Приёмы запуска речи у неговорящих детей
статья
В данном материале будет рассмотрена обширная группа детей, имеющих алалию, ЗРР, системное нарушение речи при РДА, у.о., ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и т.д. Вы найдёте ответы на вопрос: "Почему ребёнок не говорит?", Что ДЕЛАТЬ, чтобы ребёнок заговорил?, будут раскрыты основные приёмы стимуляции речевой активности, представлены некоторые игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приёмы запуска речи у неговорящих детей | 248.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания
«Детский дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4»
«Утверждаю»
зам. директора по УВР
___________/ ./
Приёмы запуска речи у неговорящих детей
Составитель: Сафронова И.О.
2020 год
Кто такие «неговорящие дети?» Этот термин включает в себя обширную группу детей, имеющих алалию, ЗРР, системное нарушение речи при РДА, у.о., ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и т.д.
Неговорящим считается ребёнок, если его активный словарь представлен менее, чем 20-ью общеупотребительными словами при отсутствии фразовой речи. Обычно ребёнок начинает составлять фразы после накопления в словаре 30 слов, но слова в этой фразе не согласованы.
Практика показывает, что независимо от клинической формы речевого нарушения, общие методические подходы к коррекции этого нарушения едины, различны приёмы и направления коррекционной работы.
Почему ребёнок не говорит?
Существует несколько причин отсутствия речи. Это могут быть:
-психологические
-неврологические
-органическое поражение головного мозга (различные отделы)
-поражение ЦНС
-нарушение эмоционально-волевой сферы
-психиатрические
-нарушение иннервации мышц лицевого аппарата
-нарушение голосаподачи
-механические повреждения
-влияние современных технологий.
Задержка или отсутствие речи не является самостоятельным нарушением, это следствие или признак основного заболевания.
Необходимо обращаться к специалистам и проходить обследование.
Что ДЕЛАТЬ, чтобы ребёнок заговорил? Чтобы научить ребёнка говорить, с ним нужно разговаривать!
Если у ребёнка отсутствует речевая активность, в активной речи- малодифференцированные звуки, крик, который он использует для удовлетворения своих физиологических потребностей, либо показывая состояние комфортности/ некомфортности. Нужно набраться терпения, начинать нужно с малого, постепенно переходя к сложному.
Для начала, необходимо вызвать голосовые реакции, стимулировать гуление (певучее произнесение цепочек гласноподобных звуков; всегда возникает на фоне эмоционально-положительного состояния). Как можно раньше нужно развивать слух, внимание, подражательные способности. Очень важно научить ребёнка прислушиваться к речевым и неречевым звукам на доречевом этапе развития.
Приёмы стимуляции гуления:
- Говорить голосом средней громкости, доброжелательным, ласковым голосом;
- Говорить с сильно оживлённой мимикой и интонацией;
- Повторять за ребёнком его вокализации;
- При общении с ребёнком не должно быть зашумленной среды (чем больше внешних раздражителей, тем тяжелее ребёнку уловить нужный нам звук);
- Использовать магнитофонную запись гуления, проигрывание музыкальных инструментов;
- Пропевать ребёнку различные сочетания звуков (ааааа, аууу, эээээ);
- Активно демонстрировать ребёнку артикуляцию. Необходимо, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, общающегося с ним;
- Использовать вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани, области под нижней челюстью, тем самым, вызывая гласные звуки. Не применять «силовые (ударные)» техники!
- Разговаривая с ребёнком, пощекочите его, погладьте;
- Массаж, лёгкое поглаживание мышц губ под спокойную музыку;
- Стимулировать к активному выдоху с использованием вертушек, дудочек.
Гуление сменяется лепетом (здесь, чётко различимы слоги простые по артикуляции ма, ба, па, да). От «лепетной» речи переходим к речи активной.
Гуление и лепет не являются попытками говорить, это лишь зарядка речевого аппарата.
