«Работа по закрытой картине»
статья

Ульянова Татьяна Петровна

Один из распространенных продуктивных методов работы по развитию разговорной речи:

«Работа по закрытой картине»

В работе над открытой картиной детям трудно поставить вопрос не мотивированного характера и осознать коммуникативность действия, а пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям порождения монологических высказываний.

Актуальность выбранной мною темы заключена в следующем:

Устранить однообразие в работе по развитию речи, а также учитывать особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, например:

  • преобладание у детей игровых мотивов;
  • неумение организовать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и многие другие.

Цель:

  • научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картины.

Задачи:

Коррекционные ставятся с учетом речевых нарушений данной группы, например, на определенном этапе данную работу можно проводить с заикающимися детьми, а также в работе по автоматизации звуков в речи:

  • Коррекция дыхания, постановка логических пауз, работа над темпом речи, коррекция произношения и д.р.

Обучающие:

  • Развитие умений видеть целостную картину, выделять главные и второстепенные детали, правильно задавать вопросы, составлять план по картине.
  • Развитие разговорной речи, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве, словесно-логической память, воссоздающего воображения

Воспитательные:

  • Воспитание умений работать в коллективе, умений выслушать и дать возможность      высказаться товарищу, вежливо обращаться к сверстникам и учителю, аккуратности в работе.

 

Работа по закрытой картине начинается в 1-ом классе,

 заканчивается в 7–ом,

 ведется по трем направлениям:

  1. усложнение картины
  2. усложнение вопросов
  3. увеличение степени самостоятельности детей.

 

1. Усложнение содержания картин:

 

  • В 1-м классе используются одноплановые картинки с изображением действующего субъекта /объекта/.
  • Во 2-м классе добавляются еще объекты и субъекты.
  • К 3-му классу проводится работа по двухплановой картине.
  • С 4-го класса проводится работа по серии закрытых картин и трехплановой картиной.
  • К 7-му классу используются полузакрытые картины.

 

 

2. Усложнение формулировки и содержания вопросов с учетом особенностей детей и методики преподавания:

 

  • В 1-м классе вопросы ставятся вопросы уточняющего характера:

          Кто?, что?, что делает?, Большой или маленький?

  • Во 2-м классе вопросы о внешнем виде: Что на ногах?, во что одет?, Какие?. и т. д.
  • В 3-м классе включаются вопросы, которые определяют место и время действия.
  • В 3 – 4 классах учим задавать обобщающие вопросы в работе с многоплановой картиной: Что нарисовано на первом плане?, Что нарисовано на втором плане? и т.д.

 

3.  Увеличение степени самостоятельности детей

  • заключается в уменьшении помощи учителя в формулировки таких вопросов как:

Спросите меня, что нарисовано на картине.

Спросите меня, сколько … и т.д.

 

Работа по закрытой картине делится на 4-ре этапа

  1. беседа по выявлению содержания картин /ответы записывает учитель на доске в таблицу, а также ответы могут записываться детьми в тетрадях, где заранее подготовлены таблички;
  2. рисование картинки дети могут задавать дополнительные вопросы, которые носят уточняющий характер;
  3. анализ рисунков, их сравнение между собой и с опорой на записи, а впоследствии с картиной, которая на данном этапе открывается.;
  4. устное или письменное описание данной картины детьми.

 

Работа по серии картин

строится аналогично, но в начале беседы вы даете установку на понимание серии картин в целом.

image1.Название

 

 

 

2. Формулируем предложения, записываем и выбираем самое главное предложение, стрелочкой «указываем», к какой картине оно относится. Такая работа проводится по каждой картине.

imageПлан

*

image-

-

image-

*

-

-

-

*

-

-

-                     

 

 

Работа с полузакрытой картиной

Даем иллюстрацию основная часть, которой закрыта.

Рассматриваем с ребятами открытую часть иллюстрации, предлагаем воссоздать, допридумывать, то, что от них закрыто.

Учитель записывает на доске опорные слова.

Далее ребята рисуют и составляют рассказ по рисунку. Например: «Я нарисовал дятла потому, что…»

После следует описание детьми реальной картины, а также сравнение авторского рисунка с данным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_zakrytoy_kartine.doc1.3 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Процесс работы над тематической картиной. 7 класс. В.Суриков

Презентация к уроку "Процесс работы над тематической картиной"по картине В.Сурикова "Боярыня Морозова"...

Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).

В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...

Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")

Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")...

Презентация к уроку развития речи "Работа по закрытой картине"

Презентация помогает учащимся с нарушениями слуха развивать диалогическую речь по средством работы с закрытой картиной, содержание которой им предстоит выяснить....

Творческие работы как отражение картины мира лицеиста

исследование языковой личности учеников физико-математического лицея...

Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников

Возможные варианты  работы с исторической картиной  на  уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....

Лабораторная работа «Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»

Лабораторная работа«Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»Цель: знакомство с моделированием процесса наложения когерентных электромагнитных волн, изучение закономерностей взаимод...