

1

2

10.

История и развитие Правил дорожного движения

1

1

2

11.

История светофора.  

1

1

2

12.

Первые автомобили. История развития автотранспорта.

1

1

2

13.

История полосатого жезла

1

1

2

4

4

8

14.

Первые дорожные знаки.

1

1

2

15.

Дорожные знаки и их группы.

1

1

2

16.

Предупреждающие знаки. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки

1

1

2

17.

Информационно-указательные и предписывающие знаки. знаков. Установка дорожных знаков.

1

1

2

18.

Знаки сервиса и дополнительной информации. Значение отдельных дорожных

1

1

2

19.

Знаки нашего микрорайона и города.

1

 1

2

20.

Игра «Мой друг – дорожный знак»

2

2

21.

Тестовая викторина по ПДД

2

2

22.

Понятие «доврачебная помощь».

1

1

2

23.

Виды кровотечений. Их характеристика.

1

1

2

24.

Оказание первой помощи при кровотечениях.

1

1

2

25.

Наложение повязки «Крестообразная на затылок»

0,5

1,5

2

26.

Наложение повязки «Спиральная» на конечности

0,5

1,5

2

27.

Виды травм. Их признаки. Вывихи. Переломы. Правила транспортировки пострадавшего.

1

1

2

28.

Содержание автомобильной аптечки.

1

1

2

29.

Дорожная разметка и её характеристики.

1

1

2

30.

Вертикальная дорожная разметка. Горизонтальная дорожная разметка.

1

1

2

31.

Ролевая игра «Я и дорога».

2

2

32.

История велосипеда и роликов. Виды велосипедов. Применение велосипедов и роликов.

 1

1

2

33.

Понятие «Велосипедист». Права и обязанности велосипедистов.

1

1

2

34.

Фигурное вождение велосипеда как этап соревнований «Безопасное колесо».

1

1

2

35.

Правила езды на велосипедах и роликах.

1

1

2

36.

Игра-соревнование «Безопасное колесо»

0

2

2

ИТОГО

31

41

72

Содержание программы

1.Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство с правилами поведения, прописанными в инструкции по ТБ. Цели, задачи образовательной программы, организационные вопросы. Цели и задачи программы. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. ПДД – закон жизни.

Практика: Решение задач, ребусов  карточек по ПДД, предложенных газетой «Добрая дорога детства. Тест «Дорога без опасностей».

2. Изучение правил дорожного движения.
Теория: Правила дорожного движения в России (Утвержденные Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 с изменениями и дополнениями с изменениями от 7 июня 2016 года.). Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.

ПДД для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.

 ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз багажа. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов - техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочный пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

Общественный транспорт, его классификации. Велосипедисты и пешеходы на пешеходных переходах.

Практика: Ролевые игры, игры с пазлами, просмотр презентаций по теме. Изготовление макетов дорожных ситуаций, рисунки по теме «Знай правила движенья как таблицу умноженья». Отработка практических навыков поведения пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Составление схемы дороги в школу, магазин. Езда в автогородке.

3. История правил дорожного движения.

Теория: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте (легковом, грузовом, общественном), велосипеде в России, первых дорожных знаках, жезлах, разметке. История развития автотранспорта.

История и развитие ЮИД-движения в России, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. ЮИД – отряды Колпинского района.

Госавтоинспекция – ГИБДД. Историческая справка и современность.
Практика: Загадки, презентации «История транспорта», «Первый велосипед», «История светофора». Изготовление макетов первого светофора, знака. Игра - викторина «Исторический марафон по ПДД».

4. Дорожные знаки.
Теория: Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика: практикум «Расскажу о дорожном знаке», работа в группах и парах с целью творческого представления одной групп дорожных знаков. Викторина и тест на проверку знаний дорожных знаков. Экскурсия по микрорайону и городу «Знаки нашего города». Игра «Мой друг – дорожный знак». Игра «Знаки дорожные знать нам положено». Тестовая викторина по ПДД.  Конкурс творческих работ.

5. Доврачебная помощь.

Теория: Понятие «доврачебная помощь». Виды кровотечений, их характеристика. Виды травм. Правила проведения реанимации, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Классификация ожогов и доврачебная помощь при них. Правила транспортировки пострадавших. Содержание автомобильной аптечки.

