Новые подходы к обучению математике в коррекционной школе
материал
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_podhody_k_obucheniyu_matematiki.docx | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Математика обладает колоссальным воспитательным потенциалом: критичность мышления, способность к размышлениям и творчеству.
Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практический характер и быть тесно связанным как с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, так и с другими учебными дисциплинами.
Задачи преподавания математики в коррекционной школе состоят в том, чтобы:
- дать учащимся такие доступные количественные, пространственные и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
- через обучение математике, повышать уровень общего развития учащихся коррекционных школ, и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- воспитывать у учащихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, развивать у них точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Мы говорим сегодня о современном математическом образовании, о математике как учебном предмете.
Мы говорим сегодня о современном математическом образовании, о математике как учебном предмете.
Мы говорим сегодня о современном математическом образовании, о математике как учебном предмете. При этом должны помнить, что математика как учебный предмет отличается от математики как науки не только объёмом, системой и глубиной изложения, но, и прикладной направленностью изучаемых вопросов.
Современный этап развития математики как учебного предмета характеризуется: жёстким отбором основ содержания; чётким определением конкретных целей обучения, межпредметных связей, требованиями к математической подготовке учащихся на каждом этапе обучения; усилением воспитывающей и развивающей роли математики, её связи с жизнью; систематическим формированием интереса учащихся к предмету и его приложениям.
ПОДХОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Деятельностный подход.
Основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Исследования психологов и педагогов показывают, можно научить школьников самостоятельно и творчески учиться, для этого нужно включить их в специально организованную деятельность, сделать «хозяевами» этой деятельности. Для этого нужно выработать у школьников мотивы и цели учебной деятельности («зачем учиться математике»), обучить способам ее осуществления («как учиться»). Необходимо освободить ребенка от боязни наказания за несделанное, за невыученное. Ведь не секрет, что в большинстве своем именно эта причина является «движущей силой» сегодняшнего обучения. Однако психологи всего мира единодушны в том, что неизмеримо больший стимул учения - положительное подкрепление, поощрение правильных действий ученика. Сегодня учить, делая ставку на наказание, ошибочно и малоэффективно.
Очень действенной, является, используемая на уроке учителем групповая работа.
Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, «Решение уравнений» предлагаю учащимся записать в тетради любое уравнение и дать соседу по парте ту или иную задачу на составление уравнения. Указываю на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешается учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты.
В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение этого правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта. Состав пар можно, конечно, менять, совсем не обязательно, чтобы это были ученики, сидящие за одной партой.
Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.
Очень важным в такой деятельности, несомненно является психологический фактор: надо, чтобы дети видели в учителе надёжного помощника, доверяли ему, шли навстречу требованиям и установкам учителя и верили в свои силы, в возможность достижения лучших результатов.
Еще один пример групповой работы: при проведении устного счета, делимся на две команды. Учитель называет пример, а учащиеся дают ответ. У кого больше правильных ответов, та команда и победила.
Проведение арифметического диктанта – после завершения, дети меняются тетрадями и сами проверяют.
Обучение и преподавание на основе диалога
«Обучение и преподавание на основе диалога» предполагают подход, при котором диалог между учениками, между учеником и учителем помогает учащимся самостоятельно формировать и развивать собственное мышление. «Обучение тому, как учиться», или процесс формирования метасознания согласуется с вопросами, касающимися того, как учащимся можно помочь понять и взять на себя ответственность за собственное обучение таким образом, чтобы они могли продолжить обучение самостоятельно».
Диалоговое обучение применяла на уроках математики с целью развития мыслительной деятельности, усвоения теоретического и практического материала, грамотности математической речи. На уроке диалоги «ученик-ученик», «ученик-класс», «учитель-ученик», «учитель-класс» играют очень важную роль в обучении. Например, на уроке был проведен диалог с учащимися, который позволил определить насколько учащиеся усвоили учебный материал, умеют анализировать и делать выводы при решении задач по данной теме (например, понятия встречное движение, движение в одном направлении). Очень важно поставить вопрос разумно , чтобы он стимулировал ученика к размышлению, анализу, выбору вариантов. Важно дать 5-7 секунд для обдумывания, тогда будет гораздо больше ответов учащихся и участвующих в диалоге.
Критическое мышление
Одним из главных направлений является «Критическое мышление», которое тесно связано с диалоговым обучением. «Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям. Критическое мышление зачастую предполагает готовность к воображению или принятию во внимание альтернативных решений, внедрению новых или модифицированных способов мышления и действий; приверженность к организованным общественным действиям и развитию критического мышления у других».
Применяя критическое мышление урок делился на три фазы: вызов –осмысление-рефлексия.
На стадии вызова идет побуждение познавательного интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, учащиеся сами определяют направление своей работы по изучению темы.
На стадии осмысления учащиеся активно воспринимают изучаемый материал и соотносят имеющиеся знания с новыми.
При рефлексии происходит обобщение изученного материала и самостоятельно определяются направления в дальнейшем изучении темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Повышение мотивации к обучению математике учащихся коррекционной школы через проектную деятельность"
В статье рассмотрены вопросы организации проектной деятельности в коррекционной школе. Представлен материал из опыта работы....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА
Статья о необходимости применения презентаций для эффективного обучения математике обучающихся в коррекционной школе 8 вида....
Идеи педагогики сотрудничества в деятельностном подходе при обучении математике в средней школе
В результате разработки и внедрения собственной системы деятельностного подхода в обучении на уроках математики на основе педагогического сотрудничества становится качественной подготовка учащихся, по...
Статья на тему: "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"
Материал на тему: "Дифференцированный подход в обучении математики в специальной школе"...
Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе
Реализация компетентностного подхода в обучении математики в профессиональной школе...
Теоретические основы применения деятельностного подхода в обучении математике в основной школе
Деятельностный подход в обучении как средство достижения нового качества образования....
Современные подходы к обучению математике в средней школе
Предметная область «математика» дает большие возможности для применения инновационных технологий в процессе обучения. Они могут использоваться как на различных этапах процесса обучения (пр...