Приёмы запуска речи у неговорящих детей
статья

Сафронова Ирина Олеговна

В данном материале будет рассмотрена обширная группа детей, имеющих алалию, ЗРР, системное нарушение речи при РДА, у.о., ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и т.д. Вы найдёте ответы на вопрос: "Почему ребёнок не говорит?", Что ДЕЛАТЬ, чтобы ребёнок заговорил?, будут раскрыты основные приёмы стимуляции речевой активности, представлены некоторые игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания

«Детский дом интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4»

                                                             «Утверждаю»

                                                                                                    зам. директора по УВР

                                                                                                    ___________/                   ./

Приёмы запуска речи у неговорящих детей

Составитель: Сафронова И.О.

2020 год

Кто такие «неговорящие дети?» Этот термин включает в себя обширную группу детей, имеющих алалию, ЗРР, системное нарушение речи при РДА, у.о., ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и т.д.

Неговорящим считается ребёнок, если его активный словарь представлен менее, чем 20-ью общеупотребительными словами при отсутствии фразовой речи. Обычно ребёнок начинает составлять фразы после накопления в словаре 30 слов, но слова в этой фразе не согласованы.

Практика показывает, что независимо от клинической формы речевого нарушения, общие методические подходы к коррекции этого нарушения едины, различны приёмы и направления коррекционной работы.

Почему ребёнок не говорит?

Существует несколько причин отсутствия речи. Это могут быть:

-психологические

-неврологические

-органическое поражение головного мозга (различные отделы)

-поражение ЦНС

-нарушение эмоционально-волевой сферы

-психиатрические

-нарушение иннервации мышц лицевого аппарата

-нарушение голосаподачи

-механические повреждения

-влияние современных технологий.

Задержка или отсутствие речи не является самостоятельным нарушением, это следствие или признак основного заболевания.

Необходимо обращаться к специалистам и проходить обследование.

Что ДЕЛАТЬ, чтобы ребёнок заговорил? Чтобы научить ребёнка говорить, с ним нужно разговаривать!

Если у ребёнка отсутствует речевая активность, в активной речи- малодифференцированные звуки, крик, который он использует для удовлетворения своих физиологических потребностей, либо показывая состояние комфортности/ некомфортности. Нужно набраться терпения, начинать нужно с малого, постепенно переходя к сложному.

Для начала, необходимо вызвать голосовые реакции, стимулировать гуление (певучее произнесение цепочек гласноподобных звуков; всегда возникает на фоне эмоционально-положительного состояния). Как можно раньше нужно развивать слух, внимание, подражательные способности. Очень важно научить ребёнка прислушиваться к речевым и неречевым звукам на доречевом этапе развития.

Приёмы стимуляции гуления:

  • Говорить голосом средней громкости, доброжелательным, ласковым голосом;
  • Говорить с сильно оживлённой мимикой и интонацией;
  • Повторять за ребёнком его вокализации;
  • При общении с ребёнком не должно быть зашумленной среды (чем больше внешних раздражителей, тем тяжелее ребёнку уловить нужный нам звук);
  • Использовать магнитофонную запись гуления, проигрывание музыкальных инструментов;
  • Пропевать ребёнку различные сочетания звуков (ааааа, аууу, эээээ);
  • Активно демонстрировать ребёнку артикуляцию. Необходимо, чтобы ребёнок видел лицо взрослого, общающегося с ним;
  • Использовать вибрационный ручной массаж грудной клетки, гортани, области под нижней челюстью, тем самым, вызывая гласные звуки. Не применять «силовые (ударные)» техники!
  • Разговаривая с ребёнком, пощекочите его, погладьте;
  • Массаж, лёгкое поглаживание мышц губ под спокойную музыку;
  • Стимулировать к активному выдоху с использованием вертушек, дудочек.

Гуление сменяется лепетом (здесь, чётко различимы слоги простые по артикуляции ма, ба, па, да). От «лепетной» речи переходим к речи активной.

Гуление и лепет не являются попытками говорить, это лишь зарядка речевого аппарата.