Практика: Решение тестовых заданий. Отработка правил транспортировки пострадавших при различных травмах. Отработка правил проведения реанимации. Правила временной остановки артериального кровотечения с использованием жгута и жгута-закрутки. Наложение повязки «Крестообразная на затылок», наложение повязки «Спиральная» на конечности. Конкурс «Доврачебная помощь».

6. Дорожная разметка. Правильное поведение на дороге.

Теория:  Дорожная разметка и её характеристики. Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка. Понятие правильного и неправильного поведения на дороге в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Права и обязанности участников дорожного движения.

Практика:  Отработка умения «читать» дорожную разметку. Отработка навыков безопасного поведения на дороге, поведения в опасных ситуациях. Просмотр презентаций по теме. Работа по карточкам «Ситуации на дороге». Ролевая игра «Я и дорога».  Экскурсия по городу и микрорайону «Как правильно вести себя на дороге».

7. Ролики и велосипед. Опасности на дороге.

Теория:  История велосипеда и роликов. Виды велосипедов. Применение велосипедов и роликов. Понятие «велосипедист». Правила езды на велосипедах и роликах. Права и обязанности велосипедиста. Современные велосипеды. Их классификация. Техническое состояние велосипеда.

Практика: Игра-викторина «Мой друг – велосипед». Отработка навыков безопасного поведения велосипедистов и роллеров. Фигурное вождение велосипеда как этап соревнований . Игра - соревнование «Безопасное колесо».

Учебно-методическое сопровождение программы

Успешная реализация Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮИДД. Юные инспекторы дорожного движения»  возможна при наличии учебно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов. Грамотное использование материально-технических средств дает возможность не только применять традиционные методы обучения и воспитания обучающся, но и существенно обновить эту работу. Для успешной реализации Программы необходимо наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения социальных практик в рамках программы (агитационные выступления, патрулирования и т.д.)

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

  1. Учебные стенды.
  2. Плакаты.
  3. Светофор.
  4. Комплект дорожных знаков на стойках.
  5. Снаряды для фигурного вождения велосипеда.
  6. Аудио-, видео- аппаратура.
  7. Жезлы.
  8. Инструменты.

         9.Материалы.

  • Цветная бумага;
  • Картон;
  • Клей;
  • Кисточки;
  • Цветные карандаши, краски, гуашь и др.;
  • Перевязочный материал, косыночные повязки;
  • Шины для транспортной иммобилизации;
  • Автомобильная аптечка .

Формы контроля

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов.

Виды контроля включают:

  • входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;
  • промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. 
  • Тематический контроль проводится после изучения каждой темы с целью выявления уровня освоения материала.
  • итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.

Оценочные и методические материалы

Система оценки результативности освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы призвана обеспечить интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для педагога, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализации образовательной программы.

  • процессе обучения и воспитания применяются следующие способы отслеживания результатов и формы аттестации:
  •  входной контроль (опросники, тестирование, беседа);
  •  текущий контроль (педагогическое наблюдение, беседы по изучаемым темам, опросы, блиц-опросы, выполнение контрольных заданий, решение практических задач);
  •  тематический контроль (тестовые задания, работа со схемами, решение ситуационных задач, рефераты и презентации по теме или проблеме; выполнение контрольных заданий, разработка творческого проекта);
  •  итоговый контроль (выполнение творческих заданий портфолио, результаты участия в конкурсах обобщающий: дискуссия, круглый стол, защита творческой работы).

Уровень физического развития обучающихся определяется на основании участия в конкурсах и соревнованиях.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися Программы дополнительного образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

  • результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации ребёнка и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Все результаты контроля на основании критериев оценки заносятся в Карту наблюдения за обучающимися. По итогам обучения заполняется Бланк форм фиксации образовательных результатов в объединении.  

Критерии оценки

Творческий уровень

  1. Работает быстро. Имеет высокую общую работоспособность.
  2. Обладает умениями широко интерпретировать и конструировать материал.
  3. Обладает разносторонними способностями.
  4. Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к открытиям в мировой цивилизации, умеет доказывать, опровергать.
  5. Работает с различными информационными источниками (справочники, энциклопедический материал, научно-популярная статья, занимательная литература, Интернет), отыскивая, отбирая необходимый материал.
  6. Свободно владеет поиском недостающей информации. Умеет приобретать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
  7. Имеет большой словарный запас.
  8. Умеет «встраивать» новые знания в систему уже усвоенных и применяемых на практике знаний и в проблемную ситуацию.
  9. Свободно владеет аналитическими способами освоения знаний (сравнение, анализ, синтез, простые и сложные обобщения, абстрагирование и т.д.).
  10. Умеет приводить знания в движение, в результате чего устанавливаются новые взаимосвязи, формируются новые обобщения, делаются новые выводы.
  11. Свободно ориентируется в овладении умениями сопоставлять, критически анализировать.
  12. Умеет проводить самоанализ личного знания, подбирая методы предстоящей работы.
  13. Самостоятелен в принятии решения.
  14. С большим интересом посещает занятия в творческом объединении, расширяя и углубляя знания в интересующей его области

