Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")
методическая разработка на тему

Разумная Нина Викторовна

Работа с репродукциями картин на уроках ОРКСЭ (на примере картины Лосева Н. "Блудный сын")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_illyustratsiey_razumnaya_n.v.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 5

Курс  ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры».

Тема: «Совесть и раскаяние».

Цель урока: помочь учащимся в понимании необходимости внутренней жизни человека, правильной переоценки своих поступков; сформировать понимание того, что жить в ладу со своей совестью – духовная радость. 


Задачи урока: 

- освоение учащимися христианской позиции по отношению к человеческой совести и раскаянию; 

- понимание детьми совести как своей внутренней судьи; осознание покаяния как пути к очищению и нравственному росту;

- обучение установлению логических связей, причин и следствий, умению делать выводы из предложенной в учебнике информации и заданий, предлагаемых учителем.

Ожидаемый результат:

• В ходе занятия дети смогут составить представление о таком понятии как «совесть», «грех», «раскаяние», прощение, умение просить прощение, умение прощать других.

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях.

• Высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение, принимать чужое.

• Задумываться и осознавать, для чего людям нужна совесть.

Основные понятия, изучаемые на уроке: стыд, вина, раскаяние, прощение.

Работа с  репродукцией картины Николая Лосева «Блудный сын».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить главного героя (главных героев) кто они? (Главные герои – старик и мужчина на коленях).

– Как художнику удалось показать, что они – главные герои картины? (Изображены крупно на переднем плане, близко к центру; все остальные персонажи на заднем плане,  смотрят на них и что-то обсуждают).

– Где происходит событие, изображённое на картине? (События происходят на улице, во дворе дома, ближе к его входу)

– В какое время происходит действие? Это наше время? (Нет, это было давно.)

– Что на картине, помогает нам определить историческую эпоху? (архитектура жилища и одежды персонажей)

– Какой момент изобразил художник на картине? (Молодой человек в оборванной одежде стоит на коленях перед стариком).

- Как вы думаете, кто эти люди?  (Дети высказывают предположения: хозяин и слуга, богатый человек и нищий и т.д.)

– Что можно сказать о молодом человеке, его позе, одежде, выражении  его лица? (Он стоит на коленях, на нем рваная одежда, рядом на земле лежат посох и шляпа, какие -то вещи, котомка, значит, он долго был в пути или долго отсутствовал дома.)

– А что можно сказать о старике, о выражении его лица? Как вы думаете, какие чувства он испытывает к юноше (Он одет в белые одежды, значит, он не работает в поле и богат, он склонился к юноше и тянет к нему руки).

- Какие чувства испытывает юноша? (Он опустил голову, не смотрит в глаза старику, скорее всего, он чувствует угрызения совести, свою вину за какой-то поступок).

- А какие чувства испытывает старик, на что указывает его поза? (Он тянет руки к юноше и возможно хочет его обнять)

- Можем ли мы теперь сказать, что старик и юноша знакомы? (Возможно это отец и сын, но сына долго не было дома.)

- Как вы думаете, что могло случиться между сыном и отцом? (Дети высказывают предположения: Сын совершил плохой поступок и ушел из дома, отец прогнал его за плохой поступок и т.д.)

- Какой момент в отношениях между отцом и сыном хотел показать художник? (Сын осознал свое поведение, свой плохой поступок, вернулся домой и просит у отца прощения на коленях за причиненную обиду, а отец готов простить своего сына и хочет обнять его)

        - Хотелось бы вам узнать, что же все-таки произошло между отцом и сыном? (Да)

После рассказа детям притчи о Блудном сыне, учитель снова задает вопросы:

- В притче сын нанёс отцу смертельную обиду, а тот простил. Правильно ли он поступил? (Да правильно, они помирились и будут счастливы)

- Ребята, бывают ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали  плохие поступки и обижали людей? Какие чувства вы испытывали при этом? (Было неприятно, мучила совесть, хотелось попросить прощения, но было стыдно признаться)

- А Вас обижали? Какие чувства вы испытывали при этом? (Было обидно, больно, не хотелось общаться с человеком и т.д.)

- Ребята, а нужно ли просить прощения? ( Да, тогда на душе становиться спокойно, перестает мучить совесть).

- А нужно ли прощать обидчика? Что приносит прощение? (Прощать обидчика нужно, это приносит радость, свободу в общении, друга не потеряешь)

А что важнее, уметь просить прощение или умение прощать? (Важно и то, и другое)

- Какой можно сделать вывод, поработав с репродукцией картины и услышав притчу о Блудном сыне? (Нужно уметь просить прощение и нужно уметь прощать, как бы сложно это не было.) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок МХК в 11 классе «Северное Возрождение в поисках правды о человеке на примере картины «СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ» Иеронима Босха

Цели урока:способствовать уяснению учащимися наступления эпохи самоутверждения человеческой личности, освобождение от средневековой корпоративности и морали ;способствовать развитию интереса у у...

Репродукции картин для уроков развития речи в 5 - 7 классах (учебник С.И. Львовой, В.В. Львова)

Презентация содержит репродукции всех картин, по которым запланированы письменные работы  в 5,6,7 классах по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова: Михаил Врубель "Царевна-Лебедь", Виктор Васне...

Активные формы работы на уроках ОРКСЭ (на примере модуля "Основы православной культуры")

В презентации представлены активные формы работы на уроках ОРКСЭ на примере модуля "Основы православной культуры"....

Образ Богоматери в искусстве эпохи Возрождения на примере картин Леонардо да Винчи.

Конспект урока по изобразительному искусству в 7 классе по программе Б.Неменского; может быть использован для урока искусства при рассмотрнии темы "Портрет в мировом искусстве". Рассматривается изобра...

Репродукции картин для уроков развития речи 5-8 класс

В презентации представлены репродукции известных русских художников....

«Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»

laquo;Картины русских художников, как источники духовно – нравственной информации на уроках ОРКСЭ»...