Приёмы стимуляции лепета:

  • Игры с ребёнком в условиях тишины;
  • Повторять за ребёнком звуки, слоги, постепенно добавляя новые (ла-ла-подпеваем песне, баба-смыкаете губы, шшш, сссс-свистите, шумите);
  • Необходимо организовать речевую среду: включение ребёнка в коллектив лепечущих детей;
  • Активное использование «звучащих» игрушек, музыкальных инструментов, колокольчиков;
  • Стимуляция общей моторики (произнесение слоговых рядов на мяче);
  • Привлечение ребёнка к лицу матери. Использовать игры с платком-прятки;
  • Играть с ребёнком, сидя «лицом к лицу»;
  • Пассивная мимическая моторика (мы своими руками формируем у ребёнка определённые эмоции: нахмуриться, улыбнуться) и артикуляционная моторика. При произнесении ребёнком гласного звука А можно легко смыкать его губы, пассивно образуя открытые слоги с губными согласными (ма-ма). Когда ребёнок активно начинает произносить отдельные звуки и слоги, им нужно придать определённое значение. Му-корова, у-поезд. Развитие звукоподражаний.

Одновременно с этим на начальных этапах обучения следует определить слова и обороты, которые ребёнок будет слышать от нас постоянно и которые будут «привязаны» к каждодневным ритуалам. Это будет некое ядро, которое будет обрастать всё новыми и новыми словами. Каждое слово должно быть подкреплено эмоциями. На эмоциях легче запоминается. Отсюда, можно вывести основное правило: речь + действие + эмоция = прочно закреплённое слово (звук, слог). Например:

  1. УПАЛО.
  2. ВЫСОКО
  3. ЗАВТРА
  4. НЕТУ
  5. ЧТО ТАМ ВНУТРИ
  6. ПУСТО
  7. ТЕМНО
  8. ТИХО!
  9. МОЯ ОЧЕРЕДЬ, ТВОЯ ОЧЕРЕДЬ
  10. БЫСТРО-МЕДЛЕННО
  11. ЧТО ЗДЕСЬ ПРОИСХОДИТ?
  12. ВОТ ТАК

Таких ключевых слов и оборотов, должно быть как можно больше.

Речь должна быть ясной, чёткой и лаконичной. Са-по-ги. Шап-ка, - по слогам, очень внятно говорим мы ребёнку, одевая его. Ка-ша. Лож-ка. Вил-ка. Мы-ло, душ, во-да- произносим в ванной. Пусть эти слова и обороты будут у него на слуху.

Во что играть?

  • Сенсорные игры. Игры на слуховое, зрительное, тактильное, осязательное, обонятельное восприятие. Игры с массажными мячиками, с водой. Чередование тёплой и холодной воды, вызывание произвольных восклицаний «Ах!», «Ох!», «Ух!»; вызывание слова «вода», «мыло», «пена».
  • «Пальцеход». Ребенок «ходит» по пуговицам указательными и средними пальцами обеих рук, наступая на пуговицы на каждый ударный слог стиха. Слоги и слова подбирать с односложной слоговой структурой –Кот, Да; с двусложной слоговой структурой- губы, нога, баба, дядя; с трёхсложной – собака, машина. Это могут быть потешки, короткие стихи. Тише, тише Кот на крыше, а котята ещё выше.
  • «Покричи в банку». Использовать разные флаконы и банки, произнося звуки «внутрь».
  • «Башня». Проговаривание слогов, слова по слогам, строя башню из кубиков. Чем длиннее слово, тем выше башня.
  • «Дорожки». Дорожки из разных материалов (камушки, шишки). По дорожке из камушков побежала «кошка» из мальчиков, кошка-мяу; по шишкам-корова «му».
  • «Заведи мотор у машины». «Вввв»-мотор  завели и машина поехала.
  •  «Доскажи словечко». Разучивание стихотворения с простыми словами; вызывание звукоподражательных слов.

Кап-кап!
С крыши падают слезинки.
Кап-кап!
Тают белые снежинки.
Кап-кап!
Солнышко по крыше скачет.
Кап-кап!
А зима сидит и плачет.
Кап-кап!

  • Выполнение заданий по сюжету сказки. Например: Найди горошину (бобы)? Найди ноги у Русалочки? (Задания из лэпбука)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи неговорящих детей с моторной алалией.

Основная задача  при работе с неговорящими детьми вызвать подражательную речевую деятельность детей в форме любых звуковых проявлений и расширить объем понимания речи. Подражательные речевые реак...

Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей.

Материалы методических объединений. Развитие понимания обращённой речи неговорящих детей...

Упражнения для запуска речи малышей

методически-учебный материал...

Советы родителям "Упражнения по запуску речи у малышей"

В статье подготовлен советы игры и упражнения по запуску речи у детей раннего возраста...

Запуск речи у детей с аутизмом.

Как оказать правильную поддержку ребёнку с РДА, можно ли запустить речь и как это сделать. Небольшие советы и правила общения с ребёнком....

Игры на запуск речи

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Но что делать если ребенок с ОВЗ приходит в первый класс без речи?  Как учить его? Первый и  ...