Лабораторная работа «Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»
учебно-методический материал по физике (9 класс)
Лабораторная работа
«Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»
Цель: знакомство с моделированием процесса наложения когерентных электромагнитных волн, изучение закономерностей взаимодействия световых волн от двух источников (щелей) и экспериментальное определение расстояния от щелей до экрана.
Вспомогательная информация
Рис. 1.
(1)
(2)
(3)
(4)
Порядок выполнения работы
Рис.2.
Внимательно рассмотрите рис. 2, найдите регуляторы с движками, задающими длину волны λ, расстояние между щелями d, расстояние L между щелями и экраном и запишите их в соответствующую таблицу в отчете.
1. Подведите маркер мыши к движку регулятора длины волны, и, удерживая левую кнопку мыши в нажатом состоянии, перемещайте движок и установите числовое значение длины волны l1, взятое из табл. 1 для вашего варианта. Запишите это значение в табл. 2.
2. Аналогичным образом, зацепив мышью движок регулятора расстояния между щелями, установите первое значение d, взятое из табл. 2. Запишите в эту же таблицу расстояние ymах1 между нулевым и первым максимумами (обозначено как Dх в окошке опыта).
3. Повторите измерения для всех других значений d из табл. 2.
4. Установите числовое значение длины волны l2, взятое из табл. 1 для вашего варианта и запишите это значение в табл. 2.
5. Повторите измерения по п. 2, 3 и запишите результаты в табл. 2.
6. Установите числовое значение длины волны l3, взятое из табл. 1 для вашего варианта и запишите это значение в табл. 2.
7. Повторите измерения по п. 2, 3 и запишите результаты в табл. 2.
Таблица 1
Исходные данные
Номер варианта | 1 | 2 |
λ1 | 400 | 450 |
λ2 | 500 | 550 |
λ3 | 600 | 650 |
Таблица 2
Результаты измерений и расчетов
d, мм | l1 = _____ нм | l2= _____ нм | l3 = _____ нм | 1/d, мм-1 |
yмах1, мм | yмах1, мм | yмах1, мм | ||
1,00 |
|
|
|
|
1,50 |
|
|
|
|
2,00 |
|
|
|
|
2,50 |
|
|
|
|
3,00 |
|
|
|
|
Обработка результатов измерений
1. Рассчитайте и внесите в табл. 2 величину, обратную расстоянию между щелями (1/d).
2. Постройте на одном рисунке графики экспериментальных зависимостей координаты первого максимума ymах от обратного расстояния между щелями для всех длин волн, указав на них соответствующее значение l.
3. Для каждой линии определите по графику экспериментальное значение расстояния L от щелей до экрана (см. рис. 2), используя формулу .
4. Рассчитайте среднее значение из экспериментально полученных значений L и сравните его с указанным значением в окне опыта.
5. Рассчитайте среднюю абсолютную и относительную погрешности измерений (см. формулы (3) и (4)).
6. Запишите ответ с соблюдением правил и вывод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_yunga.docx | 116.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
«Изучение интерференционной картины в опыте Юнга»
Цель: знакомство с моделированием процесса наложения когерентных электромагнитных волн, изучение закономерностей взаимодействия световых волн от двух источников (щелей) и экспериментальное определение расстояния от щелей до экрана.
Вспомогательная информация
Рис. 1.
(1)
(2)
(3)
(4)
Порядок выполнения работы
Рис.2.
Внимательно рассмотрите рис. 2, найдите регуляторы с движками, задающими длину волны λ, расстояние между щелями d, расстояние L между щелями и экраном и запишите их в соответствующую таблицу в отчете.
1. Подведите маркер мыши к движку регулятора длины волны, и, удерживая левую кнопку мыши в нажатом состоянии, перемещайте движок и установите числовое значение длины волны λ1, взятое из табл. 1 для вашего варианта. Запишите это значение в табл. 2.
2. Аналогичным образом, зацепив мышью движок регулятора расстояния между щелями, установите первое значение d, взятое из табл. 2. Запишите в эту же таблицу расстояние ymах1 между нулевым и первым максимумами (обозначено как Δх в окошке опыта).
3. Повторите измерения для всех других значений d из табл. 2.
4. Установите числовое значение длины волны λ2, взятое из табл. 1 для вашего варианта и запишите это значение в табл. 2.
5. Повторите измерения по п. 2, 3 и запишите результаты в табл. 2.
6. Установите числовое значение длины волны λ3, взятое из табл. 1 для вашего варианта и запишите это значение в табл. 2.
7. Повторите измерения по п. 2, 3 и запишите результаты в табл. 2.
Таблица 1
Исходные данные
Номер варианта | 1 | 2 |
λ1 | 400 | 450 |
λ2 | 500 | 550 |
λ3 | 600 | 650 |
Таблица 2
Результаты измерений и расчетов
d, мм | λ1 = _____ нм | λ2= _____ нм | λ3 = _____ нм | 1/d, мм-1 |
yмах1, мм | yмах1, мм | yмах1, мм | ||
1,00 | ||||
1,50 | ||||
2,00 | ||||
2,50 | ||||
3,00 |
Обработка результатов измерений
1. Рассчитайте и внесите в табл. 2 величину, обратную расстоянию между щелями (1/d).
2. Постройте на одном рисунке графики экспериментальных зависимостей координаты первого максимума ymах от обратного расстояния между щелями для всех длин волн, указав на них соответствующее значение λ.
3. Для каждой линии определите по графику экспериментальное значение расстояния L от щелей до экрана (см. рис. 2), используя формулу .
4. Рассчитайте среднее значение из экспериментально полученных значений L и сравните его с указанным значением в окне опыта.
5. Рассчитайте среднюю абсолютную и относительную погрешности измерений (см. формулы (3) и (4)).
6. Запишите ответ с соблюдением правил и вывод.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторная работа "Изучение движения тела под действием постоянной силы (по наклонной плоскости). "
Представлены 3 лабораторные работы, которые выполняются на основе измерений, выполненных в первой работе. Изучение движения тела под действием постоянной силы(по наклонной плоскости).«Определени...
Лабораторная работа "Изучение явления электромагнитной индукции"
Данный материал представляет собой описание проведения лабораторной работы "Изучение явления электромагнитной индукции" обучающимися 9 и 11 классов. Работа предполагает поэтапное изучение явления элек...
Лабораторная работа "Изучение клеток кожицы лука"
Презентация к лабораторной работе в 6 классе "Строение растительной клетки"...
Лабораторная работа "Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой".
Лабораторная работа. 9 класс. Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой. Описана методика выполнения....
Лабораторная работа "Изучение работы трансформатора"
Перед проведением лабораторной работы идет обсуждение темы передача и распределение электрической энергии....