Приёмы стимуляции лепета:
- Игры с ребёнком в условиях тишины;
- Повторять за ребёнком звуки, слоги, постепенно добавляя новые (ла-ла-подпеваем песне, баба-смыкаете губы, шшш, сссс-свистите, шумите);
- Необходимо организовать речевую среду: включение ребёнка в коллектив лепечущих детей;
- Активное использование «звучащих» игрушек, музыкальных инструментов, колокольчиков;
- Стимуляция общей моторики (произнесение слоговых рядов на мяче);
- Привлечение ребёнка к лицу матери. Использовать игры с платком-прятки;
- Играть с ребёнком, сидя «лицом к лицу»;
- Пассивная мимическая моторика (мы своими руками формируем у ребёнка определённые эмоции: нахмуриться, улыбнуться) и артикуляционная моторика. При произнесении ребёнком гласного звука А можно легко смыкать его губы, пассивно образуя открытые слоги с губными согласными (ма-ма). Когда ребёнок активно начинает произносить отдельные звуки и слоги, им нужно придать определённое значение. Му-корова, у-поезд. Развитие звукоподражаний.
Одновременно с этим на начальных этапах обучения следует определить слова и обороты, которые ребёнок будет слышать от нас постоянно и которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам. Это будет некое ядро, которое будет обрастать всё новыми и новыми словами. Каждое слово должно быть подкреплено эмоциями. На эмоциях легче запоминается. Отсюда, можно вывести основное правило: речь + действие + эмоция = прочно закреплённое слово (звук, слог). Например:
- УПАЛО.
- ВЫСОКО
- ЗАВТРА
- НЕТУ
- ЧТО ТАМ ВНУТРИ
- ПУСТО
- ТЕМНО
- ТИХО!
- МОЯ ОЧЕРЕДЬ, ТВОЯ ОЧЕРЕДЬ
- БЫСТРО-МЕДЛЕННО
- ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ?
- ВОТ ТАК
Таких ключевых слов и оборотов, должно быть как можно больше.
Речь должна быть ясной, чёткой и лаконичной. Са-по-ги. Шап-ка, - по слогам, очень внятно говорим мы ребёнку, одевая его. Ка-ша. Лож-ка. Вил-ка. Мы-ло, душ, во-да- произносим в ванной. Пусть эти слова и обороты будут у него на слуху.
Во что играть?
- Сенсорные игры. Игры на слуховое, зрительное, тактильное, осязательное, обонятельное восприятие. Игры с массажными мячиками, с водой. Чередование тёплой и холодной воды, вызывание произвольных восклицаний «Ах!», «Ох!», «Ух!»; вызывание слова «вода», «мыло», «пена».
- «Пальцеход». Ребенок «ходит» по пуговицам указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Слоги и слова подбирать с односложной слоговой структурой –Кот, Да; с двусложной слоговой структурой- губы, нога, баба, дядя; с трёхсложной – собака, машина. Это могут быть потешки, короткие стихи. Тише, тише Кот на крыше, а котята ещё выше.
- «Покричи в банку». Использовать разные флаконы и банки, произнося звуки «внутрь».
- «Башня». Проговаривание слогов, слова по слогам, строя башню из кубиков. Чем длиннее слово, тем выше башня.
- «Дорожки». Дорожки из разных материалов (камушки, шишки). По дорожке из камушков побежала «кошка» из мальчиков, кошка-мяу; по шишкам-корова «му».
- «Заведи мотор у машины». «Вввв»-мотор завели и машина поехала.
- «Доскажи словечко». Разучивание стихотворения с простыми словами; вызывание звукоподражательных слов.
Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!
- Выполнение заданий по сюжету сказки. Например: Найди горошину (бобы)? Найди ноги у Русалочки? (Задания из лэпбука)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приёмы развития речи детей-логопатов посредством движений
Доклад по физкультуре...
Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.
Основная задача при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...
Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей.
Материалы методических объединений. Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей...
Упражнения для запуска речи малышей
методически-учебный материал...
Советы родителям "Упражнения по запуску речи у малышей"
В статье подготовлен советы игры и упражнения по запуску речи у детей раннего возраста...
Запуск речи у детей с аутизмом.
Как оказать правильную поддержку ребёнку с РДА, можно ли запустить речь и как это сделать. Небольшие советы и правила общения с ребёнком....
Игры на запуск речи
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Но что делать если ребенок с ОВЗ приходит в первый класс без речи? Как учить его? Первый и ...