Запуск речи у детей с аутизмом.
консультация
Как оказать правильную поддержку ребёнку с РДА, можно ли запустить речь и как это сделать. Небольшие советы и правила общения с ребёнком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Запуск речи детей с РДА. | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Запуск речи у детей с аутизмом.
Главная проблема, сопровождающая детей с аутизмом - это трудности с общением и коммуникацией. Ребенок желает проводить время один, имеет рассеянное внимание, у него отсутствует интерес к окружающему миру, присутствует слабая реакция на окружающие звуки. Многих мам интересует вопрос: Как же в дальнейшем ребёнок будет развиваться и можно ли запустить речь? Да, это возможно! Даже сама мама в силах оказать поддержку своему ребенку. Для этого необходимо придерживаться определённых правил:
1. Ловить контакт. У ребёнка с аутизмом зрение всегда направлено на окружающие предметы, он замечает общую картинку, но вот сосредоточить свой взгляд на чем-то конкретном, особенно если это касается другого человека - большая трудность. Кажется, что он смотрит на нас, но на самом деле он отвлечен на иной объект. Чтобы поймать его зрительный контакт, наладить связь, стоит предварительно проводить больше времени с ребенком. Просто быть рядом и периодически напоминать ему о своем присутствии, в моменты его игры комментировать происходящее. Хвалить, хлопать в ладоши.
2. Использовать стимульные материалы, сенсорные игры. К ним можно отнести музыкальные книжки, игрушки со звуками, игры с липучками, игры с водой, мыльные пузыри, воздушными шарами, игрушки с заводным механизмом, мешочки с различными наполнителями (манка, пуговицы, камешки, бумага и т.д). Также можно смастерить «Чудесный мешочек» где будут находиться различные мелкие игрушки. Дети, как правило, любят такие предметы и вовлекаются в игровую деятельность.
3. Не проявлять давления на ребенка. Это значит, что в игровой форме предстоит постоянно пробовать подключаться к игре ребенка. Не стоит ждать, что он сам придёт по просьбе с первого раза. Такого не будет. В данный момент - вы главный инициатор игр и общения, поэтому только вы должны будете искать те самые заветные минутки и секунды, когда ребенок готов принять вас и обратить свое внимание как на нового игрока.
4. Общаться на уровне ребенка. Никогда не пытайтесь общаться со спиной ребёнка или сбоку от него. Если хотите донести важную мысль, подойдите и опуститесь на уровень ребенка. Если он позволяет, то возьмите его за руки, если же против тактильных элементов со стороны взрослого, то сядьте напротив и наклонитесь, стараясь заглянуть ему в глаза. Как только поймаете взгляд, скажите что-то эмоциональное или покажите любопытную вещь.
5.Сотрудничать и хвалить! Безусловно хвалить ребенка, когда он вас зовет, обращает внимание, желает помочь что-то сделать и идет на контакт. Это хороший знак. Когда ребенок не избегает и готов слушать, можно пробовать вводить игры, где ключевым моментом будет звукоподражание. Здесь работа строится по принципу: от звукоподражания к слову. Пока ребенок не сможет выдавать отдельные слоги, он не сможет вам произнести длинные полноценные слова и тем более фразы.
6. Использовать короткие, четкие слова и фразы. Если у ребенка уже есть зачатки речи и присутствует понимание обращенной речи, то обязательно это поддерживаем. Например, если ребенок любит строить башни, то предлагаем взять с наших рук строительные детали со словами «На». Аналогично строим свою башню или домик, при этом попросим у ребенка деталь "Дай". Со временем он начнет отзываться и передавать вам лично в руки нужные детали, говоря "На".
Для общения и для запуска речи необходимо использовать многократное повторение одних и тех же слов, фраз. («Пойдём спать бай бай», «Пойдем кушать? Ам ам». «Пойдем купаться? Буль буль», «Пойдем кататься? Би би»).
Ребенок чувствует себя спокойнее и увереннее, если слышит знакомые и понятные ему слова. Вскоре он начнёт откликаться, отвечать на вопросы и повторять за взрослым.
7. Использовать жесты. Помогайте ребенку понимать вас и ваши намерения. Дети с аутизмом имеют проблемы с пониманием обращенной речи, а также мимики собеседника. Одним словом, когда вы улыбаетесь, ребенок не знает, это хорошо или плохо, когда вы показываете, что ударились и вам больно, ребенок с аутизмом не знает, как реагировать на такую ситуацию. По этой причине необходимо подключать к словам жесты. Если вы хотите получить ответ «Да/нет», то спрашивая ребенка, опускаемся на его уровень, задаем вопрос, смотрим на него и показываем, что если он хочет это, то нужно кивнуть головой и сказать «Да». Если не желает, то нужно ответить «Нет» и покачать головой.
8. Использовать информационные картинки. Дома можно использовать визуальные карточки с разными изображениями: распорядок дня, на кухне - прием пищи, фото любимых продуктов, фото деятельности. Можно размещать карточки с глаголами: кушать, пить, купаться, гулять, рисовать и др. Показываем карточку с изображением действия и озвучиваем, что она означает. Например, кушать - ам ам, чинить машину- чик чик и т.д . Показываем ребенку карточку, где изображена игра с машиной, одновременно с этим говорим ребенку: «Пойдем играть с машиной? Би би. Машииина. Би би. Да? Да. Пойдем. Молодец». Карточку берем с собой и кладем рядом на время игры с машинками. Затем относим на место, показывая ребенку, куда ложим данную карточку.
9. Развивать мелкую моторику. Обязательно выбирать те задания, которые вызовут положительные эмоции и заинтересуют ребёнка (рисование, лепка, пальчиковые игры и др.)
10. Быть всегда с ребёнком и следовать за ним. Дети аутисты часто теряют интерес к выполняемому заданию, быстро переключаются с одной деятельности на другую, поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется постоянно следовать за ребенком. Если ребенок отказался играть в одну игру, важно иметь множество альтернатив, уметь терпеливо подходить к занятию, спокойно реагировать на отказ и капризы.
11. Не допускать переутомления. Если видим, что ребенок устал, не готов общаться или у него пропало настроение, то оставляем его ненадолго одного. После чего вновь возвращаемся с интересной идеей для совместных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования навыков самообслуживания у детей с аутизмом (I группа) в домашних условиях.
Данная программа была составлена для детей с аутизмом I группы.Дети первой группы характеризуются наиболее глубокой аффективной патологией. Их поведение носит полевой характер. Они мутичны, не только ...
Консультация для педагогов. «Использование игры как средство развития речи у детей с аутизмом»
Данная публикация поможет педагогам организовать работу с детьми, страдающими аутизмом, на начальном этапе. Приёмы позволяют активизировать речевую деятельность....
Детский аутизм. Проблемы интеграции и социальной адаптации детей с аутизмом в обучающую среду
Про детей с аутизмом хочется словами профессора, которая сама всю жизнь преодолевающая аутизм и достигшая успеха, Темпел Грэндин – «аутисты – как антропологи на Марсе». В...
Упражнения для запуска речи малышей
методически-учебный материал...
Советы родителям "Упражнения по запуску речи у малышей"
В статье подготовлен советы игры и упражнения по запуску речи у детей раннего возраста...
Приёмы запуска речи у неговорящих детей
В данном материале будет рассмотрена обширная группа детей, имеющих алалию, ЗРР, системное нарушение речи при РДА, у.о., ТМНР, нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с синдромом Дауна и т....
Игры на запуск речи
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Но что делать если ребенок с ОВЗ приходит в первый класс без речи? Как учить его? Первый и ...