Конспект логопедического занятия. Тема "Родственные слова."
план-конспект
Цели:
-Закреплять знания о родственных словах.
-Задачи:
Образовательные:
- Повторить общие сведения о родственных словах. Закрепить термин - корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и семантическая общность), работать над семантикой групп родственных слов.
- Упражнять учащихся в выборе родственных слов, объяснять их выбор.
- Учить различать родственные слова и слова с омонимичными корнями.
- Учить различать родственные слова и синонимы.
- Расширять активный словарь, обогащать родственными словами и словами с омонимичными корнями, развивать связную речь.
- Учить использовать ИКТ.
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
-формировать зрительно-пространственные ориентировки;
- развивать произвольность слухового и зрительного внимания;
- развивать зрительную память.
- развивать моторные навыки
Воспитывающие:
- воспитывать учебную мотивацию;
- воспитывать терпеливость, усидчивость;
- воспитывать самоконтроль
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, медиапроектор, программа Mimio Studio, игра «Назови корень» таблица «Родственные слова», карточки с деформированными предложениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rodstven_slova.docx | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»
Цели:
-Закреплять знания о родственных словах.
-Задачи:
Образовательные:
- Повторить общие сведения о родственных словах. Закрепить термин - корень, однокоренные слова, учить выделять два признака родственных слов (общая часть и семантическая общность), работать над семантикой групп родственных слов.
- Упражнять учащихся в выборе родственных слов, объяснять их выбор.
- Учить различать родственные слова и слова с омонимичными корнями.
- Учить различать родственные слова и синонимы.
- Расширять активный словарь, обогащать родственными словами и словами с омонимичными корнями, развивать связную речь.
- Учить использовать ИКТ.
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
-формировать зрительно-пространственные ориентировки;
- развивать произвольность слухового и зрительного внимания;
- развивать зрительную память.
- развивать моторные навыки
Воспитывающие:
- воспитывать учебную мотивацию;
- воспитывать терпеливость, усидчивость;
- воспитывать самоконтроль
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, медиапроектор, программа Mimio Studio, игра «Назови корень» таблица «Родственные слова», карточки с деформированными предложениями.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Орг.момент
- Послушайте песенку:
- Я водяной, я водяной,
Никто не водится со мной.
Внутри меня водица.
Ну что с таким водиться!
Перед занятием я налила в стакан воду. Встретились ли нам слова, похожие по смыслу? (Водяной, водица)
- Они близки по смыслу - имеют отношение к воде.
- Что еще объединяет эти слова? (Логопед вывешивает эти слова, выделяет общую часть) (Часть слов записана одинаковыми буквами - вод…)
- Можно ли к ним добавить слова с общим значением?
Водяной, водица, подводник, водянка, водонос…
Введение в тему.
- Ребята, вы совершили маленькое открытие.
На уроке мы будем говорить о словах, которые имеют общую часть, называемую корнем, и эти слова близки по значению. А как называются
такие слова, может быть, вы догадаетесь сами?
-Если люди происходят из одного рода, семьи, часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками, а слова называют родственными.
- Что такое «родственные слова»? (Слова, имеющие общий корень и похожие по смыслу.)
Основная часть.
1.Подбери пару к слову (mimio studio)
Варенье – отварной
Ледышка – гололедица
Разболелся – больница
Летчик – перелетные
Носильщик – носить
Упражнение в различении родственных слов и слов с омонимичными корнями
-Но бывают слова, в которых корни пишутся одинаково, но не похожи по смыслу. Такие слова не являются родственными. Например, слова ВОДА и ВОДИТЕЛЬ не будут родственными, так как не похожи по смыслу.
2.Прочитайте цепочки слов
Запишите лишнее слово. Объясните ответ.
а) нос, носильщик, носик, носатый;
б)час, часок, часть, часовщик;
в) гусь, гусята, гусеница, гусыня;
3. Выбери цепочку родственных слов, запишите
а) вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый;
б) холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить;
в) лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить,
- Почему слова в оставшихся цепочках нельзя считать родственными?
4.Распредели слова на три группы родственных слов
Гористый, горный, пригорок, горка.
Гореть, прогорать, горючий, сгореть.
Горе, горюшко, пригорюнился.
Работа с таблицей
5.Закрась графы нужным цветом (mimio studio)
Вода, подводник, половодье, водоем, водица, водопад, заводь.