Продуктивный уровень

  1. Обладает прочными знаниями и твердыми умениями всех умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности.
  2. Процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Ребенок осознает цель, понимает возникшую проблему. Внутренне планирует содержание, структуру и проектируемые результаты деятельности.
  3. Умеет проводить тщательный анализ задачи, наличие данных в ней, при этом может прибегать к помощи педагога.
  4. Предстоящей деятельности придается строгая логичность. Составляется план последовательности выполнения заданий.
  5. Проверяет правильность решения задачи. При перенесении способов решения на другие виды задач самостоятельно находит новые приемы решения.
  6. Выделяет сущность в явлениях, процессах, виде связи, зависимости между явлениями, процессами.
  7. Умеет выбрать оптимальные пути решения на основе систематизации большого объема информации, в том числе межпредметного характера.
  8. Пытается самостоятельно выделить отдельно причины, следствия, а также причинно-следственные связи в развитии явлений и на основе этих процессов выделять закономерности, пытается делать выводы.
  9. Умеет получить вывод из информации, а затем развернуть его в текст с движением от главной мысли до конкретного знания.
  1. Моделирует ход суждений, обладая системной информацией, при этом твердо удерживая внутренний план действий.
  2. Имеет знания и умения по самообразованию и самообучению

Репродуктивный уровень

  1. Стремится к выделению главного, обобщению, а также сравнению, доказательству, опровержению. Однако, системой умственных действий не обладает.
  2. Умеет делать простые выводы в более сложные, а также преобразовывать в заключения.
  3. Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком изложены на занятии, не внося нового.
  4. Учебные задания выполняются первоначально на уровне копирования и воспроизведения (1-й этап). В процессе закрепления (2-й этап) проявляется догадливость, сообразительность, однако проявить собственное отношение к фактам не умеет. В ходе обобщающего контроля (3-й этап) знания и умения поднимаются на новый уровень и выходят за рамки выводов и правил, то есть творческий уровень.
  5. Проявляет вдумчивое отношение к установлению новых связей между явлениями и процессами.
  6. Свободно переносит знания с одного явления на другое, но не широко.
  7. Предпринимает попытку открыть новые знания, систематизируя, классифицируя факты, но небольшие по объему.
  8. Умеет проводить опытную и опытно-экспериментальную работу на основе предложенного учителем плана, наблюдая и фиксируя значительное в явлениях, процессах, а также делать выводы из фактов и их совокупности, но разработать план поисковой работы самостоятельно не умеет.
  9. Принимает активное участие в решении одной задачи, имеющей разные задания, сначала простые и далее усложненные, но самостоятельно дополнить задачу не может, поставив, например, ряд вопросов.
  10. Может работать с несколькими информационными источниками сразу (учебное пособие, занимательная литература, энциклопедические материалы), выбирая и конструируя короткую информацию.

Литература

Для детей

1. Правила дорожного движения Российской Федерации

2. Газета «Добрая дорога детства»

3. Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»

4.Бедарев О. «Если бы...»

5.Берестов В. «Стоял ученик на развилке»

6.Доброхотова А. «Зеленый... желтый... красный...»

7.Дорохов А. « Подземный ход», «Шлагбаум».

8.Драгунский В. «На Садовой большое движение»

9.Могутин Ю. «Ты идешь по улице».

10.Носов Н. «Автомобиль»

11. Цыферов Г. « Сказки на колесах».

Для педагога 

1. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997Три сигнала светофора.  

     Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4

    классы. – М.:ВАКО, 2006.

3. Материалы газеты «Добрая дорога детства»

4. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ. – Волгоград, 1994.

5. Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону.

     ИЦ «МарТ» 2004г.

