Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь»
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь» туристско-краеведческой направленности. В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность, краеведческая деятельность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Именно на этом естественном стремлении к самостоятельному изучению, познанию большого, строится программа "ЮНИС: юный исследователь".
Программа дает возможность обучающимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, поиске и создании своего генеалогического древа и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunis_dopolnenaya.docx | 53.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
Рассмотрено на педагогическом совете МАУ ДО ЦДО протокол № ___ от «___» ______________ 2020 г. | Утверждаю: И.о. директора МАУ ДО ЦДО _________________М.Н. Кундышев «___» _____________ 2020 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
«ЮНИС: юный исследователь»
туристско- краеведческой направленности
Срок реализации программы: 1 год
Возраст детей: с 12 лет
Составитель:
Игонина Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования МАУ ДО ЦДО
р.п. Дальнее Константиново
2020 год
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНИС: юный исследователь» туристско-краеведческой направленности. В программе краеведение выступает как форма исследовательской деятельности учащихся в походах и экскурсиях под руководством педагога.
Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность, краеведческая деятельность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Именно на этом естественном стремлении к самостоятельному изучению, познанию большого, строится программа "ЮНИС: юный исследователь".
Программа дает возможность обучающимся приобщиться к общественно-полезной деятельности, связанной со сбором исторического материала, в самых увлекательных для детей формах - экскурсиях, походах, поиске и создании своего генеалогического древа и т.д.
- Актуальность
На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли, любознательности, познавательных интересов, собирательской активности, увлечению наукой.
При изучении «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях и процессах, которые в свою очередь, служат основой для понятий.
- Новизна
Программа интегрирована, т.к. включает знания по истории, географии, экологии и культурологии.
Программа признана обогащать знаниями об историческом прошлом нашего родного края, воспитывать учащихся на примерах мужества и героизма.
- Объем программы и сроки реализации
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы, составляет 144 часа. Срок реализации программы 1 год, период обучения с сентября по май.
- Форма обучения
Очная форма обучения. Программа предусматривает два вида занятий: теоретическое и практическое занятие. Целесообразно использовать ИКТ и Интернет. Также в обучении применяется как групповая форма обучения, так и индивидуальный подход к обучаемому.
- Режим занятий
На освоение программы отводится 4 часа в неделю. Занятие в группе проводится 2 раза в неделю по 2 часа. По окончании учебного года проводится срез знаний и умений.
- Цель
Познакомить учащихся с историко-культурным наследием края, поселка, изучить традиции семей и родословные, работа с семейным архивом. Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности и гордости за свой род. Формирование навыков поисково-исследовательской работы.
Программа предусматривает реализацию следующих задач:
Обучающие:
- расширение кругозора воспитанников и информированности в области туристско-краеведческой деятельности;
-совершенствование навыков общения и умений совместной деятельности в коллективе;
- научить работать с различными источниками информации.
Развивающие:
- содействовать развитию эмоционально-чувственной сферы;
– развивать познавательный интерес к изучению истории города, края, своего рода, обучать исследовательской и проектной деятельности, формирование у учащихся информационной культуры, использование интернет, информационных технологий в изучении краеведения;
-развивать навыки самостоятельной работы, умение правильно делать выводы;
Воспитывающие:
-воспитывать чувство патриотизма, духовно-нравственных качеств личности, сопричастности к судьбе родного края;
-воспитывать ответственность, настойчивость, целеустремленность в достижении цели;
-формировать умение работать в команде.
- Ожидаемые результаты
- Познакомиться с историей родного края
- освоить навыки поисково- исследовательской деятельности
- научиться видеть необычное в обычных вещах (научить детей видеть прекрасное в обычных вещах, научить быть добрыми и отзывчивыми и радоваться окружающему миру)
- развить интерес к поисковой деятельности (реализация проектов по изучению своей родословной, изучение традиций и культуры своих семей)
- научить ценить и уважать свой труд (организация выставок и выставок - музей по реализуемым проектам)
- развить интерес к проектной деятельности, составление проектов, реализация этих проектов;
- расширение знаний о своей родословной, семейных традициях.
- Категория учеников:
- дети от 12 до 17 лет.
- Место реализации программы
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования».