Вождь, водить, вожатый, проводник.
Самопроверка.
Проверь по узору. (mimio studio Приложение «Шторка»)
Встаньте те, кто выполнил упражнение правильно.
Этюд на расслабление мышц
А теперь отдохнем. Про какое время года загадка? Почему?
Сосулька
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Первая и вторая строчки: руки над головой.
Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.
Повторение.
Дети подбирают родственные слова к словам: снег, зима, мороз, лед, тепло, свет.
Какая группа родственных слов подойдет для зимы? Какая группа родственных слов подойдет для весны? Почему? Какое время года наступило? Сегодня мы отправимся на прогулку.
Солнышко и тучка (кинестезиологическое упражнение на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо - сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание).
Солнце вышло из-за тучки. Жарко - расслабиться - разморило на солнце (на выдохе).
А теперь возвращаемся в школу.
6.Найди лишнее словосочетание
Холодная водица, весеннее половодье, водитель троллейбуса, водный спорт.
Летний вечер, летательный аппарат, знаменитый летчик, летная погода.
Известный рисовальщик, вареный рис, рисовать цветок, удачный рисунок.
Почему это словосочетание лишнее? (Потому что слово не подходит по смыслу)
7.Игра «Вставь картинки в окошки»
Мы научились выделять корень в словах, а теперь догадайтесь, какой корень мы вставим в окошко:
ЗУБок, ЗУБной,ЗУБастый, ЗУБочистка, ЗУБик.
ДОМик, ДОМовой,ДОМашний.
ГРИБок, ГРИБник, ГРИБница,ГРИБной.
ХЛЕБный, ХЛЕБопек, ХЛЕБороб, ХЛЕБушек,ХЛЕБница.
ЛЕСок, ЛЕСной, ЛЕСник,ЛЕСовоз, ЛЕСоруб.
СНЕГовик,СНЕГурочка, СНЕГокат, СНЕГовая.
- Назовите слова, имеющие корень ЗУБ
- Назовите слова, имеющие корень ДОМ
- Назовите слова, имеющие корень ГРИБ
Почему они являются родственными? (У них общий корень, они похожи по смыслу)
8.Сравнение родственных слов и синонимов
Но бывают слова, похожие по смыслу, но не являющиеся родственными. Почему?
(У них нет общего корня.)
Выберите те пары слов, которые являются родственными
Береза-березка, стол-столик, вылететь-пролететь,море-моряк, гриб-грибник, хлеб-хлебница.
Запишите слова, выделите корень.
9.Выбери родственные слова (mimio studio Приложение «Фокус»)
Зимовка, зима, зимний, зимовать.
Сад, посадить, садовник, садовый.
Придумайте и запишите предложения с данными словами. (При необходимости раздаются карточки с деформированными предложениями)
Итог.
Чем мы занимались сегодня на занятии?
Какие слова называют родственными?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по профилактике дизорфографии для учащихся 6 класса по теме: "Словарные слова"
При проведении данного занятия учащиеся, выполняя логопедические задания на развитие навыка языкового анализа, синтеза, отрабатывают 14 словарных слов, изучаемых в 6 классе, и записывают их в кле...
Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь
Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....
Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»
Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия, развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти, вербально - логического мышления....
Конспект логопедического занятия «Обобщающие слова в группе предметов».
Закрепить и повторить представления о словах, обозначающих предметы. Учить правильно подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов....
Конспект логопедического занятия «Согласование слов, обозначающих предмет, со словами, обозначающими действия»
Формирование знаний о предметах - действиях, их согласовании со словами – предметами....
конспект логопедического занятия по коррекции письменной речи, коррекции слоговой структуры слова. для учащихся 4 класса с ОВЗ."Слоги. Слова. Профессии".
Материал включает презентацию, подробный конспект занятия, приложение - наглядный материал. Предназначен для учащихся 4 класса с ИН лёгкой степени. Материал может быть использован для занятий с учащим...
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука й в связной речи» (развитие фонематического анализа и синтеза на примере односложных слов; со стечением согласных в начале слов)
Цель: Автоматизировать звук й в связной речи.Коррекционно-образовательные задачи:развитие навыка звукового анализа и синтеза (определение места звука в слове);закрепление правильного произношения звук...