6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней  

    школе/авт.-сост. В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

8. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. – М.: АСТ-ЛТД, 1997

Пояснительная записка

Данная Рабочая программа составлена к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «ЮИДД (Юные инспекторы дорожного движения)» социально-педагогической направленности. Рабочая программа рассчитана на группу детей 11-15 лет первого года обучения.

Цель программы: практико-ориентированное образование подростков в сфере основ безопасности жизнедеятельности, направленное на предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи программы 

Образовательные: 

• повышение уровня знаний по ПДД РФ;

• усвоение требований разделов ПДД, которые касаются пешеходов, пассажиров, велосипедистов;

• способствование выработке навыков по оказанию первой доврачебной помощи;

• способствование приобретению навыков социально значимой деятельности  (волонтерской, пропагандистской и пр.) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Развивающие:

• развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

• способствовать развитию у детей и подростков быстроты реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического  мышления, самообладания, находчивости, иных личностных качеств, способствующих  улучшению поведения на улицах и дорогах.

Воспитательные:

• воспитание дисциплины и ответственность за свое поведение на дороге;

• выработка культуры поведения в транспорте и дорожного этикета;

• формирование сознательности и ответственного отношения к собственной жизни и  здоровью, к личной безопасности и  безопасности окружающих.

Результаты освоения программы

Для обучения детей, формирования у них «транспортных» навыков взрослые должны понимать, как глубоко укоренилась в детях неготовность к безопасному движению: достаточно подростку быть в состоянии спешки, эмоционального возбуждения — и он отдаётся в оценке обстановки навыкам, а навыки у него все бытовые, опасные для дороги. Важно знать, каких ошибок следует ждать от ребёнка на улице, чтобы своевременно их предупредить и избежать несчастья.

Безопасное поведение обеспечивает, как правило, привычки, а  их нельзя создать просто предостережениями типа «Будь осторожен» или «Обходи  трамвай только сзади». Систематическое, повседневное закрепление навыков движения, наблюдения и постоянный личный пример взрослых могут создать правильные привычки.

Предметные:

• знают историю возникновения дорожного движения;

• знают историю возникновения движения ЮИД;

• знают структуру и организацию работы отряда ЮИД: направления его деятельности, права и обязанности ЮИДовцев, их атрибутику;

• знают основные законы дорожного движения;

• знают что такое светофор: история появления и т.д.;

• знают особенности наземного пешеходного перехода;

• знают, как действует регулировщик;

• различают и знают дорожные знаки;

• знают, каким бывает общественный транспорт и каковы правила поведения в нем;

• знают обязанности пешехода, правила его передвижения;

• знают, какими бывают опасные ситуации на дороге и во дворе;

Метапредметные:

• знают основы доврачебной помощи: классификацию травм и ран;

• знают общие принципы оказания доврачебной помощи;

• знают содержание аптечки, средства, необходимые для оказания помощи;

• знают правила остановки кровотечения;

• знают правила наложения повязок;

• знают, что представляют из себя велосипед, мопед, скутер как автотранспортное средство;

• знают виды велосипедов, устройство велосипеда;

• умеют определять тип травмы, полученной при ДТП;

• умеют оказывать доврачебную помощь при кровотечении;

• умеют накладывать повязки при различных видах травм;

• выполняют элементарные фигуры за рулем велосипеда во время фигурного вождения

Личностные:

• умеют правильно оценивать ситуацию на улице в зоне дорожного движения;

• умеют вести себя в общественном транспорте в соответствии с принятыми нормами;

• умеют переходить дорогу строго в соответствии с действующими правилами дорожного движения;

• воспитывают  в себе такие качества личности, как терпение, воля, самоконтроль, самоорганизация, коммуникабельность;

• проявляют интерес к дополнительным источникам знания;

• стремятся проявить себя как личность и получить признание окружающих;

• воспитывают в себе осознанный интерес к занятиям, научиться оценивать себя адекватно реальным достижениям;

• воспитывают в себе отзывчивость, сопереживание, инициативность, организаторские  способности;

• вырабатывают в себе стремление к грамотной речи.

Особенности контингента/целевая аудитория

Группа может быть как одновозрастная, так и разновозрастная. Возраст детей 11-15 лет. У обучающихся различные знания по тематике программы.

Режим и количество детей в группе.

Численный состав группы второго года обучения 12 человек. Занятия проходят один раз  в неделю по 2 часа.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2 год обучения

п/п

Наименование темы занятия

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1.

Инструктаж по ТБ. ПДД – закон жизни.

1

1

2

2.