Учебный план
№ | Тема | Всего часов | Теоретическое | Практическое | Формы аттестации |
2 | «Моя малая родина» (знакомство с историей Дальнеконтантиновского района) | 36 | 4 | 32 | Тестирование |
3 | «Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной) | 42 | 6 | 36 | Выставка |
4 | «Идея – исследование- проект» (знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности) | 36 | 4 | 32 | Проект |
5 | Организация участия в муниципальных и областных конкурсах | 30 | 6 | 24 | Конкурс творческих работ |
Итого | 144 | 20 | 124 |
Содержание программы
- Вводное занятие – знакомство, техника безопасности, вводный инструктаж, оформление необходимой документации.
Материал: стенды в кабинетах, образцы изделий, журнал регистрации.
Задачи: заинтересовать детей обучаться в объединении, развить интерес к поисково-исследовательская деятельности и истории родного края.
- «Моя семья - мое богатство» (работа с семейными архивами, составление родословной)
Теория: что такое семья? что такое семейные традиции, устои, какие бывают
Практика: изучение семейного архива (фото, записки, писания, истории и т.д), сбор информации о семье, разработка и составление родословной
Материал: материалы семьи (индивидуально): фото, истории и традиции семьи и т.д., применение ИКТ, возможна работа с архивом
Задачи: привить любовь и интерес к прошлому своей семьи, научить работать коллективно (семья), реализовать проект «Семейный музей», организовать выставку - музей проекта.
- «Моя малая родина» (знакомство с историей Дальнеконтантиновского района)
Теория: краеведение родного края, Дальнеконстантиновского района
Практика: сбор и изучение информации о краеведении Дальнекоснтантиновского района, составление сборника
Материал: материалы музеев, сбор информации с сети интернет, общение со знаменитыми людьми Дальнеконстантиновского района
Задачи: привить любовь и интерес к родному краю, привитие гражданско- патриотического воспитания
- «Идея – исследование - проект» (знакомство с основами исследовательской и проектной деятельности)
Теория: что такое идея? что такое исследование? что такое проект?
Практика: пробное написание исследовательской работы
Материал: информация
Задачи: научить и привить знания, умения и навыки в написание и проведении исследовательской деятельности.
- Организация участия в муниципальных и областных конкурсах
Теория: разработка материала для муниципальных этапов конкурсов, изучение региональных и областных положений, подготовка к участию
Практика: участие в мероприятиях районного, областного масштаба
Материал: информация
Задачи: привить дух соревнований, лидерские качества, исследовательская деятельность
- Итоговое занятие
Промежуточная аттестация, целью которой является отслеживание роста уровня владения тем или иным видом деятельности. Подведение итогов работы обучающихся за год. Награждение грамотами, дипломами.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, сообщение, рассказ, демонстрация наглядных пособий и компьютерных презентаций);
- учебно-исследовательский метод (творческие задания и упражнения, реализация проектов, организация выставок).
- Формы оценивания
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь» применяются промежуточный и итоговый виды контроля.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года (декабрь). Формы оценки: тестирование, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года (май). Формы оценки: защита и презентация проекта «Мое родословная», итоговое тестовое задание «Моя малая родина».
Для успешной реализации программы предлагается непрерывное и систематическое отслеживание результатов деятельности ребенка.
- Оценочные материалы
Показатели критериев определяются уровнем: высокий (В) — 3 балла; средний (С) — 2 балла; низкий (Н) — 1 балл.
№ | ФИО ребенка | Показатели (Оцениваемы параметры) | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики | Итого в баллах |
1 | ||||||
… | ||||||
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
∙ высокий уровень (В) – учащийся освоил на 80-100% объём знаний, предусмотренных образовательной программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
∙ средний уровень (С) – объём усвоенных знаний составляет 50-80%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
∙ низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных образовательной программой, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
∙ высокий уровень (В) – учащийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными образовательной программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
∙ средний уровень (С) – объём усвоенных умений и навыков составляет 50- 80%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
∙ низкий уровень (Н) – учащийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога
- Методические материалы
Для реализации программы могут быть использованы следующие методы обучения:
− поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей с выполнением различных заданий по организации мероприятий),
− метод самореализации через различные творческие дела, участие в соревнованиях, походах, конкурсах;
− метод комплексного подхода к образованию и воспитанию, предполагающий единство нравственного, физического, эстетического и других форм воспитания.
