Приёмы развития речи детей-логопатов посредством движений
статья по физкультуре на тему

Сушинина Людмила Викторовна

Доклад по физкультуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы развития речи детей-логопатов посредством движений

1.Основной задачей школы для детей с тяжелой речевой патологией является комплексное психолого-логопедическое,  педагогическое и лечебно- оздоровительное воздействие на ребенка с речевыми и интеллектуальными расстройствами.

     На уроках физвоспитания основной целью преодоления речевого нарушения у детей является развитие, воспитание и коррекция двигательной сферы в сочетании с речью, а в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды.

  Занятия по физвоспитания укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку.

  Осуществление образовательных задач способствует формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способностей произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов.

  Уроки физвоспитания способствуют развитию ловкости, силы, выносливости.

Все это содействует умственному и речевому развитию.

2. Вся деятельность ребенка в процессе двигательного воспитания находится в зависимости от функции высшей нервной системы.

Для проведения уроков по физическому воспитанию важны исследования, дающие знания о связи и зависимости общей и речевой моторики.

Советские психологи М.О.Гуревич, А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия  указывали на связь формы произношения с характером движений.

Особенно важны для физического воспитания ребенка-логопата данные о взаимосвязи между степенью развития тонкой моторики кисти руки и уровнем развития речи.

Так, русский физиолог М.М.Кольцова считает, что  «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат».

Учитывая специфику учащихся с речевой патологией, следует назвать актуальными три типа специальных задач.

Первый тип задач-

Оздоровительно-профилактические

а) повышение устойчивости и сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;

б) формирование культурно-гигиенических навыков в отношении своего тела, взаимодействия с окружающими поведения в быту и общественных местах.

Второй тип задач-

Двигательные лечебно-восстановительные

а) коррекция опорно-двигательного аппарата; нарушения осанки, плоскостопия;

б) улучшение подвижности в суставах;

в) нормализация тонуса мышц;

г) формирование вестибулярных реакций;

д) формирование навыков расслабления отдельных частей тела и всего организма, включая мышцы артикуляционного аппарата.

Третий тип задач-

Двигательные коррекционные

При решении данного типа задач нужно обязательно учитывать эволюцию движений детей, характеризующуюся постепенным переходом от горизонтальной позы  к вертикальной, т.е. если ребенок в полуторагодичный период не начал ходить, можно предполагать патологию.

Решение перечисленных задач создает условия для исправления двигательных нарушений и, как следствие, развитие двигательного анализатора, устранения дефектов речи.

Таким образом, на уроках физвоспитания я использую приемы развития речи детей-логопатов посредством движений.

Эффективные средства и методы развития речи, применяемые на занятиях по физическому воспитанию детей-логопатов

1.Общеразвивающие упражнения, плавание , игры ,массаж

Эти упражнения способствуют общему стимулированию центральной нервной системы

2.Работа над дыханием как составной частью звукообразования

Дыхательные упражнения должны быть направлены на совершенствование не только ритма неречевого дыхания (вдох-выдох пауза), но и, что первостепенно для логопатов, на формирование навыка ритмичного речевого дыхания(вдох-пауза-продолжительный выдох).При этом продолжительность выдоха соответствует периоду, за который можно произвести не менее пяти слов

3.Звуковые  акценты  в  движениях

Этот прием развития речи заключается в подаче звукового сигнала в момент отталкивания после разбега при обучении прыжкам в высоту или длину, при обучении пробегания через длинную скакалку

4.Ролевые двигательные действия (игры) со звуковым выражением

Для формирования правильного звукопроизношения очень полезной является игра «Звонок на урок», а также для совершенствования быстроты и координации движений. НА противоположных концах площадки обозначается два «класса». В классах расположены «парты» (обручи). Их на один меньше, чем играющих. Дети начинают движение по кругу, произнося при этом слова. Дети начинают движение по кругу, произнося при этом слова. После этих слов все бегут в свои «классы» и каждый старается занять «парту». Количество «парт» сокращается. Выигрывает тот, кто ни разу не опоздал на урок.