Почему необходимо знать правила дорожного движения. Наша улица, наш район.  Дорога в школу.

1

1

2

3.

ПДД для пассажиров. Общественный транспорт. Его классификация.

1

1

2

4.

ПДД для пассажиров. Посадочные площадки и дорожные знаки.

1

1

2

5.

ПДД для велосипедистов. Дорожные знаки.

1

1

2

6.

История и развитие ЮИД-движения в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. ЮИД отряды Колпинского района

1

1

2

7.

История возникновения ПДД

1

1

2

8.

Госавтоинспекция – ГИБДД. Историческая справка и современность

1

1

2

9.

Первые автомобили.

1

1

2

10.

История развития автотранспорта.

1

1

2

11.

Игра - викторина «Исторический марафон по ПДД»

1

1

2

12.

Дорожные знаки и их группы. Предупреждающие знаки.

1

1

2

13.

Запрещающие знаки.

1

1

2

14.

Предписывающие знаки

1

1

2

15.

Информационно-указательные и предписывающие знаки

1

1

2

16.

Знаки сервиса и дополнительной информации.

1

1

2

17.

Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.

1

1

2

18.

Игра «Знаки дорожные знать нам положено»

2

2

19.

Тестовая викторина по ПДД

2

2

20.

Понятие «доврачебная помощь».

1

1

2

21.

Виды кровотечений. Их характеристика. Способы остановки.

1

1

2

22.

Капиллярное кровотечение.  Венозное кровотечение. Артериальное кровотечение. Правила временной остановки с использованием жгута и жгута-закрутки.

1

1

2

23.

Наложение повязки «Чепец» на голову

2

2

24.

Наложение повязки «Спиральная» на грудь и конечности

2

2

25.

Наложение повязки «Уздечка». Наложение повязки «Возвращающаяся» на кисть.

2

2

26.

Виды травм. Вывихи. Переломы.  Их признаки. Правила транспортировки пострадавшего.

1

1

2

27.

Классификация ожогов и доврачебная помощь при них. Автомобильная аптечка. Её содержание и применение.

1

1

2

28.

Конкурс «Доврачебная помощь»

2

2

29.

Дорожная разметка, её характеристики.

1

1

2

30.

Права и обязанности участников дорожного движения.

1

1

2

31.

История велосипеда и роликов. Современные велосипеды. Их классификация. Техническое состояние велосипеда.

2

2

32.

Понятие «Велосипедист». Права и обязанности велосипедистов.

1

1

2

33ю

Фигурное вождение велосипеда как этап соревнований «Безопасное колесо».

1

1

2

34.

Отработка навыков фигурного вождения велосипеда.

2

2

34.

Тестовая викторина «Знатоки ПДД»

2

2

36.

Игра-соревнование «Безопасное колесо»

2

2

Итоговое занятие

4

8

12

ИТОГО

28

44

72

Содержание программы. Второй год обучения.

1.Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Теория: Знакомство с правилами поведения, прописанными в инструкции по ТБ. Цели, задачи образовательной программы, организационные вопросы. Цели и задачи программы. Правила дорожного движения в России. Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров. ПДД – закон жизни.

Практика: Решение задач, ребусов  карточек по ПДД, предложенных газетой «Добрая дорога детства. Тест «Дорога без опасностей».

2. Изучение правил дорожного движения.
Теория: Правила дорожного движения в России (Утвержденные Постановлением Совета министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090 с изменениями и дополнениями с изменениями от 7 июня 2016 года.). Общие положения. Обязанности пешеходов, водителей, велосипедистов и пассажиров.

ПДД для пешеходов - правостороннее движение, правила перехода дороги, места перехода проезжей части дороги. Обход стоящего транспорта у обочины. Движение пеших групп и колонн. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Средства регулирования движения.

 ПДД для пассажиров - виды общественного транспорта, посадочные площадки и дорожные знаки, правила поведения в салоне транспорта, перевоз багажа. Взаимовежливые отношения пассажиров и водителя.
ПДД для велосипедистов - техническое состояние велосипеда, дорожные знаки, движение групп велосипедистов. Тормозной и остановочный пути. Разметка проезжей части дороги. Остановка и стоянка транспортных средств. Влияние погодных условий на движение транспортных средств.

Общественный транспорт, его классификации. Велосипедисты и пешеходы на пешеходных переходах.