Технологии, используемые при проведении занятий:
− «обучение в сотрудничестве»;
− проблемного обучения;
− информационные технологии;
− индивидуальный и дифференцированный подход к обучению;
− технология критического мышления;
− здоровье-сберегающие технологии;
− обучение в игре («учимся, играя»).
- Методы обучения – словесный, наглядно-практический, объяснительно - иллюстративный, игровой.
- Методы воспитания - убеждение, мотивация, стимулирование.
- Формы организации образовательного процесса – групповая, индивидуальная.
- Формы организации учебного занятия - беседа, выставка, презентация, наблюдение, практическое занятие, творческая мастерская.
- Педагогические технологии – элементы технологии группового обучения, коллективно творческой деятельности, игровой деятельности, здоровьесберегающей технологии.
- Условия реализации программы (материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение)
- Материально- техническое обеспечение:
- Кабинет.
- Для занятий необходимы: общая тетрадь, цветные карандаши, ручка, альбом.
- Компьютеры, сканер, принтер, проектор, который используется для подготовки к конференциям и конкурсам, для оформления исследовательских проектов и презентаций.
- При проведении занятий используется наглядный дидактический материал: плакаты, таблицы. Дидактические и методические материалы, определители, энциклопедии, таблицы.
Информационное обеспечение:
1. Оформление информационных стендов;
2. Банк данных (разработки занятий, игр, беседы и лекции для обучающихся, разработки мероприятий);
3. Диагностические материалы.
Список литературы
Литература, рекомендуемая для педагогов и родителей
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО)
- Книга чудес Выпуск 1 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2002.-64с…
- 2.Книга чудес Выпуск 2 Дальне Константиновского района Автор Н.Ф.Грязнов. - Нижний Новгород: ИЗД. «Матрешка», 2004.-89с…
- 3.Николай Грязнов Дальнеконстантиновские сказы и были. - Нижний Новгород: ИЗД «Книги», 2014.-32с
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2008.-169с.
- Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 г.» /М.:АРКТИ, 2004.-208 с.
- Сайт Администрации Дальнеконстантиновского района dknnov.ru
- Статьи по географии Нижегородской области поселения Дальнеконстантиновского района, исторические очерки, фотографии исторического развития улицы (архивные материалы музея р.п.Дальнее Константиново).
Календарно - тематическое планирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЮНИС: юный исследователь»
№ | Название деятельности | Программное содержание | Количество часов |
Сентябрь | Вводное занятие | Вводное инструктаж по Т/Б. Вводное занятие «С чего начинается Родина» | 2 |
История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 | ||
История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 | ||
История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 | ||
История названия района и его достопримечательности. История названий сел и деревень, их достопримечательности | 2 | ||
Памятные места нашего района. Правила поведения на улице и в местах, где находятся исторические и культурные памятники | 2 | ||
Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 | ||
Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 | ||
Октябрь | Онлайн экскурсия «Где эта улица, где этот дом?» | 2 | |
«Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода | 2 | ||
«Мой дом - моя крепость». Знакомство с бытом, устройством избы и домашнего обихода | 2 | ||
Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края. | 2 | ||
Понятия «традиции», «забавы». История традиций, праздников и забав родного края. | 2 | ||
Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 | ||
Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 | ||
Учреждения нашего района. Наш район в годы ВОВ. | 2 | ||
Ноябрь | Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 | |
Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 | ||
Герои ВОВ нашего района. Биография героев. Знаменитые фамилии жителей района | 2 | ||
«Моя семья – мое богатство» | 2 | ||
«Моя семья – мое богатство» | 2 | ||
«Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени» | 2 | ||
«Почему меня так назвали?».Значение имен . «Три моих имени» | 2 | ||
Что означает слово «родители», «родословная семьи» | 2 | ||
Что означает слово «родители», «родословная семьи» | 2 | ||
Декабрь | История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат» | 2 | |
История слов «Мама», «папа», «сын», «дочь», «сестра», «брат» | 2 | ||
Традиции моей семьи | 2 | ||
Традиции моей семьи | 2 | ||
Традиции моей семьи | 2 | ||
Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо» | 2 | ||
Что такое «генеалогия», «генеалогическое древо» | 2 | ||
История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 | ||
История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 | ||