5.Развитие слухового внимания, координации и чувства ритма

Дети сидят в кругу на полу по-турецки. НА громкую музыку ударяют ладонями рук об пол, на тихую музыку делают хлопки перед собой.

6.Упражнения, способствующие развитию чувства ритма

Большое значение в речевой деятельности детей является чувство ритма. Причем, это особенно важно при обучении детей-логопатов, поскольку ритм общих движений (рук, пальцев рук и т.д.) помогает воспитывать и ритм речи.

Дети выполняют темпо-ритмические  упражнения:

-отстукивание или похлопывание заданного ритма;

-ходьба с хлопками в различном темпе;

-

движения в одном ритме с проговариванием слов (считалки, речевки);

-выполнение движений и остановка соответственно на четный и нечетный счет;

-прыжки с короткой скакалкой.

7.Моторно-речевое расслабление

Целесообразны упражнения для работы над развитием произвольной регуляции мышечного тонуса, которые способствуют уменьшению напряжения мускулатуры.

Игра «Дракон кусает свой хвост».

Цель: снятие напряженности, страхов.

Звучит музыка. Дети, построившись в колонну по одному ,стараются крепко держаться друг за друга. По команде первый ученик («голова дракона») пытается поймать последнего игрока («хвост дракона»).

8.Упражнения с речевым произношением под музыкальное сопровождение

Учащиеся выполняют движения в сочетании с описанием действия, т.е.слова и движения- синхронны.

9.Речевые игры

Игра «Четыре слова»

В этой игре учащиеся расширяют запас имен существительных в своем словаре.

Один из детей бросает по очереди каждому мяч и говорит слова (какое-либо одно из четырех): «земля», «вода», «небо», «огонь». Игрок, поймав мяч, выполняет ответные действия в зависимости от конкретного слова. «Земля» - название животного; «вода» - название рыбы; «небо» - название птицы; «огонь» - повернуться на 360 градусов. Неправильный ответ - выбывает из игры.

Итак, подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, что коррекция речевой патологии у детей с тяжелыми нарушениями речи с помощью средств и методов физического воспитания эффективна лишь при осуществлении комплекса основных мероприятий.

Комплекс  основных  мероприятий

Реализация специальных (коррекционных) задач физического воспитания

Оздоровительно-профилактических, лечебно-восстановительных и двигательных

        









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы оптимизации процесса формирования правильного звукопроизношения у детей-логопатов

Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют стойкий характер. Иногда проходит довольной большой период времени, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной ар...

Статья "Диктант с изменением текста как один из приёмов развития речи учащихся и коррекции внимания, мышления, памяти"

В данной статье рассказано, как я работаю на уроках русского языка в 5-9 классах по корреции внимания, мышления, памяти учащихся...

Развитие познавательной активности учащихся посредством применения методов и приёмов организации самостоятельной работы на уроках биологии

В данной работе раскрыта важность самостоятельной работы учащихся на уроках (в группах, в парах) как одного из факторов развития их познавательной активности. Систематическая работа в этом направ...

Использование метода проектов в логопедической работе как способа развития коммуникативной функции речи детей-логопатов

Реализация проекта в условиях  специальной (коррекционной) школы  VIII вида сопряжена с определёнными трудностями, что обусловлено интеллектуальными и психофизическими особенностями обучающи...

Приёмы развития речи дошкольников

Приёмы развития  речи дошкольников...

Приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы

Развитие речи - большая и сложная область проблема на всех ступенях обучения школьников. Понятие «речь» является межпредметным: оно встречается в лингвистической, психологической, методиче...

Особенности развития детей-логопатов на уроках физической культуры

В нашей школе учатся дети с многообразными расстройствами как органических, так и функциональных нарушений речи. Осознание своего дефекта, постоянное чувство неполноценности, страх речи, переживания ...