Практика: Ролевые игры, игры с пазлами, просмотр презентаций по теме. Изготовление макетов дорожных ситуаций, рисунки по теме «Знай правила движенья как таблицу умноженья». Отработка практических навыков поведения пешеходов, пассажиров, велосипедистов. Составление схемы дороги в школу, магазин. Езда в автогородке.

3. История правил дорожного движения.

Теория: История и развитие Правил дорожного движения. Информация о первом светофоре, автотранспорте (легковом, грузовом, общественном), велосипеде в России, первых дорожных знаках, жезлах, разметке. История развития автотранспорта.

История и развитие ЮИД-движения в России, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. ЮИД – отряды Колпинского района.

Госавтоинспекция – ГИБДД. Историческая справка и современность.
Практика: Загадки, презентации «История транспорта», «Первый велосипед», «История светофора». Изготовление макетов первого светофора, знака. Игра - викторина «Исторический марафон по ПДД».

4. Дорожные знаки.
Теория: Дорожные знаки и их группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно - указательные, приоритета, сервиса, дополнительной информации. Значение отдельных дорожных знаков. Установка дорожных знаков.
Практика: практикум «Расскажу о дорожном знаке», работа в группах и парах с целью творческого представления одной групп дорожных знаков. Викторина и тест на проверку знаний дорожных знаков. Экскурсия по микрорайону и городу «Знаки нашего города». Игра «Мой друг – дорожный знак». Игра «Знаки дорожные знать нам положено». Тестовая викторина по ПДД.  Конкурс творческих работ.

5. Доврачебная помощь.

Теория: Понятие «доврачебная помощь». Виды кровотечений, их характеристика. Виды травм. Правила проведения реанимации, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца. Классификация ожогов и доврачебная помощь при них. Правила транспортировки пострадавших. Содержание автомобильной аптечки.

Практика: Решение тестовых заданий. Отработка правил транспортировки пострадавших при различных травмах. Отработка правил проведения реанимации. Правила временной остановки артериального кровотечения с использованием жгута и жгута-закрутки. Наложение повязки «Крестообразная на затылок», наложение повязки «Спиральная» на конечности. Конкурс «Доврачебная помощь».

6. Дорожная разметка. Правильное поведение на дороге.

Теория:  Дорожная разметка и её характеристики. Вертикальная и горизонтальная дорожная разметка. Понятие правильного и неправильного поведения на дороге в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Права и обязанности участников дорожного движения.

Практика:  Отработка умения «читать» дорожную разметку. Отработка навыков безопасного поведения на дороге, поведения в опасных ситуациях. Просмотр презентаций по теме. Работа по карточкам «Ситуации на дороге». Ролевая игра «Я и дорога».  Экскурсия по городу и микрорайону «Как правильно вести себя на дороге».

7. Ролики и велосипед. Опасности на дороге.

Теория:  История велосипеда и роликов. Виды велосипедов. Применение велосипедов и роликов. Понятие «велосипедист». Правила езды на велосипедах и роликах. Права и обязанности велосипедиста. Современные велосипеды. Их классификация. Техническое состояние велосипеда.

Практика: Игра-викторина «Мой друг – велосипед». Отработка навыков безопасного поведения велосипедистов и роллеров. Фигурное вождение велосипеда как этап соревнований . Игра - соревнование «Безопасное колесо».

Учебно-методическое сопровождение программы

Успешная реализация Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮИДД. Юные инспекторы дорожного движения»  возможна при наличии учебно-методических, кадровых и материально-технических ресурсов. Грамотное использование материально-технических средств дает возможность не только применять традиционные методы обучения и воспитания обучающся, но и существенно обновить эту работу. Для успешной реализации Программы необходимо наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения социальных практик в рамках программы (агитационные выступления, патрулирования и т.д.)

Материально-техническое обеспечение

Оборудование:

  1. Учебные стенды.
  • Плакаты.
  • Светофор.
  • Комплект дорожных знаков на стойках.
  • Снаряды для фигурного вождения велосипеда.
  • Аудио-, видео- аппаратура.
  • Жезлы.
  • Инструменты.
  1. .Материалы.
  • Цветная бумага;
  • Картон;
  • Клей;
  • Кисточки;
  • Цветные карандаши, краски, гуашь и др.;
  • Перевязочный материал, косыночные повязки;
  • Шины для транспортной иммобилизации;
  • Автомобильная аптечка .

Формы контроля

Для проверки эффективности и качества реализации программы применяются различные виды контроля и способы отслеживания результатов.

