«Работа по закрытой картине»
статья
Один из распространенных продуктивных методов работы по развитию разговорной речи:
«Работа по закрытой картине»
В работе над открытой картиной детям трудно поставить вопрос не мотивированного характера и осознать коммуникативность действия, а пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям порождения монологических высказываний.
Актуальность выбранной мною темы заключена в следующем:
Устранить однообразие в работе по развитию речи, а также учитывать особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, например:
- преобладание у детей игровых мотивов;
- неумение организовать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей и многие другие.
Цель:
- научить детей задавать вопросы и с их помощью выяснять содержание картины.
Задачи:
Коррекционные ставятся с учетом речевых нарушений данной группы, например, на определенном этапе данную работу можно проводить с заикающимися детьми, а также в работе по автоматизации звуков в речи:
- Коррекция дыхания, постановка логических пауз, работа над темпом речи, коррекция произношения и д.р.
Обучающие:
- Развитие умений видеть целостную картину, выделять главные и второстепенные детали, правильно задавать вопросы, составлять план по картине.
- Развитие разговорной речи, мелкой моторики рук, умения ориентироваться в пространстве, словесно-логической память, воссоздающего воображения
Воспитательные:
- Воспитание умений работать в коллективе, умений выслушать и дать возможность высказаться товарищу, вежливо обращаться к сверстникам и учителю, аккуратности в работе.
Работа по закрытой картине начинается в 1-ом классе,
заканчивается в 7–ом,
ведется по трем направлениям:
- усложнение картины
- усложнение вопросов
- увеличение степени самостоятельности детей.
1. Усложнение содержания картин:
- В 1-м классе используются одноплановые картинки с изображением действующего субъекта /объекта/.
- Во 2-м классе добавляются еще объекты и субъекты.
- К 3-му классу проводится работа по двухплановой картине.
- С 4-го класса проводится работа по серии закрытых картин и трехплановой картиной.
- К 7-му классу используются полузакрытые картины.
2. Усложнение формулировки и содержания вопросов с учетом особенностей детей и методики преподавания:
- В 1-м классе вопросы ставятся вопросы уточняющего характера:
Кто?, что?, что делает?, Большой или маленький?
- Во 2-м классе вопросы о внешнем виде: Что на ногах?, во что одет?, Какие?. и т. д.
- В 3-м классе включаются вопросы, которые определяют место и время действия.
- В 3 – 4 классах учим задавать обобщающие вопросы в работе с многоплановой картиной: Что нарисовано на первом плане?, Что нарисовано на втором плане? и т.д.
3. Увеличение степени самостоятельности детей
- заключается в уменьшении помощи учителя в формулировки таких вопросов как:
Спросите меня, что нарисовано на картине.
Спросите меня, сколько … и т.д.
Работа по закрытой картине делится на 4-ре этапа
- беседа по выявлению содержания картин /ответы записывает учитель на доске в таблицу, а также ответы могут записываться детьми в тетрадях, где заранее подготовлены таблички;
- рисование картинки дети могут задавать дополнительные вопросы, которые носят уточняющий характер;
- анализ рисунков, их сравнение между собой и с опорой на записи, а впоследствии с картиной, которая на данном этапе открывается.;
- устное или письменное описание данной картины детьми.
Работа по серии картин
строится аналогично, но в начале беседы вы даете установку на понимание серии картин в целом.
1.Название
2. Формулируем предложения, записываем и выбираем самое главное предложение, стрелочкой «указываем», к какой картине оно относится. Такая работа проводится по каждой картине.
План
*
-
-
-
*
-
-
-
*
-
-
-
Работа с полузакрытой картиной
Даем иллюстрацию основная часть, которой закрыта.
Рассматриваем с ребятами открытую часть иллюстрации, предлагаем воссоздать, допридумывать, то, что от них закрыто.
Учитель записывает на доске опорные слова.
Далее ребята рисуют и составляют рассказ по рисунку. Например: «Я нарисовал дятла потому, что…»
После следует описание детьми реальной картины, а также сравнение авторского рисунка с данным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_zakrytoy_kartine.doc | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Процесс работы над тематической картиной. 7 класс. В.Суриков
Презентация к уроку "Процесс работы над тематической картиной"по картине В.Сурикова "Боярыня Морозова"...
Коррекционная направленность в работе над сюжетной картиной как фактор развития познавательных интересов детей со зрительной депривацией (из опыта работы).
В статье отражено значение сюжетных картин в развитии детей с нарушением зрения, особенности восприятия детьми сюжетных изображений, задачи и организация работы. В статье представлен практический мате...
Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")
Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")...
Презентация к уроку развития речи "Работа по закрытой картине"
Презентация помогает учащимся с нарушениями слуха развивать диалогическую речь по средством работы с закрытой картиной, содержание которой им предстоит выяснить....
Творческие работы как отражение картины мира лицеиста
исследование языковой личности учеников физико-математического лицея...
Приемы работы с исторической картиной на уроках истории России и формирование визуального образа у младших школьников
Возможные варианты работы с исторической картиной на уроках истории России в 6-х классах с целью формирования визуального образа....
Лабораторная работа «Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»
Лабораторная работа«Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»Цель: знакомство с моделированием процесса наложения когерентных электромагнитных волн, изучение закономерностей взаимод...