Январь | История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 | |
История происхождения фамилии, ее значение. Исследовательская работа | 2 | ||
Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 | ||
Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 | ||
Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 | ||
Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 | ||
Февраль | Алгоритм составление родословной (практическое задание) | 2 | |
Понятие «идея», «исследование», «проект» | 2 | ||
Тема, предмет, цель, задачи исследование | 2 | ||
Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 | ||
Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 | ||
Учимся выделить гипотезы. Наблюдение как способ выявления проблем. Что такое эксперимент. | 2 | ||
Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 | ||
Март | Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 | |
Методика проведения исследования. Коллективная игра- исследование | 2 | ||
Проект – виды, цели, задачи | 2 | ||
Проект – виды, цели, задачи | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Апрель | Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | |
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Социальное проектирование. Идеи. Презентации. Современные техники проектирование. Практическое занятие | 2 | ||
Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 | ||
Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 | ||
Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 | ||
Подготовка материала, исследовательская деятельность, участие в конкурсе «Моя семейная реликвия» | 2 | ||
Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 | ||
Май | Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 | |
Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 | ||
Составление генеалогического древа. Практическое занятие | 2 | ||
Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции» | 2 | ||
Презентация «»Мой дом - моя крепость», «Семейные традиции» | 2 | ||
Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 | ||
Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 | ||
Видеоматериал «Моя малая Родина» | 2 | ||
Итого | 144 часа |
Календарный учебный график
Комплектование групп проводится с 01 августа по 06 сентября 2020 года.
Продолжительность учебного года составляет 36 учебных недель.
Учебные занятия начинаются с 07 сентября 2020 года и заканчиваются 23 мая 2021 года.
Зимние каникулы с 01.01.21 г. - 10.01.2021 года.
Контроль по итогам реализации программы с 17.05.21 г. по 23.05.21 года.
Год обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | Всего учебных часов/недель | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | ||
30.08 – 06.09 | 07.09 – 13.09 | 14.09 – 20.09 | 21.09 – 27.09 | 28.09 – 04.10 | 05.10 – 11.10 | 12.10 – 18.10 | 19.10 – 25.10 | 26.10 – 01.11 | 02.11 – 08.11 | 09.11 – 15.11 | 16.11 – 22.11 | 23.11 – 29.11 | 20.11 – 06.12 | 07.12 – 13.12 | 14.12 – 20.12 | 21.12 – 27.12 | 28.12 – 03.01 | 04.01 – 10.01 | 11.01 – 17.01 | 18.01 – 24.01 | 25.01 – 31.01 | 01.02 – 07.02 | 08.02 – 14.02 | 15.02 – 21.02 | 22.02 – 28.02 | 01.03 – 07.03 | 08.03 – 14.03 | 15.03 – 21.03 | 22.03 – 28.03 | 29.03 – 04.04 | 05.04 – 11.04 | 12.04 - 18.04 | 19.04 – 25.04 | 26.04 – 02.05 | 03.05 – 09.05 | 10.05 – 16.05 | 17.05 – 23.05 | 24.05 – 30.05 | 31.05 – 06.06 | 07.06 – 13.06 | 14.06 – 20.06 | 21.06 – 27.06 | 28.06 – 04.07 | 05.07 – 11.07 | 12.07 – 18.07 | 19.07 – 25.07 | 26.07 – 01.08 | 02.08 – 08.08 | 09.08 – 15.08 | 16.08 – 22.08 | 23.08 – 29.08 | |
1 год обучения | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 144/36 |
Общая нагрузка в неделю | |
Каникулярный период | |
Промежуточный контроль | |
Контроль по итогам реализации программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа кружка входит в Программу работы летнего лагеря "Юный исследователь", где ученики в летнее время проходят обучение по написания исследовательской работы в течение 10 дней....
Образовательная программа кружка "Юный исследователь"
Образовательная программа кружка направлена на привлечение учащихся к исследовательской деятельности, расширению и углублению знаний по биологии, экологии и географии, способствует работе учащихся по ...
Программа кружка "Юный исследователь"
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у учащихся не только учебные навыки, но и рефлексивные способности, креативность. Поэтому исследовательская деятельность сама по себе...
Программа кружка "Юный исследователь"
Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся.Данная программа рассчитана на то, что поможет:- сформировать активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика в обучении;- а...
Методические рекомендации к авторской программе дополнительного образования по биологии «Юный исследователь» для обучающихся 6 – 8 классов
Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть ...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...