Виды контроля включают:

  • входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Ведется для выявления у учащихся имеющихся знаний, умений и навыков;
  • промежуточный контроль (январь–февраль) проводится в середине учебного года. 
  • Тематический контроль проводится после изучения каждой темы с целью выявления уровня освоения материала.
  • итоговый контроль (май) проводится в конце учебного года, позволяет оценить результативность работы педагога за учебный год.

Оценочные и методические материалы

Система оценки результативности освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы призвана обеспечить интегральную и дифференцированную информацию о процессе преподавания и процессе обучения, отслеживать индивидуальный прогресс учащихся в достижении планируемых результатов, обеспечивать обратную связь для педагога, учащихся и родителей, отслеживать эффективность реализации образовательной программы.

  • процессе обучения и воспитания применяются следующие способы отслеживания результатов и формы аттестации:
  •  входной контроль (опросники, тестирование, беседа);
  •  текущий контроль (педагогическое наблюдение, беседы по изучаемым темам, опросы, блиц-опросы, выполнение контрольных заданий, решение практических задач);
  •  тематический контроль (тестовые задания, работа со схемами, решение ситуационных задач, рефераты и презентации по теме или проблеме; выполнение контрольных заданий, разработка творческого проекта);
  •  итоговый контроль (выполнение творческих заданий портфолио, результаты участия в конкурсах обобщающий: дискуссия, круглый стол, защита творческой работы).

Уровень физического развития обучающихся определяется на основании участия в конкурсах и соревнованиях.

При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися Программы дополнительного образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач.

  • результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации ребёнка и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.

Все результаты контроля на основании критериев оценки заносятся в Карту наблюдения за обучающимися. По итогам обучения заполняется Бланк форм фиксации образовательных результатов в объединении.  

Критерии оценки

Творческий уровень

  1. Работает быстро. Имеет высокую общую работоспособность.
  2. Обладает умениями широко интерпретировать и конструировать материал.
  3. Обладает разносторонними способностями.
  4. Рассматривает один и тот же факт, явление с разных точек зрения, проявляя глубокий интерес к открытиям в мировой цивилизации, умеет доказывать, опровергать.
  5. Работает с различными информационными источниками (справочники, энциклопедический материал, научно-популярная статья, занимательная литература, Интернет), отыскивая, отбирая необходимый материал.
  6. Свободно владеет поиском недостающей информации. Умеет приобретать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности.
  7. Имеет большой словарный запас.
  8. Умеет «встраивать» новые знания в систему уже усвоенных и применяемых на практике знаний и в проблемную ситуацию.
  9. Свободно владеет аналитическими способами освоения знаний (сравнение, анализ, синтез, простые и сложные обобщения, абстрагирование и т.д.).
  10. Умеет приводить знания в движение, в результате чего устанавливаются новые взаимосвязи, формируются новые обобщения, делаются новые выводы.
  11. Свободно ориентируется в овладении умениями сопоставлять, критически анализировать.
  12. Умеет проводить самоанализ личного знания, подбирая методы предстоящей работы.
  13. Самостоятелен в принятии решения.
  14. С большим интересом посещает занятия в творческом объединении, расширяя и углубляя знания в интересующей его области

Продуктивный уровень

  1. Обладает прочными знаниями и твердыми умениями всех умственных действий, развивающих творческую индивидуальность личности.
  2. Процесс выполнения всех видов творческих упражнений носит сознательный характер. Ребенок осознает цель, понимает возникшую проблему. Внутренне планирует содержание, структуру и проектируемые результаты деятельности.
  3. Умеет проводить тщательный анализ задачи, наличие данных в ней, при этом может прибегать к помощи педагога.
  4. Предстоящей деятельности придается строгая логичность. Составляется план последовательности выполнения заданий.
  5. Выделяет сущность в явлениях, процессах, виде связи, зависимости между явлениями, процессами.
  6. Умеет выбрать оптимальные пути решения на основе систематизации большого объема информации, в том числе межпредметного характера.
  7. Пытается самостоятельно выделить отдельно причины, следствия, а также причинно-следственные связи в развитии явлений и на основе этих процессов выделять закономерности, пытается делать выводы.
  8. Умеет получить вывод из информации, а затем развернуть его в текст с движением от главной мысли до конкретного знания.
  9. Моделирует ход суждений, обладая системной информацией, при этом твердо удерживая внутренний план действий.
  10. Имеет знания и умения по самообразованию и самообучению

Репродуктивный уровень

  1. Стремится к выделению главного, обобщению, а также сравнению, доказательству, опровержению. Однако, системой умственных действий не обладает.
  2. Умеет делать простые выводы в более сложные, а также преобразовывать в заключения.
  3. Овладение материалом происходит в том же объеме и порядке, в каком изложены на занятии, не внося нового.
  4. Учебные задания выполняются первоначально на уровне копирования и воспроизведения (1-й этап). В процессе закрепления (2-й этап) проявляется догадливость, сообразительность, однако проявить собственное отношение к фактам не умеет. В ходе обобщающего контроля (3-й этап) знания и умения поднимаются на новый уровень и выходят за рамки выводов и правил, то есть творческий уровень.
  5. Проявляет вдумчивое отношение к установлению новых связей между явлениями и процессами.
  6. Свободно переносит знания с одного явления на другое, но не широко.
  7. Предпринимает попытку открыть новые знания, систематизируя, классифицируя факты, но небольшие по объему.
  8. Умеет проводить опытную и опытно-экспериментальную работу на основе предложенного учителем плана, наблюдая и фиксируя значительное в явлениях, процессах, а также делать выводы из фактов и их совокупности, но разработать план поисковой работы самостоятельно не умеет.
  9. Принимает активное участие в решении одной задачи, имеющей разные задания, сначала простые и далее усложненные, но самостоятельно дополнить задачу не может, поставив, например, ряд вопросов.
  10. Может работать с несколькими информационными источниками сразу (учебное пособие, занимательная литература, энциклопедические материалы), выбирая и конструируя короткую информацию.

Литература

Для детей

1. Правила дорожного движения Российской Федерации

2. Газета «Добрая дорога детства»

3. Алексеев В. «Три друга пешехода в любое время года»

4.Бедарев О. «Если бы...»

5.Берестов В. «Стоял ученик на развилке»

6.Доброхотова А. «Зеленый... желтый... красный...»

7.Дорохов А. « Подземный ход», «Шлагбаум».

8.Драгунский В. «На Садовой большое движение»

9.Могутин Ю. «Ты идешь по улице».

10.Носов Н. «Автомобиль»

11. Цыферов Г. « Сказки на колесах».

Для педагога 

1. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997Три сигнала светофора.  

     Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

2. Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4

    классы. – М.:ВАКО, 2006.

3. Материалы газеты «Добрая дорога детства»

4. Методические рекомендации по профилактике ДДТТ. – Волгоград, 1994.

5. Подгорная С.Н. Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону.

     ИЦ «МарТ» 2004г.

6. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней  

    школе/авт.-сост. В.В. Шумилова. – Волгоград: Учитель, 2007.

7. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985

8. Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. – М.: АСТ-ЛТД, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...

Рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса «Юные инспектора дорожного движения» (социальное направление) (на 1 год реализации) Программу составила Учитель физической культуры Михеева Ольга Николае

Рабочая программапо внеурочной деятельности учащихся для 5 «К»класса       «Юные инспектора дорожного движения»(социальное направление)(на 1 год реализации)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Юные инспектора дорожного движения"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юные инспекторы дорожного движения» предназначена для учащихся 6-12 лет и составлена н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Российское Движение Школьников» Направление: Социально – педагогическое Возраст учащихся: 7-18 лет

Программа направлена на развитие личности в четырех направлениях: гражданская активность, личностное развитие, военно-патриотическое, информационно-медийное....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Английский с увлечением» Направленность: социально-педагогическая Срок реализации: 1 год

Предлагаемая программа «Английский с увлечением» имеет социально – педагогическую  направленность и предназначена для дополнительного образования детей в возрасте от 7 до 8 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа «Швейное дело «Силуэт»» художественной направленности для обучающихся 5-8 классов, срок реализации 3 года

Швейное дело интересует каждую девочку, но в моей группе занимаются и мальчики. Художественная вышивка многим нравится за свою яркость и новизну в работе. Современные швейные машинки имеют очень обшир...

Дополнительная общеразвивающая программа «Художественная машинная вышивка» художественной направленности для обучающихся 5-9 классов срок реализации 3 года

В школьном пространстве появились вышивальные машинки, которые расширили обучение детей в сфере новых технологий. Вышивка на любых предметах вызывает восторг у обучающихся. Блузочки с вышивкой, платоч...